Напоминание

Игра для развития лексико-грамматической стороны речи для детей с ОВЗ "СЛОВОИЗМЕНЯЛКИ"


Автор: Масалкина Светлана Сергеевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: Детский сад №15 "Жемчужина"
Населённый пункт: Свердловская область, г. Новоуральск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Игра для развития лексико-грамматической стороны речи для детей с ОВЗ "СЛОВОИЗМЕНЯЛКИ"
Раздел: дошкольное образование





Назад




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Известная пословица гласит: «Повторение – мать учения», – чтобы что-то

запомнить, нужно повторить материал несколько раз. А сколько раз нужно повторить

слово с трудным звуком, чтобы этот звук, наконец-то, встал на свое место и больше не

терялся? Много-много раз. Это известно всем практикующим логопедам. И, безусловно,

нам очень хочется донести это до внимания родителей. Научить их быть внимательными к

тому, как говорят их дети. Но прежде, чем передать ребенка под ответственность

родителей,

необходимо

максимально

освоить

произношение

на

всех

этапах

звукопроизношения:

изолированно,

в

слогах,

словах,

словосочетаниях

и

фразах,

предложениях. А грамматически правильно оформленную речь слышать хочется еще

больше. Радоваться тому, как ловко ребенок изменяет слова, согласуя их между собой.

Итак, как сделать так, чтобы повторение не наскучило, а наоборот, радовало и

мотивировало к дальнейшим речевым успехам? Как научить ребенка грамотно оформлять

высказывания?

Ответ рядом с Вами: возьмите предметные картинки, в названии которых имеется

автоматизируемый звук, и действуйте! Самый эффективный способ научить чему-то

ребенка – поиграть в это.

А мы придумаем игру! Ведь знакомый речевой материал становится более

привлекательным,

повторяемость

слов

увеличивается,

а

значит

и

усвоение

произносительных норм идет быстрее именно в игре.

Изменять слова оказывается не так легко, но очень весело.

Свою речевую игру я так и назвала «СЛОВОИЗМЕНЯЛКИ»

Теперь у нас автоматизация звуков интереснее и полезнее, так как учит детей

дошкольного возраста словоизменению, хотя мы просто играем.

Автор игры: Масалкина Светлана Сергеевна, учитель-логопед МАДОУ детский сад

«Страна чудес» структурное подразделение – детский сад № 15 «Жемчужина», г.

Новоуральск Свердловская область.

ПАСПОРТ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ

«СЛОВОИЗМЕНЯЛКИ»

ЦЕЛЬ ИГРЫ

Формирование

словоизменения

в

процессе

автоматизации

звуков

речи

в

словосочетаниях и предложениях у детей 6-7 лет.

ЗАДАЧИ

Развивающие:

создание

условий

для

автоматизации

нужного

звука

через

многократное повторение слов, формирование фонематических процессов, развитие связной

речи через проговаривание полных предложений, развитие памяти через запоминание

предложно-падежных конструкций;

Образовательные: создание условий для формирования предпосылок грамотности

через словоизменение в предложно-падежных конструкциях;

Воспитательные: создание условий для воспитания уменя слушать собеседника,

выполнять установленные правила поведения, усидчивости, терпения и терпимости в

процессе говорения и слушания.

ОБОРУДОВАНИЕ

Набор карточек с картинками, в названии которых есть отрабатываемый

звук/звуки.

КОЛИЧЕСТВО ИГРОКОВ

от 2 до 6 человек

ОПИСАНИЕ ИГРЫ

Педагог-ведущий (далее ребенок-ведущий) задаёт игрокам образец предложения с

предложно-падежной конструкцией и демонстрирует перемещение

карточек на столе. Дети-участники запоминают предложение и в

точности его повторяют с

учётом

правильного

звукопроизношения.

ИГРА 1 «Что? На чём?»

Цель:

автоматизация

звука

[Р],

правильное словоизменение существительного с

предлогом НА.

Ход игры:

на игровом поле стоит

стопка картинок рубашкой вверх. Ведущий

открывает верхнюю карточку, называет слово (например, воРона), кладет карточку рядом с

собой картинкой вверх. Все игроки по кругу делают тоже самое. Далее ведущий снова

открывает верхнюю карточку, называет слово (например, гоРа) и говорит, что она лежит на

карточке соседа, правильно изменяя слова. Так, если у следующего игрока лежит карточка с

«каРманом», то надо сказать: «На каРмане гоРа» и положить карточку соседу сверху на его

карточку. И так далее по кругу.

ИГРА 2 «За кем? За чем?»

Цель: автоматизация звука [Р], правильное словоизменение существительного с

предлогом ЗА.

Ход игры: на игровом поле стоит стопка картинок рубашкой вверх. Ведущий просит

игрока слева открыть верхнюю карточку, назвать

слово (например, кРыша) и положить рядом со

стопкой картинкой вверх. Далее ведущий снова

открывает верхнюю карточку, называет слово и

говорит: «ЗА кРышей бРаслет». И так далее по

кругу.

Картинки

выкладываются друг за

другом

как

бы

закручиваясь

вокруг

стопки с картинками.

ИГРА 3 «У кого? У чего?» или «ОКОЛО»

ИГРА 4 «ПОД и НАД» В этом случае участники берут по

две картинки и раскладывают их своим соседям.

ИГРА 5 «В ком? В чём?»

Таким образом можно придумать множество вариантов

игр на формирование словоизменения с учетом предложно-

падежных конструкций и автоматизации различных звуков

речи. Используйте разнообразные предлоги, выкладывайте

карточки по разному. В играх можно делать усложнения:

усложняем речевой материал для проговаривания. Например,

полностью называем свои действия в игре: «Я беРу тигРа и

кладу на воРота»/«Я откРываю каРтинку и вижу кРем, кРем на

ноРе» и т.д. и.т.п. В итоге получаются забавные нелепицы,

которые очень нравятся детям и вызывают смех. Подобные

игры создают условия для развития у детей словестного творчества, коммуникативной

смелости и уверенности в себе.

Занимайтесь, играя, с удовольствием!



В раздел образования