Автор: Масалкина Светлана Сергеевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: Детский сад №15 "Жемчужина"
Населённый пункт: Свердловская область, г. Новоуральск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Игра для развития лексико-грамматической стороны речи для детей с ОВЗ "СЛОВОИЗМЕНЯЛКИ"
Раздел: дошкольное образование
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Известная пословица гласит: «Повторение – мать учения», – чтобы что-то
запомнить, нужно повторить материал несколько раз. А сколько раз нужно повторить
слово с трудным звуком, чтобы этот звук, наконец-то, встал на свое место и больше не
терялся? Много-много раз. Это известно всем практикующим логопедам. И, безусловно,
нам очень хочется донести это до внимания родителей. Научить их быть внимательными к
тому, как говорят их дети. Но прежде, чем передать ребенка под ответственность
родителей,
необходимо
максимально
освоить
произношение
на
всех
этапах
звукопроизношения:
изолированно,
в
слогах,
словах,
словосочетаниях
и
фразах,
предложениях. А грамматически правильно оформленную речь слышать хочется еще
больше. Радоваться тому, как ловко ребенок изменяет слова, согласуя их между собой.
Итак, как сделать так, чтобы повторение не наскучило, а наоборот, радовало и
мотивировало к дальнейшим речевым успехам? Как научить ребенка грамотно оформлять
высказывания?
Ответ рядом с Вами: возьмите предметные картинки, в названии которых имеется
автоматизируемый звук, и действуйте! Самый эффективный способ научить чему-то
ребенка – поиграть в это.
А мы придумаем игру! Ведь знакомый речевой материал становится более
привлекательным,
повторяемость
слов
увеличивается,
а
значит
и
усвоение
произносительных норм идет быстрее именно в игре.
Изменять слова оказывается не так легко, но очень весело.
Свою речевую игру я так и назвала «СЛОВОИЗМЕНЯЛКИ»
Теперь у нас автоматизация звуков интереснее и полезнее, так как учит детей
дошкольного возраста словоизменению, хотя мы просто играем.
Автор игры: Масалкина Светлана Сергеевна, учитель-логопед МАДОУ детский сад
«Страна чудес» структурное подразделение – детский сад № 15 «Жемчужина», г.
Новоуральск Свердловская область.
ПАСПОРТ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ
«СЛОВОИЗМЕНЯЛКИ»
ЦЕЛЬ ИГРЫ
Формирование
словоизменения
в
процессе
автоматизации
звуков
речи
в
словосочетаниях и предложениях у детей 6-7 лет.
ЗАДАЧИ
Развивающие:
создание
условий
для
автоматизации
нужного
звука
через
многократное повторение слов, формирование фонематических процессов, развитие связной
речи через проговаривание полных предложений, развитие памяти через запоминание
предложно-падежных конструкций;
Образовательные: создание условий для формирования предпосылок грамотности
через словоизменение в предложно-падежных конструкциях;
Воспитательные: создание условий для воспитания уменя слушать собеседника,
выполнять установленные правила поведения, усидчивости, терпения и терпимости в
процессе говорения и слушания.
ОБОРУДОВАНИЕ
Набор карточек с картинками, в названии которых есть отрабатываемый
звук/звуки.
КОЛИЧЕСТВО ИГРОКОВ
от 2 до 6 человек
ОПИСАНИЕ ИГРЫ
Педагог-ведущий (далее ребенок-ведущий) задаёт игрокам образец предложения с
предложно-падежной конструкцией и демонстрирует перемещение
карточек на столе. Дети-участники запоминают предложение и в
точности его повторяют с
учётом
правильного
звукопроизношения.
ИГРА 1 «Что? На чём?»
Цель:
автоматизация
звука
[Р],
правильное словоизменение существительного с
предлогом НА.
Ход игры:
на игровом поле стоит
стопка картинок рубашкой вверх. Ведущий
открывает верхнюю карточку, называет слово (например, воРона), кладет карточку рядом с
собой картинкой вверх. Все игроки по кругу делают тоже самое. Далее ведущий снова
открывает верхнюю карточку, называет слово (например, гоРа) и говорит, что она лежит на
карточке соседа, правильно изменяя слова. Так, если у следующего игрока лежит карточка с
«каРманом», то надо сказать: «На каРмане гоРа» и положить карточку соседу сверху на его
карточку. И так далее по кругу.
ИГРА 2 «За кем? За чем?»
Цель: автоматизация звука [Р], правильное словоизменение существительного с
предлогом ЗА.
Ход игры: на игровом поле стоит стопка картинок рубашкой вверх. Ведущий просит
игрока слева открыть верхнюю карточку, назвать
слово (например, кРыша) и положить рядом со
стопкой картинкой вверх. Далее ведущий снова
открывает верхнюю карточку, называет слово и
говорит: «ЗА кРышей бРаслет». И так далее по
кругу.
Картинки
выкладываются друг за
другом
как
бы
закручиваясь
вокруг
стопки с картинками.
ИГРА 3 «У кого? У чего?» или «ОКОЛО»
ИГРА 4 «ПОД и НАД» В этом случае участники берут по
две картинки и раскладывают их своим соседям.
ИГРА 5 «В ком? В чём?»
Таким образом можно придумать множество вариантов
игр на формирование словоизменения с учетом предложно-
падежных конструкций и автоматизации различных звуков
речи. Используйте разнообразные предлоги, выкладывайте
карточки по разному. В играх можно делать усложнения:
усложняем речевой материал для проговаривания. Например,
полностью называем свои действия в игре: «Я беРу тигРа и
кладу на воРота»/«Я откРываю каРтинку и вижу кРем, кРем на
ноРе» и т.д. и.т.п. В итоге получаются забавные нелепицы,
которые очень нравятся детям и вызывают смех. Подобные
игры создают условия для развития у детей словестного творчества, коммуникативной
смелости и уверенности в себе.
Занимайтесь, играя, с удовольствием!