Напоминание

Использование игровых приемов для воспитания у детей дошкольного возраста интереса к родной речи


Автор: Яшунина Анна Романовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ№28
Населённый пункт: г.Армавир,Краснодарский край
Наименование материала: статья
Тема: Использование игровых приемов для воспитания у детей дошкольного возраста интереса к родной речи
Раздел: дошкольное образование





Назад




Использование игровых приемов для воспитания у детей дошкольного

возраста интереса к родной речи

Яшунина Анна Романовна

Воспитатель МАДОУ №28

г. Армавир, Краснодарский край

Аннотация. В данной статье речь идет о том, как важно в дошкольном

детстве начинать вызывать интерес к родной речи. Решением этой проблемы

выступает применение на практике игровых приемов. Так как игра для детей

этого возраста является эффективным и продуктивным средством обучения.

Ключевые слова. Язык народа, родная речь, игровые приемы, игра, игровые

технологии.

Великий русский педагог К.Д. Ушинский говорил: «Язык народа -

лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его

духовной жизни, начинающейся далеко за границами истории. В языке

одухотворяется весь народ и вся его родина; в нем претворяется творческой

силой народного духа в мысль, в картину и звук небо отчизны, ее воздух, ее

физические явления, ее климат, ее поля, горы и долины, ее леса и реки, ее бури

и грозы - весь тот глубокий, полный мысли и чувства, голос родной природы,

который говорит так громко в любви человека к его иногда суровой родине,

который высказывается так ясно в родной песне, в родных напевах, в устах

народных поэтов».

Дошкольный возраст является благоприятным периодом для овладения

родным языком в силу психологических особенностей детей. Поэтому важно

уже с раннего детства прививать ребенку интерес к родной речи.

В современном мире можно проследить, что интерес к родному языку

пропадает. Одной из причин является проблема раннего приобщения ребенка к

иностранному языку, заменяя тем самым для ребенка его родной язык. Так

ребенок получает скудный и поддельный источник знаний, вместо истинного и

богатого. В этом возрасте важно показать ребенку всю красоту родной речи, так

как наблюдается речевая и мыслительная активность, легкость формирования

положительной мотивации речевой деятельности.

В психолого-педагогических исследованиях В.К.Дьяченко, В.В. Рубцова,

Н.К.Поливановой и других отечественных авторов доказано доступность и

необходимость целенаправленного формирования интереса к родному языку.

Практика показывает, что с помощью традиционных форм работы нельзя

в полной мере решить возникшую проблему. Так перед воспитателями стоит

задача в подборе методов и приемов, с помощью которых можно пробудить в

ребенке интерес к родной речи, чтобы речь для малыша стала привлекательной

и нетрудной. Как же вызвать у ребенка интерес к родной речи? Для решения

этой проблемы, наиболее доступным способом являются применение на

практике игровых приемов.

Игровые приемы являются совместным способом (педагог и дети)

развития сюжетно-игрового замысла, путем постановки игровых задач и

выполнения соответствующих игровых действий, направленных на обучение и

развитие детей.

При воспитании интереса у детей дошкольного возраста к родной речи,

продуктивно и результативно используются следующие игровые приемы:

объяснение, указания, речевой образец, словесное упражнение, повторение,

вопросы (прямые, наводящие, подсказывающие, репродуктивные, поисковые,

показ предмета, движения, игрушки, картинки, показ с называнием, приемы

работы с техническими средствами обучения).

Пробудить в ребенке интерес к родной речи педагог может и с помощью

использования различных Игровых технологий. Так как в них прослеживается

один из наиболее важных принципов обучения – от простого к сложному.

Игры разнообразны по своему содержанию, они ни к чему не

принуждают детей и создают благоприятную атмосферу для вызывания

интереса у детей к родному языку. Сюда мы можем отнести применение на

практике пальчикового театра, сюжетно-ролевых, дидактических и настольно-

печатных игр, различные игры – забавы, игры с правилами.

В

непосредственно

образовательной

деятельности

возможно

использование игровых приемов с помощью ТРИЗ – технологии. Активно

использую в своей деятельности сказочного персонажа как героя занятия,

который помогает мне привлечь внимание детей к родной речи. От лица

главного героя занятия задаются вопросы, ведутся диалоги, беседы с

дошкольниками. А также чтение стихов, потешек, прибауток, сказок с

использованием наглядности.

Воспитание интереса к родной речи подрастающего поколения является

одной

из

задач

педагогов.

Дошкольное

детство

является

периодом

интенсивного

развития

коммуникативных

форм

и

функций

языковой

деятельности, практических речевых навыков. Дети в этом возрасте проявляют

речевую активность, внимательно выслушивают и впитывают в себя новый

поступающий им материал.

Таким образом, в своей практической деятельности, для того, чтобы

побудить интерес к родной речи у детей дошкольного возраста, можно

использовать перечисленные выше игровые приемы.

«Достигает тот, кто делает», - утверждают мудрецы. Делайте, решайтесь,

и вы добьетесь успехов в достижении целей.

Список литературы.

1.

Пидкасистый П. И., Хайдаров Ж. С. Технология игры. — М., 1996.

Игровые

технологии

в

образовании

дошкольников

и

младших

школьников: методические рекомендации / И. С. Сергеева, Ф. С.

Гайнуллова. - М.: КНОРУС, 2016. - 112 c.

2.

Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного

возраста.- М.: Издательство «Академия», 2000.



В раздел образования