Автор: Яшунина Анна Романовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ№28
Населённый пункт: г.Армавир,Краснодарский край
Наименование материала: статья
Тема: Использование игровых приемов для воспитания у детей дошкольного возраста интереса к родной речи
Раздел: дошкольное образование
Использование игровых приемов для воспитания у детей дошкольного
возраста интереса к родной речи
Яшунина Анна Романовна
Воспитатель МАДОУ №28
г. Армавир, Краснодарский край
Аннотация. В данной статье речь идет о том, как важно в дошкольном
детстве начинать вызывать интерес к родной речи. Решением этой проблемы
выступает применение на практике игровых приемов. Так как игра для детей
этого возраста является эффективным и продуктивным средством обучения.
Ключевые слова. Язык народа, родная речь, игровые приемы, игра, игровые
технологии.
Великий русский педагог К.Д. Ушинский говорил: «Язык народа -
лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его
духовной жизни, начинающейся далеко за границами истории. В языке
одухотворяется весь народ и вся его родина; в нем претворяется творческой
силой народного духа в мысль, в картину и звук небо отчизны, ее воздух, ее
физические явления, ее климат, ее поля, горы и долины, ее леса и реки, ее бури
и грозы - весь тот глубокий, полный мысли и чувства, голос родной природы,
который говорит так громко в любви человека к его иногда суровой родине,
который высказывается так ясно в родной песне, в родных напевах, в устах
народных поэтов».
Дошкольный возраст является благоприятным периодом для овладения
родным языком в силу психологических особенностей детей. Поэтому важно
уже с раннего детства прививать ребенку интерес к родной речи.
В современном мире можно проследить, что интерес к родному языку
пропадает. Одной из причин является проблема раннего приобщения ребенка к
иностранному языку, заменяя тем самым для ребенка его родной язык. Так
ребенок получает скудный и поддельный источник знаний, вместо истинного и
богатого. В этом возрасте важно показать ребенку всю красоту родной речи, так
как наблюдается речевая и мыслительная активность, легкость формирования
положительной мотивации речевой деятельности.
В психолого-педагогических исследованиях В.К.Дьяченко, В.В. Рубцова,
Н.К.Поливановой и других отечественных авторов доказано доступность и
необходимость целенаправленного формирования интереса к родному языку.
Практика показывает, что с помощью традиционных форм работы нельзя
в полной мере решить возникшую проблему. Так перед воспитателями стоит
задача в подборе методов и приемов, с помощью которых можно пробудить в
ребенке интерес к родной речи, чтобы речь для малыша стала привлекательной
и нетрудной. Как же вызвать у ребенка интерес к родной речи? Для решения
этой проблемы, наиболее доступным способом являются применение на
практике игровых приемов.
Игровые приемы являются совместным способом (педагог и дети)
развития сюжетно-игрового замысла, путем постановки игровых задач и
выполнения соответствующих игровых действий, направленных на обучение и
развитие детей.
При воспитании интереса у детей дошкольного возраста к родной речи,
продуктивно и результативно используются следующие игровые приемы:
объяснение, указания, речевой образец, словесное упражнение, повторение,
вопросы (прямые, наводящие, подсказывающие, репродуктивные, поисковые,
показ предмета, движения, игрушки, картинки, показ с называнием, приемы
работы с техническими средствами обучения).
Пробудить в ребенке интерес к родной речи педагог может и с помощью
использования различных Игровых технологий. Так как в них прослеживается
один из наиболее важных принципов обучения – от простого к сложному.
Игры разнообразны по своему содержанию, они ни к чему не
принуждают детей и создают благоприятную атмосферу для вызывания
интереса у детей к родному языку. Сюда мы можем отнести применение на
практике пальчикового театра, сюжетно-ролевых, дидактических и настольно-
печатных игр, различные игры – забавы, игры с правилами.
В
непосредственно
образовательной
деятельности
возможно
использование игровых приемов с помощью ТРИЗ – технологии. Активно
использую в своей деятельности сказочного персонажа как героя занятия,
который помогает мне привлечь внимание детей к родной речи. От лица
главного героя занятия задаются вопросы, ведутся диалоги, беседы с
дошкольниками. А также чтение стихов, потешек, прибауток, сказок с
использованием наглядности.
Воспитание интереса к родной речи подрастающего поколения является
одной
из
задач
педагогов.
Дошкольное
детство
является
периодом
интенсивного
развития
коммуникативных
форм
и
функций
языковой
деятельности, практических речевых навыков. Дети в этом возрасте проявляют
речевую активность, внимательно выслушивают и впитывают в себя новый
поступающий им материал.
Таким образом, в своей практической деятельности, для того, чтобы
побудить интерес к родной речи у детей дошкольного возраста, можно
использовать перечисленные выше игровые приемы.
«Достигает тот, кто делает», - утверждают мудрецы. Делайте, решайтесь,
и вы добьетесь успехов в достижении целей.
Список литературы.
1.
Пидкасистый П. И., Хайдаров Ж. С. Технология игры. — М., 1996.
Игровые
технологии
в
образовании
дошкольников
и
младших
школьников: методические рекомендации / И. С. Сергеева, Ф. С.
Гайнуллова. - М.: КНОРУС, 2016. - 112 c.
2.
Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного
возраста.- М.: Издательство «Академия», 2000.