Автор: Олфиренко Ирина Сергеевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ№38
Населённый пункт: СВЕРДЛОВСКАЯ ОБЛАСТЬ, СУХОЙ ЛОГ
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Использование здоровьсберегающих технологий в старшем дошкольном возрасте»
Раздел: дошкольное образование
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДОУ
Основные понятия:
Понятие
Определение
«технология»
- это, прежде всего, системный метод создания, применения и
определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с
учетом
технических
и
человеческих
ресурсов
и
их
взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм
образования (ЮНЕСКО).
«педагогическая
технология»
- строго научное прогнозирование (проектирование) и точное
воспроизведение
педагогических
действий,
которые
обеспечивают достижение запланированных результатов (В.А.
Сластенин).
«здоровьесберегающая
технология»
- это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие
всех
факторов
образовательной
среды,
направленных
на
сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и
развития.
В
концепции
дошкольного
образования
предусмотрено
не
только
сохранение,
но
и
активное
формирование
здорового
образа
жизни
и
здоровья
воспитанников.
«здоровье»
-
это
состояние
полного
физического,
психического
и
социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или
физических дефектов (ВОЗ).
«здоровье физическое»
- это совершенство саморегуляции в организме, максимальная
адаптация к окружающей среде.
«здоровье психическое»
-
это
высокое
сознание,
развитое
мышление,
большая
внутренняя и моральная сила, побуждающая к созидательной
деятельности.
«здоровье
нравственное»
- это комплекс характеристик мотивационной и потребностно-
информативной сферы жизнедеятельности, основу которого
определяет система ценностей, установок и мотивов поведения
индивида в обществе. Нравственным здоровьем опосредована
духовность человека, так как оно связано с общечеловеческими
истинами добра, любви, милосердия и красоты.
«здоровье социальное»
- это моральное самообладание, адекватная оценка своего «Я»,
самоопределение личности в оптимальных условиях микро -, и
макросреды (семье, школе, социальной группе).
Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий зависит от
программы,
по
которой
работают
педагоги,
конкретных
условий
дошкольного
образовательного
учреждения
(ДОУ),
профессиональной
компетентности педагогов, а также показаний заболеваемости детей.
СОВРЕМЕННЫЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ
Виды здоровье
сберегающих
педагогических
технологий
Время проведения в
режиме дня
Особенности методики
проведения
Ответственный
1.
Технологии сохранения и стимулирования здоровья
Стретчинг -
комплекс
упражнений
основаных на
статических
растяжках мышц
тела, суставно-
связочного аппарата
и позвоночника
ребёнка
Не раньше чем через
30 мин. после приема
пищи, 2 раза в неделю
по 30 мин. со среднего
возраста в
физкультурном или
музыкальном залах
либо в групповой
комнате, в хорошо
проветренном
помещении
Рекомендуется детям с вялой
осанкой и плоскостопием.
Опасаться
непропорциональной
нагрузки на мышцы
Руководитель
физического
воспитания
Ритмопластика -
организация
движений с
помощью
музыкального ритма
Не раньше чем через
30 мин. после приема
пищи, 2 раза в неделю
по 30 мин. со среднего
возраста
Обратить внимание на
художественную ценность,
величину физической
нагрузки и ее соразмерность
возрастным показателям
ребенка
Руководитель
физического
воспитания,
музыкальный
руководитель,
педагог ДО
Динамические
паузы
-
-
кратковременные
физические
упражнения,
проводимые с целью
предупреждения
утомления,
восстановление
умственной
работоспособности.
Во время занятий, 2-5
мин., по мере
утомляемости детей
Рекомендуется для всех детей
в качестве профилактики
утомления. Могут включать в
себя элементы гимнастики
для глаз, дыхательной
гимнастики и других в
зависимости от вида занятия
Воспитатели
Подвижные и
спортивные игры –
это совместные и
одиночные игры,
цель которых -
движение, ритм и
развитие физической
силы
Как часть
физкультурного
занятия, на прогулке, в
групповой комнате -
малой со средней
степенью
подвижности.
Ежедневно для всех
возрастных групп
Игры подбираются е
соответствии с возрастом
ребенка, местом и временем
ее проведения. В ДОУ
используем лишь элементы
спортивных игр
Воспитатели,
руководитель
физического
воспитания
Релаксация -
(успокоение,
расслабление)
преодоление
внутреннего
напряжения,
основанный на
сознательном
В любом подходящем
помещении. В
зависимости от
состояния детей и
целей, педагог
определяет
интенсивность
технологии. Для всех
Можно использовать
спокойную классическую
музыку (Чайковский,
Рахманинов), звуки природы
Воспитатели,
руководитель
физического
воспитания,
психолог
расслаблении мышц
возрастных групп
Технологии
эстетической
направленности -
реализуются на
занятиях
художественно-
эстетического цикла,
при посещении
музеев, театров,
выставок,
оформлении
помещений к
праздникам
реализуются на
занятиях
художественно-
эстетического цикла,
при посещении
музеев, театров,
выставок,
оформлении
помещений к
праздникам и др.
Реализуются на
занятиях
художественно-
эстетического цикла,
при посещении музеев,
театров, выставок и
пр., оформлении
помещений к
праздникам и др. Для
всех возрастных групп
Осуществляется на занятиях
по программе ДОУ, а также
по специально
запланированному графику
мероприятий. Особое
значение имеет работа с
семьей, привитие детям
эстетического вкуса
Все педагоги
ДОУ
Гимнастика
пальчиковая -
набор упражнений,
направленных на
развитие мелкой
моторики руки
С младшего возраста
индивидуально либо с
подгруппой ежедневно
Рекомендуется всем детям,
особенно с речевыми
проблемами. Проводится в
любой удобный отрезок
времени (в любое удобное
время)
Воспитатели,
логопед
Гимнастика для
глаз - общее
оздоровление
зрительного
аппарата,
проводится в
игровой форме
Ежедневно по 3-5 мин.
в любое свободное
время; в зависимости
от интенсивности
зрительной нагрузки с
младшего возраста
Рекомендуется использовать
наглядный материал, показ
педагога
Все педагоги
Гимнастика
дыхательная -
система
дыхательных
упражнений,
направленных на
укрепление здоровья
и лечение различных
заболеваний
В различных формах
физкультурно-
оздоровительной
работы
Обеспечить проветривание
помещения, педагогу дать
детям инструкции об
обязательной гигиене полости
носа перед проведением
процедуры
Все педагоги
Гимнастика
бодрящая -
гимнастика после
дневного сна или
разминка после сна
Ежедневно после
дневного сна, 5-10 мин.
Форма проведения различна:
упражнения на кроватках,
обширное умывание; ходьба
по ребристым дощечкам;
легкий бег из спальни в
Воспитатели
группу с разницей
температуры в помещениях и
другие в зависимости от
условий ДОУ
Гимнастика
корригирующая -
вид лечебной
гимнастики, система
специальных
физических
упражнений
гимнастического
характера
В различных формах
физкультурно-
оздоровительной
работы
Форма проведения зависит от
поставленной задачи и
контингента детей
Воспитатели,
руководитель
физического
воспитания
Гимнастика
ортопедическая -
укрепление мышц
свода стопы у детей
через комплекс
специальных
упражнений
В различных формах
физкультурно-
оздоровительной
работы
Рекомендуется детям с
плоскостопием и в качестве
профилактики болезней
опорного свода стопы
Воспитатели,
руководитель
физического
воспитания
2. Технологии обучения здоровому образу жизни
Физкультурное
занятие - ведущая
форма
организованного,
систематического
обучения детей
двигательным
умениям и навыкам
2-3 раза в неделю в
спортивном или
музыкальном залах.
Ранний возраст - в
групповой комнате, 10
мин. Младший
возраст- 15-20 мин.,
средний возраст - 20-25
мин., старший возраст -
25-30 мин.
Занятия проводятся в
соответствии программой, по
которой работает ДОУ. Перед
занятием необходимо хорошо
проветрить помещение
Воспитатели,
руководитель
физического
воспитания
Проблемно-
игровые
(игротреннинги
и
игротерапия)
-
система
игровых
упражнений,
которые тренируют
способность быстро
и
активно
концентрировать
внимание,
память,
осязание
В свободное время,
можно во второй
половине дня. Время
строго не фиксировано,
в зависимости от задач,
поставленных
педагогом
Занятие может быть
организовано не заметно для
ребенка, посредством
включения педагога в процесс
игровой деятельности
Воспитатели,
психолог
Коммуникативные
игры - игры,
1-2 раза в неделю по 30
мин. со старшего
Занятия строятся по
определенной схеме и состоят
Воспитатели,
психолог
способствующие
созданию
доверительной
атмосферы в группе
возраста
из нескольких частей. В них
входят беседы, этюды и игры
разной степени подвижности,
занятия рисованием, лепкой и
др.
Занятия из серии
«Здоровье» -
занятия по
ознакомлению детей
со своим
организмом,
создание
предпосылок к
заботе о
собственном
здоровье
1 раз в неделю по 30
мин. со ст. возраста
Могут быть включены в сетку
занятий в качестве
познавательного развития
Воспитатели,
руководитель
физического
воспитания
Самомассаж -
способ занятия по
ознакомлению детей
со своим
организмом,
создание
предпосылок к
заботе о
собственном
здоровье
В зависимости от
поставленных
педагогом целей,
сеансами либо в
различных формах
физкультурно-
оздоровительной
работы
Необходимо объяснить
ребенку серьезность
процедуры и дать детям
элементарные знания о том,
как не нанести вред своему
организму
Воспитатели, ст.
медсестра,
руководитель
физического
воспитания
Точечный
самомассаж
Проводится в
преддверии эпидемий,
в осенний и весенний
периоды в любое
удобное для педагога
время со старшего
возраста
Проводится строго по
специальной методике.
Показана детям с частыми
простудными заболеваниями
и болезнями ЛОР-органов.
Используется наглядный
материал
Воспитатели, ст.
медсестра,
руководитель
физического
воспитания
Биологическая
обратная связь
(БОС) -
немедикаментозный
метод лечения и
реабилитации,
основанный на
развитии навыков
самоконтроля и
саморегуляции
различных функций
организма для
улучшения общего
состояния
От 10 до 15 сеансов
работы с компьютером
по 5-10 мин. в
специальном
помещении.
Рекомендуется со
старшего возраста
Необходимы соблюдение
правил работы за
компьютером. Рекомендуется
специальная методика для
дошкольников
Педагог-
валеолог,
специально
обученный
педагог
2.
Коррекционные технологии
Арттерапия -
«лечение
искусством»
Сеансами по 10-12
занятий по 30-35 мин.
со средней группы
Занятия проводят по
подгруппам 10-13 человек,
программа имеет
диагностический
инструментарий и
предполагает протоколы
занятий
Воспитатели,
психолог
Технологии
музыкального
воздействия -
музыкальная
терапия
В различных формах
физкультурно-
оздоровительной
работы; либо
отдельные занятия 2-4
раза в месяц в
зависимости от
поставленных целей
Используются в качестве
вспомогательного средства
как часть других технологий;
для снятия напряжения,
повышения эмоционального
настроя и пр.
Все педагоги
Сказкотерапия -
воздействия на
психику
дошкольника
средствами
фольклора
2-4 занятия в месяц по
30 мин. со старшего
возраста
Занятия используют для
психологической
терапевтической и
развивающей работы. Сказку
может рассказывать
взрослый, либо это может
быть групповое
рассказывание, где
рассказчиком является не
один человек, а группа детей
Воспитатели,
психолог
Технологии
воздействия цветом
- направление, при
котором
используется
воздействие
цветовой гаммы на
психоэмоционально
е состояние
дошкольника, на его
самочувствие
Как специальное
занятие 2-4 раза в
месяц в зависимости от
поставленных задач
Необходимо уделять особое
внимание цветовой гамме
интерьеров ДОУ. Правильно
подобранные цвета снимают
напряжение и повышают
эмоциональный настрой
ребенка
Воспитатели,
психолог
Технологии
коррекции
поведения
-
стимулирование
готовности личности
к сотрудничеству и
повышению уровня
ее
социальной
адаптации.
Сеансами по 10-12
занятий по 25-30 мин.
со старшего возраста
Проводятся по специальным
методикам в малых группах
по 6-8 человек. Группы
составляются не по одному
признаку - дети с разными
проблемами занимаются в
одной группе. Занятия
проводятся в игровой форме,
имеют диагностический
инструментарий и протоколы
занятий
Воспитатели,
психолог
Психогимнастика -
курс специальных
1-2 раза в неделю со
старшего возраста по
Занятия проводятся по
специальным методикам
Воспитатели,
психолог
занятий (этюдов,
игр, упражнений),
направленных на
развитие и
коррекцию
различных сторон
психики ребенка
25-30 мин.
Фонетическая
ритмика -
дополнительный
прием в работе по
формированию и
коррекции
произносительной
стороны речи детей
2 раза в неделю с
младшего возраста не
раньше чем через 30
мин. после приема
пищи. В
физкультурном или
музыкальном залах.
Мл.возраст-15 мин.,
старший возраст-30
мин.
Занятия рекомендованы детям
с проблемами слуха либо в
профилактических целях.
Цель занятий - фонетическая
грамотная речь без движений
Воспитатели,
руководитель
физического
воспитания,
логопед
Важно,
чтобы
каждая
из
технологий
имела
оздоровительную
направленность,
а
используемая
в
комплексе
здоровьесберегающая
деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на
здоровый образ жизни, полноценное развитие.
Применение
в
работе
ДОУ
здоровьесберегающих
педагогических
технологий
повысит
результативность
воспитательно-образовательного
процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации,
направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, если будут
созданы условия для возможности корректировки технологий, в зависимости от
конкретных условий и специализации ДОУ; если, опираясь на статистический
мониторинг
здоровья
детей,
будут
внесены
необходимые
поправки
в
интенсивность
технологических
воздействий,
обеспечен
индивидуальный
подход к каждому ребенку; будут сформированы положительные мотивации у
педагогов ДОУ и родителей детей.