Напоминание

Использование здоровьсберегающих технологий в старшем дошкольном возрасте»


Автор: Олфиренко Ирина Сергеевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ№38
Населённый пункт: СВЕРДЛОВСКАЯ ОБЛАСТЬ, СУХОЙ ЛОГ
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Использование здоровьсберегающих технологий в старшем дошкольном возрасте»
Раздел: дошкольное образование





Назад




ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДОУ

Основные понятия:

Понятие

Определение

«технология»

- это, прежде всего, системный метод создания, применения и

определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с

учетом

технических

и

человеческих

ресурсов

и

их

взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм

образования (ЮНЕСКО).

«педагогическая

технология»

- строго научное прогнозирование (проектирование) и точное

воспроизведение

педагогических

действий,

которые

обеспечивают достижение запланированных результатов (В.А.

Сластенин).

«здоровьесберегающая

технология»

- это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие

всех

факторов

образовательной

среды,

направленных

на

сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и

развития.

В

концепции

дошкольного

образования

предусмотрено

не

только

сохранение,

но

и

активное

формирование

здорового

образа

жизни

и

здоровья

воспитанников.

«здоровье»

-

это

состояние

полного

физического,

психического

и

социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или

физических дефектов (ВОЗ).

«здоровье физическое»

- это совершенство саморегуляции в организме, максимальная

адаптация к окружающей среде.

«здоровье психическое»

-

это

высокое

сознание,

развитое

мышление,

большая

внутренняя и моральная сила, побуждающая к созидательной

деятельности.

«здоровье

нравственное»

- это комплекс характеристик мотивационной и потребностно-

информативной сферы жизнедеятельности, основу которого

определяет система ценностей, установок и мотивов поведения

индивида в обществе. Нравственным здоровьем опосредована

духовность человека, так как оно связано с общечеловеческими

истинами добра, любви, милосердия и красоты.

«здоровье социальное»

- это моральное самообладание, адекватная оценка своего «Я»,

самоопределение личности в оптимальных условиях микро -, и

макросреды (семье, школе, социальной группе).

Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий зависит от

программы,

по

которой

работают

педагоги,

конкретных

условий

дошкольного

образовательного

учреждения

(ДОУ),

профессиональной

компетентности педагогов, а также показаний заболеваемости детей.

СОВРЕМЕННЫЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ

Виды здоровье

сберегающих

педагогических

технологий

Время проведения в

режиме дня

Особенности методики

проведения

Ответственный

1.

Технологии сохранения и стимулирования здоровья

Стретчинг -

комплекс

упражнений

основаных на

статических

растяжках мышц

тела, суставно-

связочного аппарата

и позвоночника

ребёнка

Не раньше чем через

30 мин. после приема

пищи, 2 раза в неделю

по 30 мин. со среднего

возраста в

физкультурном или

музыкальном залах

либо в групповой

комнате, в хорошо

проветренном

помещении

Рекомендуется детям с вялой

осанкой и плоскостопием.

Опасаться

непропорциональной

нагрузки на мышцы

Руководитель

физического

воспитания

Ритмопластика -

организация

движений с

помощью

музыкального ритма

Не раньше чем через

30 мин. после приема

пищи, 2 раза в неделю

по 30 мин. со среднего

возраста

Обратить внимание на

художественную ценность,

величину физической

нагрузки и ее соразмерность

возрастным показателям

ребенка

Руководитель

физического

воспитания,

музыкальный

руководитель,

педагог ДО

Динамические

паузы

-

-

кратковременные

физические

упражнения,

проводимые с целью

предупреждения

утомления,

восстановление

умственной

работоспособности.

Во время занятий, 2-5

мин., по мере

утомляемости детей

Рекомендуется для всех детей

в качестве профилактики

утомления. Могут включать в

себя элементы гимнастики

для глаз, дыхательной

гимнастики и других в

зависимости от вида занятия

Воспитатели

Подвижные и

спортивные игры

это совместные и

одиночные игры,

цель которых -

движение, ритм и

развитие физической

силы

Как часть

физкультурного

занятия, на прогулке, в

групповой комнате -

малой со средней

степенью

подвижности.

Ежедневно для всех

возрастных групп

Игры подбираются е

соответствии с возрастом

ребенка, местом и временем

ее проведения. В ДОУ

используем лишь элементы

спортивных игр

Воспитатели,

руководитель

физического

воспитания

Релаксация -

(успокоение,

расслабление)

преодоление

внутреннего

напряжения,

основанный на

сознательном

В любом подходящем

помещении. В

зависимости от

состояния детей и

целей, педагог

определяет

интенсивность

технологии. Для всех

Можно использовать

спокойную классическую

музыку (Чайковский,

Рахманинов), звуки природы

Воспитатели,

руководитель

физического

воспитания,

психолог

расслаблении мышц

возрастных групп

Технологии

эстетической

направленности -

реализуются на

занятиях

художественно-

эстетического цикла,

при посещении

музеев, театров,

выставок,

оформлении

помещений к

праздникам

реализуются на

занятиях

художественно-

эстетического цикла,

при посещении

музеев, театров,

выставок,

оформлении

помещений к

праздникам и др.

Реализуются на

занятиях

художественно-

эстетического цикла,

при посещении музеев,

театров, выставок и

пр., оформлении

помещений к

праздникам и др. Для

всех возрастных групп

Осуществляется на занятиях

по программе ДОУ, а также

по специально

запланированному графику

мероприятий. Особое

значение имеет работа с

семьей, привитие детям

эстетического вкуса

Все педагоги

ДОУ

Гимнастика

пальчиковая -

набор упражнений,

направленных на

развитие мелкой

моторики руки

С младшего возраста

индивидуально либо с

подгруппой ежедневно

Рекомендуется всем детям,

особенно с речевыми

проблемами. Проводится в

любой удобный отрезок

времени (в любое удобное

время)

Воспитатели,

логопед

Гимнастика для

глаз - общее

оздоровление

зрительного

аппарата,

проводится в

игровой форме

Ежедневно по 3-5 мин.

в любое свободное

время; в зависимости

от интенсивности

зрительной нагрузки с

младшего возраста

Рекомендуется использовать

наглядный материал, показ

педагога

Все педагоги

Гимнастика

дыхательная -

система

дыхательных

упражнений,

направленных на

укрепление здоровья

и лечение различных

заболеваний

В различных формах

физкультурно-

оздоровительной

работы

Обеспечить проветривание

помещения, педагогу дать

детям инструкции об

обязательной гигиене полости

носа перед проведением

процедуры

Все педагоги

Гимнастика

бодрящая -

гимнастика после

дневного сна или

разминка после сна

Ежедневно после

дневного сна, 5-10 мин.

Форма проведения различна:

упражнения на кроватках,

обширное умывание; ходьба

по ребристым дощечкам;

легкий бег из спальни в

Воспитатели

группу с разницей

температуры в помещениях и

другие в зависимости от

условий ДОУ

Гимнастика

корригирующая -

вид лечебной

гимнастики, система

специальных

физических

упражнений

гимнастического

характера

В различных формах

физкультурно-

оздоровительной

работы

Форма проведения зависит от

поставленной задачи и

контингента детей

Воспитатели,

руководитель

физического

воспитания

Гимнастика

ортопедическая -

укрепление мышц

свода стопы у детей

через комплекс

специальных

упражнений

В различных формах

физкультурно-

оздоровительной

работы

Рекомендуется детям с

плоскостопием и в качестве

профилактики болезней

опорного свода стопы

Воспитатели,

руководитель

физического

воспитания

2. Технологии обучения здоровому образу жизни

Физкультурное

занятие - ведущая

форма

организованного,

систематического

обучения детей

двигательным

умениям и навыкам

2-3 раза в неделю в

спортивном или

музыкальном залах.

Ранний возраст - в

групповой комнате, 10

мин. Младший

возраст- 15-20 мин.,

средний возраст - 20-25

мин., старший возраст -

25-30 мин.

Занятия проводятся в

соответствии программой, по

которой работает ДОУ. Перед

занятием необходимо хорошо

проветрить помещение

Воспитатели,

руководитель

физического

воспитания

Проблемно-

игровые

(игротреннинги

и

игротерапия)

-

система

игровых

упражнений,

которые тренируют

способность быстро

и

активно

концентрировать

внимание,

память,

осязание

В свободное время,

можно во второй

половине дня. Время

строго не фиксировано,

в зависимости от задач,

поставленных

педагогом

Занятие может быть

организовано не заметно для

ребенка, посредством

включения педагога в процесс

игровой деятельности

Воспитатели,

психолог

Коммуникативные

игры - игры,

1-2 раза в неделю по 30

мин. со старшего

Занятия строятся по

определенной схеме и состоят

Воспитатели,

психолог

способствующие

созданию

доверительной

атмосферы в группе

возраста

из нескольких частей. В них

входят беседы, этюды и игры

разной степени подвижности,

занятия рисованием, лепкой и

др.

Занятия из серии

«Здоровье» -

занятия по

ознакомлению детей

со своим

организмом,

создание

предпосылок к

заботе о

собственном

здоровье

1 раз в неделю по 30

мин. со ст. возраста

Могут быть включены в сетку

занятий в качестве

познавательного развития

Воспитатели,

руководитель

физического

воспитания

Самомассаж -

способ занятия по

ознакомлению детей

со своим

организмом,

создание

предпосылок к

заботе о

собственном

здоровье

В зависимости от

поставленных

педагогом целей,

сеансами либо в

различных формах

физкультурно-

оздоровительной

работы

Необходимо объяснить

ребенку серьезность

процедуры и дать детям

элементарные знания о том,

как не нанести вред своему

организму

Воспитатели, ст.

медсестра,

руководитель

физического

воспитания

Точечный

самомассаж

Проводится в

преддверии эпидемий,

в осенний и весенний

периоды в любое

удобное для педагога

время со старшего

возраста

Проводится строго по

специальной методике.

Показана детям с частыми

простудными заболеваниями

и болезнями ЛОР-органов.

Используется наглядный

материал

Воспитатели, ст.

медсестра,

руководитель

физического

воспитания

Биологическая

обратная связь

(БОС) -

немедикаментозный

метод лечения и

реабилитации,

основанный на

развитии навыков

самоконтроля и

саморегуляции

различных функций

организма для

улучшения общего

состояния

От 10 до 15 сеансов

работы с компьютером

по 5-10 мин. в

специальном

помещении.

Рекомендуется со

старшего возраста

Необходимы соблюдение

правил работы за

компьютером. Рекомендуется

специальная методика для

дошкольников

Педагог-

валеолог,

специально

обученный

педагог

2.

Коррекционные технологии

Арттерапия -

«лечение

искусством»

Сеансами по 10-12

занятий по 30-35 мин.

со средней группы

Занятия проводят по

подгруппам 10-13 человек,

программа имеет

диагностический

инструментарий и

предполагает протоколы

занятий

Воспитатели,

психолог

Технологии

музыкального

воздействия -

музыкальная

терапия

В различных формах

физкультурно-

оздоровительной

работы; либо

отдельные занятия 2-4

раза в месяц в

зависимости от

поставленных целей

Используются в качестве

вспомогательного средства

как часть других технологий;

для снятия напряжения,

повышения эмоционального

настроя и пр.

Все педагоги

Сказкотерапия -

воздействия на

психику

дошкольника

средствами

фольклора

2-4 занятия в месяц по

30 мин. со старшего

возраста

Занятия используют для

психологической

терапевтической и

развивающей работы. Сказку

может рассказывать

взрослый, либо это может

быть групповое

рассказывание, где

рассказчиком является не

один человек, а группа детей

Воспитатели,

психолог

Технологии

воздействия цветом

- направление, при

котором

используется

воздействие

цветовой гаммы на

психоэмоционально

е состояние

дошкольника, на его

самочувствие

Как специальное

занятие 2-4 раза в

месяц в зависимости от

поставленных задач

Необходимо уделять особое

внимание цветовой гамме

интерьеров ДОУ. Правильно

подобранные цвета снимают

напряжение и повышают

эмоциональный настрой

ребенка

Воспитатели,

психолог

Технологии

коррекции

поведения

-

стимулирование

готовности личности

к сотрудничеству и

повышению уровня

ее

социальной

адаптации.

Сеансами по 10-12

занятий по 25-30 мин.

со старшего возраста

Проводятся по специальным

методикам в малых группах

по 6-8 человек. Группы

составляются не по одному

признаку - дети с разными

проблемами занимаются в

одной группе. Занятия

проводятся в игровой форме,

имеют диагностический

инструментарий и протоколы

занятий

Воспитатели,

психолог

Психогимнастика -

курс специальных

1-2 раза в неделю со

старшего возраста по

Занятия проводятся по

специальным методикам

Воспитатели,

психолог

занятий (этюдов,

игр, упражнений),

направленных на

развитие и

коррекцию

различных сторон

психики ребенка

25-30 мин.

Фонетическая

ритмика -

дополнительный

прием в работе по

формированию и

коррекции

произносительной

стороны речи детей

2 раза в неделю с

младшего возраста не

раньше чем через 30

мин. после приема

пищи. В

физкультурном или

музыкальном залах.

Мл.возраст-15 мин.,

старший возраст-30

мин.

Занятия рекомендованы детям

с проблемами слуха либо в

профилактических целях.

Цель занятий - фонетическая

грамотная речь без движений

Воспитатели,

руководитель

физического

воспитания,

логопед

Важно,

чтобы

каждая

из

технологий

имела

оздоровительную

направленность,

а

используемая

в

комплексе

здоровьесберегающая

деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на

здоровый образ жизни, полноценное развитие.

Применение

в

работе

ДОУ

здоровьесберегающих

педагогических

технологий

повысит

результативность

воспитательно-образовательного

процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации,

направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, если будут

созданы условия для возможности корректировки технологий, в зависимости от

конкретных условий и специализации ДОУ; если, опираясь на статистический

мониторинг

здоровья

детей,

будут

внесены

необходимые

поправки

в

интенсивность

технологических

воздействий,

обеспечен

индивидуальный

подход к каждому ребенку; будут сформированы положительные мотивации у

педагогов ДОУ и родителей детей.



В раздел образования