Автор: Белая Евгения Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Дюймовочка"
Населённый пункт: Приморский край город Большой Камень
Наименование материала: методическая разработка
Тема: открыток занятие
Раздел: дошкольное образование
Конспект открытого занятия в старшей группе по ФГОС
«В поисках Цветика-семицветика»
Составитель: Белая Евгения Владимировна
Цель: формирование элементарных математических представлений у детей
старшей группы; закрепление навыков порядкового и количественного счета
(в т. ч. предметов) в пределах числового ряда первого десятка.
Задачи
Обучающие
продолжать изучать с детьми свойства натурального ряда чисел
упражнять в установлении соответствия между цифрой и внешними
свойствами объектов
совершенствовать умения составлять числовой ряд и находить место числа в
ряду
закреплять умения считать в пределах семи, пользуясь различными
приёмами
закреплять умения анализировать объекты и вычленять из представленного
ряда лишний по характерному признаку
совершенствовать навыки счета, умения самостоятельно составлять и решать
простейшие математические задачи
закреплять умения правильно называть порядковые числительные.
Развивающие
развивать в дидактических играх умения сравнивать предметы, подмечать
незначительные различия в их признаках (цвет, форма, величина,
количество)
развивать познавательные процессы (речь, внимание, логическое
мышление, воображение, тактильное восприятие)
развивать у детей любознательность, взаимопомощь, навыки самооценки
способствовать развитию образного и логического мышления, умению
делать простейшие умозаключения.
Воспитательные
воспитывать интерес к математике
воспитывать наблюдательность при сравнении групп предметов
воспитывать навыки коллективной работы
воспитывать чувство взаимопомощи через сотрудничество во время
образовательной деятельности, радоваться достигнутым успехам.
Демонстрационный материал: сердцевинка и лепестки семи цветов, рисунок
с 5 цветами, 3 ряда последовательностей изображений, аппликация «волк,
лиса и рыбы», ножки мухоморов с цифрами.
Раздаточный материал: цветные карандаши, карточки с цифрами (для
соединения по точкам), карточки с домиками, шляпки мухоморов с точками.
Структура и ход занятия:
организационный этап (3-5 минут) – мотивирующее начало занятия;
основной этап (15-19 минут) – воспитатель поясняет суть упражнений, с
которыми дети должны справиться, следит за ходом решения заданий и
задач;
итоговый этап, рефлексия деятельности (3-5 минут) – воспитатель благодарит
детей за активное участие, проводит вместе с ними анализ и оценку
результатов проделанной работы, рефлексию деятельности и
эмоционального состояния.
Ход НОД
Организационный этап
Воспитатель: Добрый день, дорогие дети! Сегодня я приглашаю вас
отправиться в путешествие. А путешествие будет не простое, а волшебное.
Далеко-далеко есть волшебная страна, там растёт необыкновенный цветок,
он может исполнить любое желание. Как вы думаете, что это за цветок?
Дети: Это Цветик-семицветик.
Воспитатель: Правильно.
На макушке у цветочка
Семь волшебных лепесточков,
Исполняющих мечты.
Не спеши сорвать их ты –
Много в мире роз, ромашек,
Незабудок, маков, кашек,
Но один на свете
Цветик-семицветик.
Ребята, а как звали девочку, у которой был такой цветок?
Дети: Девочку звали Женя.
Воспитатель: А где Женя взяла этот цветок?
Дети: Ей его подарила волшебница.
Воспитатель: Ребята, а сколько лепестков у «Цветика-семицветика»?
Дети: У цветика-семицветика семь лепестков.
Воспитатель: Правильно. Однажды в ту страну ворвался озорной ветер и
разбросал лепестки волшебного цветка. У девочки Жени осталась только
сердцевинка, вот она на доске. А вы, хотели бы иметь такой цветок? (Ответы
детей). Давайте тогда мы с вами отправимся в путь и соберём все-все
лепестки волшебного цветка. Вы готовы? (Ответы детей) Я вижу, что вы
готовы к путешествию.
Нужно в путь нам отправляться.
Ума, разума набраться,
Лепестки все отыскать,
Чтоб желанье загадать.
Основной этап
Воспитатель: И для начала нам нужно расставить цифры от 1 (одного) до 5
(пяти) по порядку, начав с самого высоко цветка и закончив самым низким.
(Упражнение 1 на соотнесение цифр от 1 до 5 и длины цветка; воспитатель
вывешивает рисунок на доске, дети отвечают с места).
Воспитатель: Молодцы, дети! Вы справились с заданием. Ой, посмотрите, а
вот и первый лепесток. Какого он цвета?
Дети: Лепесток красного цвета. (Попросить ребёнка прикрепить лепесток к
серединке).
Воспитатель: Ребята, давайте отгадаем загадку:
Спал цветок и вдруг проснулся –
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, встрепенулся,
Взвился вверх и улетел.
О ком речь? (О бабочке). Чтобы проверить нашу отгадку, давайте соединим
точки по порядку и посмотрим, кто получится. (Упражнение 2 на соединение
«от точки к точке» под номера 1-10; воспитатель раздает карточки-заготовки,
дети работают индивидуально). Перед вами лист бумаги, а на нём точки,
каждой соответствует цифра. Надо соединить цифры по порядку. Кто у вас
получился?
Дети: Бабочка.
Воспитатель: А сколько кружочков на крыльях ваших бабочек?
Дети: Шесть кружочков.
Воспитатель: Молодцы! Задание выполнили и за это в награду вам второй
лепесток! (Дети крепят к доске оранжевый лепесток)
Воспитатель: Сколько лепестков нам с вами уже удалось отыскать?
Дети: Два лепестка.
Воспитатель: Правильно, а сколько ещё нужно найти?
Дети: Пять лепестков.
Воспитатель: Отправляемся на поиски дальше. На пути нам встретились
домики. (Упражнение 3 на закрепление представлений о числовом ряде,
умение называть «соседей» числа: последующее и предыдущее число;
воспитатель раздает «домики», дети вписывают недостающие числа). Какие
цифры здесь спрятались?
Воспитатель: Мы заполнили все домики и можем прикрепить к нашему
цветку ещё один волшебный лепесток! На этот раз он желтого цвета.
Воспитатель: (Физминутка)
За тучку солнце спряталось –
Но это только в шутку!
А мы все дружно проведем
Спортивную минутку:
В ладошки мы похлопаем
И чуть-чуть потопаем.
Раз – присели, два – привстали,
Три – нагнулись и достали
Правой ручкой башмачок,
Левой ручкой – потолок.
И еще разок присядем!
А теперь на место сядем.
Мы устали чуточку,
Отдохнем минуточку.
Ребята, посмотрите, пока мы играли, ветер принёс нам ещё один волшебный
лепесток. Какого он цвета?
Дети: Лепесток зелёного цвета. (Дети крепят лепесток на доску)
Воспитатель: Ребята! Озорной ветер перемешал карточки, и в каждый ряд
попало по одному лишнему изображению, давайте все вместе отыщем их?
(Упражнение 5 – дидактическая игра «Что лишнее?» призвана исследовать
процессы образного и логического мышления; воспитатель по очереди
показывает карточки, дети отвечают с места). Что лишнее в этом ряду?
Почему? (Воспитатель по очереди показывает детям ряды, дети должны
найти лишний объект и объяснить почему).
Воспитатель: Молодцы, ребята! Держите ещё один лепесток и крепите его,
скорее к волшебному цветику.
Воспитатель: Дети, сколько лепестков мы уже нашли?
Дети: Мы нашли пять лепестков.
Воспитатель: Сколько ещё нам надо найти лепестков?
Дети: Нам надо найти ещё два лепестка.
Воспитатель: А сейчас вместе с волком и лисичкой мы с вами отправимся на
сказочную рыбалку. (Упражнение 6 на формирование и развитие умения
самостоятельно составлять и решать простейшие математические задачи;
воспитатель вывешивает на доске аппликацию, дети крепят к ней рыбок).
Посмотрите, волк поймал четыре рыбки, а лиса на одну меньше. Сколько
рыбок у лисы? (Три) Поместим в ведерко лисы нужное количество рыбок.
Кто из них поймал меньше, а кто больше? (Волк поймал на 1 рыбку больше
лисы) Сколько рыбок волк и лиса поймали вместе? (Всего 7 рыбок на двоих)
Воспитатель: А вот и ещё один лепесток приплыл к нам. Какого он цвета?
Дети: Лепесток синего цвета.
Воспитатель: Правильно, как и цвет воды на рыбалке волка с лисой. Дети,
сколько лепестков нам ещё не хватает?
Дети: Нам не хватает одного лепестка.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, озорной ветер разбросал по полянке
мухоморы: шляпки отдельно, а ножки отдельно. (Упражнение 7 «Затейливые
мухоморы», дети должны посчитать количество точек и найти
соответствующую «ножку» с цифрой; воспитатель раздает каждому ребенку
шляпку мухомора, дети самостоятельно подбирают к нему нужную ножку с
цифрой). Нам нужно оживить мухоморы, возьмите каждый в руки одну
красную шляпку, посчитайте количество точек на ней и подберите ножку с
цифрой, соответствующей количеству точек на шляпке вашего мухомора.
Воспитатель: Молодцы! Вот и отыскали мы с вами все лепестки. (Дети крепят
на доску последний лепесток). Теперь какой цветок стал, кроме как
волшебный?
Дети: Красивый, яркий, цветной, разноцветный… (Ответы детей)
Воспитатель: Ребята сегодня вы мне сказали, что хотели бы иметь такой
волшебный цветок! Давайте вместе попробуем вспомнить волшебные слова,
чтобы желание исполнилось: «Лети, лети, лепесток через запад на восток,
лишь коснешься ты земли, быть, по-моему, вели». (Звучит волшебная
музыка, воспитатель в этот момент переворачивает лепестки, на обратной
стороне которых написаны буквы «МОЛОДЦЫ!»). Ребята, ваше желание
исполнилось, теперь у каждого из вас есть волшебный цветок «Цветик-
семицветик», вы сможете загадать свои заветные желания, которые будут
приносить только добро, радость и счастье людям.
Итоговый этап, рефлексия деятельности
Воспитатель: (Рефлексия) Дети, вам понравилось наше путешествие? (Ответы
детей) Какое задание вам интереснее всего было выполнять? (Ответы детей)
Какое задание для вас оказалось самым сложным? (Ответы детей) Сколько
разноцветных лепестков нам с вами удалось собрать? (Семь) Спасибо вам.
Вы так много знаете, были внимательными, сообразительными, помогали
друг другу, поэтому хорошо справились со всеми заданиями, которые
встретились нам на пути. В награду за это я приготовила вам сладкое
угощение и нам пора подкрепиться после нашего такого волшебного
путешествия. Я уверена, что вы всегда будете стараться, как сегодня.
Молодцы!