О подготовке к итоговой государственной аттестации классов с низкой мотивацией.
Автор: Романова Людмила Викторовна Должность: учитель математики Учебное заведение: ГБОУ "Школа №89 им. А.П. Маресьева" Населённый пункт: Москва Наименование материала: статья Тема: О подготовке к итоговой государственной аттестации классов с низкой мотивацией. Раздел: среднее образование
Романова Людмила Викторовна
учитель математики
ГБОУ «Школа им. А.П. Маресьева»
О подготовке к итоговой государственной аттестации классов с низкой
мотивацией.
Каждый учитель, работающий в общеобразовательной школе, ежегодно
сталкивается с проблемой подготовки учащихся к итоговой аттестации. И
если
в
10-х
и
11-х
классах
учатся
дети,
которые
ориентированы
на
поступление в ВУЗ, то в 9-х классах обучаются все дети. Все – это значит все!
То есть те, которые планируют продолжить в будущем обучение в школе или
престижном
колледже
и
те,
которые
ни
сами,
ни
их
родители
не
задумываются о своей дальнейшей судьбе. И те и другие обязательно должны
сдать ОГЭ хотят они этого или нет.
Ответственность за качественную сдачу экзамена лежит на учителе. С
2009 года мы познакомились с ОГЭ. На первом этапе отстающие учащиеся
экзамен не сдавали, что позволяло им окончить школу и получить рабочую
профессию.
С
2014
года
экзамен
стал
обязательным
для
всех
девятиклассников.
И
перед
учителями
низкомотивированных
учащихся
встала проблема подготовки к выпускному экзамену.
Каждый
учитель
ежегодно
сталкивается
с
проблемой
подготовки
девятых
классов
к
основному
государственному
экзамену.
В
2015-2016
учебном году я выпускала класс, в котором была классным руководителем.
Качество обученности в классе по математике составляло - 35% по алгебре и
33% по геометрии. Средний уровень обучающегося был достаточно низкий,
однако
сдать
государственные
экзамены
должен
каждый
ученик.
Опыт
предыдущих
лет
подсказал
мне,
что
для
успешной
сдачи
экзамена
необходимо пройти несколько предварительных этапов.
Первым определим «психологический» этап:
- убедить родителей, что успешная сдача экзамена необходима.
Не успешность при сдаче экзамена – это стресс для семей большинства
обучающихся, но и часто абсолютно индифферентное отношение со стороны
родителей.
- мотивировать к сдаче детей.
Постараться убедить ребят, что экзамен – это очень серьезно. К нему надо
тщательно готовиться, и, при должной подготовке, его может сдать каждый.
Следующий этап – это выбор литературы.
В своей работе я использую сборники под редакцией И. В. Ященко и
А.В. Семенова, а также электронными ресурсами. Хочется заметить, что
когда мы имеем дело со слабо мотивированными детьми, а речь идет именно
о них, необходимо иметь тематические сборники. В первом полугодии можно
рекомендовать повторение материала 5-ого - 8-ого классов, прежде всего
тщательным
образом
отработать
вычислительные
навыки,
и
прорешать
текстовые задачи на проценты, на движение, на работу и на концентрацию.
Задачи на концентрацию сейчас часто дают на экзаменах. В учебнике под
редакцией
С.А.
Теляковского
таких
задач
очень
мало,
поэтому
удобно
пользоваться
открытым
банком
заданий
(сайтами
Ларина
или
Гущина
и
другие).
По мере прохождения материала 9-ого класса можно повторять графики
(все виды), умение распознавать их по чертежу, уравнения, неравенства.
Следует
большое
внимание
уделить
задачам
из
раздела
«Реальная
математика».
С
детьми
со
слабой
мотивацией
этот
раздел
должен
быть
отработан
наиболее
тщательно.
Он
связан
с
реальными
жизненными
ситуациями, и поэтому доступен для понимания любого девятиклассника. Он
может стать «палочкой – выручалочкой» для получения недостающих баллов
на удовлетворительную оценку.
Очевидно, что почасовое планирование материала индивидуально для
каждого учителя и каждого класса. Не секрет, что экзамен – это регулярный
тренинг. Конечно, у всех учеников разные способности, и время тренировок
от этого сильно зависит. В каждом классе есть темы, которые по разным
причинам
плохо
усвоены.
На
них
надо
обращать
особое
внимание.
На
отработку таких тем хорошо применить метод работы парами «ученик –
учитель». Ребят сажаем за парты по два человека. Один из них лучше знает
данную тему – он «учитель», другой – «ученик». Дается задание, которое
ребята должны выполнить самостоятельно так, чтобы «ученик» понял его
решение.
Второе полугодие можно посвятить геометрии. Для решения геометрических
задач необходимо знание теоретического материала. Поэтому начинаем с
задания,
содержащего
только
теоретические
вопросы.
Разбирая
каждое
предложение
и
обращая
внимание
ребят
на
все
тонкости
в
приводимых
формулировках. После этого переходим к решению задач. Не следует уже
повторять все по темам, это было сделано на уроках. Стоит, на мой взгляд,
отрабатывать весь раздел «Геометрия» 1 части фронтально, попутно объясняя
неусвоенный материал, письменно, в виде домашнего задания.
Месяца два необходимо оставить на работу с бланками. Надо приучить ребят
писать по образцу цифры, буквы, знаки, правильно заносить в бланки ответы,
ведь для слабоуспевающих ребят каждая неточность может стать роковой.
Все оставшееся время следует решать варианты из литературы и интернета,
которые, по вашему мнению, близки к возможным экзаменационным. Тут как
повезет. В 2016 году мне повезло, ребята сдали без двоек. Качество 82%.
Желаю успехов и Вам!