Напоминание

Эффективные методы обучения восприятию английского языка на слух


Автор: Истомина Татьяна Ивановна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: РЖД лицей №15
Населённый пункт: с. Толбага
Наименование материала: статья
Тема: Эффективные методы обучения восприятию английского языка на слух
Раздел: среднее образование





Назад




Эффективные методы обучения восприятию английского языка на слух

В число задач, которые стоят перед учителем в связи с обучением иностранному языку,

входит также и задача научить школьника слушанию и пониманию иностранной речи. Без

понимания речи на слух, то есть без аудирования невозможно речевое общение, поскольку

это

процесс

двусторонний.

И

недооценка

аудирования

может

крайне

отрицательно

сказаться на языковой подготовке школьников. Поэтому так важно рассмотреть различные

способы обучения этому виду речевой деятельности.

Начальный этап является важнейшим, так как именно на младшем этапе обучения у

учеников

должны

быть

сформированы

базовые

умения

аудирования,

которые

для

успешности обучения, следует совершенствовать на протяжении всего периода овладения

аудированием. Популярным способом обеспечения подлинного общения является живое

слушание, когда учитель разговаривает с учениками. Это имеет очевидные преимущества,

так как позволяет им практиковать слушание при общении лицом к лицу и, в частности,

позволяет им практиковать стратегии «исправления» слушания, такие как использование

шаблонных выражений («Извините? Что это было? Я не совсем уловил это»), повторение

до точки, где произошел сбой общения, с использованием нарастающей интонации («Ей не

понравился

...?»)

или

перефразирования

и

проверки,

подтверждает

ли

говорящий

перефразирование («Вы имеете в виду, что она сказала, что не знает что-нибудь?», если

говорящий говорит что-то вроде «Она отрицает, что знает об этом деле»). Учащиеся также

могут по своему выражению лица и манерам указывать, идет ли говорящий слишком

медленно или слишком быстро. Прежде всего, они могут видеть, кого они слушают, и

реагировать не только на звук чьего-то голоса, но и на всевозможные мимические и

паралингвистические

подсказки. Живое прослушивание

может

принимать следующие

формы:

1) Чтение вслух: увлекательное занятие, когда учитель читает вслух всему классу. Это

позволяет ученикам слышать четкую устную версию письменного текста и может быть

чрезвычайно приятным, если учитель готов читать с выражением и убеждением. Учитель

также может читать или разыгрывать диалоги, играя две роли или приглашая коллегу в

класс. Это дает учащимся возможность услышать, как хорошо знакомый им говорящий

(учитель) будет действовать в различных условиях разговора.

2) Рассказывание историй: учителя находятся в идеальном положении, чтобы рассказывать

истории, которые, в свою очередь, обеспечивают отличный материал для прослушивания.

На любом этапе рассказа учащихся можно попросить предсказать, что будет дальше,

описать людей в рассказе или передать комментарий другим способом. Пересказ историй

- это мощный способ повышения языковой компетенции.

3)

Интервью

является

одним

из

наиболее

мотивирующих

способов

прослушивания,

особенно

когда

учащиеся

сами

придумывают

вопросы.

В

таких

ситуациях

ученики

действительно прислушиваются к ответам, которые они сами просили, вместо того, чтобы

принимать вопросы других людей. В таких обстоятельствах мы можем принять другой

образ, чтобы интервью было более интересным, или выбрать известную нам тему, по

которой ученики могли бы взять интервью.

4) Беседы: если мы сможем убедить коллегу прийти в наш класс, мы сможем поговорить

вместе об английском или любом другом предмете. Затем у учащихся есть возможность не

только

слушать,

но

и

наблюдать

за

взаимодействием.

Мы

также

можем

расширить

возможности повествования, играя с коллегой. Как и во всех других видах деятельности,

нам необходимо вовлечь учащихся в процесс постановки задач на слушание. Учителю

нужно укреплять уверенность учащихся, помогая им лучше слушать, а не проверяя их

способности слушать. Учитель должен признать трудности учеников и предложить пути

выхода из них. Нужно точно сказать ученикам, какова их цель прослушивания, и дать им

четкие инструкции о том, как этого добиться. Одна из наших главных обязанностей будет

заключаться в том, чтобы укрепить их доверие, предлагая выполнимые задачи и понятные

тексты. Если мы вовлекаем учеников в живое слушание, учителю нужно наблюдать за ними

с большой осторожностью, чтобы посмотреть, как легко они понимают его. Когда наши

ученики выполнили задачу, мы должны провести сеанс обратной связи, чтобы проверить,

успешно ли они ее выполнили. Мы можем начать с того, что попросим их сравнить свои

ответы попарно, а затем попросить ответы у класса в целом или у пар в частности. Ученики

часто ценят такие парные ответы, поскольку, делясь своими знаниями, они также разделяют

свою ответственность за ответы. Так как слушание может быть достаточно сложным

опытом, поощрять такое сотрудничество очень полезно. Важно оказывать поддержку при

организации

обратной

связи

после

прослушивания,

чтобы

противостоять

любым

негативным ожиданиям учащихся, и если мы хотим поддержать их мотивацию. Когда

учащиеся прослушивают запись для понимания, мы можем побудить их послушать его еще

раз, чтобы заметить разнообразие языковых и речевых особенностей. Иногда мы можем

предложить им диктовку сценария (где некоторые слова в расшифровке пропущены), чтобы

спровоцировать их понимание определенных языковых элементов. Учитель также может

предложить

ученикам

для

прослушивания

отрывки

фильмов,

мультфильмов

и

развлекательных передач. Есть много веских причин для поощрения учеников смотреть,

пока они слушают. Во-первых, они видят «используемый язык». Это позволяет им увидеть

много паралингвистического поведения. Например, они могут видеть, как интонация

соответствует

выражению

лица

и

какие

жесты

сопровождают

определенные

фразы

(например, пожимают плечами, когда кто-то говорит, что я не знаю), и могут уловить ряд

межкультурных

подсказок.

Видео

позволяет

ученикам

войти

в

целый

ряд

других

коммуникационных миров: они видят, как стоят разные люди, когда они разговаривать друг

с другом (например, насколько они близки) или какую пищу едят люди. Невысказанные

правила поведения в социальных и деловых ситуациях легче увидеть на пленке, чем

описать в книге или услышать на звуковой дорожке. Как и аудио материалы, отснятые

отрывки можно использовать в качестве основного элемента последовательности уроков

или как часть других более длинных последовательностей. Иногда мы можем заставить

учеников посмотреть все программы, но в остальное время они будут смотреть только

короткую двух- или трех минутную последовательность. Ученикам гораздо привычнее и

комфортнее смотреть видео дома, и поэтому они могут ассоциировать его с приятным

времяпрепровождением. А мы должны быть уверены, что предоставляем им хорошие

задания на

просмотр и прослушивание, чтобы им было

интересно уделять все

свое

внимание тому, что они слышат и видят. Наконец, стоит помнить, что учащиеся могут

смотреть огромное

количество видеоклипов в

Интернете

дома,

а затем приходить и

рассказывать классу о том, что они видели.

Какие методы просмотра можно использовать на уроке:

Быстрая перемотка вперед: учитель нажимает кнопку воспроизведения, а затем

перематывает видео вперед, чтобы последовательность проходила беззвучно и с

большой скоростью, занимая всего несколько секунд. Когда все закончится, учитель

может спросить учащихся, о чем был весь отрывок, и могут ли они угадать, о чем

говорили персонажи.

Бесшумный просмотр (для языка): учитель воспроизводит отрывок из фильма с

нормальной

скоростью,

но

без звука.

Ученики

должны угадать, что

говорят

персонажи. Когда они готовы, учитель проигрывает его со звуком, чтобы они могли

проверить, догадались ли они правильно.

Тихий просмотр (для музыки): тот же прием можно использовать и с музыкой.

Учителя показывают последовательность без звука и просят учеников сказать,

какую музыку они бы поставили за нее и почему. Когда последовательность затем

снова демонстрируется со звуком, ученики могут судить, выбрали ли они музыку,

передающую то же настроение, что и выбранная режиссером.

Стоп-кадр:

на

любом

этапе видеопоследовательности

мы

можем

«заморозить»

картинку, останавливая участников как вкопанные. Это чрезвычайно полезно для

того, чтобы спросить учеников, что, по их мнению, будет дальше, или что скажет

персонаж дальше.

Частичный просмотр: один из способов вызвать любопытство учеников - разрешить

им только частичный просмотр картинок на экране. Мы можем использовать

кусочки карты, чтобы закрыть большую часть экрана, оставляя на виду только края.

В качестве альтернативы, мы можем положить маленькие квадраты бумаги по всему

экрану и удалить их один за другим, чтобы то, что происходит, было видно только

постепенно. Вариант частичного просмотра происходит, когда учитель использует

большой разделитель, расположенный под прямым углом к экрану, так что половина

класса может видеть только одну половину экрана, а остальная часть класса может

видеть только другую половину. Затем они должны поделиться своими версиями

происходящего.

Процедуры прослушивания, основанные на тех же принципах, что и при просмотре,

аналогичным

образом

разработаны,

чтобы

вызывать

заинтересованность

и

ожидания:

Прослушивание

без

изображения

(язык):

учитель

закрывает

экран,

отворачивает монитор от учеников или уменьшает яркость. Затем ученики

слушают

диалог

и

должны

угадывать,

где

он

происходит,

и

кто

выступающие. Могут ли они, например, угадать возраст? Как, по их мнению,

на самом деле выглядят динамики?

Прослушивание без изображений (музыка): если отрывок содержит заметную

музыкальную дорожку, ученики могут послушать ее, а затем сказать - в

зависимости от настроения, которое она передает, - какую сцену, по их

мнению, она сопровождает и где она происходит.

Прослушивание без изображения (звуковые эффекты): в сцене без диалога

ученики могут слушать звуковые эффекты, чтобы угадать, что происходит.

Например, они могут услышать, как включается газовая плита, разбивают и

жарят

яйца,

наливают

кофе

и

добавляют

молоко

и

сахар.

Затем

они

рассказывают историю, которую, как им кажется, они только что услышали.

Изображение или речь: мы можем разделить класс на две части так, чтобы половина класса

смотрела на экран и половина лица в сторону. Ученики, которые видят экран, должны

описывать происходящее тем ученикам, которые не могут. Это заставляет их сразу же

бегло говорить, в то время как не наблюдающие ученики изо всех сил пытаются понять, что

происходит, и является эффективным способом смешивания приема и производство на

разговорном английском языке. В середине отрывка ученики могут поменяться местами.

Субтитры:

есть

много

способов

использовать

фильмы

с

субтитрами.

Джон

Филд

предлагает один из способов дать учащимся возможность слушать аутентичный материал -

это позволить им использовать субтитры в помощь. В качестве альтернативы учащиеся

могут посмотреть отрывок из фильма с субтитрами, но с приглушенным звуком. Каждый

раз, когда появляется субтитр, мы можем остановить фильм, и ученики должны сказать то,

что, по их мнению, говорят персонажи на английском языке. С теми видео, на которых есть

возможность

отключить

субтитры,

мы

можем

попросить

учащихся сказать,

что

они

написали бы для субтитров, а затем они могут сравнить их с тем, что на самом деле

появляется. Музыка является мощным стимулом для вовлечения учеников именно

потому, что она напрямую воздействует на наши эмоции, в то же время позволяя нам

использовать наш мозг для анализа музыки и ее эффектов, если мы того пожелаем. Тем не

менее, стоит помнить, что не все хотят, чтобы музыка всегда была в фоновом режиме, и

даже если это так, им не обязательно может нравится выбор музыки учителем. Поэтому

имеет смысл позволить ученикам самим решать, хотят ли они музыку в фоновом режиме

или нет. Важно дать возможность им сказать, что они думают о музыке, которую мы можем

использовать с самого начала. Музыкальное сопровождение - это отличный способ сделать

учеников счастливыми и расслабленными. Таким образом, в классе мы можем проигрывать

музыку к фильму и побуждать учеников сказать, из какого фильма, по их мнению, он взят.

Мы можем заставить их слушать музыку, которая описывает людей и говорит, что они за

люди. Музыкальное произведение может изменить атмосферу в классе или подготовить

учащихся к новому занятию. Можно включать музыку в фоновом режиме, когда ученики

работают над чтением или языковым заданием или, когда они участвуют в парной или

групповой

работе.

Это

может

помочь сделать атмосферу в

классе

намного

теплее,

дружелюбнее и комфортнее.



В раздел образования