Автор: Раевская Татьяна Александровна
Должность: Старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ДС №41
Населённый пункт: п. Приморский
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Культурные практики как средство патриотического воспитания детей 4-7 лет
Раздел: дошкольное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №41
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТЕМРЮКСКИЙ РАЙОН
МАСТЕР-КЛАСС
ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ
Культурные практики как средство патриотического
воспитания детей 4-7 лет
2024г.
Старший воспитатель МБДОУ ДС №41 Раевская Т.А.
Сегодня уже не вызывает сомнения тот факт, что современный ребёнок не
такой, каким был его сверстник. Современные дети занимают позицию активного
деятеля. Их внутренние резервы раскрываются в разных видах деятельности.
Одним из таких видов является культурные практики.
Культурные практики – это обычные для ребенка (привычные) способы
саморазвития и самореализации, тесно связанные с содержанием его бытия с
другими людьми. Это также апробация новых способов и форм деятельности и
поведения в целях удовлетворения разнообразных потребностей и интересов.
Культурная практика – это такая форма совместной образовательной
деятельности
воспитателя
с
детьми,
которая
направлена
на
проявление
самостоятельности, творчества детей в разные виды деятельности. Эта форма
детской деятельности подразделяется на игровую, продуктивную, познавательно-
исследовательскую, коммуникативную и т.д. Она может быть подгрупповой и
фронтальной.
Основные условия организации культурных практик: воспроизводить
жизненные ситуации, опираться на детские впечатления повседневной жизни; -
исключить давление на ребенка; - вызывать личную заинтересованность ребенка
и понимание им социальной значимости результатов своей деятельности; -
предлагать ребенку активное действие, связанное с планированием деятельности,
обсуждением различных вариантов участия, с ответственностью, с самоконтролем
и
оценкой;
-
предполагать
взаимопомощь,
вызывать
потребность
в
сотрудничестве (поддерживать инициативу).
Культурная
практика
проводится
в
режимных
моментах,
как
образовательная социальная ситуация. Культурная практика- это сочетание
разных видов деятельности, основанных на текущих событиях и интересах детей.
Исходя из особенностей организации такой формы совместной деятельности,
технология культурных практик была выбрана, как средство патриотического
воспитания детей в общей системе работы.
Патриотическое воспитание - процесс формирования сознания человека
способность любить свою родину, землю, где он родился и рос. Его важность
подчеркивается
в
государственных
документах
в
области
образования:
Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», «Национальной
доктрине в РФ» и других, в которых говорится о необходимости включать
региональный компонент в образовательную систему, чтобы у подрастающего
поколения формировались значимые ценности, целевые ориентиры и личностные
качества.
В
этом
возрасте
закладываются
основы
личности.
Поэтому
дошкольников нужно воспитывать полноправными гражданами, участниками
культурно - исторической жизни страны. В ФГОС ДО так же подчеркивается
необходимость работы по патриотическому воспитанию дошкольников с учетом
их возрастных и индивидуальных особенностей, национальных традиций и
культуры народа.
Нравственно - патриотическое воспитание рассматривается как одна из
важных сторон общего развития ребенка. Оно осуществляется во всех видах
детской деятельности и направлена на воспитание с первых лет жизни любви к
семье, городу, краю, родине. Воспитание патриотических чувств длительный,
непрерывный процесс, который предусматривает корректировку разработанных
мероприятий в зависимости от возраста детей и образовательной среды.
Для воспитания юных патриотов можно использовать разные формы
культурных практик, но, шагая в ногу со временем, учитывая современные
требования, необходимо внедрять инновационные приёмы, которые позволяют
добиться
положительных
результатов.
Сегодня
я
познакомлю
вас
с
использованием культурных практик в приеме интерактивного голосования.
Интерактивность означает способность взаимодействовать или находиться
в режиме беседы, диалога. Мы же попробуем с помощью этого метода обучать.
Суть состоит в том, что практически все дети оказываются вовлеченными в
процесс познания.
Данный приём позволяет решить сразу несколько задач:
• активизируется индивидуальная интеллектуальная активность каждого
дошкольника;
• развиваются межличностные отношения, дети учатся преодолевать
коммуникативные барьеры в общении (скованность, неуверенность), создается
ситуация успеха;
• провести мониторинг знаний и интересов детей;
• эмоционально окрасить обучение, сделать ребёнка не объектом, а
субъектом обучения.
Этот прием очень подходит для работы с детьми по нравственно-
патриотическому воспитанию.
Для начала, я предлагаю выбрать по одному предмету из предложенного
набора, который по-вашему мнению, ассоциируется с Кубанью
Рубель
Скрипка
Гитара
Кастрюля
Макитра
Сковорода
Папаха
Кепка
Шапка
Нельзя построить будущее, без прошлого! Какая бы не была большая страна, у
каждого из нас есть уголок, который наиболее близок нашему сердцу. Это наша
Кубань. Здесь жили знаменитые на весь мир люди, находятся красивые уголки
природы, мы можем похвастаться памятниками архитектуры.
Вам нужно выбрать один цветок, который, по вашему мнению, достоин быть
символом Кубани.
Ромашка
Подсолнух
Георгин
Какое дерево из предложенного набора, по-вашему мнению, в мире
считают символом Кубани
Тополь
грецкий орех
айва
По итогам онлайн-голосования проекта "Аллея России" в 2014 г. деревом-
символом Кубани был выбран грецкий орех Всего же в конкурсе участвовало
пять растений, которые выбрали в крае: магнолия, грецкий орех, подсолнечник,
виноград и мимоза, но именно грецкий орех выбрали кубанцы. За него было
отдано 40 % голосов. А вот мимоза оказалась на последнем месте – всего 3
процента, - сказали в пресс-службе главы Краснодарского края.
Поместим
их
вместе,
такими
нашу
Кубань
представляют
многие
иностранцы.
Предлагаю продолжить обсуждение данной темы и создания макета
«Кубань-Родина моя».
Создание проекта - макета.
Сейчас
с
помощью
интерактивного
голосования
используя
мультимедийные технологии мы создадим макет, состоящий из современных
символов России. Для создания макета, используем следующие категории для
голосования:
1 категория. Нашу страну называют великой не только за размер её
территорий, но и за великие события, произошедшие в её истории, которые
помнят и гордятся поколения её граждан. Категория «Исторические события». Я
представляю вашему вниманию следующие исторические события… Предлагаю
участникам проголосовать за одно событие, наиболее важное, по вашему мнению,
для нашей страны, при помощи голосования.
1.13 сентября 1937 г. Образование Краснодарского края. (13 сентября 1937 г.)
2. Переселение черноморских казаков на Кубань. 1792-1793 г.
3.Основание г. Екатеринодара (переименован в Краснодар в 1920г.)
4. Тмутараканское княжество. 1552г.
5. Переселение черноморских казаков на Кубань. 1792-1793гг.
При проведение такого голосования с детьми необходимо использовать события
наиболее значимые и понятные для них, этот прием помогает так же
популяризовать исторические события Кубани.
Подсчитав голоса, помещаем выбранные вами события на наш макет.
2. Следующая категория для голосования «Знаменитые люди», давайте
посмотрим на экран. Сейчас мы определим, кто по вашему мнению, внес большой
вклад в развитие Кубани и достоин стать символом страны. Подсчитаем голоса и
поместим их на наш макет.
1-
Падалка Геннадий Иванович.
2- Михайлов Станислав Владимирович
3- Степнова Епистиния Фёдоровна
4- Захарченко Виктор Гаврилович
5.Фелицин Евгений Дмитриевич
Считаем голоса.
Как вы думаете, доступен ли этот способ голосования для детей. Да
конечно, но давать детям более близких для них людей (писателей, композиторов,
художников).
3. Да, люди - это наше богатство, но ведь они живут в окружении
природных и архитектурных чудес.
Кубань – это край необозримых степей,
высоких гор, покрытых лесными массивами. Буйный, сказочный мир природы
неодолимо манит людей, заставляет волноваться при встрече. Неоглядные
равнины сменяются холмистыми полями, ласкают взор лесные массивы и
цветущие субальпийские луга, чаруют своей красотой теснины гор и ущелья,
глубокие каньоны рек, голубые воды озер и морей. Жемчужиной России
называют нашу землю. Живописные побережья двух морей – Черного и
Азовского, горы, покрытые девственными лесами, и озера с целебными грязями,
многочисленными минеральными источниками. Поэтому следующая категория
«Чудеса Кубани». На Кубани их множество. Но сегодня мы обратимся к
некоторым. Попробуйте их назвать.
1.
Нефтяная скважина в России 1864г.
В Краснодарском крае добывают нефть, и даже ставят памятники нефтяным
скважинам - это и есть первое «чудо». Например, обелиск самой первой
нефтяной скважине в России, который установлен на берегу реки Кудако около с.
Киевского Крымского района. Скважина была пробурена в 1864 году первым
нефтяником - гвардейским полковником Ардалионом Николаевичем
Новосильцевым.
2.Дольмены.
Именно в Краснодарском крае находится самое большое количество дольменов.
Ученые всего мира спорят о назначении этих удивительных сооружений. Под
одной из версий – их использовали как склепы для захоронения. Дольмены
гораздо старше египетских пирамид, они обладают мощным энергетическим
полем.
Многочисленные туристы, эзотерики и специалисты по паранормальным
явлениям приезжают в Краснодарский край, чтобы изучить этот феномен.
Говорят, что дольмены способны излечивать болезни и исполнять желания.
3.Цахвоа — самая высокая гора Краснодарского края Высота Цахвоа
составляет 3346 м. Название буквально означает «тонкая».
4.
Самый высокий действующий грязевой вулкан Краснодарского края -
Карабетова гора - достигает 152 м.
На территории Краснодарского края находится около 45 потухших и
действующих грязевых вулканов. Самый высокий действующий грязевой вулкан
Краснодарского края - Карабетова гора - достигает 152 м. Грязевые вулканы -
ценный рекреационный ресурс. Сероводородные иловые и сопочные грязи
Тамани используются в грязелечебницах, грязь богата различными
микроэлементами и минеральными солями и обладает целебными свойствами. Ее
можно использовать при лечении заболеваний желудочно-кишечного тракта,
артрозов и артритов, болезней нервной системы.
Предлагаю вам выбрать по одному объекту, на ваш взгляд, достойному
стать первым чудом Кубани и, поместив его на карте, объяснить свой выбор.
По итогам голосования эти объекты мы помещаем на наш макет.
Как вы думаете, будет ли эта категория стимулировать детей к
самопознанию и саморазвитию? Да конечно, создание такого макета подталкивает
детей, их родителями для получения новых знаний, а так же дает возможность
педагогу варьировать создание макетов по времени, делать их краткосрочными
или долгосрочными.
4. Перейдем к следующей категории. Какая бы не была большая страна, у
каждого из нас есть уголок, который наиболее близок нашему сердцу. Это наша
МАЛАЯ
РОДИНА,
посёлок
Приморский. Здесь
находятся
красивые
живописные уголки природы. Вам нужно выбрать один объект, который, по
вашему мнению, достоин, быть символом посёлка Приморский. Поместите
фотографию на макет.
1.
Ибрагимовский сад
2.Таманский залив
3. Детский пляж
4.Виноградники
При работе с дошкольниками эта категория является более доступной, так
как образ Родины у них начинается с «маленького уголка» своего родного города.
Итак, по итогам интерактивного голосования мы создали макет «Кубань-
Родина моя!» с новыми символами. Это конечно может быть совсем другой
макет, с другими символами, с другими категориями, с другим распределением
голосов. Тем и интересна эта технология в работе с детьми по патриотическому
воспитанию,
что
каждый
раз
позволяет
поддерживать
интерес
детей
и
стимулировать их любознательность, воспитывать чувство гордости за свою
страну.
История Кубани привлекательна и своим прошлым, и своим настоящим. В
формировавшейся столетиями евразийской цивилизации Кубань издавна была
тем великим перекрестком, где сходились исторические пути многих племен и
народов, великих культур Востока и Запада. Говоря словами поэта И.
Сельвинского, здесь «каждый камень гудит голосами эпох». Меоты и сарматы,
скифы и греки, итальянцы и половцы, ногайцы и турки, аланы и адыги,
запорожские казаки и русские крестьяне — кто только не оставил след на этой
благодатной земле! В 1792 г. черноморские казаки высадились на Тамани. И, уже
тогда не могли не обратить внимание на то, что у них было немало
предшественников, оставивших здесь свой глубокий исторический след. Это и
остатки древнегреческой колонии Гермонассы, основанной в VI в. до н, э., и
каменные плиты хазарской крепости Таматархи VIII-IX вв. н. э., и знаменитый
Тмутараканский камень, оставшийся от русского княжества X-XII вв., и
культурный слой торговых поселений предприимчивых генуэзцев-итальянской
колонии, и разрушенные стены турецкой крепости XV-XVII вв., и земляные валы
русских военных укреплений XVIII в.
Северо-Западный Кавказ, а это в основном современная территория
Кубани, всегда привлекал к себе людей своими природно-географическими
условиями, богатством растительного и животного мира. У нас на Кубани, как вы
знаете, плодородные земли.
Река Кубань, делящая край на две почти равные части, является
крупнейшей рекой Северного Кавказа. Она берет свое начало на склонах
высочайшей горы Кавказа — Эльбруса. До 1871г. Кубань по основному руслу
несла свои воды в Черное море. Затем, благодаря деятельности человека, она
устремилась в Азовское море. Об этом вам наверняка уже говорили на уроках
географии и Кубановедения. Здесь мы можем сказать, что Кубань – это
жемчужина России.