Автор: Башурова Инна Николаевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 45"
Населённый пункт: Город Чита, Забайкальский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями" 5 класс
Раздел: среднее образование
I.
Мотивация учебной деятельности «Настроимся на урок!» (2 мин)
Цель: создание позитивного психологического настроя на урок, дать
установку на успех для всех учащихся, подготовить учащихся к работе.
1.
Взаимное приветствие учителя и учащихся.
2.
Проверка готовности учащихся к работе (рабочее место, рабочая
поза, внешний вид).
Учитель: Вы проверьте-ка, ребятки,
На столе-то, все ль в порядке?
Книжки, ручки и тетрадки?
Ну, тогда начнем урок,
Не теряя время, – в срок!
На места все тихо сядем,
Не нарушив тишину,
Ну, а я, совместно с вами,
Наш урок сейчас начну.
3.
Организация внимания.
Кто с работой дружен, нам сегодня нужен?
- Нужен!
Кто с учёбой дружен, нам сегодня нужен?
- Нужен!
С математикой кто дружен, нам сегодня нужен?
- Нужен!
Таким ребятам хвала и честь! А такие ребята в классе есть?
- Есть!
Замечательно, тогда начнём работу. А мы сейчас и проверим ваши знания
II.
Актуализация опорных знаний учащихся (15 мин)
Цель: создание ситуации успеха путем проверки владения материала
прошлых уроков
Учитель: Какая часть квадрата закрашена на рисунках? (слайд 1)
Как называются эти числа? (Обыкновенные дроби)
Какими могут быть обыкновенные дроби? (Правильные и неправильные,
определения, примеры)
Сформулируйте основное свойство дроби.
Что мы умеем делать с обыкновенными дробями? (сравнивать, правила
сравнения)
Примеры: «Своя игра» (слайд 2), примеры (на слайдах 3 и 4)
Сегодня на уроке мы с вами продолжим изучать обыкновенные дроби
III.
Постановка проблемы, после чего учащиеся пытаются
сформулировать тему и цель урока (5 мин)
Подводит учащихся к формулированию темы, целей и задач урока.
На доске круги разделённые на 4,6 частей; у учащихся такой же раздаточный
материал (слайд 5)
Учитель:
а)-На сколько равных частей разделён розовый круг? (на 6 частей)
-Возьмите 2/6 части круга, а потом ещё 3/6 части круга.
- Сколько частей вы взяли всего? (5/6)
-Какое действие вы произвели с этими дробями? (сложение)
в) – На сколько равных частей разделён зеленый круг? (на 4 части)
-Возьмите 3/4 части круга, а потом уберите ¼ часть круга.
-Сколько частей осталось?
-Какое действие вы произвели с этими дробями? (вычитание)
Попробуйте сказать, какая же тема сегодняшнего урока?
-Вот вы и назвали тему нашего урока: «Сложение и вычитание
обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями» (слайд 6)
Чему мы должны сегодня научиться? (складывать и вычитать дроби с
одинаковыми знаменателями)
IV.
Изучение нового материала (7 мин)
Корректирует работу учащихся в группах. Помогает учащимся наводящими
вопросами, уделяя особое внимание слабым учащимся
Учитель: Сможете ли вы без фигур выполнить сложение и вычитание
обыкновенных дробей?
На слайде нарисованы фигуры.
Задание 1. (Слайд №7)
-На сколько равных частей разделена фигура?
-Какая часть фигуры закрашена зеленым цветом, красным цветом?
-А сколько всего закрашено?
-Какой знак действия нужно поставить между 1/6 и 2/6, чтобы получить 3/6?
(плюс). Какое действие мы выполнили?
-Давайте сделаем вывод.
-Как же сложить дроби с одинаковыми знаменателями?
Буквенная запись правила. (Запись на доске)
Задача: (слайд 8) Кот Леопольд разрезал торт на 17 долей. На тарелку
положил 11 долей, а потом 9 долей съели мышата. Какая часть торта осталась
на тарелке?
Каким действием можно записать решение этой задачи?
-Как же вычесть дроби с одинаковыми знаменателями?
Буквенная запись правила. (Запись на доске)
1)
Просмотр видео (правила сложения и вычитания дробей, примеры)
V.
Физкульминутка (1 мин)
Учитель: сели все ровно, положили руки на стол. Если я буду называть
правильную дробь, вы поднимаете правую руку; если назову неправильную
дробь, вы поднимаете левую руку.
А сейчас закрыли глаза, нарисовали мысленно круг, закрасили его в желтый
цвет, нарисовали в этом кругу глаза, улыбающийся рот. Что получили?
(Смайлик). Вот с таким настроением продолжаем работать.
VI.
Первичное закрепление изученного материала в ходе выполнения
упражнений (4 мин)
1)
Работа с учебником на стр. 187 (правила)
2)
На стр. 189 №743 (1 строка у доски)
3)
№747
VII.
Самостоятельная работа (6 мин)
Работа по вариантам, раздаточный материал (карточки). Карточки подписать,
сделать проверку и сдать
VIII.
Подведение итогов. Рефлексия (5 мин)
Выставление и объявление оценок
Зелёный цвет: урок полезен, всё понятно
Жёлтый цвет: лишь кое-что чуть-чуть неясно
Красный цвет: ещё придётся потрудиться,
Да, трудно всё-таки учится!