Автор: Пышкова Ирина Александровна
Должность: воспитатель.
Учебное заведение: МБОУ"Икрянинская НОШ"
Населённый пункт: Астраханская область Икрянинский район село Икряное
Наименование материала: статья
Тема: "МЕЛКАЯ МОТОРИКА У ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ"
Раздел: дошкольное образование
Развитие мелкой моторики у детей 2-3 лет.
Изъясняясь понятно и кратко, мелкая моторика – это ловкость рук.
Вокруг много взрослых людей, у которых все валится из рук, движения их
неуклюжи и сами они неповоротливы. Причины такого явления уходят в
раннее детство человека, когда развитию его мелкой моторики не уделялось
должного внимания.
В
современном
мире
родители
все
чаще
могут
услышать
от
воспитателя
детского
сада,
что
у
ребенка
недостаточно
развита
мелкая
моторика. Некоторое время назад много приходилось делать с помощью рук,
сегодня же практически вся детская обувь на липучках, куртки на заклепках и
т.д. Это удобно, но это минус для развития мелкой моторики детей.
На самом же деле развитие мелкой моторики для развития ребенка
сложно переоценить. Кант говорил, что рука является вышедшим наружу
мозгом.
А
Сухомлинский
писал,
что
ум
ребенка
находится
на
кончиках
пальцев. Значение мелкой моторики
Повышает тонус коры головного мозга.
Развивает речевые центры в коре головного мозга.
Согласовывает
работу
понятийного
и
двигательного
центров
коры
головного мозга.
Улучшает артикуляционную моторику.
Развивает чувство ритма и координацию движений.
Подготавливает руку к письму.
Положительно влияет на эмоциональное развитие Жесты – это
первая
форма
общения
первобытных
людей,
таким
образом,
в
процессе
эволюции рука и речь человека развивались параллельно. Если рассмотреть
мозг человека на примере Гомункулуса Пенфилда. Около трети всей площади
двигательной
области
головного
мозга
занимает
проекция
кисти
и
располагается она довольно близко к речевой зоне. Именно это позволило
ученым
считать
кисть
руки
«органом
речи»,
практически
наравне
с
артикуляционным
аппаратомРазвитию
мелкой
моторики
у
ребенка
способствует практически вся деятельность, которой занимается ребенок в
дошкольном возрасте.
Средствами для развития тонкой моторики рук будут являться:
Массаж кистей рук и пальцев;
Пальчиковые гимнастики
Игры с бусами и шнурками
Игры с пластилином
Рисование, раскрашивание
Игрушки, направленные на развитие мелкой моторики
Игры с природным материалом (крупами, камешками).
Массаж пальцев и кистей рук тонизирует нервную систему, улучшает
функции рецепторов.
Массаж может быть как классическим включающим
поглаживание, разминание растирание, пощипывание ладошек ребенка, так и
с использованием всевозможных средств, это могут быть колючие мячики,
колечки, пружинки и даже карандаш, который можно катать между ладошек
или по столу.
Пальчиковые игры – представляют собой инсценировки с помощью
пальцев рифмованных историй. Отличной идеей будут
показать ребенку теневой театр с помощью рук. В играх с бусами и
шнурками можно использовать как фабричные материалы, так и подручные
(макароны с большим отверстием).
Очень хороши для развития детских пальчиков игры с пластилином,
во время лепки ребенок занимается самомассажем, разминая, катая, щипая
пластилин или вдавливая в него бусинки или крупы.
Рисование включает в работу двигательные, зрительные, мускульные и
осязательные
анализаторы.
Кроме
того,
живописание
развивает
память,
сосредоточенность,
мелкую
моторику.
Рисовать
можно,
карандашами,
пальчиками, кистями и другими материалами. Очень полезны графические
упражнения. Существуют множество фабричных игрушек направленных на
развитие мелкой моторики, это всевозможные лабиринты, сортеры, мозаики,
конструкторы.
Помимо
мелкой
моторики
эти
игрушки
развивают
пространственно-зрительную координацию, дают представления о величине,
цвете, форме, развивают наглядно действенное мышление. Игрушки могут
быть самодельными (Сенсорный пульт) Фабричные игрушки.