Напоминание

Развитие педагогических качеств в профессиональной подготовке хореографов в вузах культуры и искусств


Автор: Болякина Ольга Николаевна
Должность: Педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МУДО" Детско-юношеский центр Краснооктябрьского района Волгограда"
Населённый пункт: Волгоград
Наименование материала: Статья
Тема: Развитие педагогических качеств в профессиональной подготовке хореографов в вузах культуры и искусств
Раздел: дополнительное образование





Назад




Развитие педагогических качеств в профессиональной подготовке хореографов в вузах

культуры и искусств

Актуальность исследования. Одной из закономерностей развития российского общества

является взаимосвязь социально-экономических изменений и модернизация качества

образования. Важнейшая задача подготовки специалиста-хореографа в вузах культуры и

искусств - сохранение традиций российской танцевальной школы, органичное вхождение в

Болонский процесс. Основные требования к качеству подготовки специалиста-хореографа

выводятся из Национальной доктрины образования в РФ, традиций русской танцевальной

школы. Так как объективно повышается роль студенчества в учебном процессе, в понятие

«качество подготовки специалиста-хореографа» включаются новые признаки. Состояние и

результативность этого процесса проверяется на соответствие не абстрактной модели

общества, а потребностям и ожиданиям конкретного человека. Наряду с государством,

отдельная личность представляет собой заказчика качественной образовательной услуги. В

настоящее время абитуриент выстраивает свою индивидуальную образовательную стратегию

исходя из потребности и ценности образования, которое в рыночных отношениях

приобретает утилитарно-практическое содержание. Для уверенности в будущем необходима

востребованная специальность. Будущее связывается с получением высшего образования.

Новые возможности в повышении качества подготовки хореографов открылись в связи с

преобразованием институтов культуры - в университеты и академии. Университетская

модель образования предполагает творческий поиск новых идей, осуществляются

фундаментальные исследования и прикладные разработки. Происходит передача новых

знаний студентам, они приближены к «передовым рубежам» научных открытий.

Университеты культуры и искусств становятся важным элементом системы социальных

отношений, поскольку удовлетворяют потребности в получении профессионального

образования огромного числа студентов, обеспечивают ресурс развития, берут на себя

функцию формирования социокультурной среды. На качество подготовки специалиста-

хореографа огромное влияние оказывают создаваемые учебные комплексы: институт-

колледж. Тем самым обеспечивается преемственность хореографического образования.

Повышение требований к качеству подготовки педагогов-хореографов обусловлено

характером социально-экономической ситуации в стране, когда необходимо быстро

адаптироваться к изменяющимся условиям, а также устойчивым спросом на

соответствующих специалистов. Формируются новые конкурентные отношения между

вузами, осуществляющими подготовку хореографов. На это обстоятельство влияют:

- новая демографическая ситуация, связанная с общим сокращением числа абитуриентов;

- некий «предел» финансовых возможностей, для тех, кто готов платить за образовательные

услуги;

- снижение финансирования школ искусств, хореографических студий, и соответственно

свободных вакансий в связи с реформой местного самоуправления; выпуск институтами

специалистов физической культуры, специализирующихся в области пластически-

двигательной культуры.

Повышение качества подготовки педагогов-хореографов зависит от решения следующих

противоречий:

- между возможностями образовательных учреждений высшего профессионального образования

и качеством выпускаемых специалистов;

- между «моделью выпускника» в академической педагогике и реальной ситуацией в вузах;

- между новыми информационными технологиями и их применением на практике вуза;

- между уровнями педагогической и исполнительской подготовкой хореографов.

Одним из средств развития педагогических качеств личности студента в профессиональной

подготовке хореографа в вузах культуры и искусств является авторская педагогическая

технология. В первой половине XX века использовались технологии, которые в большинстве

случаев специально не разрабатывались, поскольку были достаточно просты. Уровень и

характер социокультурных отношений требовал технологий, осваиваемых эмпирически,

интуитивно. Во второй половине XX века гуманитарные знания стали обновляться несколько

раз в пределах одного поколения и в этом качестве оказывались непригодными для

наследования. Технологии в современных условиях - не просто социальные новации, а

принципиально иной способ организации жизни студентов и педагогов. «Технологичность»

нередко рассматривают как нечто механическое, конвеерное - противоположное творческому,

индивидуальному. Между тем «технологичность» есть фундаментальная черта современного

человека наряду с практичностью, рациональностью. В понимании феномена упор нередко

делают на начальное «техно». Возникает смысловая ассоциация с «техногенной средой»,

которая подавляет человека, с «технократическим» мышлением. Человек сформировал в себе

«технологичность» как черту на определенном этапе развития цивилизации. Можно спорить,

насколько давно это произошло, но гораздо важнее признать, что «технологичность» - это

некий антропологический минимум современной цивилизации. Тогда особый смысл

приобретает окончание «логичность» как способность человека к самоорганизации и

самовыражению. В рамках технологий, ориентированных на личностно-деятельный подход к

подготовке педагогов-хореографов, наметились следующие тенденции.

1. Студент как субъект стремится в полном объеме осуществить контроль над собственной

подготовкой.

2. Преподаватель как субъект, организуя учебную деятельность, учитывает интересы

конкретного студента.

3. В процессе решения учебных задач происходит саморазвитие личности студента.

4. Меняется вся схема и характер взаимодействия преподавателя и студента.

5. Мотивация учебной деятельности студента предшествует его ценностной ориентации, но

«разрыв» между ними постоянно сокращается.

6. Достигается органическое единство процессуальной и результативной стороны усвоения

учебной задачи студентом (поставка танца, отработка танцевальных навыков и т.д.).

Технологизация профессиональной подготовки хореографа приводит к тому, что:

- меняется отношение личности к ценностям и идеалам. Технология концентрируется на том,

«что» и «как» надо делать. Ради каких ценностей создаются и запускаются технологии - этот

вопрос они сами по себе не решают. Поэтому особенно тщательно необходимо отбирать те

ценности и идеалы, которые «вносятся» в технологию;

- технология подготовки хореографов становится в основном утилитарной, ее главный принцип

- польза;

- современные технологии, применяемые для подготовки педагогов-хореографов, рациональны,

причем эта рациональность может «проникнуть» за пределы собственно процесса

технологизации;

- принимая во внимание роль технологии в современном обществе, можно предположить, что

она становится сферой унификации различных методик преподавания. Уникальность

процесса подготовки педагога-хореографа будет, по-видимому, обеспечиваться за счет

личных качеств всех его участников.

Конкурентные отношения между вузами переходят в сферу технологий. Негосударственные

вузы, осуществляющие подготовку специалистов-хореографов, предлагают:

- реализацию уникальных учебных программ;

- определенные договорные права и обязанности между институтом и студентом;

- финансовые возможности привлечения к работе лучших преподавателей хореографии;

- гибкий учебный план (группы выходного дня);

- возможность занятий по сокращенным программам;

- широкое использование образовательных инноваций (деловые игры, дистанционное обучение);

- стажировка и практика в известных хореографических коллективах;

- создание условий для корпоративного досуга;

- помощь в трудоустройстве выпускникам.

Абитуриентов, поступающих на хореографический факультет государственного вуза (МГУКИ)

привлекает:

- длительная история учебного заведения, его традиций;

- «знаменитые имена» среди выпускников;

- собственное здание;

- диплом государственного вуза психологически ценится «выше», чем диплом

негосударственного вуза.

Возникает еще не вполне осознанное, новое качество личности педагога -участие в оказании

качественной образовательной услуги и обеспечение ее конкурентоспособности.

Современные технологии и качество хореографического образования -взаимосвязанные

понятия. Понятие «качество» заимствовано из философской науки, где оно обозначает

существенную определенность, целостность явления. Под качеством образования

подразумевается общепедагогическая категория, определяющая состояние и

результативность процесса образования в обществе. Качество хореографического

образования относится к специально педагогическим терминам, учитывающим специфику

подготовки хореографа, роль этой профессии в современном обществе. Если качество

образования как понятие имеет междисциплинарный статус, то качества, приобретаемые

студентами-хореографами в ходе вузовской педагогики, известны в эмпирических

описаниях, с трудом поддаются формализации. Историю развития хореографического

образования оправданно представить как поиск первичной единицы анализа качеств

личности. Любая педагогическая концепция, претендующая на роль научной теории, имеет в

качестве базового -положение о нередуцируемом элементарном «качестве» подготовки

студента, которое выступает не просто как предмет педагогического анализа, а именно как

единица этого анализа. Выделение «качеств» личности как единицы анализа есть признак

методологической зрелости вузовской педагогики, начала систематического построения

теории подготовки специалистов-хореографов. Исторические корни проблемы определения

единицы анализа сознания и поведения человека, выбравшего профессию хореографа,

следует искать внутри эстетических теорий, определяющих природу танца. Выбор единицы

анализа носит непроизвольный характер. Это своего рода технологический акт,

позволяющий «запустить» определенные решения по заданной программе.

С другой стороны, выбор «качества личности» должен быть обязательно отрефлексирован,

пройти проверку по нескольким критериям. Почему «качество личности» выбрано в качестве

единицы анализа вузовской подготовки педагога-хореографа? На каждом уровне

профессиональной деятельности «качество личности» выступает в разных проявлениях, при

этом всегда остается тем «материалом», из которого строится творческая активность,

самостоятельность мышления, инициативность и т.д. В силу этого «качество личности» - это

и содержание образования, и содержание мысли как конечного продукта педагогического

мышления. Мотивы и потребности, интересы и желания студента-хореографа можно

охарактеризовать как факторы, влияющие на «качество» его личности.

Танцевальные способности как единица анализа подготовки хореографов позволяет выявить

механизм профессионального роста студентов. На этой основе можно построить частную

методику преподавания, но нельзя создать технологию подготовки специалиста-хореографа.

То же относится к другим единицам анализа: образному мышлению, педагогическому

общению.

Качество личности» неделимо как момент единства педагогической деятельности хореографа и

его сознания. «Качество личности» представляет собой меру открытости человека, его

отношения с миром. Вне человека качественность» себя не обнаруживает. Желание человека

самоопределиться в своих качествах воспроизводит логику его существования. Все это в

полном объеме распространяется на личность педагога-хореографа.



В раздел образования