Автор: Мурашова Елена Анатольевна
Должность: воспитатель высшей квалификационной категории
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 15 "Светлячок"
Населённый пункт: г. Коломны Московской обл.
Наименование материала: статья
Тема: "Значение и использование развивающих игр на занятиях по формированию элементарных математических представлений в дошкольном образовании"
Раздел: дошкольное образование
Значение и использование развивающих игр на занятиях по
формированию элементарных математических представлений
в дошкольном образовании
.
«Воображение важнее, чем знание»
А. Энштейн.
До пяти лет, пока у ребенка не произошло становление произвольных
процессов в психике ,он не должен в чистом виде принимать учебную задачу,
т. е .чему-то учиться. Обучение и воспитание должно строиться в игре. В
игре, осуществляется формирование детской личности. «Развивающее значе-
ние игры многообразно. В игре ребенок познает окружающий мир, развива-
ются его происходит становление самооценки и самосознания» (А.А. Вен-
гер).
Многие педагоги и психологи работают над использованием игры при
обучении и воспитании детей дошкольного возраста. З.А. Михайлова разра-
ботала «Игровые занимательные задачи для дошкольников». М «Просвеще-
ние» 1985г., где предложен занимательный материал математического содер-
жания в игровой форме. В книге «Давайте поиграем» 1996 г. А.А. Столяра —
обучение дошкольников основано на использовании специальных развиваю-
щих, обучающих игр, которые моделируют важные понятия не только мате-
матики, но и информатики (алгоритмы, кодирование информации, вычисли-
тельная машина, формирование основных логических операций («не», «и»,
«или»).
Известный психолог Л.С. Выготский говорил: «Научные понятия не
усваиваются и не заучиваются ребенком, не берутся памятью, а возникают и
складываются с помощью величайшего напряжения всей активности его соб-
ственной мысли». Также много внимания уделяет играм З.М Богуславская
«Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста» М. «Просве-
щение» 1991г., где игры представлены увлекательно по форме и содержанию,
и представляют собой хорошо продуманную систему, основанную на психи-
ческих закономерностях развития ребенка. О проведении занятий в детском
саду в игровой форме рекомендовала О М. Дьяченко. В своей книге «Чего на
свете не бывает», она использует игры, способствующие развитию у до-
школьников внимания, памяти, мышления, воображения. В книге «Информа-
тика в играх и задачах» Т.О. Волковой. М «Экспресс» 1996г., помимо занима-
тельных заданий в игровой форме для детей, еще содержатся пояснения,
необходимые советы и рекомендации родителям по выполнению заданий и
ответы. Также «Развивающие упражнения для детей дошкольного возраста»
рекомендует Минаева В.М.1994г. В этом пособии предлагается серия графи-
ческих упражнения способствующие развитию познавательных процессов.
Для развития абстрактного мышления дошкольников ведущее место
принадлежит образному мышлению и воображению. Образная подача мате-
риала обеспечивает большую эффективность его запоминания и возможность
самостоятельного мышления ребенка. С младшей группы я даю детям пред-
ставление, что существует особый мир чисел и фигур, который называется
«математика».
Взрослый теперь представляет интерес в первую очередь, как источник
интересной и достоверной информации. Мнение сверстников становится
тоже значимым. Поэтому я стараюсь организовывать формы взаимодействия
детей, предполагающие сотрудничество, а не соревнование. Мышление носит
наглядно-образный характер. Занятия показывают, что самым эффективным
способом сделать информацию интересной для ребенка этого возраста, яв-
ляется – одушевление. В этом возрасте дети с удовольствием слушают вол-
шебные сказки, проявляют большой интерес к ним и представления легче
воспринимают и запоминают новый материал. Главной задачей моей работы
с детьми среднего возраста является формирование представления о числах
первого десятка, как о существенных признаках явлений окружающего мира.
Для знакомства с числом основой выбирается не количественная характери-
стика, а вытекающая из нее качественная, поэтому предполагается сконцен-
трировать внимание детей на тех явлениях, в которых качество точно опреде-
лено. Например, с числом один, связывается представление о том, что бывает
только одно единственное на свете. И дети называют, что это наша планета
Земля, Солнце — ближайшая к нам звезда. На каждом занятии я использую
прием соединения материала с интересным, познавательным содержанием.
Так дети узнают, что лев — царь зверей — это символ храбрости и стойкости,
а дуб — король леса — это символ силы и единственности. С числом два свя-
зывается представление о том, что встречается парами. Многие дети называ-
ли, что это две руки, пара перчаток, вилка и нож, два ботинка, чашка с блюд-
цем одна девочка назвала маму и папу, которых связала числом два. Число
три я связала с иллюстрациями знакомых и любимых всеми сказок: 3 медве-
дя, 3 поросенка, трехглавый дракон. Ребята с удовольствием играли в эти
сказки. Также дети сумели сами доказать, почему треугольник связан с чис-
лом три.
Можно на каждого ребенка завести тетради, где проводить работу в за-
нимательной форме для более быстрого запоминания чисел и цифр. За пра-
вильную и аккуратно выполненную работу ребенок может получать солныш-
ко. В тетрадях можно также в конце каждого занятия писать, на что надо уде-
лить внимание конкретному ребенку, родители это закрепляют дома со свои-
ми детьми.
Когда знакомлю с новым числом, я рассказываю о проявлении этого
числа в жизни природы и окружающем мире использую прием эстетической
подачи знака, т.е. показываю цифру разного размера, разного цвета, разного
шрифта. На занятиях конструирования, дети с удовольствием лепят изучен-
ные цифры, выкладывают их из счетных палочек, из мелкого конструктора,
на улице лепят их из снега. На закрепление изученных цифр я провожу раз-
личные развивающие игры. Например, на закрепление цифры два проводила
игры «Найди такой-же», «Какая картинка лишняя», «Найди себе пару», и др.
На закрепление цифры три проводила игры «Назови номер автобуса», «Отга-
дай-ка», «Найди игрушку» и др. Такие игры формируют навыки выражения
качества через число. На итоговом занятии мы рисуем число. Это будет стра-
ница числового ряда, который потом поместим на магнитную доску в группе
и он будет находиться там до конца учебного года.
Большое значение я придаю развитию образного мышления и абстракт-
ного воображения детей, воспитанию интереса к математике. С этой целью
провожу игры: «Чем это может быть», «Заколдованные предметы». В игре
«Дорисуй» показываю карточку с изображением какой-нибудь геометриче-
ской фигуры, например квадрат и дети придумывают свои рисунки (окно,
телевизор, носовой платок). С целью развития мышления детей использую
логические игры. Назначение этих игр состоит в активизации умственной де-
ятельности детей, в оживлении процесса обучения. В логических играх важ-
на последовательность выполнения, например в игре «Найди отличие» дети
на основе зрительного сопоставления находят несколько, одинаковых по цве-
ту, форме предметов. В игре «Что лишнее» на основе зрительного анализа,
сопоставления, находят предмет, который не должен быть на картине и дока-
зывают свой выбор. Дети уже имеют представление о таких геометрических
телах, как, куб, шар. С помощью подвижной игры «Прокати в ворота», дети
нашли отличительные признаки куба и шара. С помощью развивающих игр
дети могут различать куб от квадрата, шар от круга и правильно их называть,
не путать. Детям нравится играть в игру «Угадай-ка», где я говорю определе-
ние, а ребята поднимают геометрические фигуры, например «У него четыре
угла и все стороны равны». Дети учатся узнавать предметы по описанию.
Также знакомлю детей, как нужно ориентироваться в пространстве. Для этого
провожу такие игры, как «Найди спрятанную игрушку», «Куда пойдешь и что
найдешь» и др. На каждом занятии стараюсь задавать детям вопрос «Какой»,
тем самым побуждая их описывать предметы, которые они видят.
Таким образом, стараюсь систематически продумывать педагогическую
работу, используя разнообразные развивающие игры.