Напоминание

"Значение и использование развивающих игр на занятиях по формированию элементарных математических представлений в дошкольном образовании"


Автор: Мурашова Елена Анатольевна
Должность: воспитатель высшей квалификационной категории
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 15 "Светлячок"
Населённый пункт: г. Коломны Московской обл.
Наименование материала: статья
Тема: "Значение и использование развивающих игр на занятиях по формированию элементарных математических представлений в дошкольном образовании"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Значение и использование развивающих игр на занятиях по

формированию элементарных математических представлений

в дошкольном образовании

.

«Воображение важнее, чем знание»

А. Энштейн.

До пяти лет, пока у ребенка не произошло становление произвольных

процессов в психике ,он не должен в чистом виде принимать учебную задачу,

т. е .чему-то учиться. Обучение и воспитание должно строиться в игре. В

игре, осуществляется формирование детской личности. «Развивающее значе-

ние игры многообразно. В игре ребенок познает окружающий мир, развива-

ются его происходит становление самооценки и самосознания» (А.А. Вен-

гер).

Многие педагоги и психологи работают над использованием игры при

обучении и воспитании детей дошкольного возраста. З.А. Михайлова разра-

ботала «Игровые занимательные задачи для дошкольников». М «Просвеще-

ние» 1985г., где предложен занимательный материал математического содер-

жания в игровой форме. В книге «Давайте поиграем» 1996 г. А.А. Столяра —

обучение дошкольников основано на использовании специальных развиваю-

щих, обучающих игр, которые моделируют важные понятия не только мате-

матики, но и информатики (алгоритмы, кодирование информации, вычисли-

тельная машина, формирование основных логических операций («не», «и»,

«или»).

Известный психолог Л.С. Выготский говорил: «Научные понятия не

усваиваются и не заучиваются ребенком, не берутся памятью, а возникают и

складываются с помощью величайшего напряжения всей активности его соб-

ственной мысли». Также много внимания уделяет играм З.М Богуславская

«Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста» М. «Просве-

щение» 1991г., где игры представлены увлекательно по форме и содержанию,

и представляют собой хорошо продуманную систему, основанную на психи-

ческих закономерностях развития ребенка. О проведении занятий в детском

саду в игровой форме рекомендовала О М. Дьяченко. В своей книге «Чего на

свете не бывает», она использует игры, способствующие развитию у до-

школьников внимания, памяти, мышления, воображения. В книге «Информа-

тика в играх и задачах» Т.О. Волковой. М «Экспресс» 1996г., помимо занима-

тельных заданий в игровой форме для детей, еще содержатся пояснения,

необходимые советы и рекомендации родителям по выполнению заданий и

ответы. Также «Развивающие упражнения для детей дошкольного возраста»

рекомендует Минаева В.М.1994г. В этом пособии предлагается серия графи-

ческих упражнения способствующие развитию познавательных процессов.

Для развития абстрактного мышления дошкольников ведущее место

принадлежит образному мышлению и воображению. Образная подача мате-

риала обеспечивает большую эффективность его запоминания и возможность

самостоятельного мышления ребенка. С младшей группы я даю детям пред-

ставление, что существует особый мир чисел и фигур, который называется

«математика».

Взрослый теперь представляет интерес в первую очередь, как источник

интересной и достоверной информации. Мнение сверстников становится

тоже значимым. Поэтому я стараюсь организовывать формы взаимодействия

детей, предполагающие сотрудничество, а не соревнование. Мышление носит

наглядно-образный характер. Занятия показывают, что самым эффективным

способом сделать информацию интересной для ребенка этого возраста, яв-

ляется – одушевление. В этом возрасте дети с удовольствием слушают вол-

шебные сказки, проявляют большой интерес к ним и представления легче

воспринимают и запоминают новый материал. Главной задачей моей работы

с детьми среднего возраста является формирование представления о числах

первого десятка, как о существенных признаках явлений окружающего мира.

Для знакомства с числом основой выбирается не количественная характери-

стика, а вытекающая из нее качественная, поэтому предполагается сконцен-

трировать внимание детей на тех явлениях, в которых качество точно опреде-

лено. Например, с числом один, связывается представление о том, что бывает

только одно единственное на свете. И дети называют, что это наша планета

Земля, Солнце — ближайшая к нам звезда. На каждом занятии я использую

прием соединения материала с интересным, познавательным содержанием.

Так дети узнают, что лев — царь зверей — это символ храбрости и стойкости,

а дуб — король леса — это символ силы и единственности. С числом два свя-

зывается представление о том, что встречается парами. Многие дети называ-

ли, что это две руки, пара перчаток, вилка и нож, два ботинка, чашка с блюд-

цем одна девочка назвала маму и папу, которых связала числом два. Число

три я связала с иллюстрациями знакомых и любимых всеми сказок: 3 медве-

дя, 3 поросенка, трехглавый дракон. Ребята с удовольствием играли в эти

сказки. Также дети сумели сами доказать, почему треугольник связан с чис-

лом три.

Можно на каждого ребенка завести тетради, где проводить работу в за-

нимательной форме для более быстрого запоминания чисел и цифр. За пра-

вильную и аккуратно выполненную работу ребенок может получать солныш-

ко. В тетрадях можно также в конце каждого занятия писать, на что надо уде-

лить внимание конкретному ребенку, родители это закрепляют дома со свои-

ми детьми.

Когда знакомлю с новым числом, я рассказываю о проявлении этого

числа в жизни природы и окружающем мире использую прием эстетической

подачи знака, т.е. показываю цифру разного размера, разного цвета, разного

шрифта. На занятиях конструирования, дети с удовольствием лепят изучен-

ные цифры, выкладывают их из счетных палочек, из мелкого конструктора,

на улице лепят их из снега. На закрепление изученных цифр я провожу раз-

личные развивающие игры. Например, на закрепление цифры два проводила

игры «Найди такой-же», «Какая картинка лишняя», «Найди себе пару», и др.

На закрепление цифры три проводила игры «Назови номер автобуса», «Отга-

дай-ка», «Найди игрушку» и др. Такие игры формируют навыки выражения

качества через число. На итоговом занятии мы рисуем число. Это будет стра-

ница числового ряда, который потом поместим на магнитную доску в группе

и он будет находиться там до конца учебного года.

Большое значение я придаю развитию образного мышления и абстракт-

ного воображения детей, воспитанию интереса к математике. С этой целью

провожу игры: «Чем это может быть», «Заколдованные предметы». В игре

«Дорисуй» показываю карточку с изображением какой-нибудь геометриче-

ской фигуры, например квадрат и дети придумывают свои рисунки (окно,

телевизор, носовой платок). С целью развития мышления детей использую

логические игры. Назначение этих игр состоит в активизации умственной де-

ятельности детей, в оживлении процесса обучения. В логических играх важ-

на последовательность выполнения, например в игре «Найди отличие» дети

на основе зрительного сопоставления находят несколько, одинаковых по цве-

ту, форме предметов. В игре «Что лишнее» на основе зрительного анализа,

сопоставления, находят предмет, который не должен быть на картине и дока-

зывают свой выбор. Дети уже имеют представление о таких геометрических

телах, как, куб, шар. С помощью подвижной игры «Прокати в ворота», дети

нашли отличительные признаки куба и шара. С помощью развивающих игр

дети могут различать куб от квадрата, шар от круга и правильно их называть,

не путать. Детям нравится играть в игру «Угадай-ка», где я говорю определе-

ние, а ребята поднимают геометрические фигуры, например «У него четыре

угла и все стороны равны». Дети учатся узнавать предметы по описанию.

Также знакомлю детей, как нужно ориентироваться в пространстве. Для этого

провожу такие игры, как «Найди спрятанную игрушку», «Куда пойдешь и что

найдешь» и др. На каждом занятии стараюсь задавать детям вопрос «Какой»,

тем самым побуждая их описывать предметы, которые они видят.

Таким образом, стараюсь систематически продумывать педагогическую

работу, используя разнообразные развивающие игры.



В раздел образования