Напоминание

«Портфолио дошкольника как инновационная технология в образовательном процессе ДОУ»


Автор: Смышляева Раиса Ивановна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №1 пгт. Лебяжье"
Населённый пункт: Кировская область
Наименование материала: Презентация опыта работы
Тема: «Портфолио дошкольника как инновационная технология в образовательном процессе ДОУ»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Воспитатель

МБДОУ «Детский сад № 1

пгт Лебяжье»

Смышляева Р.И.

«Портфолио дошкольника

как инновационная технология в образовательном процессе ДОУ»

Портфолио дошкольника – это копилка личных достижений дошкольника в

разнообразных видах деятельности, собираемой за время пребывания ребёнка в детском

саду. Ведение портфолио позволяет целенаправленно собирать, систематизировать

информацию о ребёнке, фиксировать индивидуальные неповторимые субъектные

проявления детей.

Цель – создание портфолио дошкольника и внедрение инновационной технологии в

образовательный процесс ДОУ.

Задачи – определить форму и содержание портфолио;

- привлечь родителей воспитанников к активному взаимодействию

по оформлению портфолио;

- активизировать взаимодействие в системе «педагог-ребёнок- родитель;

- обеспечить психологическое благополучие и здоровье детей в период адаптации к

школе.

Этапы реализации:

1. определить форму и содержание портфолио;

2. привлечь родителей воспитанников к активному взаимодействию в системе «педагог-

ребёнок-родитель» по оформлению портфолио;

3. обеспечить психологическое благополучие и здоровье детей в период адаптации к

школе.

Этапы работы:

1 этап

подготовительный - выбор содержания портфолио, создание положения о портфолио

дошкольника, знакомство участников проекта со структурой и особенностями заполнения

портфолио.

2 этап

реализационный

заполнение

портфолио

родителями,

детьми,

воспитателями,

специалистами, работа с детьми по технологии инновационной технологии портфолио.

3 этап

итоговый – анализ полученных результатов, презентация.

Результат работы:

- повышение уровня самооценки, самостоятельности и активности детей;

- привлечение родителей к активному взаимодействию;

- разнообразие форм взаимодействия с семьёй;

- создание портфолио дошкольника.

Актуальность

В наше время большое внимание уделяется развитию ребёнка как личности, с его

индивидуальными способностями, индивидуальным темпом и особенностями развития.

Помочь ему раскрыть себя, заметить в каждом свою «изюминку» способна технология

«Портфолио».

Понятие портфолио различно. Чаще всего оно применяется как портфолио творческой

личности. Однако из всех определений понятия портфолио можно выделить, что это

способ фиксации, накопления индивидуальных достижений за какой-то определённый

период.

Причём, портфолио может составляться как на одного человека, так и на группу детского

сада, спортивный коллектив, детский музыкальный коллектив. Портфолио может

составляться и на педагогический коллектив детского сада, и на конкретную семью.

Но как бы там, ни было, портфолио – это показатель творческих успехов. И это главное.

Ведь как важно заметить что-то хорошее, положительное, а не акцентировать внимание на

том, что ещё не можешь, не знаешь, не умеешь.

Портфолио – это так называемое «досье успеха», в котором отражается всё интересное и

достойное из того, что происходит в жизни человека.

Портфолио дошкольника – это, прежде всего, первый шаг в открытии малышом своего

Я: собственных чувств, переживаний, побед, разочарований, открытий. Это «копилка»

личных достижений малыша в разнообразных видах деятельности, его успехов,

положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни.

Особенности «Портфолио дошкольника»:

1.1. Портфолио – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных

достижений школьника в определенный период его обучения.

1.2. Портфолио дополняет традиционные контрольно-оценочные средства, направленные,

как

правило,

на

проверку

репродуктивного

уровня

усвоения

информации,

факторологических и алгоритмических знаний и умений.

1.3.

Портфолио

позволяет

учитывать

результаты,

достигнутые

воспитанником

в

разнообразных видах деятельности – учебной, творческой, социальной, коммуникативной

и других, и является важным элементом практико-ориентированного, деятельного

подхода к образованию. В зарубежной традиции портфолио определяется как «коллекция

работ и результатов учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс и достижения

в различных областях».

1.4. Портфолио дошкольника – перспективная форма представления индивидуальной

направленности учебных достижений конкретного воспитанника, отвечающей задачам

пред профильной подготовки и, в дальнейшем, профильного обучения.

1.5.

Использование

такой

формы

оценки

учебных

достижений,

как

портфолио

дошкольника, позволяет воспитателю создать для каждого воспитанника ситуацию

переживания успеха.

Цель портфолио:

Портфолио дошкольника рассматривается в качестве личных достижений дошкольника в

разнообразных видах деятельности, собираемой за время пребывания ребенка в детском

саду. Введение

портфолио

позволит

воспитателю

целенаправленно

собирать,

систематизировать информацию о ребенке, фиксировать индивидуальные неповторимые

субъектные проявления детей, что особенно важно в дошкольном возрасте, когда развитие

ребенка

характеризуется

неравномерностью,

скачкообразностью,

индивидуальным

темпом созревания психических функций и накопление субъективного опыта.

Каким будет портфолио?

Портфолио дошкольника непременно должен быть красочным и ярким. В идеальном

случае он станет и любимой «книжкой с картинками» для ребенка, и предметом его

гордости.

Объясните малышу, что за «волшебную книжку» вы вместе начинаете собирать и для

чего. Книжка о себе самом – самая интересная. Она «с восторгом примет» все творческие

работы, с «особым вниманием отнесется» к удивительным фантазиям, а через некоторое

время «с любовью напомнит» о том, «каким еще год назад ты был маленьким!»

Иногда бывает страниц в «Портфолио дошкольника» недостаточно, либо они не совсем

подходят Вашему ребенку, уже школьнику, по тематике. Родителям непременно стоит

дополнить

количество

разделов

или

заметить

их

качественно.

В

этом

случае

руководствуйтесь собственной фантазией и опирайтесь на литературу, посвященную

развитию детей конкретной возрастной категории. Если у школьника уже наметилось

хобби или есть вполне конкретное любимое занятие необходимо завести для этого

определенный (персональный) раздел.

Условия достижения цели при создании Портфолио

1. Одно из главных условий – это добровольность. Если ведение портфолио сделать

обязательным, то оно будет зачастую носить формальный характер. Это будет лишь

лишняя нагрузка и для педагога и для детей. Создатель портфолио должен быть

заинтересован

в

его

создании.

Даже

отбор

материала

ребёнок

должен

делать

самостоятельно. И если он не согласен разместить какой-либо материал в папке

портфолио, то делать это не нужно. Ведь тогда теряется индивидуальность портфолио.

2. Необходимо чётко понимать цель сбора информации, цель создания самого портфолио.

Она может быть различной:

для сбора достижений, которые отражают результаты работы по какому-то направлению

(например, достижения в изобразительном искусстве, спортивные достижения и т. д.);

накопительной, когда информация собирается за определённый период. Таким образом,

можно увидеть путь развития ребёнка за определенный отрезок времени;

3. Количество разделов и рубрик, их тематика определяется индивидуально для каждого

случая.

4. Удобство хранения. Весь собранный материал необходимо систематизировать и

хранить так, чтобы было удобно его использовать.

5. Если портфолио дошкольника, то вид, структуру и содержание определяет, либо

педагог, либо члены семьи. Нельзя сбор информации пускать на самотёк, но считаться с

мнением ребёнка обязательно.

6. Систематичность в сборе информации. Портфолио подразумевает постоянное

пополнение и анализ имеющихся материалов. Можно заранее определить периодичность

работы (например, не реже 1 раза в неделю, 1 раза в месяц, 1 раза в квартал и т. д.).

В

ДОУ

большое

внимание

уделяется

развитию

ребёнка

как

личности,

с

его

индивидуальными способностями, индивидуальным темпом и особенностями развития.

Инновационная технология «Портфолио» способствует раскрытию личности каждого

ребёнка.

Работа по инновационной технологии соответствует следующим принципам ФГОС ДО:

- полноценного проживания ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и

дошкольного возраста, обогащения (амплификации) детского развития;

- индивидуализации дошкольного образования;

- содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка полноценным

участником (субъектом) образовательных отношений;

- поддержки инициативы детей в различных видах деятельности;

- партнёрства Организации с семьёй;

- приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и

государства;

- формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в

различных видах деятельности.

Алгоритм работы над портфолио

1. Постановка цели: автору должно быть понятно, для чего необходимо создавать

портфолио.

2. Определение вида портфолио.

3. Определение временного отрезка, во время которого будет собираться информация (при

поступлении в ДОУ и до выпуска из ДОУ).

4. Определение структуры портфолио: количество, название рубрик.

5. Участие в конкурсе портфолио на уровне ДОУ и муниципалитета.

Портфолио – это так называемое «досье успеха», в котором отражается всё интересное и

достойное из того, что происходит в жизни человека.

Взаимодействие с родителями

Немаловажную роль в ведении портфолио играют родители. Они могут быть не только

источником

информации,

реальным

помощником

и

поддержкой

ребёнку,

но

и

непосредственным участником, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от

своих успехов и успехов ребёнка.

Очень важно сделать родителей своими союзниками в непростом деле сбора портфолио.

Поэтому

первоначально

стоит

привлекать

активных,

неравнодушных

родителей.

Необходима система консультативной помощи: консультации, семинары по оформлению

и заполнению страничек портфолио.

Важно научить наблюдать, замечать все новое и интересное и непременно фиксировать,

записывать. С помощью портфолио родители видят своего ребенка со стороны, его

желания, интересы.

Портфолио также может использоваться как дополнительный материал при изучении

семьи – уклада ее жизни, интересов, традиций. Наблюдая за детьми и их родителями в

процессе

создания

портфолио,

педагоги

отмечали,

что

подобные

мероприятия

способствуют налаживанию более теплых взаимоотношений в семье.

Одним из главных результатов работы над портфолио является то, что родители учатся

наблюдать и замечать происходящие изменения, систематизировать их. Определенную

помощь могут оказать памятки, вопросники, опираясь на которые родители смогут

выделить особенно яркие и интересные моменты развития их ребенка.

Работая над составлением портфолио, родители и ребёнок не только поддерживают

постоянный интерес к учебно-познавательной деятельности. Вместе с этим приобретают

бесценный опыт работы с портфолио, который, пригодится в начальной школе.

Оценка родителем ребенка порой отличается от оценки воспитателя: часто она бывает

заниженной, завышенной или критичной из-за незнания родителями возрастных

особенностей детей. С этой целью с родителями проводятся семинары-практикумы.

Беседы,

индивидуальные

разговоры.

Родители

лучше

узнают

психологические

особенности детей дошкольного возраста, раскрывают особенности интересов и

склонностей своих детей.

Работа над созданием портфолио позволяет сблизить интересы родителей и специалистов

ДОУ, т.к. в данном деле в центре внимания находится ребенок.

Портфолио дошкольника может стать не только предметом его гордости, но и

инструментом самопознания, важнейшей точкой соприкосновения во взаимодействии «

ребёнок – родитель». А работа над его составлением – интереснейшим духовным

взаимообогащением. Заняв своё достойное место в семейном архиве, портфолио подарит

много нежных воспоминании и доставит не меньшее удовольствие, чем семейный альбом.

Портфолио

дошкольника –

это

своеобразный

маршрут

его

развития.

Это

возможность лучше понять ребенка, это способ взаимодействия педагогов между

собой, педагогов, родителей. При выпуске из детского сада портфолио вручается

ребенку. Это подарок ему и его родителям. Это воспоминания о счастливом детстве.

Таким

образом,

портфолио

дошкольника

как

инновационная

технология

используется

с

целью

оценки

результатов

деятельности

детей для

целенаправленного сбора и систематизации информации о них.

ПРИЛОЖЕНИЕ



В раздел образования