Напоминание

Мтодика преподавания хореографических дисциплин в системе дополнительного образования


Автор: Маслова Виктория Владиславовна
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: Губкинская детская хореографическая школа
Населённый пункт: ЯНАО, г.Губкинский
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Мтодика преподавания хореографических дисциплин в системе дополнительного образования
Раздел: дополнительное образование





Назад




«

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН В

СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ»

Муниципальное образовательное учреждения дополнительного образования

"Губкинская детская хореографическая школа"

Выполнил: Маслова Виктория Владиславовна

Преподаватель Муниципального образовательного учреждения дополни-

тельного образования «Губкинской детской хореографичекой школы »

Новосибирск 2015 г.

Хореографическое искусство – это очень объемное понятие, которое

содержит

балет,

искусство

современного

танца.

Хореография сформулировала целую систему специфических средств и при-

емов, свой художественно выразительный язык, с помощью чего создается

хореографический образ, который возникает из музыкально ритмичных дви-

жений. Основу хореографического образа составляет движение, которое не-

посредственно связано с ритмом.

Искусство хореографии постоянно разви-

вается и видоизменяется, ведь язык пластики, язык танца, которым владеют

ее ведущие художники, будет всегда привлекать внимание и вызывать восхи-

щение у зрителей всего мира. Развитие современного танцевального искус-

ства невозможно представить вне процесса расширения жанрового и стиле-

вого разнообразия, обогащения выразительного языка будущего хореографа

и руководителя танцевального коллектива. Появление новых, в корне отлича-

п/

п

Содержание

1.

Введение.

Хореографическое искусство – основные понятия, их значение,

как форма самосознания общества, роль в формировании у буду-

щих

специалистов,

история

развития……………………………………………………………..

2

2.

Основные направления в танцевальном искусстве. Использова-

ние

приобретенных

знаний

в

педагогической

деятельности………………………………………………………..

3.

Заключительная часть - танец, историко-социальные аспекты его

возникновения,

роль

танца

в

жизни

человека……………………………………………………………..

4.

Список использованной литературы……………………………..

ющихся от традиционных, академических систем хореографического искус-

ства заставляет обратиться к изучению новых техник танца.

Современный танец – свободный танец. Свободный танец (так же

пластический, ритмично-пластический) – возникший в начале xx века

движение за освобождение от конвенциональности прежнего балетного

театра и слияния танца с жизнью. Свободный танец стоял у истоков

танца xx века, в нём были сформулированы принципы, на которых, от-

части, основывались танец модерн и джаз-модерн, контемпорари и кон-

тактная импровизация.

Создателей свободного танца объединяло не только желание превра-

тить его в высокое искусство, имеющее равный статус с музыкой или с

классическим танцем, но и особое мировоззрение. Все они в той или

иной степени восприняли идею Ницше о танце, как о метафоре. Свобо-

да в движениях танцора - это раскрепощение творческого духа. Анали-

зируя любую систему танца (классический, народный, историко-бытовой,

бальные танцы), можно выделить кодифицированный набор движений,

па, которые свойственны только этой системе танца. Особенно четко

это можно проследить в классическом балете, где существует веками

отшлифованный, зафиксированный язык движений. Когда же речь захо-

дит о современном танце, то зачастую анализ языка движений заменяет-

ся рассуждениями о современности темы произведения, современности

звучания музыки, современности героев произведения.

Для изучения современного танцевального искусства разрабатываются

программы, используемые в хореографических школах дополнительного

образования. Они дают возможность учащимся изучить основы современ-

ного танца и имеют художественно-эстетическую направленность. Програм-

мы дополнительного образования детей – направлены на работу с детьми,

не зависимо от наличия у них специальных физических данных; на вос-

питание хореографической культуры и привития начальных навыков в

искусстве современного танца и являются учебным предметом для учащих-

ся. Занятия направлены открыть перед учащимися мир современного тан-

цевального искусства, приобщить их к этому прекрасному жанру,

научить элементарным основам современного танца, то есть создать фун-

дамент для более серьезного увлечения этим жанром хореографии.

В программах учтен и адаптирован опыт преподавателей различ-

ных видов хореографии. Особенностью программ является сочетание

знаний в области классического, народно-сценического, бального, джазо-

вого танца. Здесь заложена основа методики систематической подготов-

ки начинающих танцоров, которая отражает педагогическую целесооб-

разность их реализации.

Программы предполагают специализированные занятия для детей,

проявивших определенные способности к современному танцевальному

искусству. Совершенствуя свои знания в данном жанре, дети активно

осваивают репертуар. Педагог на этом этапе осуществляет самостоятель-

ные постановки, либо прибегает к помощи специальной литературы или

видеоматериалов.

Основные направления современного танцевального искусства и осо-

бенности их выразительных средств, предлагаемые для изучения детьми в

школе дополнительного образования: классический танец, современный та-

нец, свободный пластический танец, танец-модерн, танец постмодерн, кон-

тактная импровизация и др.

Классический танец - высшая «театральная» форма хореографического ис-

кусства.

В основе выразительных средств балета лежит сценический танец — один из

основных видов хореографического искусства, предназначенный для зри-

телей и предполагающий создание хореографического образа на сцене.

Современный танец — направление искусства танца, включающее танце-

вальные техники и стили XX-начала XXI вв., сформировавшиеся на основе

американского и европейского танца Модерн и танца Постмодерн. В данном

направлении танец рассматривается как инструмент для развития тела тан-

цовщика и формирования его индивидуальной хореографической лексики.

Средствами этого выступает синтез, актуализация и развитие различных тех-

ник и танцевальных стилей. Для современного танца характерна исследова-

тельская направленность, обусловленная взаимодействием танца с постоянно

развивающейся философией движения и комплексом знаний о возможностях

человеческого тела.

Свободный пластический танец — новый вид танца рождается на рубеже

XIX—XX веков, и благодаря, прежде всего, Айседоре Дункан. Она стре-

миться сделать танец выражением личности, отражением неповторимой че-

ловеческой индивидуальности, ценит в танце изначальную экспрессию чело-

веческого тела, выражающуюся во взаиморасположении различных его ча-

стей — отсюда эпитет пластический. Дункан реформировала искусство тан-

ца, что заключалось в гармоничном слиянии всех его компонентов — музы-

ки, пластики, костюма.

Танец Модерн — направление искусства танца, развивавшееся в Европе и

США в начале ХХ столетия, ведущими представителями которого являются

Дорис Хамфри, Чарлз Вейдман, Мери Вигман, ХаньяХольм, Хосе Лимон, Ле-

стерХортон, Эрик Хоукинс, Анна Соколоф, ЛойФуллер, Марта Грэм, Айсе-

дора Дункан, Рут Сен-Дени, Тед Шоун.

Танец Постмодерн — направление искусства танца, развивавшееся в США

и Европе в 1960-1970-е гг., ведущими представителями которого являются

МерсКаннингхэм, Алвин Эйли, Талли Битти, Дональд Мак-Кейл, Алвин Ни-

колаи, Пол Тэйлор, Триша Браун.

.

Контактная импровизация— техника современного танца, распространив-

шаяся в США и Европе в конце XX века, основой которой является физиче-

ский контакт (контактные методы) как отправная точка для импровизации и

исследования движения человеческого тела. Такими контактными методами

импровизации являются передача веса, встречный баланс, вращение, паде-

ние, задержание, подъём и т. п.

Иные виды танцевального искусства

1.Степ — степ, или чечетка, или теп-дэнс — танец, который еще называют

«музыка ног». Во время танца мы отражаем мелодию, танцуя степ, мы созда-

ем музыку.

2.бальный танец — танцевальный вид спорта, объединяющий два стиля

спортивных танцев: Интернациональный Стандартный и Интернациональ-

ный Латиноамериканский стили, исполнение которых проходит в условиях

конкурсных соревнований. В европейскую программу входят: медленный

вальс, танго, венский вальс, медленный фокстрот и квикстеп (быстрый фокс-

трот). В латино-американскую: самба, ча-ча-ча, румба, пасодобль и джайв. В

спортивных бальных танцах введена система классов, отображающая уро-

вень подготовки танцоров и система возрастных категорий, распределяющая

танцоров по возрастным группам.

3. Эстрадный танец — хореографическое произведение, предназначенное

для концертного исполнения на эстраде. Для эстрадного танца характерна

внешняя выразительность, развлекательный характер, виртуозность, внешняя

эффектность По форме эстрадный танец — танцевальная миниатюра, обычно

с небольшим количеством исполнителей. Эстрадный танец отличает и разно-

стильность.

4.Джазовый танец — направление танца, зародившееся в США в конце 19

века

в результате слияния европейской и африканской танцевальных

культур. Основные черты джаз танца — это основополагающая роль ритма,

импровизация, высокое техническое мастерство исполнителя. Основными

техническими принципами джазового танца являются — полицентрия, поли-

ритмия, синкопирование, свинг. В настоящее время существует несколько

стилей джазового танца, среди которых выделяются: модерн-джаз, афро-

джаз, фолк-джаз, стрит-джаз, блюз-джаз. Наиболее известными педагогами,

создавшими индивидуальную технику являются М. Меттокс, Г. Джордано,

Луиджи.

Использование разнообразного арсенала конкретных материалов, мето-

дов и приемов собственной разработки предполагает определенную струк-

туру программ. Это позволяет постепенно расширить и существенно

углубить знания , развить умение и навыки учащихся, глубоко усвоить

материал путем последовательного прохождения по годам обучения. Заня-

тия включают в себя три основные части: подготовительную, основную, за-

ключительную.

Подготовительная часть занятия

.

Общее назначение – подготовка орга-

низма к предстоящей работе. Конкретными задачами этой части является: ор-

ганизация группы; повышение внимания и эмоционального состояния уча-

щихся; умеренное разогревание организма. Основными средствами подго-

товительной части являются: строевые упражнения; различные формы ходь-

бы и бега; несложные прыжки; короткие танцевальные комбинации, состоя-

щие из освоенных ранее элементов; упражнения на связь с музыкой и др. Все

упражнения исполняются в умеренном темпе и направлены на общую подго-

товку опорно-двигательного аппарата, дыхательной систем.

Основная часть занятия. Задачами основной части являются: развитие и

совершенствование основных физических качеств; формирование пра-

вильной осанки; воспитание творческой активности; изучение, и совер-

шенствование движений танцев; отработка композиций и т.д.

Заключительная часть занятия. Основные задачи – постепенное снижение

нагрузки; краткий анализ работы, подведение итогов. Методические осо-

бенности. В заключительной части проводится краткий разбор достигну-

тых на занятии успехов в выполнении движений, что создает у учащихся

чувство удовлетворения и вызывает желание совершенствоваться. Замеча-

ния и советы по поводу недостаточно освоенных движений помогает

учащимся сосредоточить на них внимание на следующем занятии.

По окончании курса обучения по программам дополнительного об-

разования, учащиеся должны знать:

1. Роль танца в жизни человека.

2. Значение традиций и новаторства в хореографическом искусстве про-

шлого и настоящего времени.

3.Движения современного танца, как формировать свой танцевальный ре-

пертуар.

4.Начальные сведения об различных видах хореографического искусства.

5.Технику исполнения фигур различных стилей современной хореогра-

фии.

6.Множество упражнений, устраняющих характерные ошибки.

7.Методику составления разминки для данных возрастных групп.

Учащийся должен уметь:

1.Выполнять обще-развивающие и специальные упражнения разминки у

станка на середине танцевального зала.

2.Самостоятельно выполнять разогрев и тренаж.

3.Самостоятельно проводить отдельные части урока эстрадного танца.

4.Отличать танцевальные стили в соответствии с характером исполнения и

музыки, танцевальную терминологию, заложенную в программу.

5.Исполнять танцы и этюды, пройденные за год.

Учащийся должен овладеть навыками:

1. Импровизации в современных стилях хореографии;

2. Самостоятельной подготовкой к занятиям и выступлениям.

3. Основ дыхания в танце;

4. Самостоятельного проведения отдельных частей танцевального урока.

5. Межличностного общения в условиях «здоровой» конкуренции.

6. Особое внимание в старшей группе уделяется технике выполнения

упражнений и исполнения хореографических постановок, артистично-

сти.

Программы систематизируют учебный материал по формированию танце-

вальных способностей, совершенствованию пластических умений и навыков

учащихся, по развитию способностей творчески воплощать музыкально-пла-

стический образ, в соответствии с возрастными особенностями.

Целью адаптированных программ по современной хореографии является

приобщение детей к общечеловеческим ценностям современной танце-

вальной культуры, опираясь на интерес к танцу, раскрытие творческой

индивидуальности каждой формирующейся личности, развитие потенциа-

ла ребенка в области освоения современной хореографии, его способно-

сти к самовыражению языком танца. Танцевальное искусство учит детей

красоте и выразительности движений, формирует фигуру, развивает физиче-

ские качества ребенка, совершенствует их. Танцы хороши тем, что не требу-

ют форсированных нагрузок: организм начинающего танцора постепенно

привыкает к более усложняющимся задачам, которые возникают на заняти-

ях. Кроме того, занятия в быстром темпе и с большой физической нагрузкой

чередуются с медленными занятиями, не требующими большого физическо-

го напряжения. Танцы прекрасно развивают координацию движений, способ-

ствуют развитию хорошей осанки и красивой походки, развивают дыхатель-

ную систему организма человека, способствуют поддержанию общего тонуса

Танец является богатейшим источником эстетического совершенствова-

ния детей, формирует их художественное «Я». Неизменным остаются

мастерство исполнения танцевальных движений, обладание сценической

индивидуальностью, темпераментом, способность придать танцу образ-

ную выразительность. Освоение техники современного танца способству-

ет выработке своего индивидуального стиля, умению импровизировать,

помогает развивать хореографическую память, необходимую для успеш-

ного усвоения нового материала и приобретения лексического багажа.

Изучение танцевальных композиций развивает не только танцевальность,

но и умение чувствовать сценическое пространство и координировать

свои движения с коллективом, работать с партнёром и сольно.

Танец - это красиво и зрелищно: гармония музыки и пластики, фейер-

верк эмоций и чувств, чёткие линии и отточенные движения танцую-

щих. Танец - это также форма общения между танцорами и со зрите-

лями. А любое общение предполагает свод правил, регламентирующих

поведение, то есть – этикет, и танец в этом смысле не исключение.

Ритм и современный образ жизни требует от человека огромных энергоза-

трат и повышенной концентрации внимания, высокой работоспособности и

информированности о самых разных аспектах мира. В наше время, быть мо-

жет, жить — интересно как никогда! Но успевает ли человек в этой суете и

спешке заниматься собой: своим внутренним миром, настроением, мыслями,

талантами, желаниями, мечтами? Успеваем ли мы понять, вскочив на скорый

поезд современного мира, чего хотим от самих себя и от своей жизни? Цели

и формы современного искусства во многом подтверждают актуальность

этих вопросов. Концентрация внимания на отдельной личности и на вопросах

ее внутреннего мира — вот сердцевина современного искусства. Эти же во-

просы стоят в центре внимания современной танцевальной культуры. Самы-

ми разными способами современные танцевальные стили и направле-

ния дают человеку спокойствие, способствуют самовыражению и раскрепо-

щению — позволяют человеку отдыхать, в конце концов.

Литература.

1. Барышникова Т. Азбука хореографии - М., 2000г.

2. Богаткова Л.Н. Танцы для детей. – М.: Детгиз, 195

3. Валькова Р.А. Методическая рекомендация по современному танцу. -

Курган, 1997г.

4. Вальков В.А. Поиски и решения. Методические рекомендации для руково-

дителей

хореографических коллективов. - Курган, 2000г.

5. Володина О.В. Самоучитель клубных танцев.- Ростов на Дону.: Феникс,

2005

6. Джазовые танцы./ Авт.-сост. Е.В. Диниц.-М.: АСТ, 2002.

7. Ерохина О.В. Школа танцев для детей. Ростов на Дону: Феникс, 2003.

8. Ивлева Л.Д. Джазовый танец. - Челябинск, 1996г.

9. Колодницкий Г.А. Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы

для детей.- М.: Гном-Пресс, 2000г.

10. Латиноамериканские танцы./ Авт.-сост. О.В. Иванникова.- М.: АСТ, 2003

11. Левин М.В. Гинастика в хореографической школе. - М., 2001г.

12. Леонов Б. Музыкальное ритмическое движение. - Минск, 1971г.

13. Народные танцы./ Авт.-сост. О.В. Иванникова.- М.: АСТ, 2007.

14. Никитин Н. Композиция урока и методика преподавания модерн-джаз

танца. – М.,

2006г.

15. Панферов В. Основы композиции танца.- Челябинск: ЧГАКИ, 2001.

16. Пасютинская В. Волшебный мир танца. - М., 1985г.

17. Полетков С.С. Основы современного танца. - Ростов- на - Дону, 2005г.

18. Прутова Т.В., Беликова A.M., Кветная О.В. Учите детей танцевать. -

М.,2003г.

19. Современный бальный танец. Учебное пособие. Под редакцией В.М.

Стриганова и В.И. Уральской. М.: Просвещение, 1977.

20. Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г. Фитнес-данс.- С-П.,2007г.



В раздел образования