Автор: Маслова Виктория Владиславовна
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: Губкинская детская хореографическая школа
Населённый пункт: ЯНАО, г.Губкинский
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Мтодика преподавания хореографических дисциплин в системе дополнительного образования
Раздел: дополнительное образование
«
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН В
СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ»
Муниципальное образовательное учреждения дополнительного образования
"Губкинская детская хореографическая школа"
Выполнил: Маслова Виктория Владиславовна
Преподаватель Муниципального образовательного учреждения дополни-
тельного образования «Губкинской детской хореографичекой школы »
Новосибирск 2015 г.
Хореографическое искусство – это очень объемное понятие, которое
содержит
балет,
искусство
современного
танца.
Хореография сформулировала целую систему специфических средств и при-
емов, свой художественно выразительный язык, с помощью чего создается
хореографический образ, который возникает из музыкально ритмичных дви-
жений. Основу хореографического образа составляет движение, которое не-
посредственно связано с ритмом.
Искусство хореографии постоянно разви-
вается и видоизменяется, ведь язык пластики, язык танца, которым владеют
ее ведущие художники, будет всегда привлекать внимание и вызывать восхи-
щение у зрителей всего мира. Развитие современного танцевального искус-
ства невозможно представить вне процесса расширения жанрового и стиле-
вого разнообразия, обогащения выразительного языка будущего хореографа
и руководителя танцевального коллектива. Появление новых, в корне отлича-
№
п/
п
Содержание
1.
Введение.
Хореографическое искусство – основные понятия, их значение,
как форма самосознания общества, роль в формировании у буду-
щих
специалистов,
история
развития……………………………………………………………..
2
2.
Основные направления в танцевальном искусстве. Использова-
ние
приобретенных
знаний
в
педагогической
деятельности………………………………………………………..
3.
Заключительная часть - танец, историко-социальные аспекты его
возникновения,
роль
танца
в
жизни
человека……………………………………………………………..
4.
Список использованной литературы……………………………..
ющихся от традиционных, академических систем хореографического искус-
ства заставляет обратиться к изучению новых техник танца.
Современный танец – свободный танец. Свободный танец (так же
пластический, ритмично-пластический) – возникший в начале xx века
движение за освобождение от конвенциональности прежнего балетного
театра и слияния танца с жизнью. Свободный танец стоял у истоков
танца xx века, в нём были сформулированы принципы, на которых, от-
части, основывались танец модерн и джаз-модерн, контемпорари и кон-
тактная импровизация.
Создателей свободного танца объединяло не только желание превра-
тить его в высокое искусство, имеющее равный статус с музыкой или с
классическим танцем, но и особое мировоззрение. Все они в той или
иной степени восприняли идею Ницше о танце, как о метафоре. Свобо-
да в движениях танцора - это раскрепощение творческого духа. Анали-
зируя любую систему танца (классический, народный, историко-бытовой,
бальные танцы), можно выделить кодифицированный набор движений,
па, которые свойственны только этой системе танца. Особенно четко
это можно проследить в классическом балете, где существует веками
отшлифованный, зафиксированный язык движений. Когда же речь захо-
дит о современном танце, то зачастую анализ языка движений заменяет-
ся рассуждениями о современности темы произведения, современности
звучания музыки, современности героев произведения.
Для изучения современного танцевального искусства разрабатываются
программы, используемые в хореографических школах дополнительного
образования. Они дают возможность учащимся изучить основы современ-
ного танца и имеют художественно-эстетическую направленность. Програм-
мы дополнительного образования детей – направлены на работу с детьми,
не зависимо от наличия у них специальных физических данных; на вос-
питание хореографической культуры и привития начальных навыков в
искусстве современного танца и являются учебным предметом для учащих-
ся. Занятия направлены открыть перед учащимися мир современного тан-
цевального искусства, приобщить их к этому прекрасному жанру,
научить элементарным основам современного танца, то есть создать фун-
дамент для более серьезного увлечения этим жанром хореографии.
В программах учтен и адаптирован опыт преподавателей различ-
ных видов хореографии. Особенностью программ является сочетание
знаний в области классического, народно-сценического, бального, джазо-
вого танца. Здесь заложена основа методики систематической подготов-
ки начинающих танцоров, которая отражает педагогическую целесооб-
разность их реализации.
Программы предполагают специализированные занятия для детей,
проявивших определенные способности к современному танцевальному
искусству. Совершенствуя свои знания в данном жанре, дети активно
осваивают репертуар. Педагог на этом этапе осуществляет самостоятель-
ные постановки, либо прибегает к помощи специальной литературы или
видеоматериалов.
Основные направления современного танцевального искусства и осо-
бенности их выразительных средств, предлагаемые для изучения детьми в
школе дополнительного образования: классический танец, современный та-
нец, свободный пластический танец, танец-модерн, танец постмодерн, кон-
тактная импровизация и др.
Классический танец - высшая «театральная» форма хореографического ис-
кусства.
В основе выразительных средств балета лежит сценический танец — один из
основных видов хореографического искусства, предназначенный для зри-
телей и предполагающий создание хореографического образа на сцене.
Современный танец — направление искусства танца, включающее танце-
вальные техники и стили XX-начала XXI вв., сформировавшиеся на основе
американского и европейского танца Модерн и танца Постмодерн. В данном
направлении танец рассматривается как инструмент для развития тела тан-
цовщика и формирования его индивидуальной хореографической лексики.
Средствами этого выступает синтез, актуализация и развитие различных тех-
ник и танцевальных стилей. Для современного танца характерна исследова-
тельская направленность, обусловленная взаимодействием танца с постоянно
развивающейся философией движения и комплексом знаний о возможностях
человеческого тела.
Свободный пластический танец — новый вид танца рождается на рубеже
XIX—XX веков, и благодаря, прежде всего, Айседоре Дункан. Она стре-
миться сделать танец выражением личности, отражением неповторимой че-
ловеческой индивидуальности, ценит в танце изначальную экспрессию чело-
веческого тела, выражающуюся во взаиморасположении различных его ча-
стей — отсюда эпитет пластический. Дункан реформировала искусство тан-
ца, что заключалось в гармоничном слиянии всех его компонентов — музы-
ки, пластики, костюма.
Танец Модерн — направление искусства танца, развивавшееся в Европе и
США в начале ХХ столетия, ведущими представителями которого являются
Дорис Хамфри, Чарлз Вейдман, Мери Вигман, ХаньяХольм, Хосе Лимон, Ле-
стерХортон, Эрик Хоукинс, Анна Соколоф, ЛойФуллер, Марта Грэм, Айсе-
дора Дункан, Рут Сен-Дени, Тед Шоун.
Танец Постмодерн — направление искусства танца, развивавшееся в США
и Европе в 1960-1970-е гг., ведущими представителями которого являются
МерсКаннингхэм, Алвин Эйли, Талли Битти, Дональд Мак-Кейл, Алвин Ни-
колаи, Пол Тэйлор, Триша Браун.
.
Контактная импровизация— техника современного танца, распространив-
шаяся в США и Европе в конце XX века, основой которой является физиче-
ский контакт (контактные методы) как отправная точка для импровизации и
исследования движения человеческого тела. Такими контактными методами
импровизации являются передача веса, встречный баланс, вращение, паде-
ние, задержание, подъём и т. п.
Иные виды танцевального искусства
1.Степ — степ, или чечетка, или теп-дэнс — танец, который еще называют
«музыка ног». Во время танца мы отражаем мелодию, танцуя степ, мы созда-
ем музыку.
2.бальный танец — танцевальный вид спорта, объединяющий два стиля
спортивных танцев: Интернациональный Стандартный и Интернациональ-
ный Латиноамериканский стили, исполнение которых проходит в условиях
конкурсных соревнований. В европейскую программу входят: медленный
вальс, танго, венский вальс, медленный фокстрот и квикстеп (быстрый фокс-
трот). В латино-американскую: самба, ча-ча-ча, румба, пасодобль и джайв. В
спортивных бальных танцах введена система классов, отображающая уро-
вень подготовки танцоров и система возрастных категорий, распределяющая
танцоров по возрастным группам.
3. Эстрадный танец — хореографическое произведение, предназначенное
для концертного исполнения на эстраде. Для эстрадного танца характерна
внешняя выразительность, развлекательный характер, виртуозность, внешняя
эффектность По форме эстрадный танец — танцевальная миниатюра, обычно
с небольшим количеством исполнителей. Эстрадный танец отличает и разно-
стильность.
4.Джазовый танец — направление танца, зародившееся в США в конце 19
века
в результате слияния европейской и африканской танцевальных
культур. Основные черты джаз танца — это основополагающая роль ритма,
импровизация, высокое техническое мастерство исполнителя. Основными
техническими принципами джазового танца являются — полицентрия, поли-
ритмия, синкопирование, свинг. В настоящее время существует несколько
стилей джазового танца, среди которых выделяются: модерн-джаз, афро-
джаз, фолк-джаз, стрит-джаз, блюз-джаз. Наиболее известными педагогами,
создавшими индивидуальную технику являются М. Меттокс, Г. Джордано,
Луиджи.
Использование разнообразного арсенала конкретных материалов, мето-
дов и приемов собственной разработки предполагает определенную струк-
туру программ. Это позволяет постепенно расширить и существенно
углубить знания , развить умение и навыки учащихся, глубоко усвоить
материал путем последовательного прохождения по годам обучения. Заня-
тия включают в себя три основные части: подготовительную, основную, за-
ключительную.
Подготовительная часть занятия
.
Общее назначение – подготовка орга-
низма к предстоящей работе. Конкретными задачами этой части является: ор-
ганизация группы; повышение внимания и эмоционального состояния уча-
щихся; умеренное разогревание организма. Основными средствами подго-
товительной части являются: строевые упражнения; различные формы ходь-
бы и бега; несложные прыжки; короткие танцевальные комбинации, состоя-
щие из освоенных ранее элементов; упражнения на связь с музыкой и др. Все
упражнения исполняются в умеренном темпе и направлены на общую подго-
товку опорно-двигательного аппарата, дыхательной систем.
Основная часть занятия. Задачами основной части являются: развитие и
совершенствование основных физических качеств; формирование пра-
вильной осанки; воспитание творческой активности; изучение, и совер-
шенствование движений танцев; отработка композиций и т.д.
Заключительная часть занятия. Основные задачи – постепенное снижение
нагрузки; краткий анализ работы, подведение итогов. Методические осо-
бенности. В заключительной части проводится краткий разбор достигну-
тых на занятии успехов в выполнении движений, что создает у учащихся
чувство удовлетворения и вызывает желание совершенствоваться. Замеча-
ния и советы по поводу недостаточно освоенных движений помогает
учащимся сосредоточить на них внимание на следующем занятии.
По окончании курса обучения по программам дополнительного об-
разования, учащиеся должны знать:
1. Роль танца в жизни человека.
2. Значение традиций и новаторства в хореографическом искусстве про-
шлого и настоящего времени.
3.Движения современного танца, как формировать свой танцевальный ре-
пертуар.
4.Начальные сведения об различных видах хореографического искусства.
5.Технику исполнения фигур различных стилей современной хореогра-
фии.
6.Множество упражнений, устраняющих характерные ошибки.
7.Методику составления разминки для данных возрастных групп.
Учащийся должен уметь:
1.Выполнять обще-развивающие и специальные упражнения разминки у
станка на середине танцевального зала.
2.Самостоятельно выполнять разогрев и тренаж.
3.Самостоятельно проводить отдельные части урока эстрадного танца.
4.Отличать танцевальные стили в соответствии с характером исполнения и
музыки, танцевальную терминологию, заложенную в программу.
5.Исполнять танцы и этюды, пройденные за год.
Учащийся должен овладеть навыками:
1. Импровизации в современных стилях хореографии;
2. Самостоятельной подготовкой к занятиям и выступлениям.
3. Основ дыхания в танце;
4. Самостоятельного проведения отдельных частей танцевального урока.
5. Межличностного общения в условиях «здоровой» конкуренции.
6. Особое внимание в старшей группе уделяется технике выполнения
упражнений и исполнения хореографических постановок, артистично-
сти.
Программы систематизируют учебный материал по формированию танце-
вальных способностей, совершенствованию пластических умений и навыков
учащихся, по развитию способностей творчески воплощать музыкально-пла-
стический образ, в соответствии с возрастными особенностями.
Целью адаптированных программ по современной хореографии является
приобщение детей к общечеловеческим ценностям современной танце-
вальной культуры, опираясь на интерес к танцу, раскрытие творческой
индивидуальности каждой формирующейся личности, развитие потенциа-
ла ребенка в области освоения современной хореографии, его способно-
сти к самовыражению языком танца. Танцевальное искусство учит детей
красоте и выразительности движений, формирует фигуру, развивает физиче-
ские качества ребенка, совершенствует их. Танцы хороши тем, что не требу-
ют форсированных нагрузок: организм начинающего танцора постепенно
привыкает к более усложняющимся задачам, которые возникают на заняти-
ях. Кроме того, занятия в быстром темпе и с большой физической нагрузкой
чередуются с медленными занятиями, не требующими большого физическо-
го напряжения. Танцы прекрасно развивают координацию движений, способ-
ствуют развитию хорошей осанки и красивой походки, развивают дыхатель-
ную систему организма человека, способствуют поддержанию общего тонуса
Танец является богатейшим источником эстетического совершенствова-
ния детей, формирует их художественное «Я». Неизменным остаются
мастерство исполнения танцевальных движений, обладание сценической
индивидуальностью, темпераментом, способность придать танцу образ-
ную выразительность. Освоение техники современного танца способству-
ет выработке своего индивидуального стиля, умению импровизировать,
помогает развивать хореографическую память, необходимую для успеш-
ного усвоения нового материала и приобретения лексического багажа.
Изучение танцевальных композиций развивает не только танцевальность,
но и умение чувствовать сценическое пространство и координировать
свои движения с коллективом, работать с партнёром и сольно.
Танец - это красиво и зрелищно: гармония музыки и пластики, фейер-
верк эмоций и чувств, чёткие линии и отточенные движения танцую-
щих. Танец - это также форма общения между танцорами и со зрите-
лями. А любое общение предполагает свод правил, регламентирующих
поведение, то есть – этикет, и танец в этом смысле не исключение.
Ритм и современный образ жизни требует от человека огромных энергоза-
трат и повышенной концентрации внимания, высокой работоспособности и
информированности о самых разных аспектах мира. В наше время, быть мо-
жет, жить — интересно как никогда! Но успевает ли человек в этой суете и
спешке заниматься собой: своим внутренним миром, настроением, мыслями,
талантами, желаниями, мечтами? Успеваем ли мы понять, вскочив на скорый
поезд современного мира, чего хотим от самих себя и от своей жизни? Цели
и формы современного искусства во многом подтверждают актуальность
этих вопросов. Концентрация внимания на отдельной личности и на вопросах
ее внутреннего мира — вот сердцевина современного искусства. Эти же во-
просы стоят в центре внимания современной танцевальной культуры. Самы-
ми разными способами современные танцевальные стили и направле-
ния дают человеку спокойствие, способствуют самовыражению и раскрепо-
щению — позволяют человеку отдыхать, в конце концов.
Литература.
1. Барышникова Т. Азбука хореографии - М., 2000г.
2. Богаткова Л.Н. Танцы для детей. – М.: Детгиз, 195
3. Валькова Р.А. Методическая рекомендация по современному танцу. -
Курган, 1997г.
4. Вальков В.А. Поиски и решения. Методические рекомендации для руково-
дителей
хореографических коллективов. - Курган, 2000г.
5. Володина О.В. Самоучитель клубных танцев.- Ростов на Дону.: Феникс,
2005
6. Джазовые танцы./ Авт.-сост. Е.В. Диниц.-М.: АСТ, 2002.
7. Ерохина О.В. Школа танцев для детей. Ростов на Дону: Феникс, 2003.
8. Ивлева Л.Д. Джазовый танец. - Челябинск, 1996г.
9. Колодницкий Г.А. Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы
для детей.- М.: Гном-Пресс, 2000г.
10. Латиноамериканские танцы./ Авт.-сост. О.В. Иванникова.- М.: АСТ, 2003
11. Левин М.В. Гинастика в хореографической школе. - М., 2001г.
12. Леонов Б. Музыкальное ритмическое движение. - Минск, 1971г.
13. Народные танцы./ Авт.-сост. О.В. Иванникова.- М.: АСТ, 2007.
14. Никитин Н. Композиция урока и методика преподавания модерн-джаз
танца. – М.,
2006г.
15. Панферов В. Основы композиции танца.- Челябинск: ЧГАКИ, 2001.
16. Пасютинская В. Волшебный мир танца. - М., 1985г.
17. Полетков С.С. Основы современного танца. - Ростов- на - Дону, 2005г.
18. Прутова Т.В., Беликова A.M., Кветная О.В. Учите детей танцевать. -
М.,2003г.
19. Современный бальный танец. Учебное пособие. Под редакцией В.М.
Стриганова и В.И. Уральской. М.: Просвещение, 1977.
20. Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г. Фитнес-данс.- С-П.,2007г.