Напоминание

Эффективность использования игровых технологий в развитии творческих способностей учащихся


Автор: Нугаманова Аксана Александровна
Должность: студент
Учебное заведение: БГПУ им. М.Акмуллы
Населённый пункт: г.Уфа
Наименование материала: Статья
Тема: Эффективность использования игровых технологий в развитии творческих способностей учащихся
Раздел: начальное образование





Назад




Эффективность использования игровых технологий в развитии творческих

способностей младших школьников.

Современная

школа

нуждается

в

такой

форме

организации,

которая

гарантировала

бы развитие

индивидуальных

способностей

и

творческого

отношения к жизни каждого обучающегося.

Другими словами, в настоящее время возникает насущная потребность в

расширении методического потенциала и активных форм обучения. К активным

формам

начального

обучения

относятся:

настрой

на

работу,

проблемное

обучение,

технология

проектного

обучения,

интерактивные

технологии,

физминутки, а также игровые технологии.

Игровая технология, это одна из уникальных технологий, которая позволяет

сделать интересным и увлекательным процесс обучения на поисково-творческом

уровне,

а

также

будничное

изучение

предметов.

Эмоциональность

игровых

действий

активизирует

все

психологические

функции

и

процессы

ребенка,

а

занимательность условного мира игры эмоционально окрашивает восприятие.

Учителя начальных классов отлично понимают, что как бы ни были трудны и

серьёзны знания в наших учебных программах, дети остаются детьми. Они хотят

играть, любят играть, испытывают в этом необходимость даже больше, чем это

было несколько лет назад. Игровые ситуации и сюжеты помогают активизировать

учебный процесс, усвоить ряд учебных элементов.

Игра

занимает

главное

место

в

жизни

ребенка.

Это

его

основная

деятельность, непременный спутник жизни. Дети играют в самые разнообразные

игры:

дидактические,

подвижные,

сюжетно-ролевые

и

др.

Для

педагога

игры

являются важным средством всестороннего развития и обучения ребенка.

Существенным

элементом

игры

является

веселое

настроение,

которое

оказывает

положительное

влияние

на

состояние

нервной

системы

младшего

школьника;

радостное

настроение

сопровождается

физиологическими

изменениями

в

организме:

повышается

деятельность

сердца

и

дыхательного

аппарата. А также игры способствуют умственному развитию детей. С помощью

игр

у

ребенка

расширяются

и

углубляются

представления

об

окружающей

действительности, развиваются внимание, память, наблюдательность.

Игры могут проводиться на разных этапах урока. В начале урока цель игры

– организовать и заинтересовать детей, стимулировать их активность. В середине

урока

должна

решить

задачу

усвоения

темы.

В

конце

урока

может

носить

творческий, поисковый характер.

Игра эффективно мотивирует ученика, потому что нацелена не на результат,

а на процесс. Замечено, что и пассивные ученики быстро включаются в игру, ведь

играть любят все, даже те, кто не любит учиться. А играя, они учатся, даже не

зная об этом. Игровые моменты, включенные в систему педагогических ситуаций,

вызывают у младших школьников особый интерес к познанию окружающего мира.

Игровые

ситуации

желательно

использовать

на

тех

уроках,

где

осмысление

материала вызывает затруднения.

При

организации

на

уроке

игровой

ситуации

очень

важен

подбор

педагогических материалов и наглядности. Исследования показали, что во время

игровых

ситуаций

острота

зрения

у

ребенка

значительно

возрастает.

Использование

педагогом

средств

наглядности

вызывает

более

активное

восприятие

младшими

школьниками

изучаемого

материала.

Особенно

эффективно применение игровых динамических пособий. [24, с. 15]

Вопрос о создании и применении игровых образовательных технологий в

дидактике начальной школы неновый. Необходимо остановится на возможностях

игровых

образовательных

технологий

в

реализации

целевого

ориентира

Федерального государственного образовательного стандарта начального общего

образования (ФГОС НОО), а именно в формировании у обучающихся творческих

способностей. На наш взгляд, в современном образовательном пространстве не

до

конца

реализован

потенциал

игровых

технологий

в

развитии

у

младших

школьников творческих способностей. Мы считаем, что творчестворазвивающий

характер

игровых

технологий

заключается

в

том,

что

игра

это,

во-первых,

известная,

привычная

и

любимая

форма

деятельности

для

человека

любого

возраста и, во-вторых, одно из наиболее эффективных средств активизации,

вовлекающее

участников

в

игровую

деятельность

за

счет

содержательной

природы

самой

игровой

ситуации,

способное

вызывать

у

них

высокое

эмоциональное

и

физическое

напряжение.

В

игре

легче

преодолеваются

трудности, препятствия, психологические барьеры.

Рассмотрим

такие

виды

игр,

как имитационные,

операциональные,

организационно-деятельностные, ролевые, дидактические, деловой театр.

Сценарий имитационной игры, кроме сюжета события, содержит описание

структуры и назначения имитируемых процессов и объектов. Например, согласно

технологической

карте,

в

адаптационный

период

широко

используется

такая

имитационная игра, как «Где мы был – мы не скажем, а что видели покажем».

Операциональные игры помогают отрабатывать выполнение конкретных,

специфических операций. Например, алгоритмы умывания, одевания, подготовки к

учебным занятиям. В нашем случае, алгоритмы творческих составляющих. В

операциональных играх моделируется соответствующий процесс. Игры этого типа

проводятся в условиях, имитирующих реальные.

В

«классическом»

варианте организационно-деятельностные

и г р ы

применяются

в

качестве

инструмента

коллективного

поиска

содержащих

инновационные

компоненты

оптимальных

решений

сложных

технических,

организационных, управленческих проблем в реальных условиях предприятий,

учреждений.

Основной

акцент

в

игре

делается

на

рефлексии

участниками

собственной

деятельности.

Безусловно,

в

таком

виде

эти

игры

для

педагогического

процесса

в

начальной

школе

неприемлемы,

но

совместную

проектную деятельность детей, педагогов и родителей можно рассматривать как

вариант организационно-деятельностной игры.

Ролевая

игра

предполагает

отработку

тактики

поведения,действий,

выполнения функций и обязанностей конкретных лиц. Для проведения этих игр

разрабатывается ситуация, между детьми распределяются роли с обязательным

содержанием. Наиболее популярными у младших школьников являются такие

ролевые игры, как «Школа», «Магазин», «Больница», «Доктор Айболит» и др.

В

деловом

театре

возможно

разыгрывание

какой-либо

ситуации,

связанной

с

развитием

творческого

мышления.

В

нем

участник

должен

мобилизовать свой опыт, знания, навыки, суметь вжиться в образ определенного

лица, понять его действия, найти правильную линию поведения. Основная задача

метода

инсценировки

научить

младшего

школьника

ориентироваться

в

различных обстоятельствах, учитывать возможности других людей, устанавливать

с ними контакты, влиять на их интересы. Для метода инсценировки составляется

специальный

сценарий,

где

описываются

конкретная

ситуация,

связанная

с

творческим мышлением, функции и обязанности действующих лиц, их задачи.

Вышеперечисленные

типы

игр

далеко

не

всегда

можно

использовать

в

образовательном

процессе,

они

требуют

специальной

подготовки

детей

и

педагогов к их проведению и могут использоваться во внеурочной деятельности.

Достаточно

часто

используются

в

образовательном

процессе

дидактические игры. Это игры с готовыми правилами, которые используются как

средство

развития

познавательной

активности

детей

и

их

творческих

способностей.

Элементы

занимательности

в

дидактической

игре

служат

своеобразной эмоциональной разрядкой, способствуют концентрации внимания

детей

для

последующей

углубленной

работы

над

изучаемым

материалом.

Дидактические игры различны по цели, форме, содержанию, в сущности своей

представляют разнообразные интеллектуальные задачи: осмысление учебного

материала, его повторение, обобщение. В целях формирования компетентности в

области

развития

творческого

мышления

младших

школьников

можно

использовать следующие виды дидактических игр: игры с предметами, настольно-

печатные,

игры-путешествия,

игры-предположения,

игры-загадки,

парные

картинки, лото, домино, лабиринт, разрезные картинки, пазлы, игры с фишками.



В раздел образования