Автор: Нугаманова Аксана Александровна
Должность: студент
Учебное заведение: БГПУ им. М.Акмуллы
Населённый пункт: г.Уфа
Наименование материала: Статья
Тема: Эффективность использования игровых технологий в развитии творческих способностей учащихся
Раздел: начальное образование
Эффективность использования игровых технологий в развитии творческих
способностей младших школьников.
Современная
школа
нуждается
в
такой
форме
организации,
которая
гарантировала
бы развитие
индивидуальных
способностей
и
творческого
отношения к жизни каждого обучающегося.
Другими словами, в настоящее время возникает насущная потребность в
расширении методического потенциала и активных форм обучения. К активным
формам
начального
обучения
относятся:
настрой
на
работу,
проблемное
обучение,
технология
проектного
обучения,
интерактивные
технологии,
физминутки, а также игровые технологии.
Игровая технология, это одна из уникальных технологий, которая позволяет
сделать интересным и увлекательным процесс обучения на поисково-творческом
уровне,
а
также
будничное
изучение
предметов.
Эмоциональность
игровых
действий
активизирует
все
психологические
функции
и
процессы
ребенка,
а
занимательность условного мира игры эмоционально окрашивает восприятие.
Учителя начальных классов отлично понимают, что как бы ни были трудны и
серьёзны знания в наших учебных программах, дети остаются детьми. Они хотят
играть, любят играть, испытывают в этом необходимость даже больше, чем это
было несколько лет назад. Игровые ситуации и сюжеты помогают активизировать
учебный процесс, усвоить ряд учебных элементов.
Игра
занимает
главное
место
в
жизни
ребенка.
Это
его
основная
деятельность, непременный спутник жизни. Дети играют в самые разнообразные
игры:
дидактические,
подвижные,
сюжетно-ролевые
и
др.
Для
педагога
игры
являются важным средством всестороннего развития и обучения ребенка.
Существенным
элементом
игры
является
веселое
настроение,
которое
оказывает
положительное
влияние
на
состояние
нервной
системы
младшего
школьника;
радостное
настроение
сопровождается
физиологическими
изменениями
в
организме:
повышается
деятельность
сердца
и
дыхательного
аппарата. А также игры способствуют умственному развитию детей. С помощью
игр
у
ребенка
расширяются
и
углубляются
представления
об
окружающей
действительности, развиваются внимание, память, наблюдательность.
Игры могут проводиться на разных этапах урока. В начале урока цель игры
– организовать и заинтересовать детей, стимулировать их активность. В середине
урока
должна
решить
задачу
усвоения
темы.
В
конце
урока
может
носить
творческий, поисковый характер.
Игра эффективно мотивирует ученика, потому что нацелена не на результат,
а на процесс. Замечено, что и пассивные ученики быстро включаются в игру, ведь
играть любят все, даже те, кто не любит учиться. А играя, они учатся, даже не
зная об этом. Игровые моменты, включенные в систему педагогических ситуаций,
вызывают у младших школьников особый интерес к познанию окружающего мира.
Игровые
ситуации
желательно
использовать
на
тех
уроках,
где
осмысление
материала вызывает затруднения.
При
организации
на
уроке
игровой
ситуации
очень
важен
подбор
педагогических материалов и наглядности. Исследования показали, что во время
игровых
ситуаций
острота
зрения
у
ребенка
значительно
возрастает.
Использование
педагогом
средств
наглядности
вызывает
более
активное
восприятие
младшими
школьниками
изучаемого
материала.
Особенно
эффективно применение игровых динамических пособий. [24, с. 15]
Вопрос о создании и применении игровых образовательных технологий в
дидактике начальной школы неновый. Необходимо остановится на возможностях
игровых
образовательных
технологий
в
реализации
целевого
ориентира
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования (ФГОС НОО), а именно в формировании у обучающихся творческих
способностей. На наш взгляд, в современном образовательном пространстве не
до
конца
реализован
потенциал
игровых
технологий
в
развитии
у
младших
школьников творческих способностей. Мы считаем, что творчестворазвивающий
характер
игровых
технологий
заключается
в
том,
что
игра
–
это,
во-первых,
известная,
привычная
и
любимая
форма
деятельности
для
человека
любого
возраста и, во-вторых, одно из наиболее эффективных средств активизации,
вовлекающее
участников
в
игровую
деятельность
за
счет
содержательной
природы
самой
игровой
ситуации,
способное
вызывать
у
них
высокое
эмоциональное
и
физическое
напряжение.
В
игре
легче
преодолеваются
трудности, препятствия, психологические барьеры.
Рассмотрим
такие
виды
игр,
как имитационные,
операциональные,
организационно-деятельностные, ролевые, дидактические, деловой театр.
Сценарий имитационной игры, кроме сюжета события, содержит описание
структуры и назначения имитируемых процессов и объектов. Например, согласно
технологической
карте,
в
адаптационный
период
широко
используется
такая
имитационная игра, как «Где мы был – мы не скажем, а что видели покажем».
Операциональные игры помогают отрабатывать выполнение конкретных,
специфических операций. Например, алгоритмы умывания, одевания, подготовки к
учебным занятиям. В нашем случае, алгоритмы творческих составляющих. В
операциональных играх моделируется соответствующий процесс. Игры этого типа
проводятся в условиях, имитирующих реальные.
В
«классическом»
варианте организационно-деятельностные
и г р ы
применяются
в
качестве
инструмента
коллективного
поиска
содержащих
инновационные
компоненты
оптимальных
решений
сложных
технических,
организационных, управленческих проблем в реальных условиях предприятий,
учреждений.
Основной
акцент
в
игре
делается
на
рефлексии
участниками
собственной
деятельности.
Безусловно,
в
таком
виде
эти
игры
для
педагогического
процесса
в
начальной
школе
неприемлемы,
но
совместную
проектную деятельность детей, педагогов и родителей можно рассматривать как
вариант организационно-деятельностной игры.
Ролевая
игра
предполагает
отработку
тактики
поведения,действий,
выполнения функций и обязанностей конкретных лиц. Для проведения этих игр
разрабатывается ситуация, между детьми распределяются роли с обязательным
содержанием. Наиболее популярными у младших школьников являются такие
ролевые игры, как «Школа», «Магазин», «Больница», «Доктор Айболит» и др.
В
деловом
театре
возможно
разыгрывание
какой-либо
ситуации,
связанной
с
развитием
творческого
мышления.
В
нем
участник
должен
мобилизовать свой опыт, знания, навыки, суметь вжиться в образ определенного
лица, понять его действия, найти правильную линию поведения. Основная задача
метода
инсценировки
–
научить
младшего
школьника
ориентироваться
в
различных обстоятельствах, учитывать возможности других людей, устанавливать
с ними контакты, влиять на их интересы. Для метода инсценировки составляется
специальный
сценарий,
где
описываются
конкретная
ситуация,
связанная
с
творческим мышлением, функции и обязанности действующих лиц, их задачи.
Вышеперечисленные
типы
игр
далеко
не
всегда
можно
использовать
в
образовательном
процессе,
они
требуют
специальной
подготовки
детей
и
педагогов к их проведению и могут использоваться во внеурочной деятельности.
Достаточно
часто
используются
в
образовательном
процессе
дидактические игры. Это игры с готовыми правилами, которые используются как
средство
развития
познавательной
активности
детей
и
их
творческих
способностей.
Элементы
занимательности
в
дидактической
игре
служат
своеобразной эмоциональной разрядкой, способствуют концентрации внимания
детей
для
последующей
углубленной
работы
над
изучаемым
материалом.
Дидактические игры различны по цели, форме, содержанию, в сущности своей
представляют разнообразные интеллектуальные задачи: осмысление учебного
материала, его повторение, обобщение. В целях формирования компетентности в
области
развития
творческого
мышления
младших
школьников
можно
использовать следующие виды дидактических игр: игры с предметами, настольно-
печатные,
игры-путешествия,
игры-предположения,
игры-загадки,
парные
картинки, лото, домино, лабиринт, разрезные картинки, пазлы, игры с фишками.