Напоминание

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ РАБОТЕ НАД СОЧИНЕНИЯМИ НЕТРАДИЦИОННЫХ ЖАНРОВ


Автор: Солдатова Оксана Александровна
Должность: Учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Хасуртайская СОШ"
Населённый пункт: село Хасурта, Хоринский район, Республика Бурятия
Наименование материала: Статья
Тема: МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ РАБОТЕ НАД СОЧИНЕНИЯМИ НЕТРАДИЦИОННЫХ ЖАНРОВ
Раздел: среднее образование





Назад




МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ РАБОТЕ НАД СОЧИНЕНИЯМИ

НЕТРАДИЦИОННЫХ ЖАНРОВ

Обучение написанию сочинений в школе и вузах традиционно

сосредоточено

на

классических

жанрах,

таких

как

повествование,

описание, рассуждение. Однако в последнее время появляется всё

больше

интереса

к

нетрадиционным

жанрам,

которые

позволяют

ученикам проявлять креативность и критическое мышление. К ним

можно отнести эссе, блоги, рецензии, интервью, репортажи и многие

другие формы текста, которые не вписываются в рамки школьной

программы, но широко применяются в современной коммуникации.

Разработка методики обучения работе над такими жанрами требует

особого подхода.

1. Понимание особенностей жанра

Первый шаг в обучении работе с нетрадиционными жанрами –

это

ознакомление

учеников

с

их

особенностями.

В

отличие

от

традиционных сочинений, нетрадиционные жанры часто

не имеют

строгих

правил

по

структуре,

однако

предполагают

наличие

индивидуального стиля автора, способность к анализу, интерпретации

и формированию собственной точки зрения.

Например, блог может сочетать личные размышления с фактами

и

исследованиями,

интервью

требует

правильной

подготовки

вопросов

и

умения

вести

диалог,

а

эссе

может

быть

свободной

формой

выражения

авторских

мыслей

на

любую

тему.

Учителю

необходимо

донести

до

учеников

основные

особенности

каждого

жанра: цели, структура, стиль, аудитория.

2. Применение наглядных примеров

Для успешного обучения важно использовать примеры лучших

образцов текстов в каждом жанре. Чтение и анализ таких текстов

поможет

ученикам

лучше

понять

специфику

жанра

и

научиться

выявлять

основные

элементы:

интригующее

вступление,

логичное

развитие мысли, креативное завершение.

Примером

может

быть

работа

с

современными

медийными

текстами – например, прочтение популярного блога или рецензии на

книгу. Ученики смогут увидеть, как авторы строят свою мысль, какие

методы используют для привлечения и удержания внимания читателя.

3. Творческие задания

Одним из важных аспектов обучения работе с нетрадиционными

жанрами

является

применение

творческих

заданий.

Задачи

могут

включать

написание

эссе

на

нестандартную

тему,

составление

интервью с известной личностью или создание репортажа о событиях

в школе. Такие задания помогают ученикам развивать творческое

мышление, способность к самовыражению и навык структурирования

информации.

Важно

дать ученикам свободу выбора:

возможность выбрать

жанр и тему помогает поддерживать мотивацию и интерес к работе.

4. Постепенное усложнение заданий

Методика обучения работе с нетрадиционными жанрами должна

строиться на принципе «от простого к сложному». На первых этапах

обучения рекомендуется давать задания с четкими инструкциями и

примерами, чтобы ученики могли ориентироваться в рамках нового

жанра.

По

мере

роста

уверенности

можно

усложнять

задания,

предлагая ученикам самостоятельно выбирать темы, формат и стиль.

5. Разбор и обратная связь

Одним из ключевых элементов обучения является детальный

разбор работ учеников и предоставление обратной связи. Важно не

только указывать на ошибки, но и подчеркивать сильные стороны

работы. Это помогает развивать у учеников чувство уверенности в

своих силах и понимание того, что написание текстов – это процесс,

требующий времени и практики.

Обсуждение

работ

в

группе

также

может

быть

полезным

инструментом. Учащиеся могут обмениваться мнениями, предлагать

идеи и учиться друг у друга.

6. Использование технологий

Современные технологии открывают множество возможностей

для обучения работе с нетрадиционными жанрами. Например, можно

создать блог-класс, где каждый ученик ведет свою страницу, или

записывать интервью и публиковать их в формате подкастов. Такие

методы не только помогают практиковать навыки письма, но и дают

ученикам представление о современных форматах коммуникации.

Заключение

Обучение

работе

с

нетрадиционными

жанрами

помогает

развивать

креативное

и

критическое

мышление

у

учащихся,

предоставляет им возможность выразить свои мысли и взгляды в

разнообразных

формах.

Для

этого

необходимо

учитывать

особенности

каждого

жанра,

применять

творческие

задания,

анализировать

примеры

и

предоставлять

обратную

связь.

Такая

методика

обучения

позволяет

не

только

повысить

уровень

грамотности

учеников,

но

и

подготовить

их

к

жизни

в

мире,

где

коммуникация становится всё более многожанровой и медийной.



В раздел образования