Автор: Сидорова Ольга Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №44"
Населённый пункт: Нижегородская область, г. Саров
Наименование материала: Серия игровых пособий
Тема: Серия игровых пособий для работы с блоками Дьенеша
Раздел: дошкольное образование
Ольга Николаевна Сидорова
педагог первой квалификационной категории
МБДОУ «Детский сад № 44»
г. Саров, Нижегородской обл.,
Российская Федерация
Серия игровых пособий для работы с блоками Дьенеша
с воспитанниками второй младшей группы
В современных программах отводится особое место геометрическим фигурам. В работе с
детьми я использую логические блоки Золтана Дьенеша. Игры с блоками способствуют разви-
тию логического мышления, аналитических способностей, навыков решения логических задач,
умения выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их, адекватно обозначать их отсут-
ствие, а также удерживать в памяти одно–три свойства одновременно. Работу в этом направлении
необходимо начинать с младшего дошкольного возраста. Некоторые из игровых пособий являются
авторскими или дополненными и переработанными из уже известных. Эти пособия используются
как для подготовительного этапа, так и для непосредственной работы с логическими блоками.
Игровые пособия для подготовительного этапа к работе с блоками Дьенеша
Игровые пособия для начального
этапа к работе с блоками Дьенеша
Игровое пособие
«Спрячь зайчика от лисы»
Цель: развитие классификационных уме-
ний (классификация по двум признакам:
форма, цвет).
Материал: карточки разного цвета и окна-
ми разной формы с изображением зайчика,
соответствующие им по цвету и размеру
геометрические фигуры.
Игровая ситуация: Лисичка охотится за
зайчиком, нужно подобрать дверцу в норку
таким образом, чтобы лисичка не заметила
зайчика.
Деятельность детей: дети самостоятельно
выбирают геометрическую фигуру, которая
наиболее подходит к окошку на карточке.
Игровое пособие «Почтовый ящик»
Цель: развитие классификационных умений
(классификация по трем признакам: форма, цвет,
величина).
Материал: коробка с отверстиями разной фор-
мы, цвета и размера, геометрические фигуры,
подходящие к ним.
Игровая ситуация: после того, как жители засе-
лились в свои домики, друзья захотели присы-
лать им письма, но, к сожалению, не знают их ад-
реса, каждому «письму» (геометрической фигу-
ре) нужно подобрать соответствующий адрес и
опустить их в почтовый ящик.
Деятельность детей: дети самостоятельно соот-
носят геометрические фигуры с отверстием в
ящике и объясняют свой выбор.
Игровое пособие «Волшебные цветы»
Цель: развитие классификационных умений, уточне-
ние знаний о геометрической фигуре – круге) (клас-
сификация по одному признаку: цвет).
Материал: круги разного цвета, полоски, соответ-
ствующих цветов.
Игровая ситуация: На волшебном лугу выросли
разноцветные цветы, но подул сильный ветер и пере-
путал все бутоны. Как же вернуть красоту лугу?
Деятельность детей: дети самостоятельно подбира-
ют круги к геометрической фигуре – кругу, объясняя
свой выбор.
Игровое пособие «Платочек»
Цель: развитие восприятия формы и умения ана-
лизировать расположение предметов в про-
странстве.
Материал: листы бумаги, геометрические фигу-
ры одинакового размера, образец.
Игровая ситуация: Матрешки собрались в го-
сти, но у них нет красивых платочков.
Деятельность детей: дети рассматривают обра-
зец, называют фигуры, анализируют место их
расположения. Самостоятельно выкладывают
свой орнамент и описывают его.
Игровое пособие «Засели домики»
Цель: развитие классификационных умений (клас-
сификация по двум признакам: форма, цвет).
Материал: изображения домиков, логические бло-
ки или фигуры.
Игровая ситуация: Жители города никак не могут
расселиться в нем, не могут решить, чей домик.
Деятельность детей: дети самостоятельно выделя-
ют признак, по которому можно разделить фигуру.
Любое задание с данными
пособиями можно усложнять,
реализуя индивидуальный подход. Решение
задач с помощью блоков Дьенеша делает занятия в детском саду не только увлекательными, но и
позволяет в дальнейшем детям успешно овладевать основами математики и информатики.
Использованная литература:
Бондаренко Т.М. Развивающие игры в ДОУ- Воронеж: ИП Лакоценина Н.А., 2012
Носова Е.А. Логика и математика для дошкольников – СПб «Детство-Пресс», 2002
Панова Е.Н. Дидактические игры-занятия в ДОУ – воронеж: ЧП Лакоценин С.С.,2007
Харько Т.Г., Воскобович В.В. Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей дошколь-
ного возраста 3-7 лет «Сказочные лабиринты игры» – СПб.: ООО «РИВ», 2007
Игра «Найди свой домик»
Цель: развитие классификационных умений (классифика-
ция по двум признакам: форма, цвет).
Материал: ленты красного, желтого, синего цвета, блоки
Дьенеша, обручи.
Игровая ситуация: Ребята гуляют по лесу и обнаружива-
ют волшебную тропинку, по тропинке они подходят к до-
мику, в каждом домике «живут» блоки одного цвета, соот-
ветствующие цвету тропинки, одной величины, разной
формы. В волшебном мешочке они находят еще жителей,
которые не могут найти свой домик. Нужно помочь жите-
лям добраться домой.
Деятельность детей: дети самостоятельно выделяют при-
знак, по которому разложены фигуры и объясняют свой
выбор.
Игровое пособие «Тетрадь с загадками»
Цель: развитие классификационных умений, (класси-
фикация по четырем признакам: цвет, форма, размер,
толщина). Уточнение знаний о геометрической фигу-
рах
Материал: тетрадь с кодовыми обозначениями
свойств предметов, блоки Дьенеша.
Деятельность детей: дети загадывают друг другу за-
гадки (показывают блок) и перелистывая листочки на-
ходят правильный ответ, подбирая нужные свойства и
объясняя свой выбор.