Напоминание

Серия игровых пособий для работы с блоками Дьенеша


Автор: Сидорова Ольга Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №44"
Населённый пункт: Нижегородская область, г. Саров
Наименование материала: Серия игровых пособий
Тема: Серия игровых пособий для работы с блоками Дьенеша
Раздел: дошкольное образование





Назад




Ольга Николаевна Сидорова

педагог первой квалификационной категории

МБДОУ «Детский сад № 44»

г. Саров, Нижегородской обл.,

Российская Федерация

Серия игровых пособий для работы с блоками Дьенеша

с воспитанниками второй младшей группы

В современных программах отводится особое место геометрическим фигурам. В работе с

детьми я использую логические блоки Золтана Дьенеша. Игры с блоками способствуют разви-

тию логического мышления, аналитических способностей, навыков решения логических задач,

умения выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их, адекватно обозначать их отсут-

ствие, а также удерживать в памяти одно–три свойства одновременно. Работу в этом направлении

необходимо начинать с младшего дошкольного возраста. Некоторые из игровых пособий являются

авторскими или дополненными и переработанными из уже известных. Эти пособия используются

как для подготовительного этапа, так и для непосредственной работы с логическими блоками.

Игровые пособия для подготовительного этапа к работе с блоками Дьенеша

Игровые пособия для начального

этапа к работе с блоками Дьенеша

Игровое пособие

«Спрячь зайчика от лисы»

Цель: развитие классификационных уме-

ний (классификация по двум признакам:

форма, цвет).

Материал: карточки разного цвета и окна-

ми разной формы с изображением зайчика,

соответствующие им по цвету и размеру

геометрические фигуры.

Игровая ситуация: Лисичка охотится за

зайчиком, нужно подобрать дверцу в норку

таким образом, чтобы лисичка не заметила

зайчика.

Деятельность детей: дети самостоятельно

выбирают геометрическую фигуру, которая

наиболее подходит к окошку на карточке.

Игровое пособие «Почтовый ящик»

Цель: развитие классификационных умений

(классификация по трем признакам: форма, цвет,

величина).

Материал: коробка с отверстиями разной фор-

мы, цвета и размера, геометрические фигуры,

подходящие к ним.

Игровая ситуация: после того, как жители засе-

лились в свои домики, друзья захотели присы-

лать им письма, но, к сожалению, не знают их ад-

реса, каждому «письму» (геометрической фигу-

ре) нужно подобрать соответствующий адрес и

опустить их в почтовый ящик.

Деятельность детей: дети самостоятельно соот-

носят геометрические фигуры с отверстием в

ящике и объясняют свой выбор.

Игровое пособие «Волшебные цветы»

Цель: развитие классификационных умений, уточне-

ние знаний о геометрической фигуре – круге) (клас-

сификация по одному признаку: цвет).

Материал: круги разного цвета, полоски, соответ-

ствующих цветов.

Игровая ситуация: На волшебном лугу выросли

разноцветные цветы, но подул сильный ветер и пере-

путал все бутоны. Как же вернуть красоту лугу?

Деятельность детей: дети самостоятельно подбира-

ют круги к геометрической фигуре – кругу, объясняя

свой выбор.

Игровое пособие «Платочек»

Цель: развитие восприятия формы и умения ана-

лизировать расположение предметов в про-

странстве.

Материал: листы бумаги, геометрические фигу-

ры одинакового размера, образец.

Игровая ситуация: Матрешки собрались в го-

сти, но у них нет красивых платочков.

Деятельность детей: дети рассматривают обра-

зец, называют фигуры, анализируют место их

расположения. Самостоятельно выкладывают

свой орнамент и описывают его.

Игровое пособие «Засели домики»

Цель: развитие классификационных умений (клас-

сификация по двум признакам: форма, цвет).

Материал: изображения домиков, логические бло-

ки или фигуры.

Игровая ситуация: Жители города никак не могут

расселиться в нем, не могут решить, чей домик.

Деятельность детей: дети самостоятельно выделя-

ют признак, по которому можно разделить фигуру.

Любое задание с данными

пособиями можно усложнять,

реализуя индивидуальный подход. Решение

задач с помощью блоков Дьенеша делает занятия в детском саду не только увлекательными, но и

позволяет в дальнейшем детям успешно овладевать основами математики и информатики.

Использованная литература:

Бондаренко Т.М. Развивающие игры в ДОУ- Воронеж: ИП Лакоценина Н.А., 2012

Носова Е.А. Логика и математика для дошкольников – СПб «Детство-Пресс», 2002

Панова Е.Н. Дидактические игры-занятия в ДОУ – воронеж: ЧП Лакоценин С.С.,2007

Харько Т.Г., Воскобович В.В. Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей дошколь-

ного возраста 3-7 лет «Сказочные лабиринты игры» – СПб.: ООО «РИВ», 2007

Игра «Найди свой домик»

Цель: развитие классификационных умений (классифика-

ция по двум признакам: форма, цвет).

Материал: ленты красного, желтого, синего цвета, блоки

Дьенеша, обручи.

Игровая ситуация: Ребята гуляют по лесу и обнаружива-

ют волшебную тропинку, по тропинке они подходят к до-

мику, в каждом домике «живут» блоки одного цвета, соот-

ветствующие цвету тропинки, одной величины, разной

формы. В волшебном мешочке они находят еще жителей,

которые не могут найти свой домик. Нужно помочь жите-

лям добраться домой.

Деятельность детей: дети самостоятельно выделяют при-

знак, по которому разложены фигуры и объясняют свой

выбор.

Игровое пособие «Тетрадь с загадками»

Цель: развитие классификационных умений, (класси-

фикация по четырем признакам: цвет, форма, размер,

толщина). Уточнение знаний о геометрической фигу-

рах

Материал: тетрадь с кодовыми обозначениями

свойств предметов, блоки Дьенеша.

Деятельность детей: дети загадывают друг другу за-

гадки (показывают блок) и перелистывая листочки на-

ходят правильный ответ, подбирая нужные свойства и

объясняя свой выбор.



В раздел образования