Автор: Усманова Альмира Зуфировна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад № 303
Населённый пункт: г.Уфа
Наименование материала: Статья
Тема: Инновационные методы работы,формирующие у дошкольников элементы экологической культуры, экологически грамотного поведения.
Раздел: дошкольное образование
Инновационные
формы
формирования
у
ребенка
элементов
экологической культуры, экологически грамотного поведения.
Ключевая линия дошкольного детства – это приобщение к ценностям
культуры. Стандарт нацелен на то, чтобы у ребенка возникла мотивация к
познанию
и
творчеству,
он
направлен
на
поддержку
любых
программ,
способствующих формированию личности ребенка как носителя ценностных
установок
современного
мира.
Современная
культура,
объединяющая
человечество, основана на общечеловеческих ценностях, одной из которых
является экологическое отношение к жизни и окружающей среде.
Экологическое воспитание детей является основным фактором развития
Российской Федерации, как страны с развитым экологическим сознанием у
населения. А 2017 год был объявлен годом экологии.
В условиях современных ДОУ существует широкий спектр всевозможных
методов и методик по работе с детьми, направленных на повышение уровня
экологического сознания.
Самые ключевые методы нашего детского сада
представлены на слайде.
Экологические занятия и экскурсии
Экологические кружки
Экологические конкурсы и акции
Лаборатория юного эколога
Экологические выставки и экспозиции
Экологические праздники
Составление экологических «лепбуков»
Ведение дневника наблюдений
Самое главное - в процессе экологического образования у детей
развивается познавательный интерес к миру природы, любознательность,
творческая
активность,
т.е.
личностные
качества
ребенка,
которые
представлены, как целевые ориентиры в федеральном стандарте.
Одним из важных условий реализации системы экологического
образования в дошкольном учреждении является правильная организация и
экологизация
развивающей
предметной
среды.
Главная
цель
-
создание
условий для формирования у ребенка элементов экологической культуры,
экологически грамотного поведения.
В каждой группе нашего детского сада функционируют эко-центры,
предназначенные
для
экологических
занятий,
знакомства
с
литературой,
коллекциями природного материала, для самостоятельных наблюдений, игр,
ухода за живыми объектами.
Новым элементом развивающей предметной среды стала лаборатория,
которая создана для развития у детей познавательного интереса, интереса к
исследовательской
деятельности
и
способствует
формированию
основ
научного мировоззрения. Работа в лаборатории предполагает серьезную игру
детей в «ученых», которые проводят опыты и наблюдения. Занимаются в
лаборатории не только воспитанники, но и родители.
Большое внимание в дошкольном учреждении уделяется оформлению
территории.
На
территории
детского
сада
красуются
альпийские
горки,
огород,
ландшафтные
уголки,
уголки
леса,
лекарственных
трав,
мини-
колодцы, макет озера с птицами, макеты ферм с домашними животными.
С 2014 года педагогический коллектив активно включился в процесс
инновационной
деятельности
по
созданию
авторских
технологий,
в
результате
педагогами
были
написаны
и
опубликованы
пособия
по
различным
образовательным
областям. Воспитатель
Куряева
Тамара
Александровна успешно реализует свою технологию «Интегративный подход
к
экологическому
образованию
дошкольников». В
пособие
описана
специфика организации кружковой работы по экологическому образованию в
процессе
познавательно-исследовательской
деятельности
старших
дошкольников в свете современных требований.
Дошкольный возраст – наиболее благоприятный период экологического
воспитания. Ребенок познает мир с открытой душой и сердцем. Именно в
этом возрасте накапливаются яркие, образные эмоциональные впечатления,
первые
природоведческие
представления,
закладывается
фундамент
правильного отношения к окружающему миру и ценностной ориентации в
нем, именно поэтому в детском саду уже более 5 лет ведется работа кружка
«Юный
эколог». Основное направление кружка – формирование у детей
осознанно – правильного отношения к природным явлениям и объектам,
которые
окружают
их
и
с
которыми
они
знакомятся.
На
занятиях
дети
знакомятся
с
неживой
и
живой
природой
с
многообразием
растений,
приобретают навык заботливого отношения к окружающей среде.
Пробудить интерес к жизни детей в ДОУ, привлечь родителей к участию в
мероприятиях экологической направленности, помогает участие в акциях
«Украсим Землю цветами», «Каждому певцу -по дворцу», «Продлим жизнь
отходам». Родители с удовольствием мастерят с детьми дома кормушки,
собирают макулатуру, пластиковые бутылки, картон.
В 2016 году мы провели акцию «Очистим природу от пробок».
Результатом которой стала «Тропа здоровья из пробок», необходимая детям
для
формирования
правильной
осанки,
развития
желания
заниматься
на
свежем
воздухе
босиком. Основными
средствами
оздоровления
на
тропе
выступают естественные факторы: солнце, воздух, вода.
Установить теплые неформальные отношения между педагогами и
родителями, а также более доверительные отношения между родителями и
детьми, помогают досуговые формы организации общения. Традиционным и
важным для всех участников педпроцесса нашего детского сада является
участие родителей в театрализованных играх экологического содержания, в
которых
родители
и
дети
являются
равноправными
участниками:
«Про
волшебный
пруд
и
веселую
ферму»,
«Путешествие
в
Африку»,
«Путешествие по реке Уфе», музыкальная-экологическая опера «Репка».
Так же инновационной формой работы с родителями можно назвать
совместное
изготовление
«лепбуков». «Лепбук»
(с
англ.)
-
в
дословном
переводе,
означает
«накопительная
книга».
Это
самодельная
папка
или
книжка-раскладушка
с
различными
кармашками,
окошками,
дверками,
в
которой находится материал на определенную тему. Эту папку ребенок или
группа
детей
раскладывают
и
рассматривают
все
ее
содержание.
Изготовление происходит совместно с родителями и детьми.
Еще одна необычная форма работы с родителями - электронный дневник
наблюдений. Родители с детьми на протяжении определенного промежутка
времени наблюдают за изменениями в природе и результаты отправляют на
адрес электронной почты учреждения, затем воспитатель с детьми составляет
итоговую таблицу, которую можно увидеть на сайте детского сада.
Таким образом, взаимодействие детского сада с семьей по экологическому
воспитанию можно осуществлять по-разному, в том числе с использованием
инновационных подходов. Важно только избегать формализма.
Поэтому самое главное — личная убежденность педагога, его умение
пробудить у родителей желание любить, беречь и охранять природу и тем
самым быть эталоном для подражания дошкольников.