Автор: Павлова Ольга Николаевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: СПб ГБУ ДО "ДШИ им. М.А. Балакирева"
Населённый пункт: г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
Наименование материала: статья
Тема: "Особенности музыкально-педагогического общения в детском оркестре русских народных инструментов"
Раздел: дополнительное образование
Павлова Ольга Николаевна,
преподаватель СПб ГБУ ДО
«Детская школа искусств им. М.А. Балакирева»
Особенности музыкально-педагогического общения
в детском оркестре русских народных инструментов
Аннотация:
в
статье
рассматривается
музыкально-педагогическое
общение в оркестре русских народных инструментов как многомерный
коммуникативный
процесс.
Освещаются
методы
музыкально-
педагогического общения на основе современных образовательных задач,
способствующих творческому развитию юных оркестрантов.
Ключевые слова: детский оркестр русских народных инструментов,
музыкально-педагогическое общение, формы и методы общения, творческий
потенциал, личностно-ориентированное обучение.
Творческое развитие детей - одна из приоритетных педагогических задач
современного процесса обучения и воспитания. В этом смысле детский
оркестр русских народных инструментов (далее ОРНИ) представляет собой
прекрасную образовательную среду, где происходит развитие музыкальных
знаний, умений и навыков, профессионально важных и социально значимых
качеств, которые являются частью творческого потенциала оркестрантов и
реализуются благодаря именно общению. В условиях образовательной
системы музыкально-педагогическое общение имеет важнейшее значение,
представляя собой процесс взаимодействия между педагогом и учащимися;
средство
развития
творческого
потенциала
оркестрантов
и
средство
реализации педагогических идей. Это связующее звено, которое объединяет
всех участников коллектива, побуждая к совместному творчеству.
На сегодняшний день в организации учебного процесса в детских
оркестрах
народных
инструментов
возникает
противоречие
между
необходимостью
использовать
эффективные
методы
музыкально-
педагогического общения и практикой его реализации, не в полной мере
отвечающей творческим потребностям учащихся.
В этой связи является
актуальным
использование
методов
и
принципов
музыкально-
педагогического общения, которые отвечают современным образовательным
задачам и специфике детского оркестра русских народных инструментов.
Анализ музыкально-педагогической литературы свидетельствует о том,
что проблема общения занимает важное место в образовательном процессе.
К ее исследованию обращались А.А. Бодалев, О.С. Булатова, М.С. Каган,
В.А. Кан-Калик, С.В. Кондратьева, Н.В. Кузьмина, А.А. Леонтьев, Б.Ф.
Ломов, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский и др.
Вопросы педагогического общения в процессе музыкального обучения
рассматриваются
в
работах
Э.Б.Абдуллина,
Л.Г.
Арчажниковой,
Л.А.
Баренбойма,
О.А.
Блоха,
А.Н.Малюкова,
Е.В.
Назайкинского,
В.И.
Петрушина, В.Г. Ражникова, А.Н. Сохора, М.Э. Фейгина, Г.М.Цыпина и др.
Сегодня система дополнительного образования предъявляет высокие
требования к профессионализму руководителей детских оркестров. Важные
составляющие творческого портрета сочетают в себе различные качества:
педагог-руководитель,
педагог-дирижер,
педагог-воспитатель,
педагог-
организатор, педагог-просветитель, педагог-исследователь. Не случайно,
надо полагать, яркие талантливые руководители были всегда невероятно
востребованы в системе дополнительного образования.
Одним
из
значимых
компонентов
педагогического
мастерства
руководителя детского оркестра русских народных инструментов является
организация музыкально-педагогического общения. Важность общения в
педагогическом
процессе
подчеркивают
многие
исследователи.
Так,
например, Г.М. Цыпин определяет общение как «особую деятельность,
направленную на создание в школьном музыкально-педагогическом процессе
таких коммуникативных связей и отношений, которые в наибольшей мере
отвечают
природе
музыкального
искусства,
художественно-творческим
способам общения с ней».
i
В качестве основ музыкально-педагогического общения Г. М. Цыпин
выделят следующие функции:
1)
информационно-коммуникативная функция, связанная с обменом
информации;
2)
регулятивная функция, влияющая на процесс общения, тем самым,
корректируя совместную деятельность;
3)
аффективно-коммуникативная
функция,
направленная
на
выявление аффективных сторон личности педагога и учащихся.
В практике работы детского оркестра русских народных инструментов
перечисленные
выше
функции
общения,
как
правило,
выступают
в
целостном виде и обеспечивают реализацию образовательного процесса.
Музыкально-педагогическое общение является важнейшим условием
творческого развития обучающихся оркестрантов. Одним из ведущих
принципов, который помогает
развивать внутренние ресурсы детей и
способен
вывести
творческий
процесс
на
новый
уровень,
является
личностно-ориентированное
обучение.
Следовательно,
учитывая
личностные
качества
ребёнка,
возрастные
особенности,
темперамент,
характер,
музыкальные
способности,
руководитель
получает
дополнительную возможность ускорить процесс овладения музыкальным
инструментом и, как следствие, процесс творческого развития учащегося.
И.С.
Якиманская,
рассматривая
личностно-ориентированное
обучение,
подчеркивает, что «в основе его лежит признание индивидуальности,
самобытности, самоценности каждого человека, его развитие не как
i
?
Психология музыкальной деятельности: Теория и практика: Учеб. Пособие для студ.
муз.фак.высш.пед. учеб. Заведений/ Д.К.Кирнарская, Н.И. Киященко, К.В. Тарасова и др.; под ред. Г.М.
Цыпина. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. –с.16
коллективного субъекта, а, прежде всего, как индивидуума, наделенного
своим неповторимым субъективным опытом».
ii
Стремление всеми руководить одинаково неизбежно осложняет процесс
управления
детским
коллективом,
затрудняет
общение,
приводит
к
конфликтам, является причиной многих трудностей в воспитательной работе.
Только внимательно присматриваясь к ребёнку, анализируя его поступки,
реакцию на замечания, на успех и неудачу, можно выявить индивидуальные
особенности, мотивы его поведения, наметить стратегию общения с ним.
Особое внимание педагогу необходимо обратить на типы высшей
нервной деятельности учеников, быстроту их мышления, восприятия,
памяти, внимания, особенности работоспособности, то есть на особенности,
которые
непосредственно
влияют
на
усвоение
учебного
материала.
Необходимо организовать обучение таким образом, чтобы каждый из них
справлялся со своей партией, чувствовал свою роль в оркестре.
Репетиционный
процесс
занимает
значительное
место
в
работе
руководителя и коллектива. Специфика детского оркестра русских народных
инструментов заключается в том, что многие дети в оркестре играют не на
своих специальных инструментах, поэтому ученикам необходимо владеть
техническими приёмами исполнения на новых для себя музыкальных
инструментах. Как правило, исполнители на малых домрах в оркестрах
овладевают
альтовой
и
басовой
домрами;
балалаечники
играют
на
аккомпанирующих балалайках (секунда, альт), а также на балалайке-бас и
контрабасе; баянную, духовую и ударную группы составляют, как правило,
обучающиеся на этих инструментах. Половина коллектива учатся играть на
родственных инструментах, и для овладения ими требуется индивидуальная
работа с педагогом и работа в группе. Как правило, исполнители на домрах,
балалайках, баянах, духовых инструментах репетируют отдельно по группам.
ii
?
Якиманская, И.С. Проектирование личностно-ориентированного обучения: Принципы, проблемы,
решения / И.С. Якиманская. – М.: Институт педагогических инноваций РАО, 1994. – С.55
Таким образом, на репетициях ребенок включен в процесс общения с
педагогом и как исполнитель в индивидуальной работе и как ансамблист в
групповой работе и как оркестрант в коллективной деятельности.
Общение представляет собой многомерный коммуникативный процесс,
который выражен в следующую структуру:
1)
индивидуальная работа:
исполнитель – педагог
исполнитель – музыкальное произведение
исполнитель – внутренний мир
2)
групповая работа:
ансамблист – педагог
ансамблист – ансамблист
ансамблист – оркестровая группа
ансамблист – музыкальное произведение
ансамблист – внутренний мир
3)
оркестровая работа:
оркестрант – руководитель (дирижер)
оркестрант – оркестрант
оркестрант – оркестровая группа
оркестрант – оркестр
оркестрант – музыкальное произведение
оркестрант – внутренний мир
Сочетание
исполнительской,
информационной,
познавательной,
эмоционально-образной,
творческой
составляющих
репетиционного
процесса требует от руководителя использование различных форм общения:
непосредственное
(направлено на музыкантов и оркестр в
целом),
опосредованное (общение всех участников через совместное
исполнение музыки).
Общение дирижёра
с оркестром отличается особыми средствами
коммуникации, в основе которых лежит жест. Особенно важно, чтобы дети
понимали и реагировали на мануальные движения руководителя. Жест
указывает
на
начало
и
окончание
фраз,
определяет
размер,
темп
музыкального произведения, показывает динамику, фразировку, придает
эмоциональную окраску исполнению.
Как пишет Б.Ф. Смирнов, «в структуре творческого взаимодействия
дирижёра и оркестра просматриваются два взаимосвязанных вида –
коммуникация и общение.
Если первое понятие выражается в передаче
информации от одного субъекта другому, то второе понятие предполагает
достижение духовной общности субъектов».
iii
Только в единстве технического и художественного начал мануальной
техники дирижёра возможно творческое общение, в процессе которого
осуществляется интеллектуальное, эмоциональное и волевое взаимодействие,
реализуется единый художественный замысел музыкального произведения.
Метод словесных пояснений существенно дополняет дирижерский показ.
Руководитель должен четко объяснить свои пожелания оркестрантам и
добиться того, чтобы недостатки были устранены. Особо действенным
является метод слуховой наглядности, когда руководитель голосом пропевает
или проигрывает на инструменте, как нужно исполнить тот или иной
фрагмент. И музыкантам легче воспроизвести и повторить услышанное.
Многие
современные
исследовали
считают
диалогизм
важнейшим
принципом обучения и воспитания. Диалогизм в оркестровой работе может
проявляться
в
таких
фразах
педагога:
«как
вы
помните»,
«давайте
представим». Также руководитель может задавать вопросы, активизируя
мышление,
воображения
оркестрантов.
Как
правило,
с
интересом
iii
?
Смирнов, Б.Ф. Дирижёрско-симфоническое искусство: Музык.- эстет. и соц. – психол. аспекты:
Моногр. / Б.Ф. Смирнов. - СПб.: Композитор, 2003. –с.145
обучающиеся воспринимают нестандартные вопросы по теме разговора и
высказывают свои суждения.
Среди важнейших составляющих в работе руководителя ОРНИ был и
остается климат коллектива, атмосфера взаимоотношений в коллективе.
Развитый музыкальный коллектив представляет собой необходимое условие
развития каждого участника. Ему присущи общность целей и адекватность
мотивов предметно-практической совместной деятельности, забота об общем
результате, определённые организация и характер общения, широкая система
коллективных связей.
При
этом
важное
значение
приобретает
вопрос
о
соотношении
потребностей детей и задач, поставленных перед коллективом. Активно
включая детей в решение социально важных задач, такой коллектив
обеспечивает многообразные формы общения, обуславливает возможности
развития творческого потенциала музыкантов. Как писал А.С. Макаренко,
«вопрос отношения товарища к товарищу в коллективе это не вопрос
дружбы, не вопрос любви, не вопрос соседства, а это вопрос ответственной
зависимости».
iv
Разновозрастный
состав
детских
коллективов
нивелирует
обычно
существующую в объединении сверстников тенденцию замыкаться в кругу
групповых интересов. Ребёнок испытывает влияние каждой такой группы и,
занимая в ней определённое место, в то же время сам воздействует на
окружающих, оптимизируя собственное развитие.
В оркестре русских народных инструментов каждая группа оркестра
состоит из ребят разного возраста и разного уровня владения инструментом.
Старшие ребята являются авторитетами для младших, поскольку владеют
лучше
техническими
возможностями
инструмента,
могут
помочь
и
подсказать. Ежегодно обновляясь, детский ОРНИ имеет свою структуру,
iv
?
Макаренко, А.С. Собр. Соч. : В 5 т/ А.С. Макаренко - Т.5.М., 1971.- с.210
законы, принципы, обычаи, традиции и требования. В этом отношении он
является
постоянно
действующей
силой,
помогающей
создавать,
стабилизировать, развивать интересы коллектива и его участников.
По нашему убеждению, должна быть сформирована такая организация,
при которой:
1) дети разных возрастов выполняют отдельные части общей задачи,
2) значимые цели деятельности в оркестре имеют как общественный, так
и личностный смысл,
3) обеспечивается
равноправие,
инициативно-творческая
позиция
каждого ребёнка,
4) создается атмосфера доверия и доброжелательности
5)
осуществляется
непрерывность
и
усложнение
совместной
деятельности.
Детский оркестр русских народных инструментов представляет собой
гармоничное соединение индивидуальностей.
Таким образом, только в
условиях
коллективного
музицирования
целенаправленная
работа
руководителя
по
организации
музыкально-педагогического
общения,
основанная на личностно-ориентированном подходе с применением методов,
отвечающих современным образовательным задачам и специфике детского
оркестра
русских
народных
инструментов,
будет
способствовать
творческому развитию оркестрантов и коллектива, в целом.