Авторы: Киреева Римма Муратовна, Балгишиева Гюлкиз Темирболатовна
Должность: воспитатели
Учебное заведение: МБДОУ детский сад "Город детства"
Населённый пункт: ХМАО-Югра Сургутский район, город Лянтор
Наименование материала: статья
Тема: "Гендерное воспитание детей в условиях ДОУ"
Раздел: дошкольное образование
«Гендерное воспитание детей в условиях ДОУ
Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Кирееой Риммой Муратовны,
воспитателем МБДОУ детский сад "Город детства" любезно поделится
своим профессиональным опытом в сфере гендерного воспитания детей в
условиях ДОУ. Статья будет интересна педагогам и заинтересованным
родителям.
«В связи с социальными изменениями, происходящими в обществе, которые
привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского
поведения, хотелось бы, чтобы гендерной проблемой воспитания детей
занялись педагоги и родители».
«Гендерное воспитание детей в условиях ДОУ»
Проблема воспитания и обучения ребёнка в соответствии с его полом
является актуальной задачей педагогической работы с детьми дошкольного
возраста. Социальные изменения, происходящие в современном обществе,
привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского
поведения. Демократизация отношений полов повлекла смешение половых
ролей, феминизацию мужчин и «омужествление» женщин. Сейчас уже не
считается из ряда вон выходящим курение и сквернословие представительниц
прекрасного пола, многие из них стали занимать лидирующие положения среди
мужчин, стираются границы между «женскими» и «мужскими» профессиями.
Некоторые мужчины, в свою очередь, утрачивают способность играть
правильную роль в браке, из «добытчиков» они постепенно превращаются в
«потребителей, а все обязанности по воспитанию детей они перекладывают на
женские плечи, а те в свою очередь из-за занятости на работе, в быту просто не
находят достаточно времени на воспитание своего ребёнка.
На фоне этих изменений меняются и внутренние психологические
позиции детей, их сознание: девочки становятся агрессивными и грубыми, а
мальчики перенимают женский тип поведения. Наблюдая за детьми, я
заметила, что многие девочки лишены скромности, нежности, терпения, не
умеют мирно разрешать конфликтные ситуации. Мальчики же , наоборот,
лишены выносливости и эмоциональной устойчивости, у них отсутствует
культура поведения по отношению к девочкам. Содержание игр детей также
вызывало тревогу: дети демонстрировали модели поведения, не
соответствующие полу ребенка, не умели договариваться в игре, распределять
роли. Кроме того, в процессе трудовой деятельности, дети не умели
самостоятельно распределять обязанности с учетом пола партнера. Мальчики
не проявляли желания прийти на помощь девочкам тогда , когда нужна была
физическая сила, а девочки не спешили помогать мальчикам там, где нужна
тщательность и аккуратность. Диагностическое обследование по определению
уровня сформированности полоролевой социализации детей выявило низкий
уровень знаний по данному вопросу. Беседы с родителями, их анкетирование и
тестирование показало, что знания родителей об особенностях воспитания
мальчиков и девочек минимальны, дети часто воспитываются по принципу
«так, как воспитывали меня».
Все это позволило мне сделать вывод о необходимости создания в ДОУ
условий для гендерной социализации дошкольников. Я уверена, что социальное
осознанное воспитание необходимо начинать с детского сада, с момента, когда
ребенок начинает различать пол. Сложность такой работы заключается в том,
что иногда, и мы - педагоги испытываем недостаточность теоретических
знаний об особенностях физиологических функций и психологических
процессов мальчиков и девочек.
Для себя я выстроила модели образовательного процесса в четырех
направлениях.
*Знакомство воспитателей с теоретическими знаниями о психосоциальных
различиях мальчиков и девочек, особенностями их воспитания и обучения;
*Пропаганда педагогических знаний родителям и привлечение их к участию
в педпроцессе;
*Построение развивающей среды.
В методическом кабинете материал систематизировался по разделам:
*теоретический материал для семинаров и консультаций с педагогами;
*консультации для родителей;
*организация предметно-развивающей среды;
*практический материал по организации и проведению нод, режимных
моментов и самостоятельной деятельности детей с учетом особенностей пола.
В течение учебного года данная тема рассматривалась на педсовете,
прошел семинар – практикум «Гендерный подход в воспитании и обучении
дошкольников, а также семинар: «Роль детского сада в гендерном воспитании
детей дошкольного возраста», в котором приняли участие родители
воспитанников.
С целью педагогического и психологического просвещения родителей по
вопросам воспитания мальчиков и девочек в «Уголках для родителей»
оформлялась наглядная информация, на родительских собраниях производился
обмен опытом по воспитанию детей, проводилось индивидуальное
психологическое консультирование. В гостях у детей побывали родители-
представители различных профессий; швея, плотник , повар, дворник,
почтальон и т.д., совместно с родителями дети изготавливали атрибуты к
сюжетно-ролевым играм, оформили фотоальбомы «Мама с дочкой, папа с
сыном – вместе смотримся красиво!», «Лучшая в мире семья – моя!» Совместно
с родителями провела досуги «Бенифис девочек», «Шоу всемогущих пап»,
«День матери», спортивные праздники.
На « Неделе профессий» очень интересны были встречи с папой Тони И.,
который работает токарем, он рассказал детям о настоящей тяжелой мужской
профессии. Детям было интересно слушать его рассказ и рассматривать
изделия, изготовленные им лично. Папа Эли М. рассказал о работе охранника, с
интересом дети слушали рассказ мамы Маши Б. о работе почтальона. Так же
мы близко рассмотрели работу прачки, или как сейчас называется профессия –
машинист по стирке белья. Дело в том , что в современном обществе мужчины
и женщины могут заменять друг друга практически во всех сферах
деятельности, и мне было непросто найти среди родителей поистине те
профессии, которые четко выражают половую принадлежность.
С учетом гендерного воспитания была построена развивающая среда в
группе.. Было создано разное пространство для игр мальчиков и девочек, и
игрушек с учетом их полового признака. Учитывая цветовую гамму, я внесла
полотенца для умывания и стаканчики для полоскания рта определенного цвета
для мальчиков и девочек. Так же сделала различение по цвету в «Домиках для
одежды», на детских кроватках. Цели при проведении нод формулирую с
учетом половой принадлежности детей, например, на физкультурном занятии
даю разную дозировку упражнений для мальчиков и девочек, на математике
использую разный раздаточный материал и т.д.
Познавательная деятельность направлена на обеспечение детей знаниями о
представителях двух противоположных полов, профессиональной деятельности
мужчин и женщин, семейно-бытовой и нравственно-этической культуре,
обычаях и традициях народного воспитания. Я считаю, что накопленная
народом педагогическая мудрость, которая содержится в сказках, играх,
пословицах и обрядах способствует овладению ребенком способами
полоролевого поведения С этой целью знакомила детей с русскими и
народными играми, заучивали пословицы и поговорки о женских и мужских
качествах, семье, труде, беседовала с детьми на темы : «Обязанности в семье»,
«Семейные традиции и обычаи», «Как росли мои родители». Овладению
опытом мужского и женского поведения в хозяйственно-бытовой деятельности
способствуют трудовые поручения, которые также распределяю в зависимости
от пола ребенка: мальчики выполняют работу, связанную с применением
физической силы, а девочки- с аккуратностью.
Гендерный подход находит свое отражение и при воспитании культурно-
гигиенических навыков. На дверях туалетной комнаты имеются таблички с
условными знаками, которые позволяют определить, кому в данный момент
можно войти: мальчикам или девочкам , при приеме пищи первыми садятся
девочки, мальчики культурно пропускают девочек, дежурят по столовой всегда
мальчик с девочкой, где можно наблюдать доброжелательные , дружеские
отношения между детьми, когда они прислушиваются друг к другу, уступают
друг дружке.
Проведя большую работу по созданию в детском саду условий,
способствующих гендерному воспитанию детей могу сделать вывод: повысился
уровень психолого-педагогической компетентности воспитателей, родители
приобрели знания об особенностях воспитания детей разного пола. Повторная
диагностика показала, что расширился кругозор детей, увеличился объем
знаний детей о содержании социальных ролей мужчины и женщины. Выросла
культура поведения и общения, мальчики стали более внимательными по
отношению к девочкам, а девочки доброжелательными по отношению к
мальчикам. Мальчики стали самостоятельно проявлять инициативу в оказании
помощи девочкам: часто можно видеть, как они несут свой стул и стул девочки,
при этом девочки благодарят их за помощь, в игре можно заметить как мальчик
помогает девочке нести сумки с продуктами, если надо перенести стол или
скамейку, то и здесь мальчики берут инициативу в свои руки. Ясчитаю, что
благодаря образовательной работе сдетьми по гендерному воспитанию, дети
имеют дифференцированное представление о собственной гендерной
принадлежности, проявляют стремление к взрослению в соответствии с
адекватной гендерной ролью: мальчик – сын, брат, отец, внук, мужчина;
девочка – дочь, сестра, внучка, мать, женщина. Дети могут распознавать и
оценивать адекватно гендерной принадлежности эмоциональные состояния и
поступки взрослых людей разного пола. В дальнейшей работе буду продолжать
углублять и совершенствовать наработанный опыт по гендерному воспитанию
детей.