Напоминание

"Гендерное воспитание детей в условиях ДОУ"


Авторы: Киреева Римма Муратовна, Балгишиева Гюлкиз Темирболатовна
Должность: воспитатели
Учебное заведение: МБДОУ детский сад "Город детства"
Населённый пункт: ХМАО-Югра Сургутский район, город Лянтор
Наименование материала: статья
Тема: "Гендерное воспитание детей в условиях ДОУ"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Гендерное воспитание детей в условиях ДОУ

Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Кирееой Риммой Муратовны,

воспитателем МБДОУ детский сад "Город детства" любезно поделится

своим профессиональным опытом в сфере гендерного воспитания детей в

условиях ДОУ. Статья будет интересна педагогам и заинтересованным

родителям.

«В связи с социальными изменениями, происходящими в обществе, которые

привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского

поведения, хотелось бы, чтобы гендерной проблемой воспитания детей

занялись педагоги и родители».

«Гендерное воспитание детей в условиях ДОУ»

Проблема воспитания и обучения ребёнка в соответствии с его полом

является актуальной задачей педагогической работы с детьми дошкольного

возраста. Социальные изменения, происходящие в современном обществе,

привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского

поведения. Демократизация отношений полов повлекла смешение половых

ролей, феминизацию мужчин и «омужествление» женщин. Сейчас уже не

считается из ряда вон выходящим курение и сквернословие представительниц

прекрасного пола, многие из них стали занимать лидирующие положения среди

мужчин, стираются границы между «женскими» и «мужскими» профессиями.

Некоторые мужчины, в свою очередь, утрачивают способность играть

правильную роль в браке, из «добытчиков» они постепенно превращаются в

«потребителей, а все обязанности по воспитанию детей они перекладывают на

женские плечи, а те в свою очередь из-за занятости на работе, в быту просто не

находят достаточно времени на воспитание своего ребёнка.

На фоне этих изменений меняются и внутренние психологические

позиции детей, их сознание: девочки становятся агрессивными и грубыми, а

мальчики перенимают женский тип поведения. Наблюдая за детьми, я

заметила, что многие девочки лишены скромности, нежности, терпения, не

умеют мирно разрешать конфликтные ситуации. Мальчики же , наоборот,

лишены выносливости и эмоциональной устойчивости, у них отсутствует

культура поведения по отношению к девочкам. Содержание игр детей также

вызывало тревогу: дети демонстрировали модели поведения, не

соответствующие полу ребенка, не умели договариваться в игре, распределять

роли. Кроме того, в процессе трудовой деятельности, дети не умели

самостоятельно распределять обязанности с учетом пола партнера. Мальчики

не проявляли желания прийти на помощь девочкам тогда , когда нужна была

физическая сила, а девочки не спешили помогать мальчикам там, где нужна

тщательность и аккуратность. Диагностическое обследование по определению

уровня сформированности полоролевой социализации детей выявило низкий

уровень знаний по данному вопросу. Беседы с родителями, их анкетирование и

тестирование показало, что знания родителей об особенностях воспитания

мальчиков и девочек минимальны, дети часто воспитываются по принципу

«так, как воспитывали меня».

Все это позволило мне сделать вывод о необходимости создания в ДОУ

условий для гендерной социализации дошкольников. Я уверена, что социальное

осознанное воспитание необходимо начинать с детского сада, с момента, когда

ребенок начинает различать пол. Сложность такой работы заключается в том,

что иногда, и мы - педагоги испытываем недостаточность теоретических

знаний об особенностях физиологических функций и психологических

процессов мальчиков и девочек.

Для себя я выстроила модели образовательного процесса в четырех

направлениях.

*Знакомство воспитателей с теоретическими знаниями о психосоциальных

различиях мальчиков и девочек, особенностями их воспитания и обучения;

*Пропаганда педагогических знаний родителям и привлечение их к участию

в педпроцессе;

*Построение развивающей среды.

В методическом кабинете материал систематизировался по разделам:

*теоретический материал для семинаров и консультаций с педагогами;

*консультации для родителей;

*организация предметно-развивающей среды;

*практический материал по организации и проведению нод, режимных

моментов и самостоятельной деятельности детей с учетом особенностей пола.

В течение учебного года данная тема рассматривалась на педсовете,

прошел семинар – практикум «Гендерный подход в воспитании и обучении

дошкольников, а также семинар: «Роль детского сада в гендерном воспитании

детей дошкольного возраста», в котором приняли участие родители

воспитанников.

С целью педагогического и психологического просвещения родителей по

вопросам воспитания мальчиков и девочек в «Уголках для родителей»

оформлялась наглядная информация, на родительских собраниях производился

обмен опытом по воспитанию детей, проводилось индивидуальное

психологическое консультирование. В гостях у детей побывали родители-

представители различных профессий; швея, плотник , повар, дворник,

почтальон и т.д., совместно с родителями дети изготавливали атрибуты к

сюжетно-ролевым играм, оформили фотоальбомы «Мама с дочкой, папа с

сыном – вместе смотримся красиво!», «Лучшая в мире семья – моя!» Совместно

с родителями провела досуги «Бенифис девочек», «Шоу всемогущих пап»,

«День матери», спортивные праздники.

На « Неделе профессий» очень интересны были встречи с папой Тони И.,

который работает токарем, он рассказал детям о настоящей тяжелой мужской

профессии. Детям было интересно слушать его рассказ и рассматривать

изделия, изготовленные им лично. Папа Эли М. рассказал о работе охранника, с

интересом дети слушали рассказ мамы Маши Б. о работе почтальона. Так же

мы близко рассмотрели работу прачки, или как сейчас называется профессия –

машинист по стирке белья. Дело в том , что в современном обществе мужчины

и женщины могут заменять друг друга практически во всех сферах

деятельности, и мне было непросто найти среди родителей поистине те

профессии, которые четко выражают половую принадлежность.

С учетом гендерного воспитания была построена развивающая среда в

группе.. Было создано разное пространство для игр мальчиков и девочек, и

игрушек с учетом их полового признака. Учитывая цветовую гамму, я внесла

полотенца для умывания и стаканчики для полоскания рта определенного цвета

для мальчиков и девочек. Так же сделала различение по цвету в «Домиках для

одежды», на детских кроватках. Цели при проведении нод формулирую с

учетом половой принадлежности детей, например, на физкультурном занятии

даю разную дозировку упражнений для мальчиков и девочек, на математике

использую разный раздаточный материал и т.д.

Познавательная деятельность направлена на обеспечение детей знаниями о

представителях двух противоположных полов, профессиональной деятельности

мужчин и женщин, семейно-бытовой и нравственно-этической культуре,

обычаях и традициях народного воспитания. Я считаю, что накопленная

народом педагогическая мудрость, которая содержится в сказках, играх,

пословицах и обрядах способствует овладению ребенком способами

полоролевого поведения С этой целью знакомила детей с русскими и

народными играми, заучивали пословицы и поговорки о женских и мужских

качествах, семье, труде, беседовала с детьми на темы : «Обязанности в семье»,

«Семейные традиции и обычаи», «Как росли мои родители». Овладению

опытом мужского и женского поведения в хозяйственно-бытовой деятельности

способствуют трудовые поручения, которые также распределяю в зависимости

от пола ребенка: мальчики выполняют работу, связанную с применением

физической силы, а девочки- с аккуратностью.

Гендерный подход находит свое отражение и при воспитании культурно-

гигиенических навыков. На дверях туалетной комнаты имеются таблички с

условными знаками, которые позволяют определить, кому в данный момент

можно войти: мальчикам или девочкам , при приеме пищи первыми садятся

девочки, мальчики культурно пропускают девочек, дежурят по столовой всегда

мальчик с девочкой, где можно наблюдать доброжелательные , дружеские

отношения между детьми, когда они прислушиваются друг к другу, уступают

друг дружке.

Проведя большую работу по созданию в детском саду условий,

способствующих гендерному воспитанию детей могу сделать вывод: повысился

уровень психолого-педагогической компетентности воспитателей, родители

приобрели знания об особенностях воспитания детей разного пола. Повторная

диагностика показала, что расширился кругозор детей, увеличился объем

знаний детей о содержании социальных ролей мужчины и женщины. Выросла

культура поведения и общения, мальчики стали более внимательными по

отношению к девочкам, а девочки доброжелательными по отношению к

мальчикам. Мальчики стали самостоятельно проявлять инициативу в оказании

помощи девочкам: часто можно видеть, как они несут свой стул и стул девочки,

при этом девочки благодарят их за помощь, в игре можно заметить как мальчик

помогает девочке нести сумки с продуктами, если надо перенести стол или

скамейку, то и здесь мальчики берут инициативу в свои руки. Ясчитаю, что

благодаря образовательной работе сдетьми по гендерному воспитанию, дети

имеют дифференцированное представление о собственной гендерной

принадлежности, проявляют стремление к взрослению в соответствии с

адекватной гендерной ролью: мальчик – сын, брат, отец, внук, мужчина;

девочка – дочь, сестра, внучка, мать, женщина. Дети могут распознавать и

оценивать адекватно гендерной принадлежности эмоциональные состояния и

поступки взрослых людей разного пола. В дальнейшей работе буду продолжать

углублять и совершенствовать наработанный опыт по гендерному воспитанию

детей.



В раздел образования