Напоминание

СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В ПРЕПОДАВАНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС


Автор: Солдатова Оксана Александровна
Должность: Учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Хасуртайская СОШ"
Населённый пункт: БУРЯТИЯ РЕСПУБЛИКА, ХОРИНСКИЙ РАЙОН, С.ХАСУРТА
Наименование материала: статья
Тема: СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В ПРЕПОДАВАНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Раздел: среднее образование





Назад




СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В ПРЕПОДАВАНИИ

РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ

ФГОС

Аннотация.

Статья посвящена анализу применения системно-

деятельностного подхода в преподавании русского языка и литературы в

условиях

реализации

Федеральных

государственных

образовательных

стандартов (ФГОС). Рассматриваются теоретические основы системно-

деятельностного подхода, его значимость для развития когнитивных и

метапредметных навыков учащихся, а также практические рекомендации

по интеграции данного подхода в учебный процесс.

Ключевые слова: системно-деятельностный подход, русский язык,

литература, ФГОС, методика преподавания, развитие метапредметных

навыков, педагогические технологии.

Системно-деятельностный

подход

(СДП)

представляет

собой

современную педагогическую концепцию, ориентированную на развитие

самостоятельной и активной познавательной деятельности учащихся. Этот

подход

активно

внедряется

в

рамках

реализации

Федеральных

государственных

образовательных

стандартов

(ФГОС)

и

нацелен

на

формирование у школьников универсальных учебных действий, которые

необходимы для успешной учебной деятельности и дальнейшего развития

личности.

Преподавание русского языка и литературы в контексте ФГОС

требует от учителя не только традиционных знаний, но и использования

инновационных

методик,

которые

стимулируют

активное

вовлечение

учащихся в процесс обучения. Системно-деятельностный подход в данной

области обучения становится основой для выстраивания эффективного

учебного процесса, в котором учащиеся не просто усваивают знания, но и

развивают навыки самостоятельного анализа, критического мышления и

рефлексии.

Основные

принципы

системно-деятельностного

подхода

в

преподавании русского языка и литературы

1. Принцип активности учащегося

Системно-деятельностный подход акцентирует внимание на том, что

учащийся

должен

быть

активным

субъектом

учебной

деятельности.

Преподаватель русского языка и литературы, в свою очередь, должен

организовать обучение так, чтобы дети не просто получали информацию, но

и осмысленно ее перерабатывали, что позволяет развить личностные и

когнитивные качества. Например, работа с текстами, анализ произведений

литературы, изучение грамматики через практические задания становятся

важными элементами этого подхода.

2. Принцип развития метапредметных и универсальных учебных

действий

ФГОС требует от школьников формирования метапредметных и

универсальных учебных действий, таких как самостоятельное планирование

учебной

деятельности,

организация

работы

с

текстом,

критическое

осмысление прочитанного и другие. Системно-деятельностный подход в

обучении русскому языку и литературе направлен на развитие этих навыков

через выполнение проектов, самостоятельное исследование, обсуждение

проблемных вопросов и применение различных видов анализа.

3. Принцип интеграции знаний

Системно-деятельностный подход предполагает тесную связь между

предметными знаниями и общими методами познания. В преподавании

русского языка и литературы это проявляется в интеграции различных видов

деятельности: чтения, письма, анализа, создания текста. Важно создавать

такие задания, которые будут направлены на объединение знаний о языке и

литературе,

а

также

способствовать

более

глубокому

осмыслению

взаимосвязи этих дисциплин.

4. Принцип индивидуализации и дифференциации

Каждый учащийся имеет свои особенности восприятия и усвоения

материала. Системно-деятельностный подход учитывает эти особенности и

предлагает

учителям

гибкие

методы

работы,

которые

позволяют

обеспечивать необходимый уровень сложности для каждого ученика.

Дифференцированный подход может быть реализован через задания разной

сложности, использование различных форм работы в классе, а также через

дополнительные материалы для тех, кто нуждается в углубленном изучении

предмета.

Методы и приемы применения системно-деятельностного подхода в

преподавании русского языка и литературы

1. Проектная деятельность

Проектная деятельность является одним из ключевых методов в

системно-деятельностном подходе. В контексте русского языка и литературы

проект может быть связан с анализом произведений, исследованием

литературных тем, созданием текстов различных жанров. Это развивает у

школьников навыки работы с информацией, аргументацию своей точки

зрения, а также умение работать в группе.

2. Метод проблемного обучения

Включение проблемных ситуаций в учебный процесс стимулирует

критическое мышление учащихся. В преподавании литературы можно

использовать методику, при которой учащиеся не только анализируют

тексты, но и задают вопросы, пытаются найти ответы на сложные проблемы,

предложенные автором. В русском языке можно рассматривать такие задачи,

как поиск нестандартных решений в грамматике, синтаксисе или лексике, что

помогает ученикам развивать самостоятельность.

3. Диалоговый подход

Диалог с учащимися в процессе обучения русскому языку и

литературе способствует развитию навыков коммуникации и аргументации.

Важным элементом этого подхода является использование дискуссий,

дебатов,

обсуждений.

Это

позволяет

ученикам

не

только

выражать

собственные мысли, но и учиться слушать и учитывать мнения других, что

развивает их критическое мышление и эмпатию.

4. Использование информационно-коммуникационных технологий

(ИКТ)

Современные информационные технологии становятся неотъемлемой

частью образовательного процесса. В преподавании русского языка и

литературы

ИКТ

используются

для

работы

с

текстами,

создания

мультимедийных проектов, проведения онлайн-дискуссий и тестирований.

Использование

цифровых

ресурсов

помогает

учащимся

активно

взаимодействовать

с

материалом,

делать

процесс

обучения

более

увлекательным и наглядным.

Системно-деятельностный подход в преподавании русского языка и

литературы в условиях реализации ФГОС представляет собой эффективную

модель обучения, направленную на развитие у учащихся не только знаний,

но и универсальных учебных действий, необходимых для их успешного

функционирования в обществе. Применение этого подхода способствует

формированию у школьников самостоятельности, критического мышления и

способности к решению сложных задач. Преподавание с акцентом на

развитие

активности

учащихся,

интеграцию

знаний

и

использование

современных технологий позволяет достичь высоких результатов в обучении

и подготовке учащихся к дальнейшей жизни.



В раздел образования