Автор: Солдатова Оксана Александровна
Должность: Учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Хасуртайская СОШ"
Населённый пункт: БУРЯТИЯ РЕСПУБЛИКА, ХОРИНСКИЙ РАЙОН, С.ХАСУРТА
Наименование материала: статья
Тема: СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В ПРЕПОДАВАНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Раздел: среднее образование
СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В ПРЕПОДАВАНИИ
РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ
ФГОС
Аннотация.
Статья посвящена анализу применения системно-
деятельностного подхода в преподавании русского языка и литературы в
условиях
реализации
Федеральных
государственных
образовательных
стандартов (ФГОС). Рассматриваются теоретические основы системно-
деятельностного подхода, его значимость для развития когнитивных и
метапредметных навыков учащихся, а также практические рекомендации
по интеграции данного подхода в учебный процесс.
Ключевые слова: системно-деятельностный подход, русский язык,
литература, ФГОС, методика преподавания, развитие метапредметных
навыков, педагогические технологии.
Системно-деятельностный
подход
(СДП)
представляет
собой
современную педагогическую концепцию, ориентированную на развитие
самостоятельной и активной познавательной деятельности учащихся. Этот
подход
активно
внедряется
в
рамках
реализации
Федеральных
государственных
образовательных
стандартов
(ФГОС)
и
нацелен
на
формирование у школьников универсальных учебных действий, которые
необходимы для успешной учебной деятельности и дальнейшего развития
личности.
Преподавание русского языка и литературы в контексте ФГОС
требует от учителя не только традиционных знаний, но и использования
инновационных
методик,
которые
стимулируют
активное
вовлечение
учащихся в процесс обучения. Системно-деятельностный подход в данной
области обучения становится основой для выстраивания эффективного
учебного процесса, в котором учащиеся не просто усваивают знания, но и
развивают навыки самостоятельного анализа, критического мышления и
рефлексии.
Основные
принципы
системно-деятельностного
подхода
в
преподавании русского языка и литературы
1. Принцип активности учащегося
Системно-деятельностный подход акцентирует внимание на том, что
учащийся
должен
быть
активным
субъектом
учебной
деятельности.
Преподаватель русского языка и литературы, в свою очередь, должен
организовать обучение так, чтобы дети не просто получали информацию, но
и осмысленно ее перерабатывали, что позволяет развить личностные и
когнитивные качества. Например, работа с текстами, анализ произведений
литературы, изучение грамматики через практические задания становятся
важными элементами этого подхода.
2. Принцип развития метапредметных и универсальных учебных
действий
ФГОС требует от школьников формирования метапредметных и
универсальных учебных действий, таких как самостоятельное планирование
учебной
деятельности,
организация
работы
с
текстом,
критическое
осмысление прочитанного и другие. Системно-деятельностный подход в
обучении русскому языку и литературе направлен на развитие этих навыков
через выполнение проектов, самостоятельное исследование, обсуждение
проблемных вопросов и применение различных видов анализа.
3. Принцип интеграции знаний
Системно-деятельностный подход предполагает тесную связь между
предметными знаниями и общими методами познания. В преподавании
русского языка и литературы это проявляется в интеграции различных видов
деятельности: чтения, письма, анализа, создания текста. Важно создавать
такие задания, которые будут направлены на объединение знаний о языке и
литературе,
а
также
способствовать
более
глубокому
осмыслению
взаимосвязи этих дисциплин.
4. Принцип индивидуализации и дифференциации
Каждый учащийся имеет свои особенности восприятия и усвоения
материала. Системно-деятельностный подход учитывает эти особенности и
предлагает
учителям
гибкие
методы
работы,
которые
позволяют
обеспечивать необходимый уровень сложности для каждого ученика.
Дифференцированный подход может быть реализован через задания разной
сложности, использование различных форм работы в классе, а также через
дополнительные материалы для тех, кто нуждается в углубленном изучении
предмета.
Методы и приемы применения системно-деятельностного подхода в
преподавании русского языка и литературы
1. Проектная деятельность
Проектная деятельность является одним из ключевых методов в
системно-деятельностном подходе. В контексте русского языка и литературы
проект может быть связан с анализом произведений, исследованием
литературных тем, созданием текстов различных жанров. Это развивает у
школьников навыки работы с информацией, аргументацию своей точки
зрения, а также умение работать в группе.
2. Метод проблемного обучения
Включение проблемных ситуаций в учебный процесс стимулирует
критическое мышление учащихся. В преподавании литературы можно
использовать методику, при которой учащиеся не только анализируют
тексты, но и задают вопросы, пытаются найти ответы на сложные проблемы,
предложенные автором. В русском языке можно рассматривать такие задачи,
как поиск нестандартных решений в грамматике, синтаксисе или лексике, что
помогает ученикам развивать самостоятельность.
3. Диалоговый подход
Диалог с учащимися в процессе обучения русскому языку и
литературе способствует развитию навыков коммуникации и аргументации.
Важным элементом этого подхода является использование дискуссий,
дебатов,
обсуждений.
Это
позволяет
ученикам
не
только
выражать
собственные мысли, но и учиться слушать и учитывать мнения других, что
развивает их критическое мышление и эмпатию.
4. Использование информационно-коммуникационных технологий
(ИКТ)
Современные информационные технологии становятся неотъемлемой
частью образовательного процесса. В преподавании русского языка и
литературы
ИКТ
используются
для
работы
с
текстами,
создания
мультимедийных проектов, проведения онлайн-дискуссий и тестирований.
Использование
цифровых
ресурсов
помогает
учащимся
активно
взаимодействовать
с
материалом,
делать
процесс
обучения
более
увлекательным и наглядным.
Системно-деятельностный подход в преподавании русского языка и
литературы в условиях реализации ФГОС представляет собой эффективную
модель обучения, направленную на развитие у учащихся не только знаний,
но и универсальных учебных действий, необходимых для их успешного
функционирования в обществе. Применение этого подхода способствует
формированию у школьников самостоятельности, критического мышления и
способности к решению сложных задач. Преподавание с акцентом на
развитие
активности
учащихся,
интеграцию
знаний
и
использование
современных технологий позволяет достичь высоких результатов в обучении
и подготовке учащихся к дальнейшей жизни.