Автор: Рассказова Екатерина Юрьевна
Должность: педагог - психолог
Учебное заведение: МБОУ ДО "Центр развития творчества".
Населённый пункт: Республика Хакасия, город Черногорск
Наименование материала: статья
Тема: Развитие социального интеллекта и способностей детей группы риска через коллективную творческую деятельность в условиях дополнительного образования.
Раздел: дополнительное образование
Рассказова Екатерина Юрьевна,
педагог-психолог МБОУ ДО
«Центр развития творчества»
Развитие социального интеллекта и способностей детей группы риска через
коллективную творческую деятельность в условиях дополнительного образования.
Дети, приходя в наш мир, постоянно подвергаются различного рода рискам. Причин
воздействия на ребенка множество, и это связано с многообразием современного мира
Развивающаяся личность ребенка не всегда может противостоять натиску современных
взрослых угроз.
В этом случае поведение детей может приобрести отрицательную
направленность. Появляются причины для антиобщественного поведения. Если ничего не
делать, то такие дети могут попасть в группу риска. Во многом профилактика детских
отрицательных поступков связана с усилиями взрослых. Очень важно не упустить, не
оставлять ребенка наедине со своими проблемами. Помочь даже там, где на первый взгляд,
кажется,
помощь
уже
опоздала.
Такая
работа
требует
максимум
осторожности,
тактичности, уважения. Ведь порой бывает необходимо глубоко «внедриться» в душу,
сердце ребенка, чтобы понять причины его негативного поведения.
Всегда и во всех образовательных учреждениях особое внимание уделяется работе
с
детьми группы риска. Психолого-педагогическое сопровождение группы риска всегда
начинается со сбора информации о детях (индивидуальные беседы с детьми и
их
родителями, психологическая диагностика, беседы с учителями и т.п.). Вся собранная
информация анализируется, и по результатам составляются для педагогов и родителей
рекомендации по взаимодействию с такими детьми. Кому-то из них необходимо развивать
социальный интеллект, кому-то необходимо развитие познавательных способностей, кому-
то и то и другое, а у кого-то эти способностями ярко выражены. Так как «личность
формируется
в
деятельности»,
то
обязательным
условием
коррекционно-развивающей
работы является организация внеурочной деятельности школьника. Поэтому необходимо
охватить
ребенка
всеми
доступными
видами
деятельности,
поскольку
только
в
положительной и функциональной деятельности можно не только раздвинуть границы
общения ребенка, но и вывести его на такой уровень развития, при котором личность,
способна к саморазвитию и самоорганизации жизни, достойной Человека. Для этого
необходимо соблюдать следующие условия:
Деятельность должна создавать ситуацию успеха. Это важно для детей, особенно
для тех, кто подобные ситуации реализовывали нечасто, если они вообще были.
Чем
разнообразнее
виды
деятельности,
в
которые
вовлекает
педагог
своих
воспитанников, тем интереснее жизнь в детском коллективе, тем активнее идет их
развитие.
Таким
универсальным
средством,
удовлетворяющим
потребности
ребенка
в
самореализации
и
обладающим
высоким
воспитательным
эффектом,
является
коллективное
(групповое)
дело,
которое
может
содействовать
индивидуальному
прозрению, самосознанию, самовыражению и формированию ответственности личности
школьника за свои действия, поведение и свою жизнь. А организация коллективного дела
требует такого профессионализма от педагога, при котором главным качеством является
умение
общаться
с
детьми,
инициировать
их
духовную
энергию,
стимулировать
максимальное выражение его «Я» «здесь и теперь» - в этой жизни, в данный момент
творческой деятельности. И не всегда школьные педагоги могут организовать
такую
деятельность в полном объеме из-за загруженности учебными занятиями. Зато это могут
сделать педагоги дополнительного образования.
В системе дополнительного образования детей не отбирают, а принимают всех детей и
работают с ними. Так как любые способности, в том числе и социальные, проявляются в
деятельности
и
оцениваются
по
результатам
–
успехам
в
деятельности,
то
главным
принципом работы с детьми в сфере дополнительного образования является принцип
создания условий и предоставления возможностей для творческой деятельности. Именно
с этой целью в 2002 году был создан клуб «Доверие» для детей, попавших в трудную
жизненную ситуацию.
Воспитательные
мероприятия
в
клубе
планируются,
организуются,
проводятся
и
оказывают
очень
тонкое
психолого-педагогическое
влияние
на
ребенка.
В
особо
выделенное время и специально организованное коллективное дело, в ходе которого
проходят дискуссии, диалоги, сообщения, выступления, дебаты, выводят воспитанников
клуба
на
свободный
выбор
взглядов,
мнений,
суждений,
оценок,
идеалов.
Педагог-
организатор коллективного дела сам увлечен, и участвует в совместной деятельности как
один из участников коллективного размышления, при этом педагог занимает «скрытую
педагогическую
позицию».
Организация
коллективной
деятельности
воспитанников
связана
с
действительным
окружением
и
повседневным
содержанием
жизни
современного
подростка.
Таким
образом,
коллективная
деятельность
имеет
воспитательный характер.
В любом коллективном деле каждый ребенок в поле внимания всех. Его индивидуальность
– ценность для каждого. Вовлеченный в интересное дело, ребенок замечает, что его «Я»
лишь в союзе с другим «Я» получает и сможет получить высокое удовлетворение жизнью.
Воспитанники клуба участвуют в различных социальных акциях. Основной идеей этих
акций является благотворительная помощь и волонтерский труд. Это помощь старикам,
инвалидам,
социально-незащищенным
сверстникам.
Ребята
организовывают
и
такие
социальные
акции,
как
«Подари
ребенку
праздник»
(новогодние
поздравления,
изготовление подарков, организация игр для школьников в каникулярное время и др.). Они
готовят представления, мини-спектакли, сами работают над декорациями и костюмами.
Именно в такой творческой коллективной деятельности ярко проявляются способности
детей:
лидерские,
организаторские,
артистические,
музыкальные,
художественные.
Личность ребенка раскрывается, и он становится успешным. Теперь ребенок уже знает, в
какой
сфере
деятельности
он
может
применить
свои
способности.
А
это
и
есть
самоопределение, самореализация. И это очень важно для подростков, стоящих на пороге
взрослой жизни.
Таким
образом,
интересное
дело,
участниками
которого
являются
дети,
обладает
колоссальной
силой
влияния:
во-первых,
создает
сильнейшее
поле
эмоционального
заражения, в которое попадает ребенок и приобретает опыт эмоциональных переживаний;
во-вторых,
центрирует
внимание
детей
на
социальном
значении
происходящего,
высвечивая социально-культурную ценность во всей ее общечеловеческой значимости;
в-третьих,
реальное
взаимодействие
ребенка
в
ходе
коллективной
деятельности
с
конкретным объектом мира подкрепляется высокой удовлетворенностью в силу того, что
для подростка крайне важно товарищество, общение, дружеские связи, чувство «своей»
группы, где только он способен ощущать свое «Я» среди других и осознавать себя как
некую
«индивидуальность».
Наконец,
в
деятельности
коллектива
легко
и
незаметно
формируются умения взаимодействовать с людьми и воздействовать на окружающие
объекты реальной действительности.
Повседневная индивидуальная деятельность ребенка не обладает такой силой влияния,
очень
часто
соприкосновение
с
миром
в
текучей
повседневности
происходит
по
касательной, не затрагивает глубинных структур личности, в то время как коллективное
дело,
инициируя
духовные
силы
школьника,
оставляет
яркий
след
в
его
истории
личностного становления.
Детство – это развивающийся общественно-значимый мир, главным смыслом которого
является взросление – освоение, присвоение, реализация взрослости. Приобщение детей к
социальному опыту через деятельность, особенно коллективную является значимым для
общества. Во всём мире принято уделять особое внимание детству, и от того, как пройдёт
социализация, зависит будущее детей, а значит, и будущее страны.
Список используемой литературы
1. Аджиева Е.М., Байкова Л.А., Гребенкина Л.К., Еремкина О.В., Жокина Н.А.,
Мартишина Н.В. 50 сценариев классных часов/ М.: Центр «Педагогический поиск», 2003 –
160 с.
2.
Липский, И.А. Научный доклад «О состоянии воспитания в современной России»
[Текст] / И.А. Липский. – М.: ИСВ РАО, 2009.
3. Петрова Л.И. Ребенок группы риска: откуда берутся трудные дети – Ростов н/Д: Феникс,
2013. -350с. Ил. – (Психологический практикум);
4. Щуркова Н.Е. Собрание пестрых дел: Методический материал для работы с детьми. 2-е
изд., перераб. М.: Новая школа, 1994. – 96с.