Напоминание

"Воздух - невидимка"


Автор: Алтынбаева Елена Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Д/С 13
Населённый пункт: г.Белореченск Краснодарский край
Наименование материала: конспект
Тема: "Воздух - невидимка"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №13 «Теремок»

города Белореченска муниципального образования

Белореченский район

Конспект

образовательной деятельности для детей среднего возраста

по познавательному развитию

«Воздух - невидимка»

Воспитатель МБДОУ Д/С 13

Елена Васильевна Алтынбаева

Провела:24.11.2024

2024 г. г.Белореченск

Образовательная область: познавательное развитие.

Вид деятельности: образовательная деятельность.

Возрастная группа: средняя.

Тема: «Воздух - невидимка»

Цель: развитие познавательной активности в процессе экспериментирования.

Программное

содержание:

1. Формировать представление детей о значении воздуха для человека и всего

живого.

2. Продолжать знакомить детей со свойствами воздуха (невидим, не имеет запаха,

может двигаться, занимает место и т.д.) и способами его обнаружения.

3. Воспитывать дружеское отношение, желание помогать друг другу в игровых

ситуациях, бережное отношение к воздуху.

Пособия и материалы: полиэтиленовые пакеты, зубочистки, емкости с водой,

пластиковые стаканчики, трубочки для коктейля (по количеству детей), карточки –

символы, мыльные пузыри, мантии ученых по количеству детей, указка, туалетная

вода с цветочным ароматом, кукла Незнайка.

-Ребята, посмотрите, кто к нам в гости пришел? Незнайка, наш старый знакомый.

-Он рассказал мне историю, которая случилась с ним. У него есть друг Знайка, он

все знает и говорит, что воздух есть повсюду. Но Незнайка говорит, что не видит и

не чувствует его, а значит воздуха нет. И он пришел к нам, чтобы мы помогли ему

понять есть воздух вокруг нас или нет.

-Ребята, может поможем Незнайке, расскажем ему что такое воздух.

-Как раз сегодня я приглашаю вас в лабораторию.

- Ребята, давайте превратимся в настоящих ученых, будем проводить

эксперименты, чтобы узнать секреты воздуха. Согласны? (дети одевают мантии)

- А как вы думаете, где находится воздух? (он везде: на улице, в комнате, в земле,

воде и даже внутри нас).

-Вы когда-нибудь видели воздух? (нет). Почему мы его не видим? (он прозрачный,

бесцветный, невидимый).

- Как можно проверить, если он в нашей группе? (предположения)

- А я предлагаю поймать воздух с помощью пакетов (раздаю детям пакеты, дети

одновременно со мной раскрывают пакеты, делают ими движение и резко

закрывают руками).

- Что произошло с пакетами? (они надулись, похожи на подушку)

- Что в них находится? (воздух)

- Ребята, вы знаете, в каких предметах также заперт воздух? (мяч, колесо, надувной

круг, матрац, нарукавники, шарик, надувная игрушка.)

- А как можно проверить действительно ли в пакете – воздух? Возьмем острую

палочку и осторожно проколем мешочек. Поднесем его к лицу и нажмем на него

руками. Что вы чувствуете? (ветерок, идет воздух) Ветер – это движение воздуха.

- Вот мы и открыли первый секрет воздуха: (воздух нельзя увидеть, но его можно

почувствовать).

- Молодцы! Я хочу вам сказать, что ученые результаты своих исследований

записывают. Давайте и мы с вами будем это делать с помощью картинок –

символов.

- Воздух – прозрачный, он не имеет цвета, он невидимый и это его свойство

обозначим вот такой карточкой «зачеркнутое цветное пятно»

(на доску выставляется карточка - символ)

- А сейчас пройдем и займем свои рабочие места в нашей лаборатории.

Опыт «Что в стакане?»

- Ребята, посмотрите, что это у меня в руке? (стакан)

- Есть в нем что-нибудь? (нет, он пустой)

- Давайте проверим. Перевернем стакан вверх дном и будем медленно опускать в

воду. (нужно держать ровно).

- Попадает ли вода в стакан? (нет)

- Достаем стакан. Посмотрите, снаружи стакан мокрый, а внутри? (дети трогают

стакан)

Дети: Сухой!

- Почему стакан остался сухим? (в стакане был воздух, и он не пустил воду).

- А теперь, немного наклоним стакан и снова попробуем опустить в воду. Что

происходит? (воздух выходит из стакана, а его место занимает вода).

- Правильно, вода постепенно вытесняет из него воздух, занимая его место.

Молодцы, открыли и второй секрет воздуха: внутри предметов, даже если они

кажутся пустыми, есть воздух.

- Запишем наши наблюдения с помощью вот такой карточки «пустой стакан»

- А теперь немного отдохнем, поиграем с ветерком.

Физкультминутка

Ветер дует нам в лицо

(взмахи руками)

Закачалось деревцо

(качаемся)

Ветерок все тише, тише,

(приседаем)

Деревцо все выше, выше

(поднимаемся на носочки).

- Ребята, пока мы с вами играли, у меня возник вопрос:

- А увидеть движение воздуха мы можем? (варианты ответов)

- Движение воздуха хорошо видно в ветреную погоду, т.к. ветер – это и есть

движение воздуха (качаются деревья, трава наклоняется, быстро плывут облака,

штора на ветру). Мы узнали третий секрет: воздух может двигаться.

- Запишем с помощью вот такой карточки «качающееся на ветру дерево»

-Ребята, «Имеет ли воздух запах?» (варианты ответов детей)

- Как мы это можем проверить? (понюхать воздух)

- Попробуем втянуть воздух носом. Пахнет? Четвертый секрет: Воздух – не имеет

запаха «нос»

Д/и «Имеет ли воздух запах?»

Предложить встать в круг и отвернуться, распылить.

- Ребята, вы чувствуете, в нашей лаборатории так вкусно запахло. Чем пахнет?

(воспитатель незаметно для детей распыляет туалетную воду)

- Но откуда появился запах? Мы же только что выяснили, что воздух не имеет

запаха? (запах дошел до нас) Оказывается, воздух может доносить различные

запахи до наших носов. Чем может пахнуть воздух? В нашу группу доходят какие-

нибудь запахи? (цветами, едой, которая готовится на кухне, дымом от костра,

духами, стиральным порошком из прачечной, и т.д).

- Как вы думаете, есть ли воздух в человеке? (варианты ответов детей)

Опыт «Воздух в человеке»

(дети садятся за столы, на столах стаканчики с кипяченой водой и трубочки)

- Опустите трубочку в стакан с водой и подуйте в нее. Что происходит? (выходят

пузырьки)

- Почему появились пузырьки? (выходит воздух)

- Вот видите, значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но

чтобы подуть еще, мы сначала вдыхаем новый глоток воздуха, а потом выдыхаем

через трубочку и получаются пузырьки. Вот мы и узнали пятый секрет воздуха.

- Запишем результаты опыта с помощью карточки «изображение человека»

- Уважаемые ученые, мы так много говорили сегодня о свойствах воздуха, но ничего

не сказали о значении воздуха для человека и всего живого.

- Сможет ли человек жить без воздуха?

Опыт «Не дышу»

- Закроем рот и зажмем нос двумя пальцами. (пауза)

- Почему вы убрали руку и открыли рот? (начали задыхаться)

- Чего вам не хватало? (воздуха)

- Хорошо вам было без воздуха? (нет, человек без воздуха погибнет)

Д/и «Кому нужен воздух»

-Ребята, вспомним, кому еще нужен воздух?

(Большая карточка с изображением воздуха, маленькие карточки с изображением

живой и неживой природы. Дети выкладывают по кругу маленькие карточки и

называют кому нужен воздух).

- Кому необходим воздух? Как это можно назвать одним словом? (живой природе

или всему живому) Для чего необходим воздух? (дышать, расти, жить). Шестой

секрет воздуха. Добавим к нашим записям еще одну: «Воздух нужен всему

живому».

Обобщение знаний о воздухе по карточкам – символам:

- На сегодня наши исследования закончены, подойдем к доске и вспомним по

нашим записям (карточкам) все, что мы узнали о воздухе. Незнайка, ну теперь ты

понял, что воздух есть повсюду.

Итог :

- Уважаемые ученые, вы все прекрасно потрудились в лаборатории и узнали много

нового и полезного о воздухе, Незнайка приготовил для вас подарки.

- Что это? (надуваю пузырь)

- Что внутри них? (воздух)

- Одну баночку возьмем с собой на прогулку и понаблюдаем, как играет с ними

ветерок, не замерзнут ли пузырики на улице.



В раздел образования