Напоминание

Театрализованная деятельность для подростков с девиантным поведением


Автор: Басова Инна Борисовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: КГКУ "Центр содействия семейному устройства для детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей"
Населённый пункт: Приморский край г Спасск-Дальний
Наименование материала: Театральная деятельность
Тема: Театрализованная деятельность для подростков с девиантным поведением
Раздел: среднее образование





Назад




МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ:

"ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЛЯ ПОДРОСТКОВ С

ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ"

Введение

Работа с подростками с девиантным поведением является одной из

наиболее сложных и важнейших задач в психолого

-

педагогической

практике. Девиантное поведение, проявляющееся в нарушении

общепринятых норм, часто связано с внутренними конфликтами,

низким уровнем социальной адаптации и отсутствием эффективных

способов самовыражения. Театрализованная деятельность в данном

контексте может служить важным инструментом для работы с такими

подростками, способствуя их личностному и социальному развитию.

Цели и задачи методической разработки

Целью

данной

разработки

является

создание

методических

рекомендаций для применения театрализованной деятельности в

работе с подростками с девиантным поведением, с целью их

реабилитации и социальной адаптации.

Задачи:

Рассмотреть

психолого

-

педагогическую

значимость

театрализованной деятельности.

Определить

основные

направления

и

формы

театрализованной работы с подростками.

Разработать

конкретные

примеры

театрализованных

упражнений и игр для работы с подростками с девиантным

поведением.

Теоретические основы театрализованной деятельности

Театрализованная деятельность включает в себя элементы драмы,

импровизации,

ролевых

игр

и

сценического

исполнения,

что

способствует развитию личностных качеств, креативности, улучшению

коммуникативных навыков и эмоциональной регуляции.

В

работе

с

подростками

с

девиантным

поведением

театрализованные упражнения могут помочь:

Осуществить компенсацию эмоциональных и поведенческих

дефицитов.

Улучшить самопрезентацию и самоуважение.

Развить

навыки

эмпатии

и

взаимопонимания

через

взаимодействие с группой.

Создать

безопасную

среду

для

выражения

внутренних

переживаний и страхов.

Методы театрализованной работы

Ролевые игры.

Эти игры позволяют подросткам примерить на себя

различные социальные роли, что помогает им разобраться в

собственных

чувствах

и

поведении.

Важно,

чтобы

игра

была

достаточно свободной и не ограничивалась жесткими рамками,

позволяя подросткам проявлять инициативу и творческий подход.

Импровизация.

Импровизационные

упражнения

развивают

спонтанность и гибкость мышления. Подростки, которые часто

чувствуют

себя

ограниченными

в

социальной

среде,

могут

использовать импровизацию как способ раскрытия себя и своих

творческих способностей.

Драматизация

жизненных

ситуаций.

Подростки

могут

разыгрывать

ситуации

из

своей

жизни

или

придуманные

ими,

что

помогает осмыслить возможные последствия поведения и искать

более эффективные способы решения конфликтов и проблем.

Постановка

мини-спектаклей.

Коллективная

работа

над

созданием

спектакля

способствует

формированию

чувства

ответственности, умению работать в команде и учитывать мнение

других

участников.

Подростки

учат

важности

соблюдения

договоренностей и сроков, что способствует развитию дисциплины и

организации.

Примерные упражнения и игры для подростков с девиантным

поведением

"Перевоплощение."

Участники по очереди выбирают любую роль

(например, персонаж фильма, книга, фантастическое существо) и

показывают ее группе. Остальные должны угадать, кто это. В ходе

игры подростки учат быть внимательными к невербальным сигналам,

а также раскрывают свои фантазии и эмоциональные переживания.

"Мои

проблемы и решения." Каждый участник находит подходящую

ситуацию, с которой он сталкивался, и изображает ее в театральной

манере. После этого группа обсуждает, какие варианты разрешения

ситуации

можно

предложить,

что

бы

каждый

подросток

мог

использовать в реальной жизни.

"Театральный круг."

Все участники становятся в круг. Один из них

начинает простую фразу (например, "Я хочу быть счастливым"), и

остальные по очереди добавляют по одному слову, создавая

абсурдные, но весёлые истории. Этот процесс помогает развить

креативность и командную работу, улучшая коммуникацию между

подростками.

"Сказка для взрослого."

Подростки создают сказку для взрослых,

обсуждая в процессе, как важен разумный и добрый подход к

проблемам. Это упражнение развивает критическое мышление и

помогает подросткам понять, как их поведение может влиять на

окружающих.

Заключение

Театрализованная деятельность является мощным инструментом

работы с подростками, склонными к девиантному поведению. Она

способствует

развитию

эмпатии,

самовыражения

и

социальной

адаптации. Основные методы, такие как ролевые игры, импровизация

и постановка спектаклей, помогают подросткам лучше понимать себя

и

окружающих,

а

также

находить

более

здоровые

способы

разрешения внутренних конфликтов. Важно, чтобы театрализованные

занятия проводились в безопасной и поддерживающей атмосфере,

что позволяет подросткам раскрывать свои эмоции и работать над

личностным ростом.



В раздел образования