Напоминание

" Здоровый педагог - здоровый ребенок"


Автор: Дерябина Марина Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ ДС № 50
Населённый пункт: город Копейск Челябинская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: " Здоровый педагог - здоровый ребенок"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Методическая разработка «Здоровый педагог-здоровый ребёнок».

Воспитатель МДОУ Д/С № 50 Дерябина М.М

г. Копейск ( Челябинской области)

Цель: применение здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе.

Задачи: познакомить педагогов с разнообразными методами и приёмами, которые оказывают

положительное воздействие на развитие детей.

-Здравствуйте, уважаемые коллеги!

- Крикните громко и хором, друзья,

Помочь мне откажетесь? (нет или да)

Деток вы любите? Да или нет?

Пришли вы сегодня к нам,

Сил совсем нет,

Вам лекции хочется слушать здесь? (Нет)

Я вас понимаю….

Как быть господа?

Проблемы детей решать нужно нам? (Да)

Дайте мне тогда ответ

Помочь откажетесь мне? (Нет)

Ещё об одном спрошу вас тогда

Активными все будете? (нет или Да)

Итак, с прекрасным настроением и позитивными эмоциями, мы начинаем.

Сегодня в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание здоровьесберегающим

технологиям.

Здоровьесберегающая технология - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие

всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех

этапах его обучения и развития.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обеспечить ребенку возможность

сохранения здоровья, сформировать необходимые знания, умения и навыки здорового образа

жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Важно понимать, что Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального

благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов. Говоря доступным

языком , здоровье - это красота, это сила и ум, хорошее настроение. Здоровье – это самое большое

богатство. Здоровье – это счастье. И если здоров педагог, то и дети все здоровы.

Встанем в круг! Настроимся на работу!

Потрите ладони, почувствуйте тепло! Представьте, что между ладонями маленький шарик,

покатаем его! А теперь поделимся теплом друг с другом: протяните ладони соседям! У нас

получилась «цепочка дружбы»! Улыбнемся, передадим всем положительную энергетику, пожелаем

друг другу удачи!

Применение в работе здоровьесберегающих педагогических технологий повышает

результативность образовательного процесса,

формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации сохранения и укрепления здоровья

детей, а у ребенка стойкую мотивацию к творчеству и здоровому образу жизни.

Ромашка здоровья ( под каждым лепестком название технологии)

I. Цветотерапия

Цветотерапия— это одно из самых перспективных и надежных методов лечения и оздоровления.

Цвет служит мощным стимулятором эмоционального и интеллектуального развития детей.

Красный обеспечивает здоровье, физическую силу, выносливость, устойчивость, уверенность в

себе повышает внутреннюю энергию, способствует активизации кроветворения, нормализации

кровообращения и обмена веществ.

Оранжевый повышает уровень нейроэндокринной регуляции, помогает победить усталость,

хандру, депрессию, неуверенность, тревогу и страх.

Желтый как символ солнца, снимает напряжения и даёт надежду.

Зеленый способствует ритмичной работе сердца, отдыху глаз, оказывает

умеренное противовоспалительное и противоаллергическое действие. К тому же он помогает при

кашле.успокаивает, благоприятно влияет на работу щитовидной железы.

Синий помогает при бессоннице, снимает страхи, вызывает ощущение комфорта и покоя, снимает

напряжение, снижает артериальное давление, успокаивает дыхание.

Фиолетовый действует мягко, стимулирующе. Дает силу при энергетическом истощении, не дает

места депрессии, пессимизму и бессилию.

Упражнение (Сюжетная сказка “ Разноцветные звезды”).

(Включается музыка, раздаются звезды.)

Высоко в темном небе, на одной огромной звездной поляне жили – были звезды. Было их очень

много-много, и все звезды были очень красивыми. Они светились и искрились, а люди на земле

каждую ночь любовались ими. Но все эти звезды были разных цветов.

Здесь были красные звезды, и тем, кто рождался под их светом, они дарили смелость.

Здесь были синие звезды – они дарили людям красоту.

Были на поляне и желтые звезды – они одаривали людей умом.

А еще на поляне были зеленные звезды. Кто рождался под их светом зеленых лучей, становился

очень добрым.

И вот однажды на звездном небе что-то вспыхнуло! Все звезды собрались посмотреть, что же

произошло. А это на небе появилась еще одна маленькая звездочка. Но была она абсолютно…

белая!

Огляделась белая звездочка вокруг и даже зажмурилась: сколько прекрасных звезд вокруг –

прошептала звездочка.

“А что ты даешь людям?”– спросили ее другие звезды.

Я знаю, что среди всех присутствующих нет таких звезд, которые были бы бесцветными. Я желаю

вам светится всегда и везде, уважаемые коллеги, и призываю вас иметь свой призыв по жизни и

предлагаю вашему вниманию Мантру, звуковую вибрацию, древнюю священную формулу, которая

несёт в себе мощный заряд положительной энергии. (все присутствующие произносят каждую

строчку вслух)

“Мантра от усталости”( музыка для медитации)

Я – талантливый, открытый, добрый и оптимистичный человек.

С каждым днем я люблю себя все больше и больше.

У меня огромный потенциал и запас жизненной энергии.

Я уникальна во всей Вселенной.

Я единственная в своем роде и неповторимая.

Я абсолютно уверенна в себе и своем будущем.

Я верю в себя и в свое будущее.

Я контролирую свою судьбу. Я сама ее вершу.

Я – хозяйка своей жизни.

Мощный заряд положительной энергии получили, можем продолжать.

II. Обучение способам управления дыханием.

Ведущий предлагает прислушаться к своему дыханию и определить какое оно, поверхностное,

глубокое, грудное или с участием мышц живота.

Управление дыханием – это эффективное средство влияния на тонус мышц и эмоциональные

центры мозга. Медленное и глубокое дыхание (с участием мышц живота) понижает

возбудимость нервных центров, способствует мышечному расслаблению.

Частое (грудное) дыхание, наоборот, обеспечивает высокий уровень активности организма,

поддерживает нервно-психическую напряженность.

Способ 1. Представьте, что перед вашим носом на расстоянии 10-15 см висит пушинка. Дышите

только носом и так плавно, чтобы пушинка не колыхалась.

Способ 2. Поскольку в ситуации раздражения или гнева мы забываем делать нормальный выдох,

то попробуйте:глубоко выдохнуть; задержать дыхание так надолго, как сможете; сделать несколько

глубоких вдохов; снова задержать дыхание.

Дыхательные техники:

– Маски релаксации для мышц лица (мышечное дыхание).

1. Маска удивления. И. П.: сидя, стоя, лежа. С медленным вдохом постепенно поднять брови так

высоко, как это только возможно. На высоте вдоха задержать на секунду дыхание и опустить с

выдохом брови.

2. Маска гнева. И. П.: сидя, стоя, лежа. С медленным вдохом постепенно нахмурить брови,

стремясь сблизить их как можно более сильно. Задержать дыхание на секунду, с выдохом опустить

брови.

3. Маска смеха. И. П.: стоя, сидя или лежа. Чуть прищурить глаза, со вдохом слегка сжать губы и

поднять углы рта – маска смеха, с выдохом – расслабить напряженные мышцы.

4. “Успокаивающее дыхание”.

И. П.: Сидя, сделать вдох – живот выпячиваем вперёд (“надуть” большой живот) на счёт 1-2-3-4;

задержка дыхания на счёт 1-2; выдох – живот втягиваем на счёт 1-2-3-4. (продолжительность 3-5

минут).

5. Упражнение “Звуковая гимнастика”

Прежде чем приступить к звуковой гимнастике, прослушаем правила применения:

спокойное, расслабленное состояние, стоя, с выпрямленной спиной. Сначала делаем глубокий

вдох носом, а на выдохе громко и энергично поизносим звук.

А – воздействует благотворно на весь организм; Е – воздействует на щитовидную железу; И –

воздействует на мозг, глаза, нос, уши; О – воздействует на сердце, легкие; У – воздействует на

органы, расположенные в области живота; Я – воздействует на работу всего организма; Х –

помогает очищению организма; ХА – помогает повысить настроение.

III. Игровой самомассаж

Игровой самомассаж - нетрадиционный вид упражнений, помогающий естественно развиваться

организму ребенка, морфологически и функционально совершенствоваться его отдельным органам

и системам.

«Игровой самомассаж» является основой закаливания и оздоровления детского организма.

Выполняя упражнения самомассажа в игровой форме, с музыкальным сопровождением, дети

получают радость и хорошее настроение. Такие упражнения способствуют формированию у

ребенка сознательного стремления к здоровью, развивая навык собственного оздоровления.

Непременным условием является постоянное наблюдение за самочувствием и индивидуальной

реакцией детей. Все упражнения должны выполняться на фоне позитивных ответных реакций

ребенка.

При проведении массажа рекомендуется обучать детей не надавливать с силой на указанные точки,

а массировать их мягкими движениями пальцев. Выполнять массажные движения следует от

перифирии к центру.

Перед проведением занятия педагогу следует попробовать выполнить все упражнения самому. В

этом случае на занятии дети легко их исполнят по показу. Очень большое значение для сохранения

внимания и интереса детей имеет подбор музыкального сопровождения, а также интонационное

разнообразие речи педагога. Нужно суметь и музыкой, и речью, и мимикой создать сказочную,

волшебную атмосферу. И вы сами убедитесь, увидите, каким восторгом загорятся глаза

ваших воспитанников.

Простейший метод – массаж, который заключается в поглаживании в направлениях от кончиков

пальцев к запястью.

Используются массажные движения по ладоням, кистям и предплечьям обеих рук: поглаживание,

растирание, лёгкое надавливание, пощипывание,похлопывание, сгибание, разгибание пальчиков,

как всех, так и поочерёдно.

После каждого упр. следует делать расслабляющие поглаживания или встряхивания рук.

Самомассаж кистей, пальцев рук, ладоней способствует овладению навыками мелкой моторики,

помогает развивать речь, овышает работоспособность коры головного мозга. А также развивает у

ребенка психические процессы: мышление, внимание, память, воображение, снимает тревожность.

Используются упражнения:

катание одного грецкого ореха или шарика, катание ребристого карандаша,

имитация скатывания колобка, палочек, как в лепке,

сжимание резиновых игрушек разной плотности и др.

Массаж и самомассаж рекомендуется проводить 2-3 раза в день на занятиях, физминутках,

прогулках до 5минут (малышам, от 3-5 упр., между которыми проводить расслабление мышц.

Каждое упр. выполняется 8 раз: по 4 раза для правой и левой руки.

Выполняя движения, нужно проговаривать действия, показ давать на себе или ребёнке.

Поскольку у дошкольников преобладает конкретно-образное мышление, ко многим массажам

придуманы стихотворные тексты. Их содержание и ритм максимально приближены к

характеру самого движения, чтобы у ребёнка возникал конкретный образ. Начинать следует с

прогревающих движений, делающих мышцы более податливыми, а движения безболезненными.

Массируя мизинец – активизируем работу сердца.

Безымянный палец – печень.

Средний палец – кишечник.

Указательный палец- желудок.

Большой палец – голова.

Демонстрация гимнастики в соответствии с текстом

Использование колючих мячиков (Су-джок)

Ёжик, ёжик, хитрый ёж, на клубочек ты похож. (дети катают Су-Джок между ладонями)

На спине иголки (массажные движения большого пальца)

очень-очень колкие (массажные движения указательного пальца)

Хоть и ростом ёжик мал, (массажные движения среднего пальца)

нам колючки показал, (массажные движения безымянного пальца)

А колючки тоже (массажные движения мизинца)

на ежа похожи. (дети катают Су-Джок между ладонями)

Игра с бельевыми прищепками «Уточки и гуси»( поочередно прищипывать каждую

подушечку пальцев)

1 -2 -3 -4- 5 вышли уточки гулять

1 -2 -3 -4- 5 гуси шли траву щипать

Самомассаж лица

Ф. Р. Ауглин (Швейцария) разработал и применил на практике самомассаж лица,

направленный на развитие и улучшение памяти, абстрактного мышления, интеллекта, развитие

речи.

Регулярное применение этого массажа помогает повысить интеллект ребёнка на 75%.

Самомассаж лица «Озорные мишки»

Взявшись за середину ушной раковины (а не за мочки, оттягивать её вперёд, а затем назад, считая

медленно до 10. Делать 1 раз.

Оттяну вперёд я ушки, а потом назад.

Словно плюшевые мишки детки в ряд сидят.

Указательным и средним пальцами одновременно интенсивно «рисовать» круги на щеках,

считая до 10.Делать 1 раз.

А теперь по кругу щёчки дружно разотрём:

Так забывчивым мишуткам память разовьём.

Теми же двумя пальцами одновременно интенсивно «рисовать» круги на подбородке,

считая до 10. Потом – круги по лбу, также, считая до 10. Делать по 1разу.

На подбородке круг черчу:

Мишке я помочь хочу чётко, быстро говорить, звуки все произносить.

Чтобы думали получше озорные мишки, мы погладим лобики плюшевым плутишкам.

Массировать указательным и средним пальцами одновременно интенсивно верхние и

нижние веки, не закрывая глаз. Делать 1 минуту.

Чтобы мишка лучше видел, стал внимательней, шустрей,

Мы волшебные очки нарисуем поскорей.

Массаж носа.

Подушечками указательных пальцев обеих рук нажимать на точки по обеим сторонам

носа, начиная от его основания. На каждую точку необходимо нажать и держать, не

отпуская, на счёт до 20. Делать 1 минуту.

Мы подушечками пальцев в точки попадём:

Так курносому мишутке носик разомнём.

Челюстной массаж

Открыть рот и нижней челюстью делать резкие движения слева направо и наоборот. По 10

раз.

Мишка, мишка, рот открой! И налево двинь щекой…

Мишка, мишка, рот открой! И направо двинь щекой…

Заключительное дыхание

Откинуться назад на спинку стула, сделать длительные вдох и выдох, руки свободно

опущены вдоль туловища.

Ох, устали наши мишки, тихо в ряд сидят.

Знают: польза от массажа будет для ребят!

«Белый мельник»

Массаж лица для профилактики простудных заболеваний

Белый-белый мельник( Провести пальцами по лбу от середины)

Сел на облака.( к вискам).

Из мешка посыпалась белая мука( Легко постучать пальцами по вискам)

Радуются дети, лепят колобки( Сжав руки в кулаки, возвышениями больших пальцев быстро

растереть крылья носа).

Заплясали санки, Лыжи и коньки (Раздвинув указательный и средний

. пальцы, массировать точки перед собой и за ушными раковинами).

«Вот какая борода»

Массаж биологически активных зон для профилактики простудных заболеваний

Да – да – да – есть у деда борода. Потереть ладони друг о друга

Де – де – де – есть сединки в бороде. Руками провести по шее от затылка до яремной ямки.

Ду – ду – ду – расчеши бороду. Большими пальцами мягко провести по

шее от подбородка вниз

Да – да – да – надоела борода. Сжав руки в кулаки, возвышениями боль-

ших пальцев быстро растереть крылья носа

Ду – ду – ду – сбреем деду бороду. Положить три пальца на лоб всей плоскостью и, мягко

надавливая, поглаживать лоб.

Ды – ды – ды – больше нет бороды. Раздвинув указательный и средний пальцы, положить их перед

и за ушами и с силой растирать кожу

Итог: Введение разных видов самомассажей, четкое определение времени их проведения

в режиме дня в комплексе с другими профилактическими и оздоровительными

мероприятиями дает неплохие результаты, уровень заболеваемости стабильно

снижается. Самомассаж доступен всем, даже малышам, а это здорово! И, конечно, -

здоровье!

IVЛистотерапия».

Цель: укрепление здоровья детей, воспитание у детей потребности в занятиях

физкультурой.

Задачи: упражнять в беге врассыпную, в правильной ходьбе,развивать координацию

движений, моторику. Поднять эмоциональное состояние ребенка.

Упражнения по листотерапии:

Лист бумаги А4 пополам.

« Зонт» - ходьба с листом на голове, руки на поясе.

« Найди свой домик» - лёгкий бег врассыпную, по окончании музыки встать двумя ногами

на листок.

« Цапля» - ходьба вокруг листочка с высоким подниманием колен.По сигналу дети

должны правую ногу согнуть в колене, развернуть ее на 90 градусов по отношению к

левой и прижать ступней к бедру левой ноги как можно выше. Руки на поясе. Глаза

закрыты.

« Ежик» - смять листок в шар, катать стопами, сидя на стуле.

« Весёлые футболисты» - смятый листок вести поочередно правой и левой ногой.

« Много снега»- отрывать кусочки от листа, чем меньше, тем лучше и кидать в свою

чашку.

V.Витаминотерапия .

Чтоб был здоровым педагог, чтобы всегда было хорошее настроение и не чувствовалась

усталость необходимы витамины. И сейчас мы будем готовить фруктовый салат. А из

каких фруктов угадаем по вкусу.

« Угадайте по вкусу»

Фруктовый салат подаётся на десерт вместо сладких блюд или вместе с ними.

Фрукты нарезаются кубиками, заправляются фруктовым сиропом, йогуртом или

взбитыми сливками.

Будем все здоровы! Приятного аппетита!

«Дружеская ладошка». Участникам раздаются листки бумаги.

Обведите контур своей ладони тем цветом, на который похоже ваше настроение сейчас и

напишите на ней свое имя. Затем передайте листок с контуром ладошки вашим коллегам

по команде, и пусть каждый оставит свои пожелания на одном из пальцев ладошки.

Упражнение «Дружеская ладошка». Выполнение задания участниками.



В раздел образования