Напоминание

"Деструктивное поведение подростка: как быть родителям и педагогам?"


Автор: Быкова Надежда Петровна
Должность: педагог психолог, учитель музыки
Учебное заведение: МБОУ Базарносызганская средняя школа №2
Населённый пункт: Ульяновская область
Наименование материала: статья
Тема: "Деструктивное поведение подростка: как быть родителям и педагогам?"
Раздел: среднее образование





Назад




Деструктивное поведение подростка: как быть родителям и педагогам?

Проблематика различных вариаций деструктивного поведения была актуальна во

все времена по причине частоты её встречаемости и негативного воздействия. Термин

«деструктивное поведение» чаще применяется по отношению к детям и подросткам, но

оно свойственно всем людям независимо от возраста. В переводе с латинского языка

деструкция означает «разрушение». Рассматривая явления деструктивного поведения

можно сказать, что это и модель поведения, и проявление внутренней деятельности

человека, когда действенным или вербальным способом нарушаются общепринятые

нормы и правила. Деструктивное поведение направлено как на разрушение материальных

предметов и ценностей, так и на разрушение коммуникации между людьми, их

взаимоотношений. А так же на разрушение собственного

физического

или

эмоционального состояния. Деструктивное поведение проявляется в:

деструктивном изменении характера;

формировании неадекватной самооценки;

искажении личностных мотивов и потребностей;

невозможности контролировать свое поведение;

нарушении отношений с людьми.

Деструктивное поведение имеет множество форм проявления и возникает в

переломный момент жизни как защита и

реакция на сложившиеся обстоятельства.

Например, когда внутренний мир человека подвергается опасности, он начинает

разрушать все вокруг: проявляет грубость по отношению к людям или животным, портит

имущество, совершает насильственные действия и т.д. Такое поведение считается

отклонением с медицинской, психологической и социальной точек зрения, и приводит к

снижению

качества

жизни

человека,

когнитивным

нарушениям

восприятия

происходящего, эмоциональным нарушениям, снижению самооценки. Последствия

деструктивных поступков могут быть разными: от «выпадения» личности из социума до

полной

изоляции.

Поступки

деструктивного

человека

приводят

окружающих

в

недоумение, но только мало кто задумывается о том, в чем же истинная причина таких

разрушающих действий.

Чаще всего такое поведение свойственно подросткам, ведь они переживают в своей

жизни переломные моменты, происходят возрастные изменения; они сталкиваются с

первыми проблемами в обществе, непониманием со стороны взрослых, в результате чего

происходят деструктивные изменения личности, которое выражается в разрушительных

поступках. Это своеобразный ответ на сложившуюся ситуацию и результат неправильной

адаптации в обществе, неумения регулировать свое психоэмоциональное состояние.

Деструктивное поведение имеет свои причины возникновения, поэтому, прежде

чем понять, что делать и чем помочь, нужно выявить источник самой болезни, а их может

быть несколько:

1. Биологические факторы: люди по своей природе могут быть склонны к деструкции:

половая принадлежность, возраст, физическое и психическое здоровье, выносливость,

физическое строение, свойства нервной системы и т.д.

2. Психологические факторы: деструктивное поведение формируется за счет влияния

внешних

раздражителей

и

внутренних

психологических

особенностей,

которые

определяют характер человека. Особенное влияние на развитие деструктивного поведения

оказывает семья, ведь именно она прививает ребенку определенные нормы, правила и

ценности. Дети копируют поведение родителей, на них оказывают влияние все процессы,

которые происходят внутри семьи. Речь идет не только о взаимоотношениях, но и

социальном статусе, материальном положении, уровне образования и т.д.

Наиболее

распространенные

причины

появления

деструктивного

поведения, связанные с семьей:

Проявление физического или психологического насилия;

Детская травма: развод родителей, смерть.

Чрезмерный или недостаточный родительский контроль.

Отсутствие одного из родителей.

Частая смена родителей.

Чрезмерная привязанность к ребенку.

Конфликты между родителями по поводу вопросов воспитания ребенка.

3. Социальные факторы: к ним относятся влияние политики, СМИ, общественных

традиций, характеристика групп, в которых находится человек (социальный статус,

классовая принадлежность, круг общения и т.д.).

Ребенок не сразу проявляет агрессию и совершает деструктивные проступки.

Изначально он начинает испытывать боль, и если ее вовремя не заметить и не устранить

причину такого состояния, это перерастет в более серьезные формы проявления злости.

Одной из причин деструктивного поведения детей является подавление их

самостоятельности и инициативы. Таким образом, возникают конфликты, ведь дети не

могут

реализоваться,

развить

свою

индивидуальность,

и

все

из-за

излишней

авторитарности взрослых. Бывает, что родители вспоминают о своем чаде только тогда,

когда

возникает

какая-то

проблема.

Получается,

после

решения

вопроса

весь

воспитательный процесс заканчивается, ребенок снова становится брошенным. Как

привлечь внимание взрослых? Как вариант – начать вести себя аморально.

Еще одна причина – монополизация детей школой. Ученики протестуют против

высокой нагрузки и жестких требований неподобающим поведением, опозданиями,

прогулами, несоответствующим внешним видом. Подростки находятся на пороге новой

жизни, сталкиваются с первыми препятствиями и проблемами, неопределенностью,

отсюда повышенная тревожность, стресс. В таком состоянии человек способен на

деструктивные поступки не только по своей воле, но и под влиянием других лиц.

По

отношению

к

социальным

объектам,

деструктивное

поведение

можно

разделить на несколько видов:

Интраперсональное: человек проявляет пренебрежительное отношение к себе,

употребляет алкоголь или запрещенные вещества, не следит за внешним видом, не

соблюдает

безопасность

при

использовании

технических

средств.

Часто

изолируется от всех, предпочитает не общаться с окружающими людьми и склонен

к излишней публичной самокритике. Свои переживания и психологическую

нестабильность выражает во внешнем виде: делает татуировки, шрамы и т.д.

Интерперсональное: деструктивное поведение проявляется по отношению к

другим людям. Человек выражает всяческое неуважение к собеседнику, старается

понизить его значимость, за счет этого он повышает свою самооценку. Сюда

относятся оскорбления, угрозы, клевета и т.д.

Метаперсональное: деструктивная личность отказывается выполнять свою роль,

например, трудовую или семейную. Это проявляется в форме буллинга по

отношению к участникам группы, в которой состоит человек, межгрупповых

конфликтах, массовых беспорядков, невыполнения своих прямых обязанностей.

Советский

и

российский

психиатр,

Цезарь

Петрович

Короленко

разделил

расстройства поведения личности на два основных вида: нестандартное и деструктивное.

Последнее, в свою очередь, делится на внешнедеструктивное и внутридеструктивное.

Внешнедеструктивное может быть аддиктивным – ситуация, когда человек пытается уйти

от реальности с помощью применения запрещенных препаратов или каких-либо активный

действий, и антисоциальным – в этом случае нарушаются законы и права других людей в

форме аморального, безнравственного поведения.

Внутридиструктивное поведение делится на следующие типы:

Суицидальный: человек решает свести счеты с жизнью или близок к этому шагу.

Конформистский: деструктивная личность берет пример с авторитета, действует

под влиянием кого-либо.

Нарциссический: человек не обладает эмпатией, обесценивает отношения, уверен

в собственном совершенстве и своим поведением всячески старается повысить

свою самооценку, унизив при этом других.

Фанатический: здесь речь идет о слепом следовании идеям, взглядам.

Аутистический: человек изолируется от общества, живет в мире собственных

иллюзий.

Сегодня существует масса теоретических воззрений о деструктивности и множество

классификаций форм деструктивного поведения, но все способы его проявления

сопровождаются ухудшением уровня жизни человека, когнитивными искажениями,

нарушением самооценки, психологической и эмоциональной нестабильностью. Чтобы

избежать развития деструктивного поведения личности, нужно позаботиться о его

профилактике.

Профилактика

деструктивного

поведения

заключается

в

формировании

определенных качеств, в социализации личности. Она начинается в семье и продолжается

в учебных заведениях, поэтому важно уделять особое внимание адаптации детей к

обществу,

закладывать

нормы

и

правила

поведения,

формировать

правильное

мировоззрение.

В образовательной организации профилактические меры выглядят следующим

образом:

контроль посещаемости уроков детьми, в особенности трудными подростками;

отслеживание успеваемости детей;

привлечение учащихся к общественным мероприятиям, в спортивные секции и

творческие кружки;

работа над отношениями внутри семей учащихся: учителя должны быть в курсе

сложных семейных ситуаций, отрицательного воздействия родителей на детей и

т.д.

проведение коррекционных занятий с учениками.

Первостепенная задача – выявление предпосылки деструктивного поведения

учеников, обращая внимание на тех, кто нарушает общепринятую дисциплину, и

проведение с ними профилактических мероприятий. К нарушению дисциплины можно

отнести

не

только

опоздания,

прогулы

и

неподобающий

внешний

вид,

но

и

оскорбительное

отношение

к

одноклассникам,

ученикам,

причинение

ущерба

материальным ценностям.

Если ребенок ведет себя деструктивно, значит, есть какое-то внутреннее или

внешнее противоречие, которое мешает ему. Родителям подростков необходимо

поддерживать эмоциональный контакт с ребенком, быть внимательными к нему,

интересоваться его жизнью, чтобы он чувствовал себя полноценной личностью и умел

отделять «белое» от «черного». Чтобы избежать развития деструктивной модели

поведения у ребенка родителям стоит:

Обращать внимание на то, с кем общается

ребенок: кто входит в его

компанию, с кем он общается асоциальных группах в Интернете. Дети и подростки

легко поддаются влиянию авторитетных личностей, а дурной пример особенно

заразителен для тех, кто в силу своего возраста стоит на пороге изменений и

проходит через психологическую перестройку.

Научить ребенка основным правилам безопасности: так он поймет, что сам

ответственен за свою жизнь.

Обратить внимание на свои отношения с ребенком: спросите себя, доверяет ли

он вам? А вы ему? Чрезмерный контроль, авторитаризм или, наоборот,

вседозволенность пагубно влияют на его психологическое состояние. Если вы

проявляете жесткость, будьте готовы, что он ответит вам тем же или проявит

агрессию по отношению к другим людям. Если вы мало интересуетесь жизнью

своего чада, это может привести к развитию чувства одиночества и брошенности.

Необходимо найти золотую середину.

Вовремя выявить кризисные состояния ребенка: если он напряжен, чем-то

сильно расстроен, ведет себя импульсивно или, наоборот, изолировался от всех,

необходимо понять причину такого состояния и устранить ее.

Помогичь ребенку самоопределиться: дети должны быть заняты любимым

делом. Какое хобби у вашего сына или дочери? Если его нет, предоставьте

возможность попробовать себя в разных направлениях, пусть ребенок выберет то,

от чего будет получать удовольствие и положительную энергию. Поддержите его в

начинаниях.

Обращать внимание на самооценку: заниженная самооценка приводит к

формированию

ощущения

никчемности.

Чтобы

справиться

со

своими

переживаниями, ребенок начинает вести себя неподобающим образом.

Подавать пример собственным поведением: дети подражают своим родителям.

Не зря говорят, что, если что-то не устраивает в поведении ребенка, нужно

обратить внимание на себя. Как вы ведете себя в обществе? Здоровые ли у вас

отношения внутри семьи? Следите ли вы за своей речью?

Предоставить

возможность

выбора: ребенок

должен

уметь

принимать

самостоятельные

решения

и

проявлять

инициативу.

Это

воспитывает

ответственность.

Прививать любовь к развитию: дети должны быть замотивированы на учебу,

достижения целей, т.к. это помогает избежать саморазрушения.

Поддерживать в моменты неудачи: конечно, одни пятерки – это здорово, но и

двойка не катастрофа. Ребенок должен понимать, что ошибки случаются со всеми

и это совершенно нормально. Окажите ему помощь в моменты тревоги,

переживаний – так он научится конструктивно смотреть на непростые периоды в

жизни.

Обращать внимание на резкую смену поведения: это может быть следствием

внутренних переживаний, внешних проблем ребенка или показателем взросления.

Если такие перемены связаны с переходным периодом, то просто поддержите его.

Он хочет быть более самостоятельным? Предоставьте такую возможность. Может

быть, это проявление психологической нестабильности, а может и реакция на

скрываемые алкогольные и психотропные вещества.

Если ваш ребенок подвергся жесткому обращению или сам проявил его по

отношению к другим, незамедлительно реагируйте на ситуацию: так вы

предотвратите развитие стресса/ последствий

и дадите понять, что любое

проявление несоответствующего общественным нормам поведения влечет за собой

определенное наказание.

Привлекать

к

совместному

труду:

во-первых,

это

формирует

чувство

значимости, а во-вторых, ребенок направит свою энергию в нужное и полезное

русло и будет понимать ценность труда.

Обсуждать поступки: если дитя уже проявило себя с плохой стороны, то нужно

понять мотивы его поступков. Спросите, зачем ребенок это сделал? Чего хотел

добиться? Так вы поймете, что его беспокоит, и сможете вместе решить проблему.

Избегать ярких конфликтов между взрослыми внутри семьи: когда ругаются

родители,

ребенок

ощущает

себя

бессильным

и

при

этом

испытывает

одновременно агрессию и любовь по отношению к родным. Такая противоречивая

энергия находит выход в деструктивных поступках.

По возможности давать ребенку полноценно отдыхать и удовлетворять свои

базовые потребности: если ребенок будет постоянно чувствовать усталость, это

вызовет эмоциональное напряжение и скажется на психическом здоровье.

Идти в ногу со временем: изучите новые молодежные направления, субкультуры,

аббревиатуры и т.д. Так вы будете на одной волне со своим ребенком и сможете

вовремя понять, что что-то пошло не так, например, если ребенок вступил в

неблагоприятное общество/сообщество.

Рассказывать о своем опыте: на своем примере вы можете показать, как выйти из

трудной

ситуации,

как

нужно

общаться

с

людьми.

Поделитесь

опытом

разочарования в отношениях, историями из детства, покажите, что все проходят

через определенные жизненные этапы и ребенок в этом не одинок.

Формировать ценности: ребенок должен понимать, что деструктивное поведение

– это плохо. Правильное отношение к окружающим, себе, здоровью и труду

должно быть привито с детства.

Если вы считаете, что не сможете решить ситуацию самостоятельно,

обратитесь за помощью к профессионалам: родители могут чувствовать свою

некомпетентность в отношении воспитания и психологической поддержки своих

детей. Этого не нужно стыдиться, ведь все приходит с опытом или с помощью

квалифицированных специалистов. И даже если вы не можете найти общий язык со

своим чадом, решение есть.

Деструктивная модель поведения свойственна всем, но проявляется она в сложный

момент жизни, когда человек попадает в воронку эмоциональной и психологической

нестабильности. За любым разрушающим действием стоит определенная причина,

которая и является спусковым крючком. Но что бы ни являлось причиной деструктивного

поведения обучающегося в школе ребенка, нужно вовремя реагировать на тревожные

сигналы, выявлять причины поведения и устранять их. Семья и школа должны работать

над этим вопросом сообща, ведь часто то, что не доступно глазу родителей, может

заметить учитель, и наоборот. Только при комплексном подходе к работе с детьми и

подростками можно избежать серьезных последствий внутренних переживаний ребенка.

Профилактика должна быть своевременной, проще предугадать сложную ситуацию, чем

оправляться от ее последствий.

Автор: Шошина Валентина, консультант Детского телефона доверия 8800-2000-122



В раздел образования