Автор: Быкова Надежда Петровна
Должность: педагог психолог, учитель музыки
Учебное заведение: МБОУ Базарносызганская средняя школа №2
Населённый пункт: Ульяновская область
Наименование материала: статья
Тема: "Деструктивное поведение подростка: как быть родителям и педагогам?"
Раздел: среднее образование
Деструктивное поведение подростка: как быть родителям и педагогам?
Проблематика различных вариаций деструктивного поведения была актуальна во
все времена по причине частоты её встречаемости и негативного воздействия. Термин
«деструктивное поведение» чаще применяется по отношению к детям и подросткам, но
оно свойственно всем людям независимо от возраста. В переводе с латинского языка
деструкция означает «разрушение». Рассматривая явления деструктивного поведения
можно сказать, что это и модель поведения, и проявление внутренней деятельности
человека, когда действенным или вербальным способом нарушаются общепринятые
нормы и правила. Деструктивное поведение направлено как на разрушение материальных
предметов и ценностей, так и на разрушение коммуникации между людьми, их
взаимоотношений. А так же на разрушение собственного
физического
или
эмоционального состояния. Деструктивное поведение проявляется в:
деструктивном изменении характера;
формировании неадекватной самооценки;
искажении личностных мотивов и потребностей;
невозможности контролировать свое поведение;
нарушении отношений с людьми.
Деструктивное поведение имеет множество форм проявления и возникает в
переломный момент жизни как защита и
реакция на сложившиеся обстоятельства.
Например, когда внутренний мир человека подвергается опасности, он начинает
разрушать все вокруг: проявляет грубость по отношению к людям или животным, портит
имущество, совершает насильственные действия и т.д. Такое поведение считается
отклонением с медицинской, психологической и социальной точек зрения, и приводит к
снижению
качества
жизни
человека,
когнитивным
нарушениям
восприятия
происходящего, эмоциональным нарушениям, снижению самооценки. Последствия
деструктивных поступков могут быть разными: от «выпадения» личности из социума до
полной
изоляции.
Поступки
деструктивного
человека
приводят
окружающих
в
недоумение, но только мало кто задумывается о том, в чем же истинная причина таких
разрушающих действий.
Чаще всего такое поведение свойственно подросткам, ведь они переживают в своей
жизни переломные моменты, происходят возрастные изменения; они сталкиваются с
первыми проблемами в обществе, непониманием со стороны взрослых, в результате чего
происходят деструктивные изменения личности, которое выражается в разрушительных
поступках. Это своеобразный ответ на сложившуюся ситуацию и результат неправильной
адаптации в обществе, неумения регулировать свое психоэмоциональное состояние.
Деструктивное поведение имеет свои причины возникновения, поэтому, прежде
чем понять, что делать и чем помочь, нужно выявить источник самой болезни, а их может
быть несколько:
1. Биологические факторы: люди по своей природе могут быть склонны к деструкции:
половая принадлежность, возраст, физическое и психическое здоровье, выносливость,
физическое строение, свойства нервной системы и т.д.
2. Психологические факторы: деструктивное поведение формируется за счет влияния
внешних
раздражителей
и
внутренних
психологических
особенностей,
которые
определяют характер человека. Особенное влияние на развитие деструктивного поведения
оказывает семья, ведь именно она прививает ребенку определенные нормы, правила и
ценности. Дети копируют поведение родителей, на них оказывают влияние все процессы,
которые происходят внутри семьи. Речь идет не только о взаимоотношениях, но и
социальном статусе, материальном положении, уровне образования и т.д.
Наиболее
распространенные
причины
появления
деструктивного
поведения, связанные с семьей:
Проявление физического или психологического насилия;
Детская травма: развод родителей, смерть.
Чрезмерный или недостаточный родительский контроль.
Отсутствие одного из родителей.
Частая смена родителей.
Чрезмерная привязанность к ребенку.
Конфликты между родителями по поводу вопросов воспитания ребенка.
3. Социальные факторы: к ним относятся влияние политики, СМИ, общественных
традиций, характеристика групп, в которых находится человек (социальный статус,
классовая принадлежность, круг общения и т.д.).
Ребенок не сразу проявляет агрессию и совершает деструктивные проступки.
Изначально он начинает испытывать боль, и если ее вовремя не заметить и не устранить
причину такого состояния, это перерастет в более серьезные формы проявления злости.
Одной из причин деструктивного поведения детей является подавление их
самостоятельности и инициативы. Таким образом, возникают конфликты, ведь дети не
могут
реализоваться,
развить
свою
индивидуальность,
и
все
из-за
излишней
авторитарности взрослых. Бывает, что родители вспоминают о своем чаде только тогда,
когда
возникает
какая-то
проблема.
Получается,
после
решения
вопроса
весь
воспитательный процесс заканчивается, ребенок снова становится брошенным. Как
привлечь внимание взрослых? Как вариант – начать вести себя аморально.
Еще одна причина – монополизация детей школой. Ученики протестуют против
высокой нагрузки и жестких требований неподобающим поведением, опозданиями,
прогулами, несоответствующим внешним видом. Подростки находятся на пороге новой
жизни, сталкиваются с первыми препятствиями и проблемами, неопределенностью,
отсюда повышенная тревожность, стресс. В таком состоянии человек способен на
деструктивные поступки не только по своей воле, но и под влиянием других лиц.
По
отношению
к
социальным
объектам,
деструктивное
поведение
можно
разделить на несколько видов:
Интраперсональное: человек проявляет пренебрежительное отношение к себе,
употребляет алкоголь или запрещенные вещества, не следит за внешним видом, не
соблюдает
безопасность
при
использовании
технических
средств.
Часто
изолируется от всех, предпочитает не общаться с окружающими людьми и склонен
к излишней публичной самокритике. Свои переживания и психологическую
нестабильность выражает во внешнем виде: делает татуировки, шрамы и т.д.
Интерперсональное: деструктивное поведение проявляется по отношению к
другим людям. Человек выражает всяческое неуважение к собеседнику, старается
понизить его значимость, за счет этого он повышает свою самооценку. Сюда
относятся оскорбления, угрозы, клевета и т.д.
Метаперсональное: деструктивная личность отказывается выполнять свою роль,
например, трудовую или семейную. Это проявляется в форме буллинга по
отношению к участникам группы, в которой состоит человек, межгрупповых
конфликтах, массовых беспорядков, невыполнения своих прямых обязанностей.
Советский
и
российский
психиатр,
Цезарь
Петрович
Короленко
разделил
расстройства поведения личности на два основных вида: нестандартное и деструктивное.
Последнее, в свою очередь, делится на внешнедеструктивное и внутридеструктивное.
Внешнедеструктивное может быть аддиктивным – ситуация, когда человек пытается уйти
от реальности с помощью применения запрещенных препаратов или каких-либо активный
действий, и антисоциальным – в этом случае нарушаются законы и права других людей в
форме аморального, безнравственного поведения.
Внутридиструктивное поведение делится на следующие типы:
Суицидальный: человек решает свести счеты с жизнью или близок к этому шагу.
Конформистский: деструктивная личность берет пример с авторитета, действует
под влиянием кого-либо.
Нарциссический: человек не обладает эмпатией, обесценивает отношения, уверен
в собственном совершенстве и своим поведением всячески старается повысить
свою самооценку, унизив при этом других.
Фанатический: здесь речь идет о слепом следовании идеям, взглядам.
Аутистический: человек изолируется от общества, живет в мире собственных
иллюзий.
Сегодня существует масса теоретических воззрений о деструктивности и множество
классификаций форм деструктивного поведения, но все способы его проявления
сопровождаются ухудшением уровня жизни человека, когнитивными искажениями,
нарушением самооценки, психологической и эмоциональной нестабильностью. Чтобы
избежать развития деструктивного поведения личности, нужно позаботиться о его
профилактике.
Профилактика
деструктивного
поведения
заключается
в
формировании
определенных качеств, в социализации личности. Она начинается в семье и продолжается
в учебных заведениях, поэтому важно уделять особое внимание адаптации детей к
обществу,
закладывать
нормы
и
правила
поведения,
формировать
правильное
мировоззрение.
В образовательной организации профилактические меры выглядят следующим
образом:
контроль посещаемости уроков детьми, в особенности трудными подростками;
отслеживание успеваемости детей;
привлечение учащихся к общественным мероприятиям, в спортивные секции и
творческие кружки;
работа над отношениями внутри семей учащихся: учителя должны быть в курсе
сложных семейных ситуаций, отрицательного воздействия родителей на детей и
т.д.
проведение коррекционных занятий с учениками.
Первостепенная задача – выявление предпосылки деструктивного поведения
учеников, обращая внимание на тех, кто нарушает общепринятую дисциплину, и
проведение с ними профилактических мероприятий. К нарушению дисциплины можно
отнести
не
только
опоздания,
прогулы
и
неподобающий
внешний
вид,
но
и
оскорбительное
отношение
к
одноклассникам,
ученикам,
причинение
ущерба
материальным ценностям.
Если ребенок ведет себя деструктивно, значит, есть какое-то внутреннее или
внешнее противоречие, которое мешает ему. Родителям подростков необходимо
поддерживать эмоциональный контакт с ребенком, быть внимательными к нему,
интересоваться его жизнью, чтобы он чувствовал себя полноценной личностью и умел
отделять «белое» от «черного». Чтобы избежать развития деструктивной модели
поведения у ребенка родителям стоит:
Обращать внимание на то, с кем общается
ребенок: кто входит в его
компанию, с кем он общается асоциальных группах в Интернете. Дети и подростки
легко поддаются влиянию авторитетных личностей, а дурной пример особенно
заразителен для тех, кто в силу своего возраста стоит на пороге изменений и
проходит через психологическую перестройку.
Научить ребенка основным правилам безопасности: так он поймет, что сам
ответственен за свою жизнь.
Обратить внимание на свои отношения с ребенком: спросите себя, доверяет ли
он вам? А вы ему? Чрезмерный контроль, авторитаризм или, наоборот,
вседозволенность пагубно влияют на его психологическое состояние. Если вы
проявляете жесткость, будьте готовы, что он ответит вам тем же или проявит
агрессию по отношению к другим людям. Если вы мало интересуетесь жизнью
своего чада, это может привести к развитию чувства одиночества и брошенности.
Необходимо найти золотую середину.
Вовремя выявить кризисные состояния ребенка: если он напряжен, чем-то
сильно расстроен, ведет себя импульсивно или, наоборот, изолировался от всех,
необходимо понять причину такого состояния и устранить ее.
Помогичь ребенку самоопределиться: дети должны быть заняты любимым
делом. Какое хобби у вашего сына или дочери? Если его нет, предоставьте
возможность попробовать себя в разных направлениях, пусть ребенок выберет то,
от чего будет получать удовольствие и положительную энергию. Поддержите его в
начинаниях.
Обращать внимание на самооценку: заниженная самооценка приводит к
формированию
ощущения
никчемности.
Чтобы
справиться
со
своими
переживаниями, ребенок начинает вести себя неподобающим образом.
Подавать пример собственным поведением: дети подражают своим родителям.
Не зря говорят, что, если что-то не устраивает в поведении ребенка, нужно
обратить внимание на себя. Как вы ведете себя в обществе? Здоровые ли у вас
отношения внутри семьи? Следите ли вы за своей речью?
Предоставить
возможность
выбора: ребенок
должен
уметь
принимать
самостоятельные
решения
и
проявлять
инициативу.
Это
воспитывает
ответственность.
Прививать любовь к развитию: дети должны быть замотивированы на учебу,
достижения целей, т.к. это помогает избежать саморазрушения.
Поддерживать в моменты неудачи: конечно, одни пятерки – это здорово, но и
двойка не катастрофа. Ребенок должен понимать, что ошибки случаются со всеми
и это совершенно нормально. Окажите ему помощь в моменты тревоги,
переживаний – так он научится конструктивно смотреть на непростые периоды в
жизни.
Обращать внимание на резкую смену поведения: это может быть следствием
внутренних переживаний, внешних проблем ребенка или показателем взросления.
Если такие перемены связаны с переходным периодом, то просто поддержите его.
Он хочет быть более самостоятельным? Предоставьте такую возможность. Может
быть, это проявление психологической нестабильности, а может и реакция на
скрываемые алкогольные и психотропные вещества.
Если ваш ребенок подвергся жесткому обращению или сам проявил его по
отношению к другим, незамедлительно реагируйте на ситуацию: так вы
предотвратите развитие стресса/ последствий
и дадите понять, что любое
проявление несоответствующего общественным нормам поведения влечет за собой
определенное наказание.
Привлекать
к
совместному
труду:
во-первых,
это
формирует
чувство
значимости, а во-вторых, ребенок направит свою энергию в нужное и полезное
русло и будет понимать ценность труда.
Обсуждать поступки: если дитя уже проявило себя с плохой стороны, то нужно
понять мотивы его поступков. Спросите, зачем ребенок это сделал? Чего хотел
добиться? Так вы поймете, что его беспокоит, и сможете вместе решить проблему.
Избегать ярких конфликтов между взрослыми внутри семьи: когда ругаются
родители,
ребенок
ощущает
себя
бессильным
и
при
этом
испытывает
одновременно агрессию и любовь по отношению к родным. Такая противоречивая
энергия находит выход в деструктивных поступках.
По возможности давать ребенку полноценно отдыхать и удовлетворять свои
базовые потребности: если ребенок будет постоянно чувствовать усталость, это
вызовет эмоциональное напряжение и скажется на психическом здоровье.
Идти в ногу со временем: изучите новые молодежные направления, субкультуры,
аббревиатуры и т.д. Так вы будете на одной волне со своим ребенком и сможете
вовремя понять, что что-то пошло не так, например, если ребенок вступил в
неблагоприятное общество/сообщество.
Рассказывать о своем опыте: на своем примере вы можете показать, как выйти из
трудной
ситуации,
как
нужно
общаться
с
людьми.
Поделитесь
опытом
разочарования в отношениях, историями из детства, покажите, что все проходят
через определенные жизненные этапы и ребенок в этом не одинок.
Формировать ценности: ребенок должен понимать, что деструктивное поведение
– это плохо. Правильное отношение к окружающим, себе, здоровью и труду
должно быть привито с детства.
Если вы считаете, что не сможете решить ситуацию самостоятельно,
обратитесь за помощью к профессионалам: родители могут чувствовать свою
некомпетентность в отношении воспитания и психологической поддержки своих
детей. Этого не нужно стыдиться, ведь все приходит с опытом или с помощью
квалифицированных специалистов. И даже если вы не можете найти общий язык со
своим чадом, решение есть.
Деструктивная модель поведения свойственна всем, но проявляется она в сложный
момент жизни, когда человек попадает в воронку эмоциональной и психологической
нестабильности. За любым разрушающим действием стоит определенная причина,
которая и является спусковым крючком. Но что бы ни являлось причиной деструктивного
поведения обучающегося в школе ребенка, нужно вовремя реагировать на тревожные
сигналы, выявлять причины поведения и устранять их. Семья и школа должны работать
над этим вопросом сообща, ведь часто то, что не доступно глазу родителей, может
заметить учитель, и наоборот. Только при комплексном подходе к работе с детьми и
подростками можно избежать серьезных последствий внутренних переживаний ребенка.
Профилактика должна быть своевременной, проще предугадать сложную ситуацию, чем
оправляться от ее последствий.
Автор: Шошина Валентина, консультант Детского телефона доверия 8800-2000-122