Автор: Дорохова Татьяна Сергеевна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ Одинцовская СОШ 9 им М.И. Неделина
Населённый пункт: г. Одинцово
Наименование материала: Статья
Тема: ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА УЧИТЕЛЯ
Раздел: среднее образование
ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
МАСТЕРСТВА УЧИТЕЛЯ
Факторы совершенствования педагогического мастерства и развитие
личности педагога в современной системе педагогического образования
В настоящее время происходит углубление противоречий между
требованиями, предъявляемыми к личности и деятельности учителя, и
фактическим
уровнем
готовности
выпускников
педагогических
образовательных учреждений к выполнению ими своих профессиональных
функций. Кроме этой проблемы, существует другая – отторжение учащейся
молодежью традиционных, проверенных временем источников культурного
саморазвития. Условия рыночной экономики превращают образовательные
услуги в товар, имеющий ту или иную стоимость, что способствует развитию
у части учащихся прагматического отношения к будущей профессии, при
этом гуманитарные, культурологические аспекты остаются в тени. Таким
образом,
совершенствование
личности
педагога,
его
педагогического
мастерства является актуальным на сегодняшний день.
Для развития мастерства большую роль играет активная позиция
педагога,
благоприятная
атмосфера
в
коллективе,
заинтересованность
руководства образовательных организаций в профессиональном развитии
педагогических работников. Существенными факторами совершенствования
педагогического мастерства являются:
предъявляемые
к
образовательным
организациям
требования
общества, отражающие современную действительность;
уровень развития современной науки о человеке, педагогике,
психологии;
профессиональная подготовка преподавателей и обеспеченность
образовательной организации средствами обучения;
методические установки, заключенные в программах, учебниках,
инструктивных
материалах
органов
управления
образования;
требования, предъявляемые органами управления образования,
инспекторами и методистами учебного заведения к преподавателю.
педагогическая
позиция
данного
коллектива,
его
творческий
потенциал, психологическая атмосфера.
Профессионально
личностное
развитие
представляет
собой
непрерывный процесс ценностно смыслового самоопределения относительно
собственной деятельности, способа ее осуществления и самореализации.
Идея непрерывного образования состоит в том, что образование
перестает быть лишь одним из аспектов образования и переподготовки; оно
становится основополагающим принципом образовательной системы и
участия в ней человека на протяжении всего непрерывного процесса его
учебной деятельности.
В
концепции
непрерывного
образования
сложилось
понимание
нескольких
видов
образования
–
формального,
неформального
и
информального образования.
Формальное образование, завершающееся выдачей общепризнанного
диплома или аттестата.
Неформальное образование, обычно не сопровождающееся выдачей
документа,
происходящее
в
образовательных
учреждениях
или
общественных
организациях,
клубах
и
кружках,
а
также
во
время
индивидуальных занятий с репетитором или тренером.
Информальное образование, наша индивидуальная познавательная
деятельность, сопровождающая нашу повседневную жизнь и не обязательно
носящая целенаправленный характер.
Можно выделить основные принципы непрерывного образования.
Принцип 1. Новые базовые знания и навыки для всех. Цель -
гарантировать всеобщий непрерывный доступ к образованию с целью
получения и обновления навыков, необходимых для включенности в
информационное общество. Необходимость в обеспечении постоянного
доступа к образованию, для получения и обновления базовых знаний,
навыков и умений по компьютерной грамотности, иностранных языков,
технологической культуры, социальных навыков, таких как уверенность в
себе,
умение
рисковать,
умение
учиться,
умение
адаптироваться
к
изменяющимся условиям деятельности.
Принцип 2. Увеличение инвестиций в человеческие ресурсы. Цель -
значительно увеличить инвестиции в человеческие ресурсы, чтобы поднять
приоритет самого важного достояния - ее людей. Человек является главным
достоянием.
Принцип 3. Инновационные методики преподавания и учения. Цель -
разработать новые методологии обучения для системы непрерывного
образования - длиною и шириною в жизнь. Учащийся перестает быть
пассивным реципиентом информации. Учителя становятся все в большей
степени консультантами, наставниками, посредниками. Методы обучения
смещаются в сторону личной мотивации, критического мышления.
Принцип 4. Новая система полученного образования. Цель - коренным
образом изменить подходы к пониманию и признанию учебной деятельности
и ее результатов, особенно в сфере неформального и информального
образования.
Признание
дипломов
о
высшем
образовании в
сфере
неформального и информального образования помогло бы полнее отразить
индивидуальный
учебный
опыт
личности
и
повысить
мотивацию
к
непрерывному учению.
Принцип 5. Развитие наставничества и консультирования. Цель - на
протяжении
всей
жизни
обеспечить
каждому
свободный
доступ
к
информации об образовательных возможностях в Европе и к необходимым
консультациям и рекомендациям.
Принцип 6. Приближение образования к дому. Цель - приблизить
образовательные
возможности
к
дому
с
помощью
сети
учебных
и
консультационных пунктов, а также используя информационные технологии.
Таким образом, в перспективе в процессе создания непрерывной
системы образовательных услуг, ориентированной на потребности личности,
все
организации
культурно-просветительского
характера
постепенно
сольются в единую образовательную сеть. Этот процесс уже активно идет в
создании системы открытых университетов, дистанционных курсов и т.п., и
сами вузы должны активнее открывать свои образовательные возможности
для широких кругов общества .
Памятка по совершенствованию личностных и деловых качеств
будущего учителя
Каждый человек мечтает об успешной карьере, которая во многом
зависит от удачного профессионального самоопределения. У преподавателей
профессиональное становление тесно связано с личностным. Овладение
педагогическими приемами и техниками позволяет педагогу экономить свои
силы и достигать желаемых результатов.
По нашему мнению, следующие ориентиры помогут в становлении
педагогического мастерства будущих педагогов.
Самообразование
и
самовоспитание.
Преподаватель
должен
постоянно самосовершенствоваться и повышать уровень профессионализма.
В основе мотивации самосовершенствования будущего педагога лежит
потребность утвердить себя в роли учителя. Самосовершенствование можно
рассматривать как процесс самовоспитания.
К методам самовоспитания можно отнести:
-
самопознание,
которое
включает
в
себя
следующие
этапы:
самонаблюдение, самоанализ, самоиспытание, самооценку;
- сомостимулирование;
- самопрограммирование;
-
методы
и
приемы
самовоздействия,
включающие
в
себя:
самоинструкцию, самоконтроль и самоотчет, самоубеждение, способы
и приемы самопринуждения.
Самовоспитание
не
следует
путать
с
самообразованием.
Самообразование
может
выступать,
как
важное
условие
и
средство
самовоспитания. Самообразование можно рассматривать как необходимую,
постоянную составляющую жизни культурного, образованного человека.
Самообразование
все
чаще
направляется
в
сферу
преодоления
профессиональной замкнутости, расширения профессионального опыта.
Самообразование помогает понять: как стать личностью, как создать и
усовершенствовать себя.
Одним из методов самовоспитания будущего учителя может послужить
следующая программа совершенствования.
Работа над собой, начинается с определения цели: каким я хочу быть.
Определение цели будет легче, если есть ориентир. Таким ориентиром,
идеалом, может стать известный педагог-мастер.
Одним из ориентиров, может стать Януш Корчак. Смертью он
подтвердил
свою
идею
о
равноправии
детей
и
взрослых.
Идеи
А.С. Макаренко легли в основу «педагогики сотрудничества», а сам он стал
ориентиром нескольких поколений преподавателей. Эталоном учителя
является В.А. Сухомлинский, который стремился развивать у детей
творческий индивидуализм через понимание красоты искусства, природы.
Достойны восхищения методики воспитания и обучения Ш.А. Амонашвили,
построенные на принципах гуманно-личностного подхода, основанного на
синтезе философии, основ бытия и педагогики сотрудничества. Интересна
методика В.Ф. Шаталова, считающего, что нет слабых и сильных учеников,
есть слабые преподаватели. Основа его методики – идти от целого к части,
используя графические схемы.
Поставленную цель необходимо соотнеси со своими способностями.
Поэтому следующий этап самовоспитания – познание себя, анализ своих
возможностей. Необходимо составить свою программу личностного роста,
построенную на сопоставлении имеющихся и перспективных возможностей.
Приведенная программа в приложении может помочь в создании такой
программы.
Остается
самое
главное
–
стремление
к
достижению
поставленной цели.
Готовность учиться. Для получения новых знаний использовать
неформальное
и
информальное
образование.
Изучать
лучший
опыт
сверстников и старших коллег, перенимать новый педагогический опыт.
Опираясь на чью-либо методику, пытаться самому найти что-то интересное и
поделиться этими знаниями с другими. В этом плане, примечателен пример
В.А. Сухомлинского. Он является автором
40 монографий и брошюр, более
600 статей, 1200 рассказов и сказок, в которых он делится своими идеями по
воспитанию
подрастающего
поколения.
Наобходимо
постигать
закономерности формирования человека, способы коррекции его поведения и
ценностных
ориентаций
в
соответствии
с
нравственно-эстетическим
идеалом; развивать и актуализировать свой творческий потенциал, те
личностные
качества,
которые
способствуют
благотворному
воспитательному влиянию на окружающих, и в первую очередь на детей;
овладевать прогрессивными идеями и технологиями в области педагогики,
методикой обучения и воспитания.
Тренинги по самосовершенствованию. Можно выделить следующий
тренинг, включающий несколько направлений:
самоконтроль и развитие культуры речи;
самоконтроль и развитие коммуникативных умений;
развитие общих психофизических особенностей личности (развитие
творческого воображения, образной памяти, фантазии).
В развитии культуры речи большое значение имеет выразительность
речи. Здесь необходимо обратить внимание на технику речи, которая
включает в себя: интонацию, тембр и темп речи, дыхание, дикцию, громкость
голоса.
Педагогическое искусство часто сравнивают с театром одного актера.
Действительно, знание принципов театрального действия и его законов
помогает удерживать внимание учеников на уроке, побуждать их к активной
познавательной
деятельности.
Развитие
артистических
способностей
поможет
научить
завладевать
вниманием
учащихся,
расслаблять
и
успокаивать нервную систему,
быстро переключать внимание с одного
объекта
на
другой.
Это
достигается
длительной
и
систематической
тренировкой, когда педагогическая техника доводится до автоматизма.
Развитие
всех
компонентов,
способствующих
формированию
педагогического мастерства является основным звеном в организации
подготовки будущего учителя.
Достижение профессионализма связано не только с обретением
профессионального
мастерства,
но
и
с
развитием
личностно
профессиональных качеств. Мастерством в психологии труда называется
свойство
личности,
приобретенное
с
опытом,
как
высший
уровень
профессиональных умений в определенной области, достигнутый на основе
гибких навыков и творческого подхода. Как видно из данного определения,
мастерство
в
содержательном
отношении
близко
к
категории
профессионализма деятельности, поскольку во главу угла ставятся развитые
профессиональные умения и гибкие навыки. Вместе с тем в определении
мастерства речь не идет об уровне личностно профессиональных качеств,
хотя система умений и навыков без них не может быть сформирована. Для
того чтобы достигнуть профессионального мастерства, необходимо обладать
определенным личностным потенциалом или стартовыми личностными
возможностями – общими и специальными способностями, базовыми
знаниями, мотивацией достижений, направленностью на саморазвитие,
адекватной самооценкой. В связи с этим категория мастерства является
составной частью категории профессионализма. Поэтому становление
настоящего
профессионала
и
его
профессионализма
закономерно
сопровождается
личностно
профессиональным
развитием
специалиста.
Личностно-профессиональное
развитие
–
это
процесс
формирования
личности, ориентированной на высокие профессиональные достижения, и ее
профессионализм,
осуществляемый
в
саморазвитии,
профессиональной
деятельности и профессиональных взаимодействиях.