Напоминание

ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА УЧИТЕЛЯ


Автор: Дорохова Татьяна Сергеевна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ Одинцовская СОШ 9 им М.И. Неделина
Населённый пункт: г. Одинцово
Наименование материала: Статья
Тема: ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА УЧИТЕЛЯ
Раздел: среднее образование





Назад




ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО

МАСТЕРСТВА УЧИТЕЛЯ

Факторы совершенствования педагогического мастерства и развитие

личности педагога в современной системе педагогического образования

В настоящее время происходит углубление противоречий между

требованиями, предъявляемыми к личности и деятельности учителя, и

фактическим

уровнем

готовности

выпускников

педагогических

образовательных учреждений к выполнению ими своих профессиональных

функций. Кроме этой проблемы, существует другая – отторжение учащейся

молодежью традиционных, проверенных временем источников культурного

саморазвития. Условия рыночной экономики превращают образовательные

услуги в товар, имеющий ту или иную стоимость, что способствует развитию

у части учащихся прагматического отношения к будущей профессии, при

этом гуманитарные, культурологические аспекты остаются в тени. Таким

образом,

совершенствование

личности

педагога,

его

педагогического

мастерства является актуальным на сегодняшний день.

Для развития мастерства большую роль играет активная позиция

педагога,

благоприятная

атмосфера

в

коллективе,

заинтересованность

руководства образовательных организаций в профессиональном развитии

педагогических работников. Существенными факторами совершенствования

педагогического мастерства являются:

предъявляемые

к

образовательным

организациям

требования

общества, отражающие современную действительность;

уровень развития современной науки о человеке, педагогике,

психологии;

профессиональная подготовка преподавателей и обеспеченность

образовательной организации средствами обучения;

методические установки, заключенные в программах, учебниках,

инструктивных

материалах

органов

управления

образования;

требования, предъявляемые органами управления образования,

инспекторами и методистами учебного заведения к преподавателю.

педагогическая

позиция

данного

коллектива,

его

творческий

потенциал, психологическая атмосфера.

Профессионально

личностное

развитие

представляет

собой

непрерывный процесс ценностно смыслового самоопределения относительно

собственной деятельности, способа ее осуществления и самореализации.

Идея непрерывного образования состоит в том, что образование

перестает быть лишь одним из аспектов образования и переподготовки; оно

становится основополагающим принципом образовательной системы и

участия в ней человека на протяжении всего непрерывного процесса его

учебной деятельности.

В

концепции

непрерывного

образования

сложилось

понимание

нескольких

видов

образования

формального,

неформального

и

информального образования.

Формальное образование, завершающееся выдачей общепризнанного

диплома или аттестата.

Неформальное образование, обычно не сопровождающееся выдачей

документа,

происходящее

в

образовательных

учреждениях

или

общественных

организациях,

клубах

и

кружках,

а

также

во

время

индивидуальных занятий с репетитором или тренером.

Информальное образование, наша индивидуальная познавательная

деятельность, сопровождающая нашу повседневную жизнь и не обязательно

носящая целенаправленный характер.

Можно выделить основные принципы непрерывного образования.

Принцип 1. Новые базовые знания и навыки для всех. Цель -

гарантировать всеобщий непрерывный доступ к образованию с целью

получения и обновления навыков, необходимых для включенности в

информационное общество. Необходимость в обеспечении постоянного

доступа к образованию, для получения и обновления базовых знаний,

навыков и умений по компьютерной грамотности, иностранных языков,

технологической культуры, социальных навыков, таких как уверенность в

себе,

умение

рисковать,

умение

учиться,

умение

адаптироваться

к

изменяющимся условиям деятельности.

Принцип 2. Увеличение инвестиций в человеческие ресурсы. Цель -

значительно увеличить инвестиции в человеческие ресурсы, чтобы поднять

приоритет самого важного достояния - ее людей. Человек является главным

достоянием.

Принцип 3. Инновационные методики преподавания и учения. Цель -

разработать новые методологии обучения для системы непрерывного

образования - длиною и шириною в жизнь. Учащийся перестает быть

пассивным реципиентом информации. Учителя становятся все в большей

степени консультантами, наставниками, посредниками. Методы обучения

смещаются в сторону личной мотивации, критического мышления.

Принцип 4. Новая система полученного образования. Цель - коренным

образом изменить подходы к пониманию и признанию учебной деятельности

и ее результатов, особенно в сфере неформального и информального

образования.

Признание

дипломов

о

высшем

образовании в

сфере

неформального и информального образования помогло бы полнее отразить

индивидуальный

учебный

опыт

личности

и

повысить

мотивацию

к

непрерывному учению.

Принцип 5. Развитие наставничества и консультирования. Цель - на

протяжении

всей

жизни

обеспечить

каждому

свободный

доступ

к

информации об образовательных возможностях в Европе и к необходимым

консультациям и рекомендациям.

Принцип 6. Приближение образования к дому. Цель - приблизить

образовательные

возможности

к

дому

с

помощью

сети

учебных

и

консультационных пунктов, а также используя информационные технологии.

Таким образом, в перспективе в процессе создания непрерывной

системы образовательных услуг, ориентированной на потребности личности,

все

организации

культурно-просветительского

характера

постепенно

сольются в единую образовательную сеть. Этот процесс уже активно идет в

создании системы открытых университетов, дистанционных курсов и т.п., и

сами вузы должны активнее открывать свои образовательные возможности

для широких кругов общества .

Памятка по совершенствованию личностных и деловых качеств

будущего учителя

Каждый человек мечтает об успешной карьере, которая во многом

зависит от удачного профессионального самоопределения. У преподавателей

профессиональное становление тесно связано с личностным. Овладение

педагогическими приемами и техниками позволяет педагогу экономить свои

силы и достигать желаемых результатов.

По нашему мнению, следующие ориентиры помогут в становлении

педагогического мастерства будущих педагогов.

Самообразование

и

самовоспитание.

Преподаватель

должен

постоянно самосовершенствоваться и повышать уровень профессионализма.

В основе мотивации самосовершенствования будущего педагога лежит

потребность утвердить себя в роли учителя. Самосовершенствование можно

рассматривать как процесс самовоспитания.

К методам самовоспитания можно отнести:

-

самопознание,

которое

включает

в

себя

следующие

этапы:

самонаблюдение, самоанализ, самоиспытание, самооценку;

- сомостимулирование;

- самопрограммирование;

-

методы

и

приемы

самовоздействия,

включающие

в

себя:

самоинструкцию, самоконтроль и самоотчет, самоубеждение, способы

и приемы самопринуждения.

Самовоспитание

не

следует

путать

с

самообразованием.

Самообразование

может

выступать,

как

важное

условие

и

средство

самовоспитания. Самообразование можно рассматривать как необходимую,

постоянную составляющую жизни культурного, образованного человека.

Самообразование

все

чаще

направляется

в

сферу

преодоления

профессиональной замкнутости, расширения профессионального опыта.

Самообразование помогает понять: как стать личностью, как создать и

усовершенствовать себя.

Одним из методов самовоспитания будущего учителя может послужить

следующая программа совершенствования.

Работа над собой, начинается с определения цели: каким я хочу быть.

Определение цели будет легче, если есть ориентир. Таким ориентиром,

идеалом, может стать известный педагог-мастер.

Одним из ориентиров, может стать Януш Корчак. Смертью он

подтвердил

свою

идею

о

равноправии

детей

и

взрослых.

Идеи

А.С. Макаренко легли в основу «педагогики сотрудничества», а сам он стал

ориентиром нескольких поколений преподавателей. Эталоном учителя

является В.А. Сухомлинский, который стремился развивать у детей

творческий индивидуализм через понимание красоты искусства, природы.

Достойны восхищения методики воспитания и обучения Ш.А. Амонашвили,

построенные на принципах гуманно-личностного подхода, основанного на

синтезе философии, основ бытия и педагогики сотрудничества. Интересна

методика В.Ф. Шаталова, считающего, что нет слабых и сильных учеников,

есть слабые преподаватели. Основа его методики – идти от целого к части,

используя графические схемы.

Поставленную цель необходимо соотнеси со своими способностями.

Поэтому следующий этап самовоспитания – познание себя, анализ своих

возможностей. Необходимо составить свою программу личностного роста,

построенную на сопоставлении имеющихся и перспективных возможностей.

Приведенная программа в приложении может помочь в создании такой

программы.

Остается

самое

главное

стремление

к

достижению

поставленной цели.

Готовность учиться. Для получения новых знаний использовать

неформальное

и

информальное

образование.

Изучать

лучший

опыт

сверстников и старших коллег, перенимать новый педагогический опыт.

Опираясь на чью-либо методику, пытаться самому найти что-то интересное и

поделиться этими знаниями с другими. В этом плане, примечателен пример

В.А. Сухомлинского. Он является автором

40 монографий и брошюр, более

600 статей, 1200 рассказов и сказок, в которых он делится своими идеями по

воспитанию

подрастающего

поколения.

Наобходимо

постигать

закономерности формирования человека, способы коррекции его поведения и

ценностных

ориентаций

в

соответствии

с

нравственно-эстетическим

идеалом; развивать и актуализировать свой творческий потенциал, те

личностные

качества,

которые

способствуют

благотворному

воспитательному влиянию на окружающих, и в первую очередь на детей;

овладевать прогрессивными идеями и технологиями в области педагогики,

методикой обучения и воспитания.

Тренинги по самосовершенствованию. Можно выделить следующий

тренинг, включающий несколько направлений:

самоконтроль и развитие культуры речи;

самоконтроль и развитие коммуникативных умений;

развитие общих психофизических особенностей личности (развитие

творческого воображения, образной памяти, фантазии).

В развитии культуры речи большое значение имеет выразительность

речи. Здесь необходимо обратить внимание на технику речи, которая

включает в себя: интонацию, тембр и темп речи, дыхание, дикцию, громкость

голоса.

Педагогическое искусство часто сравнивают с театром одного актера.

Действительно, знание принципов театрального действия и его законов

помогает удерживать внимание учеников на уроке, побуждать их к активной

познавательной

деятельности.

Развитие

артистических

способностей

поможет

научить

завладевать

вниманием

учащихся,

расслаблять

и

успокаивать нервную систему,

быстро переключать внимание с одного

объекта

на

другой.

Это

достигается

длительной

и

систематической

тренировкой, когда педагогическая техника доводится до автоматизма.

Развитие

всех

компонентов,

способствующих

формированию

педагогического мастерства является основным звеном в организации

подготовки будущего учителя.

Достижение профессионализма связано не только с обретением

профессионального

мастерства,

но

и

с

развитием

личностно

профессиональных качеств. Мастерством в психологии труда называется

свойство

личности,

приобретенное

с

опытом,

как

высший

уровень

профессиональных умений в определенной области, достигнутый на основе

гибких навыков и творческого подхода. Как видно из данного определения,

мастерство

в

содержательном

отношении

близко

к

категории

профессионализма деятельности, поскольку во главу угла ставятся развитые

профессиональные умения и гибкие навыки. Вместе с тем в определении

мастерства речь не идет об уровне личностно профессиональных качеств,

хотя система умений и навыков без них не может быть сформирована. Для

того чтобы достигнуть профессионального мастерства, необходимо обладать

определенным личностным потенциалом или стартовыми личностными

возможностями – общими и специальными способностями, базовыми

знаниями, мотивацией достижений, направленностью на саморазвитие,

адекватной самооценкой. В связи с этим категория мастерства является

составной частью категории профессионализма. Поэтому становление

настоящего

профессионала

и

его

профессионализма

закономерно

сопровождается

личностно

профессиональным

развитием

специалиста.

Личностно-профессиональное

развитие

это

процесс

формирования

личности, ориентированной на высокие профессиональные достижения, и ее

профессионализм,

осуществляемый

в

саморазвитии,

профессиональной

деятельности и профессиональных взаимодействиях.



В раздел образования