Напоминание

Принципы построения урока в конструктивном обучении


Автор: Дорохова Татьяна Сергеевна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ Одинцовская СОШ 9 им М.И. Неделина
Населённый пункт: г. Одинцово
Наименование материала: Статья
Тема: Принципы построения урока в конструктивном обучении
Раздел: среднее образование





Назад




Принципы построения урока в конструктивном обучении

Главная педагогическая задача преподавателя заключается в создании

благоприятных

условий

для

успешного

овладения

учащимся

универсальными учебными действиями.

В связи с этим выделяются следующие требования к современному

уроку иностранного языка:

четкое формулирование цели;

определение

содержания

урока,

соответствующего

требованиям

учебной программы и целям урока, с учетом уровня подготовки учащихся;

прогнозирование уровня овладения учащимися знаний;

выбор наиболее оптимальных методов, приемов и средств обучения,

мотивации и контроля на каждом этапе урока;

выбор таких форм работы на уроке, которые бы способствовали

познавательной активности учащихся в процессе учения;

учитель

создает

ситуации

проблемной

направленности,

что

способствует проявлению активности у учащихся;

создание условий успешного учения обучающихся.

Структура урока может варьироваться в зависимости от поставленных

целей, содержания учебного материала, методов и приемов обучения,

подготовленности учащихся. Особый интерес вызывает принцип построения

урока в конструктивном обучении у Ф.Д. Бунятовой.

Первый принцип конструктивного обучения «Поиск значения темы».

Учитель задает вопросы для обсуждения. Вопросы помогают учителю

определить область знаний учащихся и возможность их дальнейшего

расширения и применения. Отвечая на вопросы, учащиеся адаптируют свои

знания к логически выстроенным вопросам. Таким образом, в процессе

рассуждения, учащиеся сами устанавливают объект темы и его место в их

системе знаний. В современном подходе к обучению цель урока должна быть

сформулирована учителем доступным языком с учетом интересов учащихся.

Формулировка цели должна быть яркой, цель заманчивой, что должно

мотивировать учащихся на процесс обучения.

Второй принцип конструктивного обучения «Целостная схема структур

знаний». Знания представлены в схеме целостности, в которой отражены

связи внутипредметных знаний и межпредметные связи. Каждая изучаемая

структура знаний содержит в себе прошедшие и будущие структуры знаний.

Знания делятся на инвариантные (в языковой системе – это части речи) и на

переменные (это правила в языковой системе).

Третий принцип конструктивного обучения «Логические структуры

знаний (ЛСЗ Ф.Д. Бунятовой). Между структурами знаний существуют

следующие логические связи:

согласованные структуры (две структуры знаний объединяются в

новую структуру знаний, благодаря общим принципам);

обратимые структуры (объединенные общими принципами структуры

обратимы);

ассоциативные структуры (существует несколько путей достижения

результата);

аннулируемые структуры (если структура знаний не используется, то

она исчезает);

идентичные

структуры

(две

одинаковых

структуры

могут

интегрироваться в одну сложную структуру).

Логические структуры знаний, сформированные в знаниях, составляют

каркас конструктивного обучения.

Четвертый принцип конструктивного обучения «Логические операции

мышления». В современном подходе к обучению работа над упражнениями

сводится к таким командам: подчеркни, найди, поставь в нужной форме,

выполни. Эти упражнения направлены на закрепление полученных знаний. В

конструктивном обучении мыслительная работа над знаниями сводится к

следующим действиям: вычленить, соединить, заменить одно другим,

преобразовать, объяснить, создать новое. Эти логические операции над

знаниями способствуют качественному осмыслению сущности знаний.

Выделяют пять видов операций.

Операция классификации. Навык разбиения множества на мелкие

группы по установленным правилам (распределить слова на части речи).

Операция

сериации.

Навык

объединения

структур

по

общим

признакам.

Операция

замещения.

Навык

замещения

одной

структуры

на

альтернативную.

Операция обогащения. Навык формирования нового знания на основе

имеющихся знаний.

Мультипликативные операции. Операции, выполняемые одновременно

над несколькими структурами знаний (изменение форм глаголов по

временам и числам).

Пятый принцип конструктивного обучения «Умственные модели

учащихся». Знания учащегося в процессе обучения проходят через три

последовательных стадии: интуитивные, конкретные и формальные. Каждой

стадии развития соответствует определенной возраст. Объём знаний,

прошедший через эти стадии, является результатом интеллектуальной

деятельности учащегося.

Шестой принцип конструктивного обучения «Структуры урока».

Учитель моделирует структуры мыслительной и учебной деятельности

учащихся. Опираясь на тему и поставленную цель урока, учитель определяет

логическую структуру знаний и выбирает для себя какие логические

операции проведут над знаниями учащиеся. Проектируя урок, преподаватель

выбирает структуру деятельности учащихся:

- индивидуальную;

- деятельность в паре;

- в команде: дискуссии, ролевые игры, круглый стол.

Эти учебные структуры деятельности формируют в каждом учащемся

такие личностные качества как толерантность, умение слушать и слышать,

ответственность, умение принять другую точку зрения.

Заключительным этапом в современном и конструктивном обучении в

проекте урока является подведение итогов. В современном уроке под

подведением итогов понимается: диагностика результатов и рефлексия

достижения цели. «В конструктивном обучении учитель к последнему этапу

урока готовит рабочие листы для команды из 2-х или 4-х человек. На этом

листе

он

определяет

вопросы,

установки,

дает

задания

исходя

из

поставленной им цели. Задания и установки формулируются от простого к

сложному, которое содержит в себе не только понимание, но и глубокое

осмысление и переход этого смысла на более высокий уровень».

Сравнивая современное и конструктивное обучение можно выявить

сходства и различия, и если суметь грамотно соединить некоторые

положения этих систем обучения в единое целое - урок, то получится та

образовательная среда, которая необходима для развития личности в

современном мире.



В раздел образования