Автор: Зимина Вера Петровна
Должность: ПРЕПОДАВАТЕЛЬ
Учебное заведение: ГБУ ДО НАО "ДШИ"
Населённый пункт: Нарьян-Мар
Наименование материала: Творческий проект
Тема: "Этих дней не смолкнет слава"
Раздел: дополнительное образование
Государственное бюджетное учреждение НАО
“Детская школа искусств” г. Нарьян–Мар
Творческий проект
“Этих дней не смолкнет слава”
Руководители проекта:
Зимина Вера Петровна –
преподаватель
ДШИ
г. Нарьян-Мара
по классу баян/аккордеон
Бархатова Наталья Кирилловна – преподаватель ДШИ
г. Нарьян-Мара
по классу фортепиано
г. Нарьян-Мар
2025 год
Содержание
Проектное портфолио
Введение
Этапы реализации
Содержание проекта
Жизненная роль музыки (Обоснование выбранной программы)
Критерии результативности
Заключение
Используемая литература
Приложение
2
Проектное портфолио
Наименование
учреждения
- ГБУ ДО “Детская школа искусств “ г. Нарьян-Мар.
-166000, НАО, г. Нарьян-Мар, ул. Выучейского, д. 24
8 (81853) 4-20-55
Руководитель
учреждения
Верещагина Елена Алексеевна
Тип и
наименование
проекта
Творческий проект “Этих дней не смолкнет слава”
Характер
координации
проекта
Непосредственный (гибкий)
Разработчики
проекта
Преподаватель ДШИ по классу баян/ аккордеон
Зимина Вера Петровна
Преподаватель ДШИ по классу фортепиано Бархатова
Наталья Кирилловна
Характер
контактов
Количество
участников
1.
Координаторы проекта:
Зимина В. П., Бархатова Н. К.
2.
Учащиеся и преподаватели ДШИ
Основная цель
проекта
1.
Поздравить ветеранов, детей Великой Отечественной
войны,
тружеников
тыла,
бабушек,
дедушек
учащихся ДШИ с 80-летием Победы.
2.
Развивать желание учащихся узнать об истории
страны во время Великой отечественной войны.
3
Основные
задачи
проекта
1.Социально значимые:
- создать праздничное настроение ветеранам, детям
войны, бабушкам, дедушкам учащихся ДШИ.
2.Обучающие:
- Умение учащихся ДШИ планировать свою работу.
- Формирование позитивного отношения к работе.
3.Развивающие:
- Повышение нравственного потенциала.
- Развитие культуры поведения и общения.
- Подготовка к социализации в обществе.
4.Воспитательные:
- Воспитание ответственности, дисциплины.
- Воспитание нравственных качеств личности на
идеалах в духе возрождения духовно-культурных
традиций России.
- Развитие умения работать в творческой группе, в
коллективе с разновозрастным составом
5.Практические:
- Подготовка музыкальных номеров
Сроки реализации
проекта
Февраль – май 2025 года
Место
проведения
Зал ДШИ города Нарьян–Мара.
Мини-концерты в классах ДШИ для дедушек, бабушек
учащихся ДШИ, в квартирах ветеранов, детей войны
Ожидаемые
результаты
реализации
проекта
1.
Концерт “Этих дней не смолкнет слава”
2.
Мини-концерты для пожилых людей в классах
ДШИ, в квартирах ветеранов
4
Рефлексия
деятельности
Оценивание степени достижения поставленных целей,
качества результата, приобретённых знаний, умений,
навыков.
Проведение опроса участниками проекта
слушателей концертов.
Введение
В мае 2025 года – 80 лет нашей Победе в Великой Отечественной
войне. Эта война далека от нас по времени и очень близка по духу, близка
кровной,
родственной
привязанностью
к
малой
Родине.
Признание
исторического и культурного наследия своей страны и связью с поколением
фронтовиков, тружеников тыла, отстоявших Россию, в будущем становится
основой для формирования гордости, любви и уважения к Отчизне.
Музыка – один из тех языков, на котором окружающий мир
“разговаривает” с человеком. Язык музыки имеет исключительно важное
значение для развития духовного мира человека.
В годы Великой Отечественной войны артисты концертных групп
вносили свой вклад в общее дело борьбы с врагом и выступали не только на
фронте, но и в госпиталях для раненых. Эти концерты помогали на время
забыть о боли, как бы сокращали расстояния, приближая родных и близких.
Деятельность оркестров русских народных инструментов, музыкантов-
солистов, певцов имела особенно важное значение: знакомые мелодии
народных песен и танцев окрашивались тембрами баяна, балалайки, а это
усиливало патриотические чувства людей, придавало новые силы и энергию
для борьбы с врагом.
Детство всегда с надеждой обращено в будущее. Дети, как правило,
ждут, чтобы взрослые показали им путь, который определит им жизнь. Из
страны детства мы уходим в большую жизнь, насыщенную радостью и
5
страданием, минутами счастья и горя. Трудно перечислить все нравственные
качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны
закладываться сегодня. И именно музыка становится тем проводником,
который помогает в становлении растущего человека. Особую актуальность
приобретает педагогика, формирующая доброту, сочувствие, личность
патриота, уважение к своему народу, родному краю.
Идея
метода
проектов
–
стимулировать
интерес
учащихся
к
определённым проблемам, предполагающим владение определённой суммой
знаний, навыков и через проектную деятельность уметь практически
применять полученные знания, навыки. Важно показать детям их личную
заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны
пригодиться им в жизни. Для этого нужна проблема, взятая из реальной
жизни, знакомая и значимая для ребёнка, для решения которой ему
необходимо приложить полученные знания.
“Всё, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти
знания применить” – вот основной тезис современного понимания метода
проектов, который и привлекает образовательные системы, стремящиеся
найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими
умениями.
Со стороны учащихся ДШИ поступило предложение – организовать
творческий проект, результатом которого станет цикл концертов учащихся и
преподавателей Детской школы искусств города Нарьян-Мара для ветеранов,
детей, вдов, тружеников тыла Великой Отечественной войны, для бабушек и
дедушек учащихся ДШИ. Преподаватели Бархатова Наталья Кирилловна и
Зимина Вера Петровна идею поддержали. Это послужило “толчком” для
разработки проекта. А основанием является понимание того, что немалую
роль в воспитательном процессе играет развитие в учащихся желания узнать
как можно больше об истории страны в годы Великой Отечественной войны.
6
Наш
проект
направлен
не
только
на
создание
условий
для
формирования представлений детей об истории России в годы войны, но и
необходимо дать учащимся возможность отразить свои представления об
этих событиях, выразить через исполнение музыкальных произведений свои
чувства.
Тема
проекта
достаточно
актуальна
на
современном
этапе
социальной действительности.
В основе проекта лежит формирование стремления совершать добрые
дела, воспитание подрастающего поколения на песнях об истории страны в
годы Великой Отечественной войны.
Цель творческого проекта:
- Поздравить ветеранов, вдов, детей, тружеников тыла Великой
Отечественной войны, бабушек и дедушек учащихся ДШИ с 80-летием
Победы.
- Развитие желания учащихся ДШИ узнать об истории России во время
Великой Отечественной войны.
Задачи:
Социально значимые:
-Создать праздничное настроение для слушателей концерта.
Обучающие:
- Умение учащихся ДШИ планировать свою работу.
- Формирование позитивного отношения к работе.
Развивающие:
- Повышение нравственного потенциала учащихся ДШИ.
- Развитие коммуникативных навыков и умения вести себя на публике
7
- Развитие культуры поведения и общения.
- Подготовка к социализации в обществе.
Воспитательные:
- Воспитание культуры поведения на сцене.
- Воспитание ответственности, дисциплинированности.
- Воспитание нравственных качеств личности.
- Развитие умения работать в творческой группе, в коллективе с
разновозрастным составом.
Практические:
- Подготовка музыкальных номеров, стихов.
- Участие в играх, хороводах.
Здоровьесберегающие:
- Создание атмосферы доверительного общения, сотрудничества,
сотворчества, сопереживания.
Результат проекта, проектный продукт: Цикл предпраздничных
концертов – программа из музыкальных произведений, стихов.
Место проведения: Зал ДШИ города Нарьян-Мара. Мини-концерты на
квартирах пожилых людей.
Ресурсное обеспечение проекта:
Материально-техническое обеспечение:
- музыкальные инструменты , подставки для ног, нот.
8
Кадровое обеспечение:
- Преподаватели ДШИ – Бархатова Наталья Кирилловна, Зимина Вера
Петровна.
- Учащиеся и педагоги ДШИ
Срок реализации проекта: февраль-май 2025 года.
Слушатели: - Бабушки, дедушки, родители учащихся ДШИ г. Нарьян-Мара.
- Ветераны, вдовы, труженики тыла, дети Великой
Отечественной войны.
Уровень: Окружной
Этапы реализации проекта
Реализация творческого проекта состоит из следующих этапов:
Работа
над
проектом
включает
совместную
деятельность
преподавателей ДШИ и их учеников.
Работа распределяется следующим образом по этапам проекта:
Этапы проекта
Деятельность педагогов
Деятельность учеников
1 этап
(подготовительный)
1.
Формируют
проблему (цель) –
Определяется продукт
проекта;
2.
Вводят в сюжетную
ситуацию;
3.
Формулируют
1.
Вхождение в
проблему;
2.
Вживание в
сюжетную
ситуацию;
3.
Принятие задачи;
4.
Дополнение задач
9
задачу.
проекта.
2 этап
(основной)
4.
Помогают в
решении задач
5.
Организуют
деятельность
6.
Оказывают
практическую
помощь (по
необходимости)
7.
Направляют и
контролируют
осуществление
проекта
5.
Работа над
концертной
программой
6.
Распределение
репетиционного
времени.
7.
Формирование
специфических
знаний, умений,
навыков.
3 этап
(итоговый)
8.
Педагоги ДШИ
готовят и проводят
концерты.
8.
Представляют
зрителям продукт
деятельности
(защита проекта).
Содержание проекта
1этап (подготовительный)
1.Создание творческой группы. Определяются участники проекта:
- Преподаватель МБОУ ДОД “Детская школа искусств г. Нарьян-
Мара” по классу фортепиано Бархатова Наталья Кирилловна (руководитель
проекта), учащиеся её класса.
- Преподаватель МБОУ ДОД “Детская школа искусств г. Нарьян-
Мара” по классу баяна, аккордеона Зимина Вера Петровна (руководитель
проекта), учащиеся ее класса
10
- Преподаватели и учащиеся ДШИ, желающие участвовать в данном
проекте.
2.Задача руководителей проекта (Бархатовой Н. К., Зиминой В. П.)
– создать условия, сформулировать цели и задачи.
Задача учащихся ДШИ – вжиться в проблему, принять и дополнить
задачи проекта.
3.Разработка организационного плана проекта:
- Оценка масштаба предстоящего мероприятия (вживание в сюжетную
ситуацию)
- Выбор программы (сольное, ансамблевое исполнение на различных
музыкальных инструментах песен о Великой Отечественной войне, России)
(Приложение)
II этап (основной):
- Разработка и составление сценария.
- Подготовка концертных номеров.
- Распределение обязанностей между участниками проекта.
- Оформление сцены, подготовка мест для зрителей, технического
оснащения.
- Фотосъёмка, видеосъёмка (частично).
III этап (итоговый):
На данном этапе происходит проведение концерта.
Проводится рефлексия:
- Проведение опроса участниками проекта зрителей о впечатлениях
проведённого мероприятия.
11
- Самоанализ выступления учащихся на концерте.
Жизненная роль музыки
( обоснование выбранной программы)
В нашем творческом проекте программы концертов составлялись так,
чтобы соответствовать теме праздника (День Победы).
В
программу
концерта
“
Этих
дней
не
смолкнет
слава”,
посвящённого Дню Победы, вошли песни, в которых отражаются события
грозных
лет
Великой
Отечественной
войны,
и
бытовые
сценки,
конкретизирующие быт на войне, и мысли, чувства простого человека-
солдата, живущего на той долгой войне.
Преподавателями ДШИ с учащимися была проведена небольшая
беседа об этих песнях.
Каждая из этих песен несёт в себе неповторимую атмосферу тех
далёких, но не изгладившихся из памяти лет, каждая навсегда связана с
чувствами высокого патриотического подъёма, непреклонной решимости,
устремлённости к победе, что объединяли наш народ перед суровыми
испытаниями. Эти песни были очень необходимы воинам
Критерии результативности:
доступность
выбранных
программ
концертов
для
восприятия
слушателями;
культура исполнения и поведения учащихся ДШИ во время концерта
(внешний вид, собранность, отношение к слушателям);
эмоциональность и образность исполнения;
улучшение настроения, эмоционального фона слушателей
Заключение
12
Проект “Этих дней не смолкнет слава” рассчитан на то, чтобы
сформировать у детей знания об историческом прошлом России, установить
историческую
преемственность
поколений,
дать
учащимся
ДШИ
возможность
получить
восприятие
событий,
связанных
с
Великой
Отечественной войной. Реализация проекта позволяет повысить интерес
детей к людям, защищавшим Родину много лет назад. Проект имеет
практическую и социальную направленность, возможен к применению в
совместной работе образовательного и социальных учреждений города на
окружном уровне.
В ходе реализации проекта ученики ДШИ формируют навык умения
работы в творческой группе, в коллективе с разновозрастным составом;
пропагандируют музыкальное искусство среди сверстников, а главное –
желание дарить ветеранам Великой Отечественной войны, их потомкам
праздник, сочувствие, сопереживание. Такая работа воспитывает такие черты
характера, как нравственные качества личности, коммуникативность, умение
моделировать, сотрудничать. В дальнейшем это помогает становлению
социальной личности, что является наиважнейшей задачей всего обучающего
процесса. Одни дети способны достичь высокого уровня музыкального
развития, другие – более скромного, но очень важно, чтобы с раннего детства
они учились относиться к музыке не только как к средству увеселения, но и
как к важному явлению духовной культуры.
Педагог – профессия особая, связанная с хрупким миром ребёнка.
Задача преподавателей школы искусств – воспитание души. Для создателей
данного проекта, исходя из личного 40-летнего педагогического опыта,
всегда было и будет важным не только воспитание отдельных талантов.
Важно научить ребёнка выработать своё отношение к жизни на основе
общечеловеческих духовных ценностей, развить способность переживать
чужие радости и горести.
13
Актуальность проекта
– реализация данного проекта позволяет
повысить интерес учащихся к людям, защищавшим Родину, получить
целостное восприятие событий, связанных с Великой Отечественной войной,
установить историческую преемственность поколений.
Используемая литература
1. ‘Методика музыкального воспитания в детском саду’ - 2-е изд., - М.,
Просвещение, 1982.
2. Хрестоматия “Этих дней не смолкнет слава”, Ростов-на-Дону, “Феникс”,
2012.
3. ‘Песни великого подвига- М.,- Худож. лит., Музыка, 1985.
4. Серия “Эрудит”. Человек и общество. – М., ООО “ТД Издательство Мир
книги”, 2007.
Приложение
14
15