Автор: Игнатьева Ольга Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ детский сад "Звёздочка"
Населённый пункт: г.Калязин Тверская область
Наименование материала: Статья
Тема: Использование мнемотехники и мнемотабиц в работе с детьми подготовительной группы по развитию речи
Раздел: дошкольное образование
Статья для педагогов
«Использование мнемотехники, мнемотаблицы в работе с детьми
подготовительной группы по развитию речи»
Выполнила :
воспитатель I квалификационной
категории Игнатьева О.С.
Мнемотехника
– это система методов и приемов, обеспечивающих
эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Другими
словами, мнемотехника – это средство запоминания, направленное на увеличение
объема памяти путем образования дополнительных ассоциаций.
Цель обучения с ее использованием
– развитие всех видов памяти
(зрительной,
слуховой,
тактильной,
двигательной),
мышления,
внимания,
воображения. Развивать память – значит обеспечить развитие всей умственной
деятельности человека. В связи с этим, использование мнемотехнических средств
в обучении дошкольников в настоящее время приобретает все большую
популярность, т.к. становится актуальным.
Мнемотехника предполагает развитие всей творческой личности в целом,
которая невозможна без хорошо развитого воображения.
В младшем и среднем дошкольном возрасте преобладает воссоздающее
воображение, которое направлено на создание образов, описываемых в стихах,
сказках, рассказах взрослого. Ребенок с опорой на образы памяти устанавливает
причинно-следственные связи, делает выводы.
Мнемотаблица
–
это
схема,
в
которую
заложена
определенная
информация. Практика показала, что мнемотаблицы вызывают огромный
интерес у детей (а не это ли главное условие результата?!), т.к. они еще живут в
мире фантазий и мечтаний.
Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает
время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:
- развитие основных психических процессов – памяти, внимания, восприятия,
образного и логического мышления, а также речи;
- отработка различных приемов запоминания (сюжет, трансформация);
- развитие воображения, смекалки, фантазии;
-развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом
воспроизведении.
Использование на занятиях с дошкольниками мнемотаблиц и мнемосхем
заметно облегчает детям овладение связной речью, т.к. наличие зрительного
плана-схемы
помогает
определить
последовательность
рассказа
(сказки,
стихотворения), уточнить его связи, ключевые элементы, отдельные образы и
связать все это в одно целое.
В мнемотаблицу можно заложить различную информацию. Это могут быть
сказки, стихотворения, загадки, рассказы и пересказы конкретных текстов.
Каждое занятие по развитию речи строится с учетом определенной лексической
темы,
которая
также
может
быть
отражена
в
мнемотаблице.
Путем
схематических зарисовок изображаются персонажи сказки, явления природы,
различные действия, т.е. все то, что необходимо для достижения конкретных
целей мнемотаблицы.
Работа по мнемотаблице состоит из нескольких этапов:
1 этап. Рассматривание таблицы целиком.
Цели – развитие внимания, зрительной памяти.
На этом этапе внимание ребенка привлекается к тому, что мнемотаблица состоит
из картинок-значков, которые необходимо «оживить».
2 этап. «Оживление», т.е. превращение
картинок-значков в конкретные образы
(перекодирование информации).
Цели – развитие образного восприятия, воображения; расширение словарного
запаса, развитие устной речи.
Один и тот же значок может быть похож на самые разнообразные предметы и
явления, поэтому у каждого ребенка возникает свой собственный образ, что
зависит от его воображения, образного восприятия.
3 этап. «Ожившие» картинки соединяются в сюжет – получается «фильм».
Цели – развитие образного и логического мышления, воображения, фантазии;
развитие устной речи, умения связно говорить, рассказывать.
На
этом
этапе
зрительные
образы
выстраиваются
в
определенную
последовательность за счет подключения мыслительных операций. Ребенок
выстраивает логическую цепочку из предложенных в таблице картинок-значков
(образов), связывая их в единый сюжет. Происходит отработка метода
запоминания.
4 этап. Осуществляется графическая зарисовка мнемотаблицы (для детей 5 – 7
лет) или выкладывание отдельных картинок-значков из данной мнемотаблицы
(для детей 3 – 4 лет) в определенной последовательности по памяти (без
зрительного контроля).
В работе с мнемотаблицами очень важно научить ребенка не только видеть
скрываемый за каждым значком образ того или иного предмета (или несколько
образов), но и «прочувствовать» его, подключив различные анализаторы
(зрительные, слуховые, вкусовые, тактильные). Такая тесная взаимосвязь
основных анализаторов помогает значительно эффективнее развивать память,
мыслительные и речевые процессы детей, подключая все органы чувств, а также
ранее пережитый опыт в изучении и восприятии того или иного предмета.
Огромную пользу оказывают мнемотаблицы при заучивании различных
стихотворений, потешек, загадок, чтении сказок, при беседах по лексическим
темам типовой программы детского сада, знакомстве с буквами и цифрами .
Их можно использовать при проведении пальчиковой гимнастики и даже
подвижных игр.
Составляя каждую мнемотаблицу, необходима чтобы она была полезна и
интересна как для детей, так и для взрослых, которые будут ими пользоваться
при обучении дошкольников. Ведь если будет интерес, то будет и результат!