Напоминание

Использование мнемотехники и мнемотабиц в работе с детьми подготовительной группы по развитию речи


Автор: Игнатьева Ольга Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ детский сад "Звёздочка"
Населённый пункт: г.Калязин Тверская область
Наименование материала: Статья
Тема: Использование мнемотехники и мнемотабиц в работе с детьми подготовительной группы по развитию речи
Раздел: дошкольное образование





Назад




Статья для педагогов

«Использование мнемотехники, мнемотаблицы в работе с детьми

подготовительной группы по развитию речи»

Выполнила :

воспитатель I квалификационной

категории Игнатьева О.С.

Мнемотехника

– это система методов и приемов, обеспечивающих

эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Другими

словами, мнемотехника – это средство запоминания, направленное на увеличение

объема памяти путем образования дополнительных ассоциаций.

Цель обучения с ее использованием

– развитие всех видов памяти

(зрительной,

слуховой,

тактильной,

двигательной),

мышления,

внимания,

воображения. Развивать память – значит обеспечить развитие всей умственной

деятельности человека. В связи с этим, использование мнемотехнических средств

в обучении дошкольников в настоящее время приобретает все большую

популярность, т.к. становится актуальным.

Мнемотехника предполагает развитие всей творческой личности в целом,

которая невозможна без хорошо развитого воображения.

В младшем и среднем дошкольном возрасте преобладает воссоздающее

воображение, которое направлено на создание образов, описываемых в стихах,

сказках, рассказах взрослого. Ребенок с опорой на образы памяти устанавливает

причинно-следственные связи, делает выводы.

Мнемотаблица

это

схема,

в

которую

заложена

определенная

информация. Практика показала, что мнемотаблицы вызывают огромный

интерес у детей (а не это ли главное условие результата?!), т.к. они еще живут в

мире фантазий и мечтаний.

Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает

время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:

- развитие основных психических процессов – памяти, внимания, восприятия,

образного и логического мышления, а также речи;

- отработка различных приемов запоминания (сюжет, трансформация);

- развитие воображения, смекалки, фантазии;

-развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом

воспроизведении.

Использование на занятиях с дошкольниками мнемотаблиц и мнемосхем

заметно облегчает детям овладение связной речью, т.к. наличие зрительного

плана-схемы

помогает

определить

последовательность

рассказа

(сказки,

стихотворения), уточнить его связи, ключевые элементы, отдельные образы и

связать все это в одно целое.

В мнемотаблицу можно заложить различную информацию. Это могут быть

сказки, стихотворения, загадки, рассказы и пересказы конкретных текстов.

Каждое занятие по развитию речи строится с учетом определенной лексической

темы,

которая

также

может

быть

отражена

в

мнемотаблице.

Путем

схематических зарисовок изображаются персонажи сказки, явления природы,

различные действия, т.е. все то, что необходимо для достижения конкретных

целей мнемотаблицы.

Работа по мнемотаблице состоит из нескольких этапов:

1 этап. Рассматривание таблицы целиком.

Цели – развитие внимания, зрительной памяти.

На этом этапе внимание ребенка привлекается к тому, что мнемотаблица состоит

из картинок-значков, которые необходимо «оживить».

2 этап. «Оживление», т.е. превращение

картинок-значков в конкретные образы

(перекодирование информации).

Цели – развитие образного восприятия, воображения; расширение словарного

запаса, развитие устной речи.

Один и тот же значок может быть похож на самые разнообразные предметы и

явления, поэтому у каждого ребенка возникает свой собственный образ, что

зависит от его воображения, образного восприятия.

3 этап. «Ожившие» картинки соединяются в сюжет – получается «фильм».

Цели – развитие образного и логического мышления, воображения, фантазии;

развитие устной речи, умения связно говорить, рассказывать.

На

этом

этапе

зрительные

образы

выстраиваются

в

определенную

последовательность за счет подключения мыслительных операций. Ребенок

выстраивает логическую цепочку из предложенных в таблице картинок-значков

(образов), связывая их в единый сюжет. Происходит отработка метода

запоминания.

4 этап. Осуществляется графическая зарисовка мнемотаблицы (для детей 5 – 7

лет) или выкладывание отдельных картинок-значков из данной мнемотаблицы

(для детей 3 – 4 лет) в определенной последовательности по памяти (без

зрительного контроля).

В работе с мнемотаблицами очень важно научить ребенка не только видеть

скрываемый за каждым значком образ того или иного предмета (или несколько

образов), но и «прочувствовать» его, подключив различные анализаторы

(зрительные, слуховые, вкусовые, тактильные). Такая тесная взаимосвязь

основных анализаторов помогает значительно эффективнее развивать память,

мыслительные и речевые процессы детей, подключая все органы чувств, а также

ранее пережитый опыт в изучении и восприятии того или иного предмета.

Огромную пользу оказывают мнемотаблицы при заучивании различных

стихотворений, потешек, загадок, чтении сказок, при беседах по лексическим

темам типовой программы детского сада, знакомстве с буквами и цифрами .

Их можно использовать при проведении пальчиковой гимнастики и даже

подвижных игр.

Составляя каждую мнемотаблицу, необходима чтобы она была полезна и

интересна как для детей, так и для взрослых, которые будут ими пользоваться

при обучении дошкольников. Ведь если будет интерес, то будет и результат!



В раздел образования