Напоминание

Особенности формирования речевой активности у младших дошкольников


Автор: Болдырева Алёна Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАОУ СОШ № 16 им. В.П. Неймышева
Населённый пункт: Тюменская область, г. Тобольск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Особенности формирования речевой активности у младших дошкольников
Раздел: дошкольное образование





Назад




Тема: Особенности формирования речевой активности у младших

дошкольников.

Речь не передается по наследству, малыш перенимает опыт речевого общения у

окружающих его взрослых, т.е. овладение речью у него находится в прямой

зависимости от речевой среды. Поэтому так важно, чтобы дома и в детском саду

ребенок слышал правильную грамотную речь.

Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного

языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической,

грамматической.

В последнее время возросло число детей, имеющих недоразвитие речи. Речевые

нарушения затрудняют общение, отрицательно влияют на мыслительную деятельность,

ведут к изменениям в эмоциональной сфере ребенка, ограничивают овладение значения

понятий и речевыми образцами.

В своей работе использую специальные игры и занятия, которые создают

условия для развития у детей разных сторон речи:

- потешки, хороводы ( они полезны тем, что речь взрослого слушается детьми

при опоре на собственные их действия и движения с включенными повторами слов с

четкой концовкой - «топ- топ», «да- да», звукоподражательные игры ( в них

развиваются фонематический слух, интонационная сторона речи, четкость

произношения), игры с сюжетными игрушками, игры - инсценировки (способствуют

развертыванию диалогов, обогащению словарного запаса)

- игры - занятия с предметными и сюжетными картинками ( «угадай, что на

картинке», «разложи по порядку», «найди половинку», рассматривая их, дети узнают

персонажей, называют их, вспоминают то, что знали раньше)

- игры, направленные на развитие мелкой моторики ( они включают движение

кистей рук и пальцев, сопровождаемые ритмической, несложной речью, упражнения

для кистей и пальцев рук способствует развитию физиологической основы овладения

ребенком речью, двигательного центра мозга)

- чтение и рассказывание сказок, стихов, историй, рассматривание иллюстраций

(воспитатель при чтении показывает картинки, задает вопросы, при затруднении сам

называет предметы, персонажей, их действия, побуждает малышей воспроизводить

речевые образцы.)

Именно как влияют сказки на развитее речи детей, сегодня остановимся по подробнее.

«Чтение русской народной сказки «Заюшкина избушка»

Развивать речь детей посредством русской народной сказки «Заюшкина избушка».

(Дети сидят на ковре и играют, воспитатель заносит сундучок в группу)

В.: Ребята, сегодня утром я пришла в садик и около дверей группы нашла вот этот

сундук. Посмотрите какой он большой и интересный. Хотите узнать, что в нём?

(Да!)

В.: Что-то он не открывается, наверное, этот сундук волшебный и надо сказать

волшебное слово. А какое волшебное слово, вы мне подскажите?

(Дети говорят слово «Пожалуйста»)

В.: Верно, ребята. Повторяйте за мной: сундучок, пожалуйста, откройся!

(Сундучок, пожалуйста, откройся!)

1

(Воспитатель открывает сундук, достает оттуда игрушку Петуха и книгу со сказкой

«Заюшкина избушка»)

В.: Ребята, посмотрите кто это?

(Петушок!)

Книжка открывается, сказка начинается.

Про Заюшку и Лису, и про всех зверей в лесу.

Откройте глаза и послушайте внимательно.

(Дети открывают глаза)

Основная часть

В.: Жили-были Лиса да Заяц. У Лисы избушка была ледяная.

1) Ребята, потрогайте кусочек льда. Какой он на ощупь?

(Дети берут из контейнера по кусочку льда)

(Холодный, мокрый, синий)

В.: Правильно, избушка у Лисы была изо льда - светлая, холодная.

А у зайца — лубяная, то есть - деревянная.

2) Вот, потрогайте бревнышко, постучите по нему. Какое оно?

(Дети стучат и осматривают бревнышко)

(Бревнышко твердое, теплое, желтое)

В.: Правильно. Избушка у Зайца была деревянная, теплая, темная, прочная – твердая.

Вот лиса и дразнит зайца:

— У меня избушка светлая, а у тебя тёмная! У меня светлая, а у тебя тёмная!

В.: - Но пришла весна.

(Мл. воспитатель раздает детям снежинки на веревочке)

В.: Но пришла весна, лед и снег начали таять. Ребята, растопите избушку Лисы,

положите снежинку себе на ладошку и подуйте. Сдувайте снежинку с ладошки.

Дыхательная гимнастика «Дуем на снежинку»

Цель: Развивать дыхательный аппарат детей.

(Дети дуют на снежинки, складывая губы трубочкой)

В.: - Пришла весна и избушка у Лисы – растаяла.

В.: - Подошла Лиса к домику Зайца, а возле домика – забор.

(Мл. воспитатель убирает ледяной домик и собирает снежинки)

Артикуляционная гимнастика «Заборчик»

Цель: Развивать речевой аппарат детей.

Помогите Лисе перебраться через забор. Посмотрите внимательно на картинку.

Повторяйте за мной.

Зубы ровно мы смыкаем

И заборчик получаем.

А сейчас раздвинем зубы –

Язычком считаем зубы.

В.: Молодцы, закончили.

Перелезла Лиса через забор и просится: - Пусти меня, Заюшка, хоть на дворик к себе!

Логопедическая игра «Необычная песенка»

Цель: Развивать речевой аппарат детей. Автоматизировать звук «с».

В.: — Нет, Лиса, не пущу! Зачем дразнилась?

2

Стала Лиса пуще упрашивать и запела. Как Лиса поет? Повторяйте за мной.

(Мл. воспитатель включает логопедическую аудиозапись «СУ,СА,СЫ,СИ)

В.: Постучала Лиса в дверь к Зайцу: тук-тук-тук. Как Лиса стучится? Постучите

кулачком по ладошке? Тук-тук-тук..

(Дети стучат по ладошке и повторяют звуки за воспитателем)

В.: Постучала и снова стала зайца упрашивать пустить ее в избушку. Пустил Заяц

Лису к себе в дом. Прошёл день, другой — стала Лиса Зайца из избушки гнать:

— Ступай вон, косой! Не хочу с тобой жить!

Так и выгнала.

В.: Нечего делать, пошел Заяц в лес. Пойдемте посмотрим, куда же пошел Заяц.

(Дети подходят к столу, на который воспитатель сажает фигурку Зайца)

Пальчиковая игра «Травка»

Цель: Развивать мелкую моторику рук.

В.: Посмотрите, сколько в лесу зеленой травки. Положите ладони на травку.

Повторяйте за мной..

Зайчик по лесу скакал, (кончики пальцев касаются коврика и поднимаются)

На полянке отдыхал (ладони на ковре)

Ох, бежит лиса-сестрица, (волнообразное скольжение ладошками по коврику)

На обманы мастерица (потираем ладошки)

Зайчик спрятался под елку (одна ладонь на коврике, вторая на ладони сверху)

Там — зеленые иголки (меняем ладони)

Ой! Иголки! Колки! Колки! (кончики пальцев касаются коврика и поднимаются)

Лапкам Зайки очень больно (потираем ладошки)

Мы пойдем прогоним Лиску (шагают по коврику кончиками пальцев)

В темный лес, совсем не близко (погрозили указательными пальчиками)

Зайка! К дому поспеши, (ребра ладоней стучат по коврику)

Видишь, рядом ни души! (положили ладони на ковер)

(2 раза)

В.: Молодцы. Садитесь на стулья.

(Дети садятся на стулья, воспитатель продолжает сказку с героями у домика)

В.: Сидит Заяц на травке и плачет, горюет, лапками слёзы утирает.

Бегут мимо собаки.

Фонетическая игра «Громко-тихо»

Цель: Развивать речевой аппарат детей.

В.: — Гав, гав, гав! О чём, заинька, плачешь?

— Как мне не плакать? Была у меня избушка деревянная, а у лисы — ледяная. Пришла

весна, избушка у лисы растаяла. Попросилась лиса ко мне, да меня же и выгнала.

— Не плачь, Зайчик, — говорят собаки. — Мы её выгоним.

— Нет, не выгоните!

— Нет, выгоним! Подошли к избушке. Собаки стали громко гавкать.

Ребята, как собаки гавкают?

(Гав-гав-гав!)

В.: Верно, давайте все вместе громко погавкаем и напугаем Лису! Гав-гав-гав! Поди,

лиса, вон!

3

(Дети повторяют за воспитателем)

В.: Молодцы! А как щенки лают?

(Тяв-тяв-тяв!)

В.: Правильно, давайте все вместе тихо потявкаем и напугаем Лису! Тяв-тяв-тяв! Поди,

лиса, вон!

(Дети повторяют за воспитателем)

В.: Услышала Лиса «Гав-гав-гав!» и спрашивает, кто так громко гавкает?

(Собаки!)

В.: Услышала Лиса «Тяв-тяв-тяв!» и спрашивает, кто так тихо тявкает?

(Щенки!)

В.: Молодцы!

Закричала Лиса с печи:

— Как выскочу,

Как выпрыгну —

Пойдут клочки

По закоулочкам!

Испугались собаки и убежали.

Опять сидит зайчик и плачет.

Идёт мимо Волк:

В.: А как Волк зубами делает? Щелк-щелк! Повторяйте за мной.

(Дети повторяют за воспитателем «Щелк-щелк!»)

В.: Молодцы! Идет Волк по лесу и песенку поет «Уууу, уууу!». Повторяйте за мной.

(Дети повторяют за воспитателем «Ууу-ууу!»)

В.: — О чём, Заинька, плачешь?

— Как же мне, серый Волк, не плакать? Была у меня избушка деревянная, а у лисы —

ледяная. Пришла весна, избушка у Лисы растаяла. Попросилась Лиса ко мне, да меня

же и выгнала.

— Не плачь, Зайчик, — говорит Волк, — вот я её выгоню.

— Нет, не выгонишь. Собаки гнали — не выгнали, и ты не выгонишь.

— Нет, выгоню!

Физкультминутка «Не разбудите Волка»

Цель: Развивать двигательный аппарат детей.

В.: Ребята, поможем Серому Волку прогнать Лису? Выходите все на ковер.

(Дети выходят на ковер)

В.: А., ты будешь Волком, а все остальные Лисятами. По команде «Убегай скорей

дружок» - Волк ловит Лисят, а они прячутся в домик, то есть садятся на скамейку.

Ходит, бродит Серый Волк

В Лисах точно зная толк

Как поймает, да как схватит

Убегай скорей дружок

(Звучит музыка, дети убегают в "домики", а Волк их пытается поймать)

2 раза

В.: Молодцы, оставайтесь на скамеечке и послушайте, что же было дальше.

Пришёл Волк к избе и завыл страшным голосом. А Лиса ему с печи:

4

— Как выскочу,

Как выпрыгну —

Пойдут клочки

По закоулочкам!

Испугался Волк и убежал. Вот Заяц опять сидит и плачет.

Идёт старый Медведь:

— О чём, заинька, плачешь?

— Как же мне, Медведушко, не плакать? Была у меня избушка деревянная, а у Лисы —

ледяная. Пришла весна, избушка у Лисы растаяла. Попросилась Лиса ко мне, да меня

же и выгнала.

— Не плачь, Зайчик, — говорит Медведь, — я её выгоню.

— Нет, не выгонишь. Собаки гнали, гнали — не выгнали, Серый Волк гнал, гнал — не

выгнал. И ты не выгонишь.

— Нет, выгоню!

Дидактическая игра «Найди Лису»

Цель: Формировать грамматический строй речи. Учить правильно употреблять

предлоги.

В.: Ребята, помогите Медведю выгнать лису. Для этого внимательно посмотрите на

картинку и скажите, где спряталась Лиса – у домика, за домиком или в домике.

(Воспитатель показывает первую картинку «Лиса у домика»)

В.: Где стоит Лиса?

(У домика!)

(Воспитатель показывает вторую картинку «Лиса за домиком»)

В.: Верно, а теперь где стоит Лиса?

(За домиком!)

(Воспитатель показывает третью картинку «Лиса в домике»)

В.: Правильно! Молодцы! Ой, а где же теперь Лиса?

(В домике)

В.: Правильно, в домике, на печи сидит.

В.: Пошёл Медведь к избушке и зарычал:

21) Ребята, как медведь рычит? Повторяйте за мной..ррр-ррр

— Рррр... ррр... ступай, Лиса, вон!

А она с печи:

— Как выскочу,

Как выпрыгну —

Пойдут клочки

По закоулочкам!

Испугался Медведь и ушёл.

Опять сидит Заяц и плачет.

Идёт Петух, несёт косу.

— Ку-ку-реку! Заинька, о чём ты плачешь?

— Как же мне, Петенька, не плакать? Была у меня избушка деревянная, а у Лисы —

ледяная. Пришла весна, избушка у Лисы растаяла. Попросилась Лиса ко мне, да меня

же и выгнала.

5

— Не горюй, Заинька, я тебе Лису выгоню.

— Нет, не выгонишь. Собаки гнали, гнали — не выгнали, Серый Волк гнал, гнал — не

выгнал, Старый Медведь гнал, гнал — не выгнал. А ты и подавно не выгонишь.

— Нет, выгоню! Пошёл Петух к избушке.

Логопедическая игра «Лисичка попляши»

Цель: Учить детей различать на слух звучание различных инструментов, подражать

звуковым музыкальным инструментов.

В.: Ребята, посмотрите у Петушка есть ложка, колокольчик и дудочка.Как звучит

дудочка?

(Воспитатель дудит на дудочке, дети звукоподражают)

(Ду-ду-ду!)

В.: Как звучит колокольчик?

(Воспитатель трясет колокольчик, а дети звукоподражают)

(Динь-динь!)

В.: Как звучат ложки?

(Воспитатель стучит ложками, а дети звукоподражают)

(Тук-тук!)

В.: Ребята, Лиса очень любит плясать под игру этих инструментов. Попробуем

выманить ее из домика..Играем на дудочке…ду-ду-ду..ду-ду-ду..

(Дети звукоподражают, младший воспитатель изображает что Лиса танцует)

В.: Молодцы! Играем на колокольчике…динь-динь..динь-динь

(Дети звукоподражают, младший воспитатель изображает что Лиса танцует)

В.: Молодцы! Играем на ложках…тук-тук..тук-тук..

(Дети звукоподражают, младший воспитатель изображает что Лиса танцует)

В.: Выманил Петушок Лису из дома Зайца.

— Ку-ку-реку!

Иду на ногах,

В красных сапогах,

Несу косу на плечах:

Хочу Лису посечи

F

.

Пошла, Лиса, с печи

F

!

Испугалась Лиса, соскочила с печи — да бежать.

А Заюшка с Петухом стали жить да поживать.

В.: Вот и сказочке конец, а кто слушал…Молодец!

(Дети повторяют хором «Молодец!»)

Заключительная часть

В.: Ребята, в какой сказке вы сегодня побывали?

(Сказка «Заюшкина избушка»)

В.: Правильно. Дети, скажите, а Лиса какая?

(Лиса – хитрая, злая, красивая, рыжая)

В.: Молодцы! А какой Заяц?

(Заяц – трусливый, серый, маленький, пушистый)

В.: Хорошо, а Петух какой?

(Петух – смелый, красивый, сильный, добрый)

6

В.: Дети, а как вы думаете, что сказал Заяц Петуху, за то, что он помог ему Лису

прогнать? Какое вежливое слово?

(Спасибо!)

В.: Правильно! Спасибо вам, ребята, что помогли Петуху спасти Зайца и прогнать

Лису. За вашу работу, Петух и Заяц дарят вам вот эту новую интересную игру.

(Воспитатель передает детям игру)

В.: А нам пора возвращаться. Садитесь, пожалуйста, на стульчики.

(Звучит волшебная музыка, воспитатель закрывает книгу)

В.: Если дружно встать на ножки

Топнуть, прыгнуть – не упасть

То легко ребята могут

Снова в детский сад попасть!

(Звучит волшебная музыка, дети уходят на ковер играть)

7



В раздел образования