Автор: Ия Анисимовна Иванова
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Оргетская СОШ имени Т.И.Петрова"
Населённый пункт: Верхневилюйский улус, с.Оргет, Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: Классный час
Тема: "Женщины А.С.Пушкина
Раздел: среднее образование
Классный час «Женщины Александра Сергеевича Пушкина»
Цель: - знакомство с некоторыми интересными страницами жизни великого поэта
А.Пушкина;
- помочь осмыслить, что любовь к женщине была вечной ценностью в жизни поэта.
- развивать навыки выразительного чтения;
- воспитывать любовь к поэзии;
- воспитание чувства уважения, любви к ближним, развитие чувства достоинства.
Николай Васильевич Гоголь высказал пророческое суждение, что «Пушкин есть
явление чрезвычайное и может быть единственное явление русского духа, это русский
человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет. В нем
русская природа, русская душа, русский язык, русский характер отразились в такой же
чистоте, в такой очищенной красоте, в какой отражается ландшафт на выпуклой
поверхности оптического стекла». И вот мы через 220 лет встречаемся с Пушкиным.
Говорим о нем, разговариваем с ним, чувствуем, любим. И мы не думаем о том, что
поэт родился 220 лет тому назад.
Я вас любил...
Я вас любил: любовь еще, быть может,
В душе моей угасла не совсем;
Но пусть она вас больше не тревожит;
Я не хочу печалить вас ничем.
Я вас любил безмолвно, безнадежно,
То робостью, то ревностью томим;
Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам бог любимой быть другим.
1829
А.С.Пушкин – человек интересной судьбы, выдающаяся личность. Он был
знаком со многими женщинами своего времени. Одними он увлекался, с другими он
дружил, откровенничал, делился горестями и заботами, восхищался талантом и
красотой третьих.
Каков я был, таков и ныне я,
Беспечный, влюбчивый. Вы знаете, друзья,
Могу ль на красоту взирать без умиленья
Без робкой нежности и тайною волненья,
Уж мало ли любовь играла в жизни мной.
Сегодня мы встретимся с женщинами, которых любил Пушкин и которые
занимали значительное место в жизни и творчестве поэта.
Дорогая добрая старушка, любимая нянечка маленького Саши, юного
Александра, великого поэта Александра Сергеевича Пушкина – Эта женщина,
добровольно отказалась от вольного, стала крепостной няней у Пушкиных, «подругой
дней суровых». Эта единственная женщина, которая дала поэту материнскую любовь.
Стихотворение «Няне» посвящено Пушкиным своей любимой няне.
Няне
Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.
Ты под окном своей светлицы
Горюешь, будто на часах,
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках.
Глядишь в забытые вороты
На черный отдаленный путь;
Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечасно грудь.
То чудится тебе . . . . . . . . .
1826 г.
Прекрасное, благородное чувство – любовь. Она зажигает сердца, вдохновляет
на подвиги, рождает строки удивительной силы красоты, волшебные звуки
музыкальных произведений, картины художников. Любовь в лирике Пушкина – это
чувство присуще не только поэту, это и мое, и твое, и его – наше чувство.
Мои богини! Что вы? Где вы?
Внемлите мой печальный глас:
Все те же ль вы? Другие ль девы,
Сменив, не заменили вас?
Сколько раз прежде видел ее Пушкин! С первого лицейского года наведывалась
она к брату. Катя, Катерина, Катенька… Куда подевались насмешливость,
ироничность? Образ Бакуниной целиком завладел его сердцем. Он искал ее везде и
всюду, а увидев и встретившись с ней глазами, вспыхивал, смущался и убегал. И
писал, писал о том, чего не решался высказать вслух.
Итак я счастлив был,
Итак я наслаждался,
Отрадой тихою, восторгом упивался…
И где веселья быстрый день?
Промчался летом сновиденья,
Увяла прелесть наслажденья,
И снова вкруг меня
угрюмой скуки тень!..
Как прекрасна она была на весеннем лицейском балу, когда, заслонившись
веером, с улыбкой поглядывала сквозь кружева на бойких лицеистов!
А бал у нее дома, куда его пригласили с Пущиным и Ломоносовым…
Он ничего не помнил, только ее лицо и улыбку, когда открывала она мазурку в
первой паре… Это была любовь.
Я верю, я любим, для сердца нужно верить,
Нет, милая моя не может лицемерить;
Все непритворно в ней – желаний томный жар,
Стыдливость робкая хранит бесценный дар,
Нарядов и речей приятная небрежность,
И ласковых имен младенческая нежность.
Красота, обаяние и трагическая судьба молодой женщины на многие годы
очаровали молодого Пушкина. Взаимная симпатия длилась долгие годы.
Стихотворение, посвященное Анне Петровне Керн стало гимном любви поэта.
Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
В томленьях грусти безнадежной,
В тревогах шумной суеты,
Звучал мне долго голос нежный
И снились милые черты.
Романс М.Глинка «Я помню чудное мгновение»
Современники поэта вспоминают: «Предания эпохи упоминают еще о женщине,
превосходившей всех других по власти, с которой она управляла мыслью и
существованием поэта. Пушкин нигде о ней не упоминает, как бы желая сохранить
про себя тайну этой любви. Она обнаруживается у него только многочисленными
профилями прекрасной женской головки, спокойного, благородного, величавого типа.
Елизавета Ксаверьевна Воронцова была прирожденная царица большого света. В
ней соединялись два условия обворожительности: как полька по роду Браницких, она
всегда оставалась грациозною, как русская по роду Потемкиных, она всегда поражала
сановитостью. Собственно красавицею она никогда не была, но никакая красавица не
могла бы с нею сравниться. Ее ум, ее тонкое образование, деятельность неутомимая и
прелесть обхождения отсвечивались в ней врожденным чувством женской грации, не
исчезнувшей даже и в самых преклонных летах…»
Однако поэт историю любви к Воронцовой скрывал даже от самых близких
друзей, он ревниво оберегал чистое имя женщины, которую беспредельно обожал.
При расставании Воронцова подарила Пушкину очень дорогой перстень и точно
такой же оставила себе. Поэт тотчас увековечил подарок в своих замечательных
стихах:
Храни меня, мой талисман...
Храни меня, мой талисман,
Храни меня во дни гоненья,
Во дни раскаянья, волненья:
Ты в день печали был мне дан.
Когда подымет океан
Вокруг меня валы ревучи,
Когда грозою грянут тучи —
Храни меня, мой талисман.
В уединенье чуждых стран,
На лоне скучного покоя,
В тревоге пламенного боя
Храни меня, мой талисман.
Священный сладостный обман,
Души волшебное светило…
Оно сокрылось, изменило…
Храни меня, мой талисман.
Пускай же ввек сердечных ран
Не растравит воспоминанье.
Прощай, надежда; спи, желанье;
Храни меня, мой талисман.
1825
Милая, тихая, скромная и такая мужественная, Мария Раевская вошла как
«утаенная любовь» не только в жизнь Пушкина, но и в его творчество. Поэт
преподнес Маше заветное колечко – сердоликовый перстень, а на нем выгравированы
три амура в ладье. Наверное, влюбленный Пушкин хотел показать, что его пронзил не
один бог любви, а сразу три. А что же Маша? Неужто не поняла намека? Увы,
барышня Раевская была слишком хорошо воспитана, чтобы раскрывать свои чувства.
Но она еще долго видела во сне романтический образ поэта. И, не сдержавшись, через
какое-то время написала ему письмо. Состоялась встреча и объяснение. Какое? Об
этом рассказывают строки того же «Онегина». Письмо Татьяны и ее разговор с
Евгением, в котором тот объясняет девушке, что не может быть хорошим мужем,
взяты Пушкиным прямо из жизни – из ее, Машиной, жизни…
Это она разделила судьбу своего мужа – декабриста князя Волконского. Ей
будет суждено прожить в Сибири 30 лет. Полон нежных, грустных воспоминаний о
Марии романс «Не пой, красавица, при мне».
Не пой, красавица, при мне
Ты песен Грузии печальной:
Напоминают мне оне
Другую жизнь и берег дальный.
Увы! напоминают мне
Твои жестокие напевы
И степь, и ночь — и при луне
Черты далекой, бедной девы!..
Я призрак милый, роковой,
Тебя увидев, забываю;
Но ты поешь — и предо мной
Его я вновь воображаю.
Не пой, красавица, при мне
Ты песен Грузии печальной:
Напоминают мне оне
Другую жизнь и берег дальный.
1828
Находясь в Михайловской ссылке, поэт увлекся молоденькой Сашей Осиповой,
падчерицей тригорской соседки-помещицы. В один из прекрасных дней Пушкин
вручил девушке стихотворение «Признание»:
Я вас люблю, — хоть я бешусь,
Хоть это труд и стыд напрасный,
И в этой глупости несчастной
У ваших ног я признаюсь!
Мне не к лицу и не по летам…
Пора, пора мне быть умней!
Но узнаю по всем приметам
Болезнь любви в душе моей:
Без вас мне скучно, — я зеваю;
При вас мне грустно, — я терплю;
И, мочи нет, сказать желаю,
Мой ангел, как я вас люблю!
Евдокия Петровна Ростопчина ( Додо Сушкова)– первый женский голос в
русской поэзии, гордый и храбрый голос верности, открыто о себе заявившей. Ей
казалось, Пушкин, не зная о ней, ее создал в «Онегине». На новогоднем балу у генерал
–губернатора Голицына ее знакомят с Пушкиным. И поэт очень заинтересовался
пылкими и восторженными излияниями юной собеседницы.
Жизнь Ростопчиной была похожа на судьбу Татьяны Лариной. Помните, какая
была Татьяна? (отрывок из романа «Евгений Онегин»)
Она любила на балконе
Предупреждать зари восход,
Когда на бледном небосклоне
Звезд исчезает хоровод,
И тихо край земли светлеет,
И, вестник утра, ветер веет,
И всходит постепенно день.
Зимой, когда ночная тень
Полмиром доле обладает,
И доле в праздной тишине,
При отуманенной луне,
Восток ленивый почивает,
В привычный час пробуждена
Вставала при свечах она.
Ей рано нравились романы;
Они ей заменяли всё;
Она влюблялася в обманы
И Ричардсона и Руссо.
Отец ее был добрый малый,
В прошедшем веке запоздалый;
Но в книгах не видал вреда;
Он, не читая никогда,
Их почитал пустой игрушкой
И не заботился о том,
Какой у дочки тайный том
Дремал до утра под подушкой.
Жена ж его была сама
От Ричардсона без ума.
Стихотворение «Сухие желтые листы» Ростопчиной.
Предвестники поры печальной,
Вы любы мне!.. Мои мечты
Привыкли к думе погребальной,
Сдружились с мыслью неземной;
И есть родство, родство святое
Меж всем тоскующим и мной —
Неизгладимо роковое
Клеймо дней прежних над душой!..
Надежда Васильевна Репина – крепостная актриса, выкупленная Московской
театральной дирекцией. Это была артистка, полная жизни, страсти, таланта и
ума; всякую роль, как бы она ни была бесцветна и бессодержательна, Репина
умела провести с захватывающим интересом.
Алексей Николаевич Верстовский
– известный композитор, инспектор трупп и репертуара императорских театров,
носитель знатной дворянской фамилии. Их любовь преодолела сословные преграды.
Он ушел из дома и не расставался до конца своих дней с Надеждой Васильевной. В
1825году, в год торжественного открытия Большого театра Надежда Репина
исполнила песню Земфиры «Старый муж, грозный муж…»
«Ее необыкновенно выразительное лицо, черные блестящие глаза, избыток
чувств, все это вместе при ее таланте, помогло ей в совершенстве олицетворить дочь
пламенного юга. Надо было слушать, как пропета эта песня». (Писал свидетель
дебюта). … Как-то Пушкин услышал у южных цыган напев «Аде мо, фиде мо» («Режь
меня, жги меня») и попросил молдавского хороведа прислать ему вариант данного
исполнения, а Верстовского – сделать расшифровку. И именно в исполнении Надежды
Репиной «Песня Земфиры» к инсценировке пушкинских «Цыган» получила
исключительное признание зрителей.
Песня Земфиры из поэмы «Цыганы»
Старый муж, грозный муж,
Режь меня, жги меня;
Я тверда, не боюсь
Ни ножа, ни огня.
Ненавижу тебя,
Презираю тебя;
Я другого люблю,
Умираю, любя.
Режь меня, жги меня;
Не скажу ничего;
Старый муж, грозный муж,
Не узнаешь его.
Он свежее весны,
Жарче летнего дня:
Как он молод и смел!
Как он любит меня!
Как ласкала его
Я в ночной тишине!
Как смеялись тогда
Мы твоей седине!
(Звучит музыка для танца на балу)
На балу при звуках вальса и мазурки решались часто сердечные проблемы. На
балу в Московском собрании решается участь Татьяны Лариной, замеченной
«толстым генералом». Также на Московском балу в доме знаменитого танцмейстера
Йогеля Пушкин впервые встречает впервые появившуюся в свете Наталью
Николаевну Гончарову. Бал был единственным местом дозволенного общения мужчин
и женщин.
Исполнились мои желания. Творец,
Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,
Чистейшей прелести чистейший образец.
18 февраля 1831 года в Москве, в церкви Большого Вознесения состоялось
венчание Александра Сергеевича и Натальи Николаевны.
Всего неполных шесть лет продлится их супружество, но для них это будут годы
взаимной любви, согласия и доверия.
Это была неземная любовь. Пушкин боготворил жену, он не мог прожить без
нее ни дня. «Прощай, моя красавица, мой кумир, прекрасное мое сокровище, когда же
я опять тебя увижу…», — писал поэт, расставаясь с Натали. И в каждом письме
безграничная любовь, поклонение, тоска и забота:
«Жена моя прелесть, и чем доле я с ней живу, тем более люблю это милое,
чистое, доброе создание» - так говорил о своей жене поэт. Пушкин глубоко и нежно
любил Наталью Николаевну.
Когда в объятия мои
Твой стройный стан я заключаю
И речи нежные любви
Тебе с восторгом расточаю,
Безмолвна, от стесненных рук
Освобождая стан свой гибкий,
Ты отвечаешь, милый друг,
Мне недоверчивой улыбкой…
«Гляделась ли ты в зеркало, и уверилась ли ты, что с твоим лицом ничего
сравнить нельзя на свете, - а душу я твою люблю еще более твоего лица».
Любовь – самое поэтическое прекрасное чувство. Какова бы ни была любовь, ее
надо ценить как величайший подарок судьбы.
Благодарите судьбу, если вы в своей жизни встретите настоящую любовь, если
вы когда- нибудь сможете сказать любимой: «Я встретил вас – и как я счастлив!»
Радость и горе, волнение дум,
Сладостной мукой встревоженный ум,
Трепет восторга, грусть тяжкая вновь,
Счастлив лишь тот, кем владеет любовь.
Любовь в творчестве А.С. Пушкина – великое чувство, которое
облагораживает человека, делает его чище, раскрывает лучшие душевные качества.
Поэт боготворит женщин, которыми увлечен, которых любит, относится к ним по-
рыцарски.