Автор: Чернецкий Алексей Романович
Должность: Учитель географии, биологии
Учебное заведение: ГКОУ СО "Верхотурская вечерняя школа"
Населённый пункт: п. Привокзальный, Свердловская обл, Верхотурский р-н, Россия
Наименование материала: Курс внеурочной деятельности
Тема: «Экология» 10-12 класс
Раздел: полное образование
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Государственное казенное общеобразовательное учреждение Свердловской области «Верхотурская вечерняя школа»
Рабочая программа по учебному курсу внеурочной деятельности «Экология»
10 - 12 классы
г. Верхотурье
2022 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по экологии разработана на основе:
1. ФК ГОС ООО;
2. Образовательная программа ФК ГОС СОО ГКОУ СО «Верхотурская ВШ»;
3. Экология. Базовый уровень. 10—11 классы: рабочая программа: учебно-методическое пособие / Б. М. Миркин. — М.: Дрофа, 2017. — 24
с.
Количество часов по учебному плану ГКОУ СО «Верхотурская ВШ»
Класс
Форма обучения
По учебному
плану в год
По учебному
плану в неделю
По учебному плану в год
аудиторно
самостоятельно
10
Очно - заочная
17
0,5
17
19
11
Очно - заочная
17
0,5
17
12
Очно - заочная
17
0,5
17
Рабочая программа ориентирована на УМК:
автор
Наименование
учебника
класс
издательство
год
издания
Миркин Б.М., Наумова Л.Г.,
Суматохин С.В.
Экология
10– 11
ООО Издательский центр «ВЕНТАНА-ГРАФ»; АО
«Издательство «Просвещение»
2021
Планируемые результаты изучения учебного курса внеурочной деятельности «Экология».
Учащийся научится:
• использовать понятие «экологическая культура» для объяснения экологических связей в системе «человечество — природа» и достижения
устойчивого развития общества и природы;
• определять разумные потребности человека при использовании продуктов и товаров отдельными людьми и сообществами;
• анализировать влияние социально-экономических процессов на состояние природной среды;
• анализировать маркировку товаров и продуктов питания, экологические сертификаты с целью получения информации для обеспечения
безопасности жизнедеятельности, энерго- и ресурсосбережения;
• использовать местные, региональные и государственные экологические нормативные акты и законы для реализации своих гражданских
прав и выполнения обязанностей в интересах сохранения окружающей среды, здоровья и безопасности жизни;
• понимать взаимосвязь экологического и экономического ущерба и оценивать последствия физического, химического и биологического
загрязнения окружающей среды;
• анализировать различные ситуации с точки зрения наступления случаев экологического правонарушения;
• оценивать опасность отходов для окружающей среды и предлагать способы их сокращения и утилизации в конкретных ситуациях;
• извлекать и анализировать информацию с сайтов геоинформационных систем и из компьютерных программ экологического мониторинга
для характеристики экологической обстановки конкретной территории;
• выявлять причины, приводящие к возникновению локальных, региональных и глобальных экологических проблем.
Учащийся получит возможность научиться:
• анализировать и оценивать экологические последствия хозяйственной деятельности человека в разных сферах;
• прогнозировать экологические последствия деятельности человека в конкретной экологической ситуации;
• моделировать поля концентрации загрязняющих веществ от производственных и бытовых объектов;
• разрабатывать меры, предотвращающие экологические правонарушения;
• выполнять учебный проект, связанный с экологической безопасностью окружающей среды, здоровьем и экологическим просвещением
людей.
Содержание учебного курса внеурочной деятельности «Экология».
Введение
Экология — комплекс наук о взаимоотношениях организмов с окружающей средой. Взаимодействие энергии и материи в экосистеме.
Эволюция развития экосистем.
Естественные и антропогенные экосистемы. Проблемы рационального использования экосистем.
Промышленные техносистемы. Биосфера и ноосфера.
Система «человек — общество — природа»
Социоэкосистема и ее особенности. Человек как биосоциальный вид. История и тенденции взаимодействия общества и природы. Влияние
глобализации на развитие природы и общества. Глобальные экологические проблемы человечества. Концепция устойчивого развития.
Проблема голода и переедания. Разумные потребности потребления продуктов и товаров. Продуктовая корзина. Продовольственная
безопасность. Значение сохранения агроресурсов.
Экологические связи в системе «человек — общество —природа». Экологическая культура как условие достижения устойчивого
(сбалансированного) развития общества и природы.
Экологические последствия хозяйственной деятельности человека
Правовые и экономические аспекты природопользования. Экологическая политика государства в области природопользования и
ресурсосбережения. Гражданские права и обязанности в области ресурсо- и энергосбережения. Государственные и общественные
экологические организации и движения России. Международное сотрудничество в сохранении окружающей среды. Ответственность за
экологические правонарушения.
Влияние социально-экономических процессов на состояние природной среды. Экологический менеджмент и система экологических
нормативов. Экологический контроль и экологический аудит. Экологическая сертификация, маркировка товаров и продуктов питания.
Экологические последствия в разных сферах деятельности.
Загрязнение природной среды. Физическое, химическое и биологическое загрязнения окружающей среды. Экологические последствия в
конкретной экологической ситуации.
Опасность отходов для окружающей среды. Основные принципы утилизации отходов. Малоотходные и безотходные технологии и
производственные системы. Экологический мониторинг. Экологической мониторинг воздуха, воды, почвы, шумового загрязнения, зеленых
насаждений. Уровни экологического мониторинга. Стационарные и мобильные станции экологического мониторинга. Поля концентрации
загрязняющих веществ производственных и бытовых объектов.
Ресурсосбережение
Экология природных ресурсов. Природные ресурсы. Закон ограниченности природных ресурсов и экологические последствия его
нарушения. Особо охраняемые природные территории и рекреационные зоны.
Экологические риски при добыче и использовании природных ресурсов. Рациональное использование энергоресурсов. Энергосбережение
и ресурсосберегающие технологии. Культура использования энергии и ресурсосбережение в повседневной жизни. Тенденции и перспективы
развития энергетики.
Взаимоотношение человека с окружающей средой
Практикум по применению экологических знаний в жизненных ситуациях. Применение экологических знаний в жизненных ситуациях,
связанных с выполнением типичных социальных ролей («Я — ученик», «Я — пассажир общественного транспорта», «Я — покупатель», «Я
— житель города, деревни, села…»), с целью приобретения опыта эколого-направленной деятельности.
Практикум по оценке экологических последствий в разных сферах деятельности. Применение экологических знаний в разных сферах
деятельности (политическая, финансовая, наука и образование, искусство и творчество, медицина) с целью приобретения опыта эколого-
направленной деятельности.
Экологическое проектирование
Принципы социального проектирования, этапы проектирования, социальный заказ. Социальные проекты экологической направленности,
связанные с экологической безопасностью окружающей среды, здоровьем людей и повышением их экологической культуры. Разработка
проектов и проведение исследований для решения актуальных (местных, региональных, глобальных) экологических проблем.
Тематическое планирование по «экологии» для 10 класса
очно-заочная форма обучения, 17 часов в год
№ п/п
Тема раздела, урока
Количество часов
аудиторно
самостоятельно
Введение: экология – междисциплинарый комплекс наук (2 ч)
Становление и развитие экологии
-
1
1.
Структура современной экологии
1
-
Раздел 1. Организм и условия среды (7 ч)
Факториальная экология
-
1
2.
Основные законы отношений организмов и окружающей среды. Приспособление к
условиям среды
1
-
3.
Адаптации у растений и животных
1
-
4.
Биологическое разнообразие. Биологическая индикация
1
-
Среды жизни и их обитатели
-
1
5.
Жизненные формы и жизненные стратегии организмов
1
-
«Водная среда и ее обитатели»
-
1
Раздел 2. Взаимоотношения видов (4 ч)
6.
Типы взаимоотношений организмов
1
-
Конкуренция и эксплуатация
-
1
Мутуализм, комменсализм, аменсализм
-
1
7.
Экологическая ниша
1
-
Раздел 3. Популяция (5 ч)
8.
Общая характеристика популяций
1
-
Разнообразие и размер популяций
-
1
Изменение численности и структуры популяций
-
1
Изменение численности и структуры популяций
-
1
9.
Антропогенные факторы, нарушающие стабильность популяций
1
-
Раздел 4. Характеристика экосистемы (4 ч)
10.
Состав экосистемы
1
-
Почва
-
1
11.
Потоки вещества и энергии в экосистеме
1
-
Биологическая продукция и запас биомассы в экосистеме. Экологическое равновесие
-
1
Раздел 5. Динамика экосистем (3 ч)
12.
Естественные изменения экосистем
1
-
13.
Антропогенные сукцессии
1
-
Влияние рекреационной нагрузки на лесопарк (пригородный лес)
-
1
Раздел 6. Разнообразие экосистем (5 ч)
14.
Классификация экосистем
1
-
Особенности естественных фотоавторофных наземных и пресноводных экосистем
-
1
15.
Биомы суши. Тундра, тайга и широколиственные леса
1
-
16.
Степи и пустыни
1
-
Биомы морских вод и прибрежий
-
1
Биосфера (3 ч)
17.
Общая характеристика биосферы
1
-
Основные биосферные круговороты веществ
-
1
Резерв
4
итого
17
19
Тематическое планирование по «экологии» для 11 класса
очно-заочная форма обучения, 17 часов в год
№ п/п
Тема раздела, урока
Количество часов
аудиторно
самостоятельно
Раздел 8.
Агроэкосистема (5 ч)
1.
Состав и структура агроэкосистемы
1
-
2.
Управление агроэкосистемой
1
-
3.
Биологическое разнообразие агроэкосистем
1
-
4.
Экология животноводства
1
-
5.
Экология растениеводства: «зелёные революции» и генетически модифицированные
растения
1
-
Раздел 9. Городские экосистемы и их озеленение (5 ч)
6.
Общая характеристика городских экосистем. Перспективы развития городов
1
-
7.
Проблема автомобильного транспорта
1
-
8.
Проблема твёрдых коммунальных отходов
1
-
9.
Водосбережение и энергосбережение в городских экосистемах
1
-
10.
Экологическая роль озеленения
1
-
Раздел 10. Промышленные экосистемы (3 ч)
11.
Принципы промышленной экологии
1
-
12.
Ресурсосбережение и энергосбережение в техносистемах
1
-
13.
Проблема промышленных отходов
1
-
Раздел 11. Сохранение и рациональное использование биологического разнообразия (4 ч)
14.
Проблемы сохранения биологического биоразнообразия
1
-
15.
Проблемы рационального использования лесных экосистем
1
-
16.
Проблемы рационального использования пресноводных и морских экосистем
1
-
17.
Охраняемые природные территории. Охрана видов и популяций
1
-
итого
17
-
Тематическое планирование по «экологии» для 12 класса
очно-заочная форма обучения, 17 часов в год
№ п/п
Тема раздела, урока
Количество часов
аудиторно
самостоятельно
Раздел 12.Экологическая экономика и экологическое право (3 ч)
1.
Экологическая экономика и экологическое право
1
-
2.
Экологические механизмы рационального природопользования.
1
-
3.
Экологический менеджмент и контроль за использованием природных ресурсов
1
-
Раздел 13. Состояние биосферы на рубеже тысячелетий. Концепция устойчивого развития
4.
История отношений человека и природы.
1
-
5.
Глобализация как фактор развития человечества
1
-
6.
Последствия загрязнения атмосферы и снижение биоразнообразия на планете
1
-
7.
Контрольно-обобщающий урок за 1 полугодие
1
-
Раздел 14. Глобальные экологические проблемы человечества (4 ч)
8.
Анализ состояния народонаселения мира.
1
-
9.
Управление демографическим процессом.
1
-
10.
Продовольственная безопасность.
1
-
11.
Энергетика будущего
1
-
Раздел 15. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды (2 ч)
12.
Охрана биологического разнообразия.
1
-
13.
Охрана атмосферы, гидросферы, почв
1
-
Раздел 16. Формирование экологического менталитета (3 ч)
14.
Преодоление потребительства
1
-
15.
Экологическая культура
1
-
16.
Экологическое образование
1
-
17.
Итоговый урок по курсу «Экология»
1
-
итого
17
-