Напоминание

«Экология» 10-12 класс


Автор: Чернецкий Алексей Романович
Должность: Учитель географии, биологии
Учебное заведение: ГКОУ СО "Верхотурская вечерняя школа"
Населённый пункт: п. Привокзальный, Свердловская обл, Верхотурский р-н, Россия
Наименование материала: Курс внеурочной деятельности
Тема: «Экология» 10-12 класс
Раздел: полное образование





Назад




Министерство образования и молодежной политики Свердловской области

Государственное казенное общеобразовательное учреждение Свердловской области «Верхотурская вечерняя школа»

Рабочая программа по учебному курсу внеурочной деятельности «Экология»

10 - 12 классы

г. Верхотурье

2022 год

Пояснительная записка

Рабочая программа по экологии разработана на основе:

1. ФК ГОС ООО;

2. Образовательная программа ФК ГОС СОО ГКОУ СО «Верхотурская ВШ»;

3. Экология. Базовый уровень. 10—11 классы: рабочая программа: учебно-методическое пособие / Б. М. Миркин. — М.: Дрофа, 2017. — 24

с.

Количество часов по учебному плану ГКОУ СО «Верхотурская ВШ»

Класс

Форма обучения

По учебному

плану в год

По учебному

плану в неделю

По учебному плану в год

аудиторно

самостоятельно

10

Очно - заочная

17

0,5

17

19

11

Очно - заочная

17

0,5

17

12

Очно - заочная

17

0,5

17

Рабочая программа ориентирована на УМК:

автор

Наименование

учебника

класс

издательство

год

издания

Миркин Б.М., Наумова Л.Г.,

Суматохин С.В.

Экология

10– 11

ООО Издательский центр «ВЕНТАНА-ГРАФ»; АО

«Издательство «Просвещение»

2021

Планируемые результаты изучения учебного курса внеурочной деятельности «Экология».

Учащийся научится:

использовать понятие «экологическая культура» для объяснения экологических связей в системе «человечество — природа» и достижения

устойчивого развития общества и природы;

определять разумные потребности человека при использовании продуктов и товаров отдельными людьми и сообществами;

анализировать влияние социально-экономических процессов на состояние природной среды;

анализировать маркировку товаров и продуктов питания, экологические сертификаты с целью получения информации для обеспечения

безопасности жизнедеятельности, энерго- и ресурсосбережения;

использовать местные, региональные и государственные экологические нормативные акты и законы для реализации своих гражданских

прав и выполнения обязанностей в интересах сохранения окружающей среды, здоровья и безопасности жизни;

понимать взаимосвязь экологического и экономического ущерба и оценивать последствия физического, химического и биологического

загрязнения окружающей среды;

анализировать различные ситуации с точки зрения наступления случаев экологического правонарушения;

оценивать опасность отходов для окружающей среды и предлагать способы их сокращения и утилизации в конкретных ситуациях;

извлекать и анализировать информацию с сайтов геоинформационных систем и из компьютерных программ экологического мониторинга

для характеристики экологической обстановки конкретной территории;

выявлять причины, приводящие к возникновению локальных, региональных и глобальных экологических проблем.

Учащийся получит возможность научиться:

анализировать и оценивать экологические последствия хозяйственной деятельности человека в разных сферах;

прогнозировать экологические последствия деятельности человека в конкретной экологической ситуации;

моделировать поля концентрации загрязняющих веществ от производственных и бытовых объектов;

разрабатывать меры, предотвращающие экологические правонарушения;

выполнять учебный проект, связанный с экологической безопасностью окружающей среды, здоровьем и экологическим просвещением

людей.

Содержание учебного курса внеурочной деятельности «Экология».

Введение

Экология — комплекс наук о взаимоотношениях организмов с окружающей средой. Взаимодействие энергии и материи в экосистеме.

Эволюция развития экосистем.

Естественные и антропогенные экосистемы. Проблемы рационального использования экосистем.

Промышленные техносистемы. Биосфера и ноосфера.

Система «человек — общество — природа»

Социоэкосистема и ее особенности. Человек как биосоциальный вид. История и тенденции взаимодействия общества и природы. Влияние

глобализации на развитие природы и общества. Глобальные экологические проблемы человечества. Концепция устойчивого развития.

Проблема голода и переедания. Разумные потребности потребления продуктов и товаров. Продуктовая корзина. Продовольственная

безопасность. Значение сохранения агроресурсов.

Экологические связи в системе «человек — общество —природа». Экологическая культура как условие достижения устойчивого

(сбалансированного) развития общества и природы.

Экологические последствия хозяйственной деятельности человека

Правовые и экономические аспекты природопользования. Экологическая политика государства в области природопользования и

ресурсосбережения. Гражданские права и обязанности в области ресурсо- и энергосбережения. Государственные и общественные

экологические организации и движения России. Международное сотрудничество в сохранении окружающей среды. Ответственность за

экологические правонарушения.

Влияние социально-экономических процессов на состояние природной среды. Экологический менеджмент и система экологических

нормативов. Экологический контроль и экологический аудит. Экологическая сертификация, маркировка товаров и продуктов питания.

Экологические последствия в разных сферах деятельности.

Загрязнение природной среды. Физическое, химическое и биологическое загрязнения окружающей среды. Экологические последствия в

конкретной экологической ситуации.

Опасность отходов для окружающей среды. Основные принципы утилизации отходов. Малоотходные и безотходные технологии и

производственные системы. Экологический мониторинг. Экологической мониторинг воздуха, воды, почвы, шумового загрязнения, зеленых

насаждений. Уровни экологического мониторинга. Стационарные и мобильные станции экологического мониторинга. Поля концентрации

загрязняющих веществ производственных и бытовых объектов.

Ресурсосбережение

Экология природных ресурсов. Природные ресурсы. Закон ограниченности природных ресурсов и экологические последствия его

нарушения. Особо охраняемые природные территории и рекреационные зоны.

Экологические риски при добыче и использовании природных ресурсов. Рациональное использование энергоресурсов. Энергосбережение

и ресурсосберегающие технологии. Культура использования энергии и ресурсосбережение в повседневной жизни. Тенденции и перспективы

развития энергетики.

Взаимоотношение человека с окружающей средой

Практикум по применению экологических знаний в жизненных ситуациях. Применение экологических знаний в жизненных ситуациях,

связанных с выполнением типичных социальных ролей («Я — ученик», «Я — пассажир общественного транспорта», «Я — покупатель», «Я

— житель города, деревни, села…»), с целью приобретения опыта эколого-направленной деятельности.

Практикум по оценке экологических последствий в разных сферах деятельности. Применение экологических знаний в разных сферах

деятельности (политическая, финансовая, наука и образование, искусство и творчество, медицина) с целью приобретения опыта эколого-

направленной деятельности.

Экологическое проектирование

Принципы социального проектирования, этапы проектирования, социальный заказ. Социальные проекты экологической направленности,

связанные с экологической безопасностью окружающей среды, здоровьем людей и повышением их экологической культуры. Разработка

проектов и проведение исследований для решения актуальных (местных, региональных, глобальных) экологических проблем.

Тематическое планирование по «экологии» для 10 класса

очно-заочная форма обучения, 17 часов в год

№ п/п

Тема раздела, урока

Количество часов

аудиторно

самостоятельно

Введение: экология – междисциплинарый комплекс наук (2 ч)

Становление и развитие экологии

-

1

1.

Структура современной экологии

1

-

Раздел 1. Организм и условия среды (7 ч)

Факториальная экология

-

1

2.

Основные законы отношений организмов и окружающей среды. Приспособление к

условиям среды

1

-

3.

Адаптации у растений и животных

1

-

4.

Биологическое разнообразие. Биологическая индикация

1

-

Среды жизни и их обитатели

-

1

5.

Жизненные формы и жизненные стратегии организмов

1

-

«Водная среда и ее обитатели»

-

1

Раздел 2. Взаимоотношения видов (4 ч)

6.

Типы взаимоотношений организмов

1

-

Конкуренция и эксплуатация

-

1

Мутуализм, комменсализм, аменсализм

-

1

7.

Экологическая ниша

1

-

Раздел 3. Популяция (5 ч)

8.

Общая характеристика популяций

1

-

Разнообразие и размер популяций

-

1

Изменение численности и структуры популяций

-

1

Изменение численности и структуры популяций

-

1

9.

Антропогенные факторы, нарушающие стабильность популяций

1

-

Раздел 4. Характеристика экосистемы (4 ч)

10.

Состав экосистемы

1

-

Почва

-

1

11.

Потоки вещества и энергии в экосистеме

1

-

Биологическая продукция и запас биомассы в экосистеме. Экологическое равновесие

-

1

Раздел 5. Динамика экосистем (3 ч)

12.

Естественные изменения экосистем

1

-

13.

Антропогенные сукцессии

1

-

Влияние рекреационной нагрузки на лесопарк (пригородный лес)

-

1

Раздел 6. Разнообразие экосистем (5 ч)

14.

Классификация экосистем

1

-

Особенности естественных фотоавторофных наземных и пресноводных экосистем

-

1

15.

Биомы суши. Тундра, тайга и широколиственные леса

1

-

16.

Степи и пустыни

1

-

Биомы морских вод и прибрежий

-

1

Биосфера (3 ч)

17.

Общая характеристика биосферы

1

-

Основные биосферные круговороты веществ

-

1

Резерв

4

итого

17

19

Тематическое планирование по «экологии» для 11 класса

очно-заочная форма обучения, 17 часов в год

№ п/п

Тема раздела, урока

Количество часов

аудиторно

самостоятельно

Раздел 8.

Агроэкосистема (5 ч)

1.

Состав и структура агроэкосистемы

1

-

2.

Управление агроэкосистемой

1

-

3.

Биологическое разнообразие агроэкосистем

1

-

4.

Экология животноводства

1

-

5.

Экология растениеводства: «зелёные революции» и генетически модифицированные

растения

1

-

Раздел 9. Городские экосистемы и их озеленение (5 ч)

6.

Общая характеристика городских экосистем. Перспективы развития городов

1

-

7.

Проблема автомобильного транспорта

1

-

8.

Проблема твёрдых коммунальных отходов

1

-

9.

Водосбережение и энергосбережение в городских экосистемах

1

-

10.

Экологическая роль озеленения

1

-

Раздел 10. Промышленные экосистемы (3 ч)

11.

Принципы промышленной экологии

1

-

12.

Ресурсосбережение и энергосбережение в техносистемах

1

-

13.

Проблема промышленных отходов

1

-

Раздел 11. Сохранение и рациональное использование биологического разнообразия (4 ч)

14.

Проблемы сохранения биологического биоразнообразия

1

-

15.

Проблемы рационального использования лесных экосистем

1

-

16.

Проблемы рационального использования пресноводных и морских экосистем

1

-

17.

Охраняемые природные территории. Охрана видов и популяций

1

-

итого

17

-

Тематическое планирование по «экологии» для 12 класса

очно-заочная форма обучения, 17 часов в год

№ п/п

Тема раздела, урока

Количество часов

аудиторно

самостоятельно

Раздел 12.Экологическая экономика и экологическое право (3 ч)

1.

Экологическая экономика и экологическое право

1

-

2.

Экологические механизмы рационального природопользования.

1

-

3.

Экологический менеджмент и контроль за использованием природных ресурсов

1

-

Раздел 13. Состояние биосферы на рубеже тысячелетий. Концепция устойчивого развития

4.

История отношений человека и природы.

1

-

5.

Глобализация как фактор развития человечества

1

-

6.

Последствия загрязнения атмосферы и снижение биоразнообразия на планете

1

-

7.

Контрольно-обобщающий урок за 1 полугодие

1

-

Раздел 14. Глобальные экологические проблемы человечества (4 ч)

8.

Анализ состояния народонаселения мира.

1

-

9.

Управление демографическим процессом.

1

-

10.

Продовольственная безопасность.

1

-

11.

Энергетика будущего

1

-

Раздел 15. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды (2 ч)

12.

Охрана биологического разнообразия.

1

-

13.

Охрана атмосферы, гидросферы, почв

1

-

Раздел 16. Формирование экологического менталитета (3 ч)

14.

Преодоление потребительства

1

-

15.

Экологическая культура

1

-

16.

Экологическое образование

1

-

17.

Итоговый урок по курсу «Экология»

1

-

итого

17

-



В раздел образования