Автор: Васильева Мария Алексеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ Домодедовская СОШ № 9 имени Героя Советского Союза Д. К. Курыжова
Населённый пункт: город Домодедово, Московская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Сравнение трёхзначных чисел"
Раздел: начальное образование
Технологическая карта урока математики (3 класс, УМК «Школа России»)
Подготовила: учитель начальных классов
МАОУ ДСОШ №9 им. Героя Советского Союза Д.К.Курыжова
Васильева М.А.
Тема: Сравнение трехзначных чисел.
Тип урока: открытие новых знаний.
Деятельностная цель: способствовать формированию умений сравнивать трехзначные числа
Планируемые результаты:
Предметные УУД:
- уметь сравнивать трехзначные числа и объяснять способ сравнения;
- уметь читать, записывать трехзначные числа, раскладывать на разрядные слагаемые;
- уметь правильно выстраивать предложения при устных ответах.
Метапредметные
Познавательные УУД
- ориентироваться в учебнике, тетради;
-ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт;
- проводить анализ учебного материала.
Регулятивные УУД
- уметь определять и формулировать тему и цель урока;
- работать по предложенному плану;
- различать способ и результат действия.
Коммуникативные УУД
- уметь оформлять свою мысль в устной форме;
- слушать и понимать речь других;
- договариваться друг с другом при работе в паре и группе.
Личностные УУД
- формировать умения оценивать свою работу на основе критериев успешности учебной деятельности;
- проявлять учебную и коммуникативную активность.
1
Планируемый уровень достижений, результатов, обучения.
Работать по предложенному плану, определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно,
проговаривать последовательность действий на уроке, отличать верно выполненное задание от неверного. Вступать в
беседу на уроке, высказывать свою точку зрения, приводя аргументы; слушать и понимать речь других; сотрудничать в
паре. Понимать причины успешности и неуспешности учебной деятельности; давать самооценку своим действиям.
Отличать новое от уже известного, ориентироваться в учебнике; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой
жизненный опыт или информацию урока.
Оборудование: технические средства: компьютер, интерактивная доска, ноутбуки с установленной программой
«Академия младшего школьника» ; презентация «Сравнение трехзначных чисел»; раздаточный материал: маршрутные
листы, сигнальные карточки, листы самооценки, карточки для дифференцированной работы.
Этапы урока
Цель
Деятельность учителя
Деятельность
обучающихся
Формируемые УУД
I. Мотивация к
учебной
деятельности
Включение
в
учебную
деятельность
на
личностно
значимом уровне
-Поприветствуем гостей.
Сегодня необычный день. 13
марта 1781 года английский
астроном
Уильям
Гершель
открыл одну из самых дальних
планет
Солнечной
системы-
Уран. СЛАЙД
И мы, в память об этом дне,
отправимся
в
космическое
путешествие, но по Числовой
системе. Успех полета зависит
от
слаженной
работы
всего
нашего экипажа. Улыбнитесь
друг
другу,
настройтесь
на
плодотворную работу. Удачи!
Приветствие гостей
Воспринимают
речь
учителя
Личностные:
самоопределение,
смыслообразование.
Коммуникативные:
планирование
учебного
сотрудничества
с
учителем
и
сверстниками.
2
II. Актуализация
знаний
и
фиксация
затруднения
в
пробном
действии
Готовность
мышления
и
осознание
потребности
к
построению
нового
способа
действия
-
На
партах
лежит
«План
полёта» (маршрутные листы).
Чтобы получить разрешение на
вылет,
надо
пройти
«Стартовую
диагностику».
Откройте
свои
бортовые
журналы- тетради.
«Минутка чистописания».
Назовите число, которое можно
представить в виде суммы след.
разрядных слагаемых: 700, 80,1
Единицы
каких
разрядов
присутствуют
в
числе?
Назовите
единицы
каждого
разряда и место в записи числа.
Запишите по образцу.
Назовите предыдущее число.
Единицы
каких
разрядов
присутствуют
в
числе?
Назовите
единицы
каждого
разряда и место в записи числа.
Запишите по образцу.
Что общего в записи данных
чисел?
Называют число (781).
Называют разряды и
единицы
каждого
разряда.
Записывают
по
образцу.
Называют числа (780).
Называют разряды и
единицы
каждого
разряда.
Записывают
по
образцу.
Предметные: чтение,
запись
трехзначных
чисел; замена суммой
разрядных
слагаемых.
Познавательные:
анализ,
обобщение,
сравнение,
классификация,
доказательство.
Коммуникативные:
формирование
умения
общаться
с
учителем.
Использование
критериев
для
обоснования
своего
суждения.
3
Почему я предложила записать
именно трехзначные числа?
Какие
операции
вы
умеете
выполнять
с
трехзначными
числами?
Проверим ваши знания.
Игра
«Молчанка».
Я
считаю,
что
число,
в
котором
8 с. 7 дес. 5 ед.-875.
Я считаю, что если число 938
ум. на 1, получится 937.
Я считаю, что число 231 при
счете называем раньше, чем
229.
Я считаю, в числе 372 – 3 с. 2
дес. 7 ед.
Я
считаю,
что
число,
в
котором 5 с. 6 дес. 2 ед.- 652.
Я считаю, что если число 79
увеличить
в
10
раз,
то
получится 790.
Но астронавту важно не только
Обобщают
собственные знания о
нумерации
трехзначных
чисел:
читать,
записывать,
образовывать след. и
предыдущее, ум.-ув. в
10, 100 раз, разбивать
на
разрядные
слагаемые.
Обратная
связь
при
помощи
сигнальных
карточек.
4
уметь
быстро и правильно
считать, но и помнить о защите
галактики
от
космического
мусора!
Решите
задачу
на
экологическую тему. СЛАЙД
Астронавты
космического
корабля «Пегас» утилизируют
меньше космического мусора,
чем астронавты корабля
«Браво».
Астронавты
же
корабля «Гермес» утилизируют
мусора
больше,
чем
астронавты
«Браво».
Кто
активнее
защищает
космическое
пространство?
Кто
хуже
заботится
об
окружающей среде?
Есть возражения? СЛАЙД
Оцените готовность к полёту.
Отправляемся в путь. Мы
попали в «Математическую
туманность». Выполните
задание, сравните числа. (На
доске записаны пары чисел для
Рассуждают.
«Гермес»
«Пегас»
Оценивают
свои
достижения.
Комментируют
алгоритм
сравнения
двузначных чисел
Личностные:
оценка
достижений
Познавательные:
анализ,
обобщение,
сравнение,
5
сравнения)
54_ 44 735_635
67_68
894_854
99__90 930_931
С единиц какого разряда
начинаем сравнение?
Комментируйте свои действия.
классификация,
доказательство.
Регулятивные:
пробное
учебное
действие;
фиксирование
проблемы.
III.
Постановка
учебной задачи
Выявление
и
фиксация места и
причины
затруднения.
Какие записи вызвали
затруднения? Почему?
Фиксируют проблему
(алгоритм
сравнения
трехзначных чисел).
Познавательные:
ориентирование
в
системе
имеющихся
знаний; определение
границ.
Регулятивные:
постановка
и
формулировка
проблемы.
IV.
Открытие
новых знаний.
Постановка цели
учебной
деятельности,
выбор способа и
средств
ее
реализации
Сформулируйте тему урока.
СЛАЙД. Сравнение
трехзначных чисел.
Какую цель ставите перед
собой? Чему должны
научиться?
Слайд. Научиться сравнивать
трехзначные числа.
Составьте план действий по
изучению темы.
Слайд. 1.Познакомиться с
алгоритмом сравнения
Формулируют тему.
Формулируют цель.
Формулируют план
действий.
Регулятивные:
целеполагание,
самостоятельное
выделение
и
формулировка
познавательной цели,
планирование
Коммуникативные:
формирование
умения
общаться
с
учителем.
6
Физминутка
Построение
и
фиксация нового
знания
трехзначных чисел. 2.
Отработать способы
сравнения трехзначных
чисел.
Для того, чтобы справиться с
первой задачей , отправимся к
созвездию Гениальных
открытий. Выйдите из-за парт.
Космонавтам нужен отдых!
Раз,
два
-
стоит
ракета.
Три,
четыре
-
космолёт.
Руки в стороны - в полет
Отправляем
космолёт.
Правое
крыло
вперед,
Левое
крыло
вперед.
Раз,
два,
три,
четыре,
Полетел наш космолёт.
Итак, мы в созвездии.
Я
предлагаю
вам
самим
открыть новое знание. Какую
форму
работы вы выберите?
Почему?
Повторяют движения
Определяют
вид
работы
в
группе.
Аргументируют.
Работают в группе.
Коммуникативные:
умение
общаться
в
группе;
оформление
мысли
в
устной
форме.
Познавательные:
7
Кто
готов
объяснить,
как
сравнивали числа первой пары?
С
единиц
какого
разряда
начинали
сравнивать?
Кто
согласен?
….второй
пары?
С
единиц
какого
разряда
начинали
сравнивать?
У
кого
возражения?
….третьей
пары?
С
единиц
какого
разряда
начинали
сравнивать? Кто согласен?
Что
можно
сказать
об
алгоритме
сравнения
двузначных
и
трехзначных
чисел? С единиц какого разряда
начинаем сравнивать?
Проговорите
алгоритм
сравнения с опорой на разряд.
В
каком
источнике
можно
проверить
правильность
рассуждений, выводов?
Прочитайте алгоритм _ с. 50.
Повторите.
(На
доске
алгоритм
_
опорные карточки)
Объясняют способы
сравнения
трехзначных чисел с
опорой на разряд.
Проговаривают ,
читают текст
учебника, повторяют
алгоритм сравнения
трехзначных чисел
построение
логической
цепи
рассуждения,
доказательство.
Предметные: умение
правильно
выстраивать
предложение
при
устных
ответах
по
теме.
V.
Первичное
Применение
- Итак, вы открыли знания, как
Выбор этапа из плана
Предметные: умение
8
закрепление
во
внешней речи.
Зрительная
нового знания в
типовых заданиях
сравнивать трехзначные числа.
Каким будет следующий шаг?
Для этого отправляемся
на
планету
«Математических
расчетов».
№ 2 с.50. Объясните, пользуясь
алгоритмом.
Как выдумаете, для чего
необходимо умение сравнивать
числа?
Выполним № 1 с.50.
О чём говорится в задаче? Что
известно? Что нужно сделать?
Какую форму работы вы
выберите? Почему?
Краткую запись не оформляйте,
только решение.
Кто готов объяснить ход
рассуждения? С единиц какого
разряда начинали сравнение?
Кто согласен? Есть
возражения?
действий:
отработка
способов
сравнения
трёхзначных чисел.
Объясняют постановку
знаков, пользуясь
алгоритмом сравнения
(по цепочке 3-ое у
доски, ост.- с места с
комментированием).
Решение задач.
Работают в парах.
По
алгоритму
записывают
числа
в
порядке убывания.
Комментируют,
пользуясь алгоритмом.
сравнивать
трёхзначные числа и
объяснять
способ
сравнения.
Познавательные:
умение излагать свое
мнение
и
аргументировать его.
Выполнение
действий
по
алгоритму
Коммуникативные:
формирование
умения
общаться
с
учителем; работать в
паре;
слушать
и
понимать
речь
других;
использование
критериев
для
обоснования
своего
суждения
9
физминутка
(круги)
Выполняют движения
VI.
Самостоятельная
работа
с
самопроверкой
по эталону
Самопроверка
умения
применять новое
знание в типовых
условиях
Какой следующий шаг, чтобы
проверить свои знания?
Откройте ноутбуки. Задание №
6.
Кто
выполнил
все
задания
верно?
Допустил
одну
(две,
три)
ошибки? Где? Выводы?
Выполняют задание №
6(«Академия
младшего
школьника»_
«Математический
экзамен»).
Анализируют ошибки.
Регулятивные:
контроль, коррекция.
Познавательные:
выполнение действий
по алгоритму
VII. Включение в
систему знаний и
повторение
Включение
нового знания в
систему
знаний,
повторения
и
закрепления
ранее изученного.
Дифференциация
.
Наше
путешествие
заканчивается.
Но,
чтобы
вернуться
на
Землю,
надо
преодолеть
Метеоритный
дождь.
Перед вами карточки. СЛАЙД
Оцените
свои
достижения,
усвоение
новой
темы
и
выберите
соответствующий
номер задания. Выполните.
1.
Сравни.(1 уровень)
961_ 965
834_734
502_512
2.
Сравните , не подставляя
цифры. ( 2 уровень)
9*1_6*0
4**_4*
Определяются
с
заданием по уровню
сложности.
Аргументируют.
Выполняют
задание
по теме. Анализируют.
Регулятивные:
контроль, коррекция,
оценка.
Познавательные:
умение
проводить
анализ
учебного
материала;
излагать
свое
мнение
и
аргументировать его.
10
*8_**8
Кто выбрал №1? Почему?
Кто выбрал № 2? Почему?
Выполните. (либо_ Подпишите
листы. С этого задания мы
начнем
математическую
разминку на след.уроке)
VIII.
Рефлексия
учебной
деятельности
Соотнесение
цели урока и его
результатов,
самооценка
работы на уроке,
осознание метода
построения
нового знания
Мы удачно вернулись домой.
Какое
открытие
сделали
на
уроке?
Какую цель ставили в начале
урока?
Вы
достигли
поставленной
цели? Отметьте на шкале, на
листах самооценки.
Оцените свою деятельность на
уроке
на
шкале,
на
листах
самооценки.
Озвучивание оценок за урок.
Отвечают на вопросы
Оценивают
свою
деятельность.
Личностные: умение
оценивать
свои
достижения.
Регулятивные:
саморегуляция.
Коммуникативные:
осознанное
и
произвольное
построение речевого
высказывания
в
устной
форме,
рефлексия
способов
действия.
11
_______________________________________________________
1.
Сравни.
961 965
834 734
502 512
2.
Сравните, не подставляя цифры.
9*1 6*0
4** 4*
*8 **8
____________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________
1.
Сравни.
961 965
834 734
502 512
2.
Сравните, не подставляя цифры.
9*1 6*0
4** 4*
*8 **8
____________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________
1.
Сравни.
961 965
834 734
502 512
2.
Сравните, не подставляя цифры.
9*1 6*0
4** 4*
*8 **8
12
1. Сравниваю
сотни
13
2. Сравниваю
десятки
14
3.Сравниваю
единицы
15
План полёта
(маршрутный лист)
1.
« Стартовая
диагностика»
( актуализация знаний).
2.
«Математическая
туманность»
(постановка учебной задачи;
выявление затруднения).
3.
«Созвездие Гениальных
открытий»
(открытие новых знаний;
построение алгоритма
рассуждений).
4.«Планета Математических
расчетов»
(применение нового знания в
типовых заданиях; самопроверка ).
5. «Метеоритный дождь»
16
(выбор задания по уровню
сложности)
5. «Возвращение »
(самоанализ)
17
18