Автор: Кузьмичева Ольга Павловна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОАУ №124 "Василек"
Населённый пункт: города Орска, Оренбургской области
Наименование материала: Конспект занятия
Тема: Путешествие на северный полюс.
Раздел: дошкольное образование
Конспект познавательного занятия в подготовительной группе
«Путешествие на северный полюс»
Цель: формировать и систематизировать знания детей о северном полюсе и
животных. Расширить представление детей об образе жизни животных Севера.
Задачи:
Образовательные:
расширить
знания
об
образе
жизни
животных
Арктики;
систематизировать представления детей о способах приспособления животных к
климатическим условиям; дать представление о том, что пингвин и белый медведь
живут
на
разных
полюсах;
закреплять
умение
составлять
рассказ-описание
о животных Севера.
Развивающие:
развивать
любознательность,
внимание,
мышление,
память,
наблюдательность, общую моторику; развивать связную речь, умение анализировать,
обобщать и делать выводы.
Воспитательные: воспитывать у детей чувство любви и доброты по отношению к
окружающему миру.
Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания,
доброжелательности, самостоятельности.
Оборудование: музыкальное сопровождение, масло, емкость для воды, ватные диски,
салфетки, изображение животных севера, цветик-семицветек, посылка, картинки
одежды, медали «Юные полярники».
Ход НОД
Орг. момент:
Воспитатель: Ребята, сегодня утром, пока вас еще не было, приходил почтальон и вручил
бандероль, адресованную детям группе «Солнышко».
Воспитатель: Вы хотите узнать, что находится в бандерольке? (Дети: да)
Воспитатель: Посмотрите, какой необыкновенный цветок, у него лепестки разного цвета.
Как он называется? Из какой сказки? (Дети: Цветик-семицветен)
Воспитатель: Интересно, а зачем нам его прислали?(Ответ детей).
Воспитатель: А еще здесь есть записка: «Дорогие ребята! Мы приглашаем вас посетить
наш материк, вы узнать много интересного о жизни животных. А поможет вам цветик –
семицветек с заданиями очутиться на нашем материке.
Воспитатель: интересно и кто его нам прислал, как вы думаете ребята? (Дети: животные
севера).
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что такое север?(Дети: Место, где всегда зима, где
всегда холодно).
Воспитатель: Ребята, я приглашаю вас отправиться в далекое и интересное путешествие,
где мы узнаем много нового и интересного. Вы согласны? (Ответы детей)
Воспитаете: ребята там наверно очень холодно, нам надо взять теплые вещи. Что мы
собой возьмем из одежды?
Воспитаете: Посмотрите здесь столько много вещей нам нужно выбрать только то что мы
собой возьмем на северный полюс.
(Дети: куртки, сапоги, воришки и.тд.)
Воспитатель: вот мы и готовы к путешествию. Отрываем лепесточек.
«1, 2, 3 повернись и на Северном полюсе очутись».
Основная часть
Воспитатель: Ребята, как здесь холодно. Арктика находится на Северном полюсе. Это
ледяная пустыня. Северный Ледовитый океан в этом месте покрыт льдом, толщина
которого равна высоте 3-х этажного дома. В этих местах холодно в течение всего года; и
зимой и летом. Летом здесь температура -30, а зимой -82. Люди здесь не живут, иногда
отправляются экспедиции для изучения и наблюдений.
Воспитатель: кто знает как называют этих людей? (Дети полярники)
Воспитатель:
Полярник — участник полярных экспедиций, исследователь полярных
районов, зимовщик на полярной или дрейфующей станции.
Воспитатель: Здесь день с ночью не чередуются как у нас. На полгода солнце скрывается
за горизонтом, а затем также долго не сходит с неба (называют белые ночи). Животные
хорошо приспособлены для жизни при низких температурах. Многие полярные животные
большие по величине и покрыты толстым слоем жира, что помогает сохранить тепло
(тюлени, моржи, пингвины). У тех, кто живет на земле – теплая густая шерсть, а у птиц –
множество густых перьев. Шерсть или перья охватывают воздух вокруг тела, сохраняя
теплоту животных.
Воспитатель: Ой а это что такое? (Дети: Льдина)
Воспитатель: ребята это айсберг. 2-лепесточек отрываем кто там спрятался узнаем
Он медлительный, клыкастый,
Лапы у него как ласты,
У него клыки, как сабли,
Мех короткий, но густой.
Угадайте-ка ребятки,
Что за богатырь такой…
(Морж)
Воспитатель: Чем покрыто тело моржа? (Жиром).
Воспитатель: Зачем моржу столько много жира? (чтоб не замерзнуть в холодной воде).
Воспитатель: Как называются ноги моржа? (ласты).
Воспитатель: Морж какой? (клыкастый, неуклюжий на суше,ловкий в воде, ластоногий,
сильный).
Воспитатель: Что есть у моржа на морде? (Клыки).
Воспитатель:
Для чего они нужны моржу? (Длинные клыки нужны для защиты от
врагов, помогать при выходе из полыньи, движении по льду).
Воспитатель: Морж тоже полярный житель. Большое неуклюжее животное с коричневой
кожей, под которой толстый слой сала. Шерсти у моржа нет. На морде у этого великана
клыки. Они ему нужны для того, чтобы взбираться на льдину. Воткнется морж острыми
клыками в льдину, подтянется и оказывается на ней. Во время плавания моржу помогают
ласты. Ластами морж работает как веслами. Питается морж рыбами, ракушками,
водорослями.
Воспитатель:
Посмотрите-ка, а это кто нам гордо головой кивает.
Словно царскую корону,
Носит он свои рога.
Ест лишайник, мох зелёный.
Любит снежные луга.
(Олень)
Воспитатель: Тело оленя покрыто густой серой или коричневой шерстью. Рога его
похожи на ветки деревьев.
Посмотрите, какие стройные, сильные ноги у оленя! Оленю нужны такие ноги, чтобы он
убегал от врагов.
Воспитатель: Кто Враки Северного Оленя?(Дети: медведь, северный волк.)
Широкие копыта помогают оленю не проваливаться в снег, добывать себе под снегом
корм, разрывать снег ногами до земли.
Северные олени едят сухую траву, ветки, кору деревьев и кустарников, мхи и
лишайники. И еще олени любят соль, поэтому, когда сбрасывают рога, их обгрызают.
Олени приносят неоценимую пользу народу Севера. Оленье мясо едят, оно очень вкусное;
из оленьих шкур делают чум – жилье, шьют одежду – малицу, обувь – унты; оленьи
шкуры – очень теплые. Еще олени возят людей.
Воспитатель: давайте поиграем с оленем и немножко согреемся . 3 –лепесток отрываю
играть желаю.
Физкультминутка.
У оленя дом большой, (Руки над головой – изображаем крышу дома)
Он сидит, глядит в окошко. (Правым кулачком подпираем щёчку, левой рукой
поддерживаем правую)
Зайка по полю бежит, (Бег на месте)
В дверь к нему стучит: (Топот ногами, руки на поясе)
«Тук-тук, дверь открой, (Имитация стука в дверь поочерёдно каждой рукой)
Там в лесу охотник злой». (Руки на поясе, поворачиваемся вправо и влево)
«Зайка, зайка, забегай! (Зазывание движения рукой)
Лапку мне давай». (Протягиваем руки с открытой ладонью)
Воспитатель: Ребята вы согрелись? Надо идти дальше.
Воспитатель: дети а вы слышите как шуршит снег под ногами? (Дети: да)
Давайте с вами вместе по шуршим : Ш-Ш-Ш-Ш.
Воспитатель: давайте воспользуемся нашем волшебным цветочком чтобы найти еще
животных.
4- лепесточек отрываем северных зверей найти желаю.
Воспитатель: ребята посмотрите кто это там на льдине? (Дети Медведь)
Воспитатель: Ребята, вы знаете. Какое самое большое, сильное и выносливое животное
Севера? (Дети: Белый медведь.)
Воспитатель: Белый медведь.
Воспитатель: Какой он? (Большой, сильный, толстопятый).
Воспитатель: ребята а вы знаете какого цвета кожа у медведя? (Дети: черная.)
Воспитатель: правильно! Ребята, а вы знаете зачем это? (Дети: чтобы медведю было
тепло).
Воспитатель: правильно! . Кожа под белой шерстью черная и помогает аккумулировать
тепло.
Воспитатель: А как вы думаете, белые медведи впадают в спячку? (Дети: нет, они не
боятся холода и у них всегда есть еда).
Воспитатель: все правильно. Ребята, а чем питаются медведи? (Дети: рыбой!)
Воспитатель: правильно, ребята! Он питается рыбой, но главное его лакомство – тюлени.
Он подползает к своей жертве, совершает бросок и мощным ударом лапы выбрасывает
тюленя на берег.
Воспитатель: 5- И последнее задание, на смекалку: Почему белый медведь не охотиться
на пингвинов?
(Дети: Пингвины живут на южном полюсе, в Антарктиде).
А еще белые медведи умеют плавать и нырять, проводя под водой до 7 минут и совсем не
мерзнут.
Когда медведь выходит из воды он хорошенько встряхивается. Как вы думаете, почему
медвежьи лапы не примерзают ко льду? Потому что они меховые и мех длинный
пропитан жиром, поэтому вода не остается на лапах. Чтобы понять, как медведь
приспособился к таким условиям, мы проведем опыт.
Но чтобы провести опыт нам с вами нужно вернуться в детский сад. Где наш волшебный
цветочек.
Воспитатель:. 6-е задание (беру лепесток).: «Лети, лети лепесток, через запад на восток,
через север, через юг, возвращайся, сделав круг. лишь коснешься ты земли, будь по-моему
вели. Вели, чтобы мы очутились в нашем детском саду «Василек».
Заключение:
Опыт.
Воспитатель:. Посмотрите ребята у вас емкость с водой опустите руку и сразу же выньте
ее. Посмотрите на нее внимательно, она – мокрая, т. е. покрыта тонким слоем воды. И
если бы сейчас ударил мороз, то эта вода превратилась бы в корочку льда. Теперь вытрите
руки. Возьмите ватный тампон и слегка смажьте их маслом (т. е жиром). Снова опустите
руку в воду и выньте ее.
Воспитатель:. Что вы заметили? (дети: вода уже не покрывает всю руку, она собралась
капельками).
Воспитатель:. если руку встряхнуть, эти капли с руки слетят. На руке воды не будет,
значит в мороз нечему будет превращаться в лед.
Воспитатель:. Теперь объясните случай с белым медведем. Что происходит когда он
выходит из воды?
(ответы детей у медведя жир на лапках и вода стекает с лап).
Итог:
Воспитатель: ребята у нас остался последний 7-ой лепесток, что он нам приготовил? За
вашу любознательность, за активно выполненные задания, за интерес к жизни животных,
вам вручаются медали «Юные полярники» (вручаю). Я надеюсь, что вы и дальше будете
интересоваться жизнью животных не только Арктики, но и других материков!