Напоминание

"Развитие связной речи и воображения у детей с Тяжелыми нарушениями речи посредством инновационной технологии "СТОРИТЕЛЛИНГ"


Автор: Мартынова Татьяна Александровна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ № 16 "Детский сад" г. Кингисеппа
Населённый пункт: город Кингисепп, Ленинградская область
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие связной речи и воображения у детей с Тяжелыми нарушениями речи посредством инновационной технологии "СТОРИТЕЛЛИНГ"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Развитие связной речи и воображения у детей с ТНР посредством

инновационной технологии «СТОРИТЕЛЛИНГ»

Развитие

связной

речи

является

центральной

задачей

речевого

воспитания

детей.

Это

обусловлено,

прежде

всего,

ее

социальной

значимостью и ролью в формировании личности. Именно, в связной речи

реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь

- высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет

уровень речевого и умственного развития ребенка.

В настоящее время в образовательной практике накоплено достаточное

количество методик, научных трудов, статей по развитию связной речи

дошкольников. Многие педагоги успешно используют в своей работе

техники и технологии, заимствованные из других научных сфер. Техника

«сторителлинг», заимствованная из сферы маркетинга, заинтересовала нас

тем, что позволяет расширить возможности для развития и обогащения речи,

воображения и коммуникативных навыковдетей старшего дошкольного

возраста.

Сторителлинг – педагогическая техника, выстроенная в применении

историй с конкретной структурой и интересным героем, которая направлена

на разрешение педагогических вопросов воспитания, развития и обучения.

Термин «сторителлинг» возник от английского слова storytelling и в переводе

означает

«рассказывание

историй,

способ

передачи

информации

и

нахождение смыслов через рассказывание историй». Однако, в русском

языке этому термину имеется весьма хороший синоним – «сказительство»,

подразумевая под собой исполнение сказаний, искусство увлекательного

рассказа.

Сторителлинг

был

разработан

и

успешно

опробован

на

собственном

опыте

Дэвидом

Армстронгом,

руководителем

крупной

корпорации. Неумение связно выражать свои мысли является одной из

проблем современных школьников, а это влияет на качество обучения, на

полноценное

развитие

каждого.

Монологическая

речь

у

старших

дошкольников, особенно имеющих речевые нарушения, вызывает большие

трудности. Неподготовленному ребенку трудно запомнить даже небольшой

текст. Обычно воспитанники произносят монологи невыразительно и без

особого желания.

Цель сторителлинга – захватить внимание детей с начала повествования и

удерживать его в течение всей истории, вызвать симпатию к герою, донести

основную мысль истории.

Задачи:

• развивать творческое мышление, воображение;

• развивать грамматически правильную речь;

• способствовать раскрытию талантов и самовыражению.

• наглядно мотивировать поступки героев;

• научиться умственному восприятию и переработке информации,

• cформировать желание общаться.

Педагогический сторителлинг как техника подачи познавательной инф

ормации выполняет следующие функции: наставническая, мотивирующая, во

спитательная, образовательная, развивающая.

Выделяют несколько видов педагогического сторителлинга: классическ

ий, активный, цифровой.

В

классическом

сторителлинге

реальная ситуация из жизни (или вымы

шленная история) рассказывается самим педагогом. Дети только слушают и в

оспринимают информацию. При использовании классического сторителлинг

а педагог передает детям конкретную информацию: правила, теории и пр., ко

торые представлены в насыщенной форме запоминающейся истории.

Но важно не только рассказывать детям истории, но и давать возможно

сть самим детям создавать и рассказывать их. Придумывать их самостоятель

но, а не просто пересказывать чьи-то. Это и есть активный сторителлинг. В а

ктивном сторителлинге педагогом может задаваться основа события и слуша

тели стремительно вовлекаются в процесс формирования истории.

Цифровой сторителлинг:

формат сторителлинга, в котором рассказывание истории дополняется визуал

ьными компонентами через ИКТ. Нетрадиционная техника сторителлинга с

использованием «Кубиков историй». Суть игры в том, что вы бросаете

кубики на стол и начинаете историю со слов «Однажды…» или «Давным-

давно…», «Хочу рассказать, как я…», «Я сегодня шла в детский сад и

увидела…»,

«Когда-то…»,

нанизывая

на

нить

повествования

все

изображения, которые выпали на верхних гранях кубиков, начиная с того,

который первым привлёк ваше внимание.

Правила игры: договориться, кто начинает первым, кто продолжает,

кто заканчивает. Первый игрок достаёт из «волшебного мешочка» кубик,

бросает его в зависимости от выпавшего изображения начинает рассказывать

историю. Последующие игроки совершают такое же действие и продолжают

историю,

не теряя нить повествования.

Первый ребёнок достаёт из

волшебной шкатулки кубик, бросает его, и в зависимости от выпавшей

картинки начинает рассказывать увлекательную историю. Затем следующий

ребёнок достаёт и бросает кубик и продолжает историю, не теряя нить

рассказа.

Сначала задачу можно упростить т. к. не у всех детей в достаточной

степени развиты коммуникативные

способности.

Поэтому

сначала

составлять истории можно по очереди. Например, первый кубик бросает

ребёнок, а следующий - воспитатель, и т. д. Таким образом, взрослый сможет

направлять и корректировать сюжетную линию в нужном направлении.

Наборы

кубиков

историй

следующих

типов:

- набор, где каждый из кубиков содержит картинки только одной категории

(на одном изображены только волшебные предметы, на другом - сказочные

герои, на третьем - погодные явления и др.);

- разноплановые кубики, на гранях которых нанесены изображения из разных

категорий;

- тематические кубики (например, по темам «Транспорт», «Времена года»,

«Сказки» и т.д.).

Таким образом, техника «сторителлинга», которая лежит в основе

игры «Кубики историй»,

открывает

уникальную

возможность

для развития коммуникативной компетенции детей, облегчает запоминание

сюжета, эффективна в процессе рассуждения. Импровизированные рассказы,

как

я

отмечала

выше,

вызывают

наибольший

интерес,

обогащая

фантазию, развивая логику.



В раздел образования