Автор: Мартынова Татьяна Александровна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ № 16 "Детский сад" г. Кингисеппа
Населённый пункт: город Кингисепп, Ленинградская область
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие связной речи и воображения у детей с Тяжелыми нарушениями речи посредством инновационной технологии "СТОРИТЕЛЛИНГ"
Раздел: дошкольное образование
Развитие связной речи и воображения у детей с ТНР посредством
инновационной технологии «СТОРИТЕЛЛИНГ»
Развитие
связной
речи
является
центральной
задачей
речевого
воспитания
детей.
Это
обусловлено,
прежде
всего,
ее
социальной
значимостью и ролью в формировании личности. Именно, в связной речи
реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь
- высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет
уровень речевого и умственного развития ребенка.
В настоящее время в образовательной практике накоплено достаточное
количество методик, научных трудов, статей по развитию связной речи
дошкольников. Многие педагоги успешно используют в своей работе
техники и технологии, заимствованные из других научных сфер. Техника
«сторителлинг», заимствованная из сферы маркетинга, заинтересовала нас
тем, что позволяет расширить возможности для развития и обогащения речи,
воображения и коммуникативных навыковдетей старшего дошкольного
возраста.
Сторителлинг – педагогическая техника, выстроенная в применении
историй с конкретной структурой и интересным героем, которая направлена
на разрешение педагогических вопросов воспитания, развития и обучения.
Термин «сторителлинг» возник от английского слова storytelling и в переводе
означает
«рассказывание
историй,
способ
передачи
информации
и
нахождение смыслов через рассказывание историй». Однако, в русском
языке этому термину имеется весьма хороший синоним – «сказительство»,
подразумевая под собой исполнение сказаний, искусство увлекательного
рассказа.
Сторителлинг
был
разработан
и
успешно
опробован
на
собственном
опыте
Дэвидом
Армстронгом,
руководителем
крупной
корпорации. Неумение связно выражать свои мысли является одной из
проблем современных школьников, а это влияет на качество обучения, на
полноценное
развитие
каждого.
Монологическая
речь
у
старших
дошкольников, особенно имеющих речевые нарушения, вызывает большие
трудности. Неподготовленному ребенку трудно запомнить даже небольшой
текст. Обычно воспитанники произносят монологи невыразительно и без
особого желания.
Цель сторителлинга – захватить внимание детей с начала повествования и
удерживать его в течение всей истории, вызвать симпатию к герою, донести
основную мысль истории.
Задачи:
• развивать творческое мышление, воображение;
• развивать грамматически правильную речь;
• способствовать раскрытию талантов и самовыражению.
• наглядно мотивировать поступки героев;
• научиться умственному восприятию и переработке информации,
• cформировать желание общаться.
Педагогический сторителлинг как техника подачи познавательной инф
ормации выполняет следующие функции: наставническая, мотивирующая, во
спитательная, образовательная, развивающая.
Выделяют несколько видов педагогического сторителлинга: классическ
ий, активный, цифровой.
В
классическом
сторителлинге
реальная ситуация из жизни (или вымы
шленная история) рассказывается самим педагогом. Дети только слушают и в
оспринимают информацию. При использовании классического сторителлинг
а педагог передает детям конкретную информацию: правила, теории и пр., ко
торые представлены в насыщенной форме запоминающейся истории.
Но важно не только рассказывать детям истории, но и давать возможно
сть самим детям создавать и рассказывать их. Придумывать их самостоятель
но, а не просто пересказывать чьи-то. Это и есть активный сторителлинг. В а
ктивном сторителлинге педагогом может задаваться основа события и слуша
тели стремительно вовлекаются в процесс формирования истории.
Цифровой сторителлинг:
формат сторителлинга, в котором рассказывание истории дополняется визуал
ьными компонентами через ИКТ. Нетрадиционная техника сторителлинга с
использованием «Кубиков историй». Суть игры в том, что вы бросаете
кубики на стол и начинаете историю со слов «Однажды…» или «Давным-
давно…», «Хочу рассказать, как я…», «Я сегодня шла в детский сад и
увидела…»,
«Когда-то…»,
нанизывая
на
нить
повествования
все
изображения, которые выпали на верхних гранях кубиков, начиная с того,
который первым привлёк ваше внимание.
Правила игры: договориться, кто начинает первым, кто продолжает,
кто заканчивает. Первый игрок достаёт из «волшебного мешочка» кубик,
бросает его в зависимости от выпавшего изображения начинает рассказывать
историю. Последующие игроки совершают такое же действие и продолжают
историю,
не теряя нить повествования.
Первый ребёнок достаёт из
волшебной шкатулки кубик, бросает его, и в зависимости от выпавшей
картинки начинает рассказывать увлекательную историю. Затем следующий
ребёнок достаёт и бросает кубик и продолжает историю, не теряя нить
рассказа.
Сначала задачу можно упростить т. к. не у всех детей в достаточной
степени развиты коммуникативные
способности.
Поэтому
сначала
составлять истории можно по очереди. Например, первый кубик бросает
ребёнок, а следующий - воспитатель, и т. д. Таким образом, взрослый сможет
направлять и корректировать сюжетную линию в нужном направлении.
Наборы
кубиков
историй
следующих
типов:
- набор, где каждый из кубиков содержит картинки только одной категории
(на одном изображены только волшебные предметы, на другом - сказочные
герои, на третьем - погодные явления и др.);
- разноплановые кубики, на гранях которых нанесены изображения из разных
категорий;
- тематические кубики (например, по темам «Транспорт», «Времена года»,
«Сказки» и т.д.).
Таким образом, техника «сторителлинга», которая лежит в основе
игры «Кубики историй»,
открывает
уникальную
возможность
для развития коммуникативной компетенции детей, облегчает запоминание
сюжета, эффективна в процессе рассуждения. Импровизированные рассказы,
как
я
отмечала
выше,
вызывают
наибольший
интерес,
обогащая
фантазию, развивая логику.