Автор: Зинина Ольга Петровна
Должность: УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД
Учебное заведение: МБДОУ № 36 Яблонька
Населённый пункт: город Сургут
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Сказкотерапия как средство развития речи
Раздел: дошкольное образование
«Сказкотерапия как средство развития речи дошкольников»
Исполнитель:
Зинина Ольга Петровна
Сургут 2025
Содержание
1. Введение
2. Определение понятия «сказкотерапия». Типология сказок
3. Достоинства сказок
4. Заключение
5. Литература
Введение
Сказкотерапия» - это слово, появившееся в русском языке сравнительно
недавно. И, как свойственно каждому еще не устоявшемуся термину, оно у
разных специалистов вызывает многообразные ассоциации. Для одних
«сказкотерапия» -это лечение сказками. Для других - прием коррекционной
работы, для третьих - способ передачи основных знаний о жизни.
В науке сказкотерапия -одно из самых молодых направлений практической
психологии. Действительно, для направления, для научной школы, 15-20 лет
- срок небольшой. Но, с другой стороны, сказкотерапия - это самый древний
способ поддержки человека с помощью слова. Как только появилась речь,
так сразу появились и первые истории.
К сказкам обращались в своем творчестве известные зарубежные и
отечественные психологи: Э. Фромм, Э. Берн, Э. Гарднер, А. Менегетти, М.
Осорина, Е. Лисина, Е. Петрова, Р. Азовцева, Т. Зинкевич-Евстигнеева и т.д.
Тексты сказок вызывают интенсивный эмоциональный резонанс как у детей,
так и у взрослых. Образы сказок обращаются одновременно к двум
психическим уровням: к уровню сознания и подсознания, что дает особые
возможности при коммуникации. Особенно это важно для коррекционной
работы, когда необходимо в сложной эмоциональной обстановке создавать
эффективную ситуацию общения.
Определение понятия «сказкотерапия». Типология сказок
Сказкотерапия – это активно развивающееся направление в психотерапии. По
словам Станислава Раевского, «сказка помогает психотерапевту и его клиенту
разговаривать на одном языке, дает общую систему символов. Иногда очень
многое можно понять, просто спросив человека, какая у него любимая сказка» .
В информационных источниках определение «сказкотерапия» используют в
разных контекстах, т.к. сказкотерапию используют и в воспитании, и
в образовании, и в развитии, и в тренинговом воздействии, и как инструмент
психотерапии.
Сказкотерапия, как инструмент передачи опыта «из уст в уста». Это способ
воспитания у ребенка особого отношения к миру, принятого у
данного социума
. Сказкотерапия — это способ передачи индивидууму (чаще ребенку)
необходимых моральных норм и правил. Эта информация заложена
в фольклорных сказках и преданиях, былинах, притчах. Древнейший
способ социализации и передачи опыта.
Сказкотерапия как инструмент развития. В процессе слушания, придумывания
и обсуждения сказки у ребенка развиваются необходимые для эффективного
существования фантазия, творчество. Он усваивает основные механизмы
поиска и принятия решений.
Сказкотерапия как нарратив. Слушая и воспринимая сказки человек, встраивает
их в свой жизненный сценарий, формирует его. У малышей этот процесс,
особенно ярок, многие дети просят читать им одну и туже сказку по много раз.
Сказкотерапия как психотерапия. Работа со сказкой направлена
непосредственно на лечение и помощь клиенту. Сказкотерапевт создает
условия, в которых клиент, работая со сказкой (читая, придумывая,
разыгрывая, продолжая), находит решения своих жизненных трудностей и
проблем.
В настоящее время широко известна типология сказок, предложенная
Т.Д.Зинкевич-Евстигнеевой, которая включает в себя художественные
(народные и авторские), психотерапевтические, психокоррекционные,
дидактические, медитативные.
В понимании Т.Д.Зинкевич-Евстигнеевой сказкотерапия – это не просто
направление психотерапии, а синтез многих достижений психологии,
педагогики, психотерапии и философии разных культур.
В связи с этим ею выделяются четыре этапа в развитии сказкотерапии (в
историческом контексте)
1 этап – устное народное творчество;
2 этап – собирание и исследование сказок и мифов (К.Г.Юнг, М.-Л. фон Франц,
Б.Беттельхейм, В.Пропп и др.);
3 этап – психотехнический (применение сказки как повод для
психодиагностики, коррекции и развития личности);
4 этап – интегративный, связанный с «формированием концепции Комплексной
сказкотерапии, с духовным подходом к сказкам, с пониманием сказкотерапии
как природосообразной, органичной человеческому восприятию
воспитательной системы, проверенной многими поколениями наших предков».
Как справедливо указывает сама Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева, художественные
сказки имеют и дидактический, и психокорреционный, и
психотерапевтический, и даже медитативный аспекты.
Сказкотерапия – это молодое, современное и перспективное направление в
практической психологии, которое, используя метафорические ресурсы сказки,
позволяет людям развить самосознание, стать самими собой, и построить
особые доверительные, близкие отношения с окружающими.
Достоинства сказок
Новое видение природы сказок и их содержания дали работы представителей
юнгианской школы. К. Г. Юнг в своих работах отметил, что сказки, мифы,
легенды способствуют психологическим исследованиям, так как в них
находят отражение психическая реальность человека и его внутренние
противоречия. Проведя параллели между сказкой и сном, он указал, что
сказка является отражением коллективного бессознательного в той же мере,
в которой сон отражает бессознательное одного человека.
Развивая идеи К. Г. Юнга, М. Л. фон Франц указала на то, что сказки дают
понимание процессов, протекающих в коллективном бессознательном, и
достаточно чётко отражают базисные паттерны психики.
Созданная в 1968 году Н. Пезешкианом позитивная психотерапия также в
качестве одной из техник предусматривает работу с клиентом посредством
сказочных и бытовых историй. Сам Н. Пезешкиан для этого часто
использовал восточные притчи и сказки.
Психотерапевт сознательно
прокладывает путь к интуиции и фантазии пациента, учил его мыслить в
образах данной истории, тем самым мягко изменяя позицию пациента. Это
особенно важно тогда, когда разум пациента не может справиться с
ситуацией.
Каждая сказочная ситуация имеет множество граней и смыслов. Читая
сказку, мы бессознательно выносим наиболее важный для себя. Со временем
мы меняемся и ту же самую сказку понимаем совсем иначе. При
изменяющихся условиях мы по-другому интерпретируем содержание
историй, обогащая свой прежний опыт новым восприятием. По мнению Н.
Пезешкяна, так "работает" механизм хранения в сказочных историях личного
опыта. А это, в свою очередь, делает пациента более независимым от
психолога.
Творчество немыслимо без фантазии и воображения, которые, в свою
очередь, тесно связаны с развитием чувств. На эту связь указывал и Л.С.
Выготский, отмечая, что «с деятельностью воображения тесно связано
движение наших чувств». Единство в развитии чувств и фантазии приобщает
ребенка к духовному богатству, накопленному человечеством. Сказка же –
это средство приобщения ребенка к миру человеческих судеб, к миру
истории, это «золотой ключик» к изменению мира, к его творческому,
созидательному преобразованию. Фантастический, загадочный мир влечет к
себе не только взрослых, он всегда был объектом пристального внимания
детей всех времен и народов. Ребенок наполовину живет в воображаемом,
нереальном мире, и не просто живет, а активно действует в нем,
преобразовывает его и себя. Ведь именно из этой сокровищницы малыш
черпает сведения о реальности, которой он еще не знает, черты будущего, о
котором он еще не умеет задумываться.
Согласно идеи Л.С. Выготского, психическое развитие опосредствуется
освоением знаковых систем, развернутых в общении ребенка со взрослыми и
культурно преобразующих его деятельность. Такой системой,
опосредствующей психическое развитие ребенка-дошкольника и является
сказка как особый культурологический феномен
Знаменитый американский психолог и психиатр Бруно Беттельхайм
утверждает: “Детям нужны сказки” (так называется его монография), ибо они
являются необходимой пищей для развития личности.
Художественная литература, в том числе сказка, как образное отражение
мира, требует от читателя особых качеств восприятия: творческого
воображения, развитой наблюдательности, чувства образного слова,
авторской позиции и гармонической целостности произведения; понимания
внутренних психологический мотивов поведения литературных героев. Эти
качества в своей совокупности составляют особый вид восприятия –
эстетический. Эстетическое восприятие развивается в результате широкого
знакомства с художественной литературой, овладения необходимыми
знаниями, накопления опыта переживаний и жизненных впечатлений.
Потому так важна серьезная, продуманная работа со сказкой с самого начала
приобщения ребенка к литературе.
Во многих сказках наблюдается четкое разделение добра и зла. Читателям
ясно, кто мешает жить и каким способом его можно победить (психологам и
психотерапевтам хорошо известно, какую огромную работу с пациентом
нужно провести, для того чтобы прийти к такой ясности!). Кроме того,
ребенок видит, что герой, совершивший плохой поступок, обязательно
получит по заслугам. А тот, кто проходит через все испытания, проявляет
свои лучшие качества, обязательно вознаграждается. В этом заключается
закон жизни: как ты относишься к Миру, так и он к тебе.
Есть сказки, в которых, как в жизни, зло выступает под маской добра, а
добрый персонаж имеет непривлекательную личину. Но в любом случае —
справедливость и добро обязательно восторжествуют. Это дает ребенку
чувство психологической защищенности. Что бы ни происходило в сказке,
все заканчивается хорошо. Оказывается, что испытания, выпавшие на долю
героев, были нужны для того, чтобы сделать их более сильными и мудрыми.
Для того чтобы научиться жить и успешно действовать в мире, человеку,
входящему в жизнь, необходимо осознать представшую ему многомерную
вселенную как умопостигаемое целое, по отношению к которому он будет
самоопределяться, искать в нем свое место и прокладывать свои пути. Это
невозможно в отсутствие важнейших пространственных и смысловых
ориентиров, обобщающей схемы мироздания и представления о месте своего
нахождения в ней. Любая человеческая культура обязательно несет в себе
модель мира, созданную данной этнокультурной общностью людей. Эта
модель мира воплощена в мифах, отражена в системе религиозных
верований, воспроизводится в обряда х и ритуалах, закреплена в языке,
материализована в планировке человеческих поселений и организации
внутреннего пространства жилищ. Каждое новое поколение получает в
наследство определенную модель мироздания, которая служит опорой а для
построения индивидуальной картины мира каждого отдельного человек и
одновременно объединяет этих людей какая культурную общность. Такую
модель мира ребенок, а с одной стороны, получает от взрослых, активно
усваивает из культурно - предметной и природной среды, а с другой
стороны, активно строит сам, в определенный момента объединяясь в этой
работе с другими детьми.
Фольклористы, этнографы, культурологи могут многое рассказать о моделях
мира древних египтян и ацтеков, австралийских аборигенов и народов
Сибири, — вопрос же о том, как и кем формируется и что представляет собой
модель мира современных детей, покрыт мраком неизвестности в гораздо
большей степени, чем модель мира алеутских эскимосов.
Можно выделить три главных фактора, определяющих формирование
модели мира ребенка. Первый — это влияние «взрослой» культуры,
активными проводниками которой являются прежде всего родители, а затем
и другие воспитатели.
Второй — это личные усилия самого ребенка, проявляющиеся в разных
видах его интеллектуально-творческой деятельности.
Третий — это воздействие детской субкультуры, традиции которой
передаются из поколения в поколение детей и чрезвычайно значимы в
возрасте между пятью и двенадцатью годами для понимания того, как
освоить мир вокруг.
Для русской народной культуры было характерно стремление дать ребенку
основные ориентиры как можно раньше, впрок, задолго до того, как он будет
этот мир практически осваивать сам. Построение картины мира ребенка
начиналось уже в младенчестве через обращенный к нему материнский
фольклор — колыбельные песни, пестушки, потешки и т. п. Они должны
были обеспечить ребенку целостное мировосприятие и ощущение своей
включённости в общий порядок мироздания, т. е. задать некую систему
основных координат, помогающих ребенку самоопределиться в жизненно
важных отношениях с миром.
Поначалу сам для себя ребенок не существует, являясь как бы «слепым
пятном». Первый этап в осознании человеком факта своего существования в
этом мире начинается через других людей. Это они замечают, что «Я» есть,
выделив ребенка из фона окружающей жизни как значимую фигуру и назвав
его по имени. Такое личное обращение постоянно присутствует в текстах
материнского фольклора, адресованных ребенку.
Образ своего телесного «Я» — это база для развития личности малыша
(равно как и для жизни личности взрослого). Ведь наличие тела — это
критерий истинности утверждения «я существую». Одновременно тело —
это исходная точка отсчета, необходимая для ориентации человека в
окружающем физическом мире, и, как мы увидим позже, главный
измерительный прибор, который все люди используют в процессе освоения
физического пространства.
В телесных играх с детьми, существующих в народной традиции, мать
помогает ребенку ощутить и эмоционально прожить отдельные части его
тела в живом контакте с ее руками. Пальцы рук ребенка, его ладошки,
предплечья, подмышки, головка и т. д. становятся персонажами сюжетных
игр, каждый из которых обладает собственным именем и характером и
исполняет определенную игровую роль.
Очень важно, что эти части тела получают в игре свои названия — имена,
которые многократно повторяются на разные лады. Называние придаёт
частям тела ребенка новое качество существования, они обретают новый
статус. Сначала они становятся осмысленными элементами образа телесного
«Я», которое начинает восприниматься как устойчивая совокупность
тактильных, кинестетических, зрительных, вестибулярных и тому подобных
ощущений, постепенно складывающаяся в целостный образ. А по мере того,
как ребенок научается не только непосредственно чувствовать, но и знать,
где и сколько у него глаз, ушей, пальцев, ртов, носов, по мере того, как он
запоминает их названия, неизменность их местонахождения и
взаиморасположения, — у него начинает складываться схема тела. Схема
тела представляет собой уже обобщенные и объединенные в знаковую
структуру знания о теле — нечто вроде крупномасштабной карты телесного
ландшафта, на которой обозначены наиболее важные пункты. Построение
такой «карты» собственного тела, несомненно, является продуктом
аккультурации и систематизации психотелесного опыта ребенка,
целенаправленно происходящих в процессе его общения с матерью или
няней.
Осмысление ребенком устройства своего телесного «Я» абсолютно
необходимо для нормального умственного и личностного развития. Не
случайно в народной культуре этот процесс направлялся и контролировался
традицией. Столетиями передавались из поколения в поколение тексты
материнского фольклора, обращенные к детям. В них оказались
зафиксированными наиболее удачные по содержанию и по форме способы
обучения ребенка пониманию собственного тела. Образные, рифмованные,
легко запоминающиеся тексты пестушек, потешек, пальчиковых игр были
общеизвестны. А потому даже самая глупая и нерадивая воспитательница,
которая их использовала, волей-неволей развивала ребенка в соответствии с
заложенной в эти тексты культурной программой освоения пространства
телесного «Я».
Если мы обратимся к другим жанрам материнского фольклора, например к
колыбельным песням, то и там обнаружим присутствие культурных
программ, целью которых является символическое представление основных
пространственных координат мира, куда вошел ребенок после появления на
свет.
Упорядочивание, структурирование пространства начинается с фиксации
точки, в которой находится ребенок. В колыбельных песнях част очень
подробно и преувеличенно положительно описывается колыбель — первое
собственное место ребенка в этом мире, его исходное личностное
пространство.
Заключение
Сказкотерапия - это не просто направление, а синтез многих достижений
психологии, педагогики, психотерапии и философии разных культур.
Сказкотерапия - это живой, творческий процесс, который обогащается
детскими находками и озарениями. Слово сказки живет в детском сознании.
В процессе разнообразных сказкотерапевтических занятий воспитанники
черпают множество познаний: первые представления о времени и
пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром; благодаря
сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только
познает, но откликается на события и явления окружающего мира, выражает
свое отношение к добру и злу, таким образом происходит коррекция
личности, расширение эмоционально - поведенческих реакций. В сказке
черпаются первые представления о справедливости и несправедливости.
Сказки позволяют малышу впервые испытать храбрость и стойкость.
Процесс сказкотерапии даёт ребёнку альтернативную концепцию, которую
он может либо принять, либо отвергнуть.
Литература
Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству
Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Игры в сказкотерапии. - СПб.,
2006.
Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. - СПб., 2002
Ханс Дикманн. Юнгианский анализ волшебных сказок. Сказание
и иносказание. Приложение: Методы аналитической психологии.
(Главы из книги) / Перевод Г.Л. Дроздецкой и В.В. Зеленского;
Под общей ред. В.В. Зеленского — СПб.: Академический проект,
2000. - 256 с.
Мария-Луиза фон Франц. Архетипические паттерны в волшебных сказках /
Перев. с англ. В. Мершавки. - М.: Независимая фирма «Класс», 2007. - 256 с.
Осорина М. В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых.