Авторы: Стрекалова Мария Александровна, Чигинева Ирина Викторовна
Должность: педагог-психолог, старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 261
Населённый пункт: город Ростов-на-Дону, Ростовская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Исторический очерк проблемы общественного и семейного воспитания".
Раздел: дошкольное образование
Исторический очерк проблемы общественного и
семейного воспитания
Автор: Стрекалова Мария Александровна - педагог-психолог
высшей категории МБДОУ №261 г.Ростов-на-Дону.
Издавна ведется спор, что важнее в становлении личности: семья или
общественное
воспитание
(детский
сад,
школа,
другие
образовательные
учреждения). Одни великие педагоги склонялись в пользу семьи, другие
отдавали пальму первенства общественным учреждениям.
Та к ,
Я .
А .
Ком е н с к и й
н а з ва л
мат е р и н с ко й
ш кол о й
т у
последовательность и сумму знаний, которые получает ребенок из рук и уст
матери. Уроки матери – без перемен в расписании, без выходных и каникул.
Чем многообразнее и осмысленнее становится жизнь ребенка, тем шире круг
материнских забот. Педагог-гуманист И. Г. Песталоцци говорил о том, что
семья – подлинный орган воспитания, она учит делом, а живое слово только
дополняет
и,
падая
на
распаханную
жизнью
почву,
оно
производит
совершенно иное впечатление.
В
противоположность
им,
социалист-утопист
Роберт
Оуэн
считал
семью одним из зол на пути формирования нового человека. Его идея о
необходимости исключительно общественного воспитания ребенка с ранних
лет активно воплощалась в нашей стране с одновременным низведением
семьи до положения «ячейки» с «отсталыми» традициями и обычаями. В
течение
многих
лет
словом
и
делом
подчеркивалась
ведущая
роль
общественного воспитания в формировании личности ребенка.
После установления в России советской власти дошкольное воспитание
стало делом государственной важности. Детские сады и ясли создавались по
всей
стране
с
целью
воспитания
членов
социалистического
общества
–
общества нового типа. Если до революции основной целью дошкольного
воспитания было гармоничное развитие ребенка, то после нее его целью
стало
формирование,
прежде
всего,
гражданина
советского
государства.
Показательно,
в
связи
с
этим,
отношение
руководителей
дошкольного
воспитания
к
концепции
«свободного
воспитания»,
согласно
которой
воспитание
должно
поощрять
естественное,
не
навязываемое
извне
стихийное развитие ребенка, в котором главная роль принадлежит семье.
Например,
Д.
А.
Лазуркина
призывала
к
борьбе
со
«свободным
воспитанием»,
а
воспитание
в
дошкольных
учреждениях
начали
рассматривать,
как
средство
компенсировать
недостатки
семейного
воспитания, а часто даже и как средство разрушения существовавшего ранее
института
семьи,
средство
борьбы
со
«старой
семьей»,
которая
рассматривалась как помеха или даже враг правильного, т. е. общественного
воспитания.
Дальнейшее развитие подобного рода идеи получили в трудах А. С.
Макаренко: «Семьи бывают хорошие и плохие. Поручиться за то, что семья
может
воспитывать,
как
хочет,
мы
не
можем.
Мы
должны
организовать
семейное воспитание, и организующим началом должна быть школа как
представительница государственного воспитания. Школа должна руководить
семьей».
Макаренко
призывал
педагогические
коллективы
изучать
жизнь
детей в семье с целью улучшения их быта и воспитания, а также влияния на
родителей. При этом семейное воспитание должно было играть подчиненную
роль, зависеть от «заказа общества».
Более глубокие изменения во взаимодействии семьи и дошкольного
учреждения произошли в 90-е гг. Это было связано с реформой образования,
которая
отразилась
на
системе
дошкольного
воспитания.
Изменение
государственной
политики
в
области
образования
повлекло
за
собой
признание положительной роли семьи в воспитании детей и необходимости
взаимодействия с ней.
В
соответствии
с
«Концепцией
дошкольного
воспитания»
(1989)
разрабатывались новые подходы к сотрудничеству с родителями, которые
основывались
на
взаимосвязи
детского
сада
и
семьи.
Дошкольным
учреждениям и родителям предлагалось объединить усилия для развития
личности как детей, так и взрослых.
Комплексные программы последних десятилетий («Детство», «Радуга»,
«Истоки», «Из детство – в отрочество», «Программа воспитания и обучения в
детском
саду»
и
др.)
были
направлены
на
решение
следующих
задач
сотрудничества
с
родителями:
охрана
и
укрепление
физического
и
психического
здоровья
детей,
их
физическое
развитие;
эмоциональное
благополучие каждого ребенка; интеллектуальное развитие, создание условий
для
развития
личности
дошкольника,
его
творческих
способностей;
приобщение детей к общечеловеческим ценностям.
Однако
их
структурный
анализ
показал,
что
в
одних
программах
нечетко
были
указаны
задачи
сотрудничества
с
родителями,
в
других
–
недостаточно конкретно методы и формы. Некоторые программы описывали
преимущественно направления работы педагогического коллектива с детьми
и
в
лучшем
случае
указывали
на
необходимость
сотрудничества
с
их
семьями.
В
настоящее
время,
в
соответствии
с
требованиями
ФГОС
ДО,
важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребенка
является
развитие
конструктивного
взаимодействия
с
семьей. Ведущая
цель этого
взаимодействия
– создание
необходимых
условий
для
формирования ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников и
развития компетентности родителей (способности разрешать разные типы
социальнo-педагогических
ситуаций,
связанных
с
воспитанием
ребенка);
обеспечение
права
родителей
на
уважение
и
понимание,
на
участие
в
жизни детского
сада.
Работа
сотрудников
ДОУ,
в
том
числе
и
психологической службы, направлена на преодоление субординации между
родителями и педагогами, монологизма в отношениях друг с другом, отказ от
привычки критиковать друг друга, умение видеть друг в друге не средство
решения своих проблем, а полноправных партнеров и сотрудников.