Напоминание

"Исторический очерк проблемы общественного и семейного воспитания".


Авторы: Стрекалова Мария Александровна, Чигинева Ирина Викторовна
Должность: педагог-психолог, старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 261
Населённый пункт: город Ростов-на-Дону, Ростовская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Исторический очерк проблемы общественного и семейного воспитания".
Раздел: дошкольное образование





Назад




Исторический очерк проблемы общественного и

семейного воспитания

Автор: Стрекалова Мария Александровна - педагог-психолог

высшей категории МБДОУ №261 г.Ростов-на-Дону.

Издавна ведется спор, что важнее в становлении личности: семья или

общественное

воспитание

(детский

сад,

школа,

другие

образовательные

учреждения). Одни великие педагоги склонялись в пользу семьи, другие

отдавали пальму первенства общественным учреждениям.

Та к ,

Я .

А .

Ком е н с к и й

н а з ва л

мат е р и н с ко й

ш кол о й

т у

последовательность и сумму знаний, которые получает ребенок из рук и уст

матери. Уроки матери – без перемен в расписании, без выходных и каникул.

Чем многообразнее и осмысленнее становится жизнь ребенка, тем шире круг

материнских забот. Педагог-гуманист И. Г. Песталоцци говорил о том, что

семья – подлинный орган воспитания, она учит делом, а живое слово только

дополняет

и,

падая

на

распаханную

жизнью

почву,

оно

производит

совершенно иное впечатление.

В

противоположность

им,

социалист-утопист

Роберт

Оуэн

считал

семью одним из зол на пути формирования нового человека. Его идея о

необходимости исключительно общественного воспитания ребенка с ранних

лет активно воплощалась в нашей стране с одновременным низведением

семьи до положения «ячейки» с «отсталыми» традициями и обычаями. В

течение

многих

лет

словом

и

делом

подчеркивалась

ведущая

роль

общественного воспитания в формировании личности ребенка.

После установления в России советской власти дошкольное воспитание

стало делом государственной важности. Детские сады и ясли создавались по

всей

стране

с

целью

воспитания

членов

социалистического

общества

общества нового типа. Если до революции основной целью дошкольного

воспитания было гармоничное развитие ребенка, то после нее его целью

стало

формирование,

прежде

всего,

гражданина

советского

государства.

Показательно,

в

связи

с

этим,

отношение

руководителей

дошкольного

воспитания

к

концепции

«свободного

воспитания»,

согласно

которой

воспитание

должно

поощрять

естественное,

не

навязываемое

извне

стихийное развитие ребенка, в котором главная роль принадлежит семье.

Например,

Д.

А.

Лазуркина

призывала

к

борьбе

со

«свободным

воспитанием»,

а

воспитание

в

дошкольных

учреждениях

начали

рассматривать,

как

средство

компенсировать

недостатки

семейного

воспитания, а часто даже и как средство разрушения существовавшего ранее

института

семьи,

средство

борьбы

со

«старой

семьей»,

которая

рассматривалась как помеха или даже враг правильного, т. е. общественного

воспитания.

Дальнейшее развитие подобного рода идеи получили в трудах А. С.

Макаренко: «Семьи бывают хорошие и плохие. Поручиться за то, что семья

может

воспитывать,

как

хочет,

мы

не

можем.

Мы

должны

организовать

семейное воспитание, и организующим началом должна быть школа как

представительница государственного воспитания. Школа должна руководить

семьей».

Макаренко

призывал

педагогические

коллективы

изучать

жизнь

детей в семье с целью улучшения их быта и воспитания, а также влияния на

родителей. При этом семейное воспитание должно было играть подчиненную

роль, зависеть от «заказа общества».

Более глубокие изменения во взаимодействии семьи и дошкольного

учреждения произошли в 90-е гг. Это было связано с реформой образования,

которая

отразилась

на

системе

дошкольного

воспитания.

Изменение

государственной

политики

в

области

образования

повлекло

за

собой

признание положительной роли семьи в воспитании детей и необходимости

взаимодействия с ней.

В

соответствии

с

«Концепцией

дошкольного

воспитания»

(1989)

разрабатывались новые подходы к сотрудничеству с родителями, которые

основывались

на

взаимосвязи

детского

сада

и

семьи.

Дошкольным

учреждениям и родителям предлагалось объединить усилия для развития

личности как детей, так и взрослых.

Комплексные программы последних десятилетий («Детство», «Радуга»,

«Истоки», «Из детство – в отрочество», «Программа воспитания и обучения в

детском

саду»

и

др.)

были

направлены

на

решение

следующих

задач

сотрудничества

с

родителями:

охрана

и

укрепление

физического

и

психического

здоровья

детей,

их

физическое

развитие;

эмоциональное

благополучие каждого ребенка; интеллектуальное развитие, создание условий

для

развития

личности

дошкольника,

его

творческих

способностей;

приобщение детей к общечеловеческим ценностям.

Однако

их

структурный

анализ

показал,

что

в

одних

программах

нечетко

были

указаны

задачи

сотрудничества

с

родителями,

в

других

недостаточно конкретно методы и формы. Некоторые программы описывали

преимущественно направления работы педагогического коллектива с детьми

и

в

лучшем

случае

указывали

на

необходимость

сотрудничества

с

их

семьями.

В

настоящее

время,

в

соответствии

с

требованиями

ФГОС

ДО,

важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребенка

является

развитие

конструктивного

взаимодействия

с

семьей. Ведущая

цель этого

взаимодействия

– создание

необходимых

условий

для

формирования ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников и

развития компетентности родителей (способности разрешать разные типы

социальнo-педагогических

ситуаций,

связанных

с

воспитанием

ребенка);

обеспечение

права

родителей

на

уважение

и

понимание,

на

участие

в

жизни детского

сада.

Работа

сотрудников

ДОУ,

в

том

числе

и

психологической службы, направлена на преодоление субординации между

родителями и педагогами, монологизма в отношениях друг с другом, отказ от

привычки критиковать друг друга, умение видеть друг в друге не средство

решения своих проблем, а полноправных партнеров и сотрудников.



В раздел образования