Напоминание

Формирование профессионально-ценностного самоопределение учащихся профильных классов на уроках английского языка в условиях многопрофильного обучения в старших классах (на примере химико-биологического профиля)


Автор: Дмитриева Татьяна Валентиновна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ "Многопрофильный лицей №11 им. В.Г.Мендельсона"
Населённый пункт: г.Ульяновск
Наименование материала: статья
Тема: Формирование профессионально-ценностного самоопределение учащихся профильных классов на уроках английского языка в условиях многопрофильного обучения в старших классах (на примере химико-биологического профиля)
Раздел: среднее образование





Назад




МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«УЛЬЯНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ И.Н.УЛЬЯНОВА»

Факультет образовательных технологий и непрерывного образования

Кафедра методики гуманитарного и поликультурного образования

Итоговая аттестационная работа по теме

«ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНОГО

САМООПРЕДЕЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ПРОФИЛЬНЫХ КЛАССОВ НА

УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В УСЛОВИЯХ

МНОГОПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В СТАРШИХ КЛАССАХ (НА

ПРИМЕРЕ ХИМИКО-БИОЛОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ)»

Работу выполнила:

Дмитриева Татьяна Валентиновна

Слушатель курсов группы ИНО-1,

учитель английского языка МБОУ

«Многопрофильный лицей №11 им.

В.Г.Мендельсона» г.Ульяновска.

Ульяновск 2024г.

1

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

Глава 1 Проблемы и задачи профильного образования в России 4

1.1 Общественный запрос на профилизацию школы 4

1.2 Цели профильного обучения 5

1.3 Принципы профильного обучения 6

Выводы по Главе 1 8

Глава 2 Роль и место уроков английского языка в профильном обучении 10

2.1

Потенциал

предмета

«Английский

язык»

в

становлении

личности

старшеклассника 10

2.2 Содержание обучения по курсу «Медицинский английский» в профильном

химико-биологическом классе 15

Выводы по Главе 2 20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 24

ПРИЛОЖЕНИЕ 26

2

Введение

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от

29 декабря 2001г. Номер 1756-р об одобрении Концепции модернизации

российского образования на старшей ступени общеобразовательной школы

предусматривается профильное обучение, ставится задача создания «системы

специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах

общеобразовательной школы.

Актуальность

исследования.

Современное

российское

общество

рассматривает образование как главный, ведущий фактор социального и

экономического прогресса и кардинально меняет своё отношение к нему.

Приоритетной ценностью культуры провозглашается личность, способная к

поиску и освоению новых знаний, принятию нестандартных решений. Важной

чертой отечественного образования становится направленность на подготовку

обучающихся к дальнейшей жизнедеятельности, к активному участию в

преобразовании действительности. В связи с этим в «Концепции модернизации

российского

образования»

выдвигается

задача

создания

«системы

специализированной подготовки (профильного обучения), ориентированной на

индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с

учётом реальных потребностей рынка труда.

Профильное обучение, переход на которое осуществляется с 2002 года,

вызывает в обществе большой резонанс. В отечественной педагогической

литературе этой проблеме уделяется значительное внимание. Анализируются

метедологические вопросы разработки основ профильного обучения, общие

подходы к соотношению базовой и профильной подготовки и построению

отдельных профилей (А.М.Арсеньев, Г.В.Дорофеев, Л.В.Кузнецова, С.Н.Рягин,

В.А.Орлов и др.), рекомендации по практической реализации профильного

обучения (О.Г.Андриянова, Е.Л.Болотова, И.Г.Вахрушева, И.М.Осмоловская и

др).

3

Объектом исследования является процесс профильного обучения химико-

биологической направленности в многопрофильном лицее.

Предмет исследования: содержание и организация обучения в профильных

(химико-биологических)

классах

средней

школы,

ориентированные

на

формирование готовности старшеклассников к дальнейшему обучению в вузе.

Задачи исследования:

1.Определить потенциал профильного обучения предмету «Иностранный

язык» как фактора формирования готовности старшеклассников к продолжению

образования в вузе.

2.Обосновать теоретическую модель готовности выпускников химико-

биологических классов к обучению на медицинских факультетах вузов.

3.Разработать технологию формирования готовности старшеклассников к

обучению на медицинских факультетах вузов.

4.Экспериментальным

путём

проверить

эффективность

технологии

формирования готовности старшеклассников к продолжению образования на

медицинском факультете вуза в процессе профильного обучения.

Методы исследования:

Для реализации цели , задач исследования использовался следующий комплекс

теоретических и эмпирических методов: анализ научной литературы, сравнение,

обобщение,

интерпретация,

наблюдение,

моделирование,

анкетирование,

интервьюирование, педагогический эксперимент.

4

ГЛАВА I. Проблемы и задачи профильного обучения.

1.1

Общественный

запрос

на

профилизацию

школы

усиленным

и

востребованным в обществе.

Основная идея обновления старшей ступени общего образования состоит в

том, что образование здесь должно стать более индивидуализированным,

функциональным и эффективным.

Многолетняя практика убедительно показала, что, как минимум, начиная с

позднего подросткового возраста, примерно с 15 лет, в системе образования

должны быть, созданы условия для реализации обучающимися своих интересов,

способностей

и

дальнейших

(послешкольных)

жизненных

планов.

Социологические исследования доказывают, что большинство старшеклассников

(более 70%) отдают предпочтение тому, чтобы «знать основы главных предметов,

а углубленно изучать только те, которые выбираются , чтобы в них

специализироваться».Иначе говоря, профилизация обучения в старших классах

соответствует структуре образовательных и жизненных установок большинства

старшеклассников. При этом традиционную позицию «как можно глубже и

полнее знать все изучаемые в школе предметы» поддерживают около четверти

старшеклассников.

Профильное обучение берет на себя функцию коррекции содержания общего

среднего образования, которое отстаёт от задач обеспечения профессионального

выбора

молодежи

и

одновременно

сохраняет

некоторую

академическую

занятость

преподавания

«основ

наук».

Профильное обучение должно реализовать принципы вариативности и

дифференциации

общего

среднего

образования

в

пределах

единого

5

образовательного пространства, что по экономическим и другим причинам

трудно ожидать от эволюционных изменений содержания общего среднего

образования, ориентированного на академическую модель накопления знаний.

1.2 Цели и принципы профильного обучения учащихся старших классов в

стратегии развития образования определены следующим образом.

ПОДНЯТЬ социально-экономическую эффективность общего среднего

образования, усилив внимание школы к процессам вхождения выпускников в

рынки труда и образования, к стартовым этапам профессиональной карьеры.

УСИЛИТЬ интеграцию образовательных и предметных областей за счет ее

направленности

на

жизненное

и

профессиональное

самоопределение

выпускников школы.

РЕАЛИЗОВАТЬ принципы вариативности и дифференциации образования

с учетом локальных изменений потребностях рынков занятости, труда и

образования и тем самым удовлетворять запросы регионов в кадровом

обеспечении их социально-экономическом развитии.

АКТУАЛИЗИРОВАТЬ и конкретизировать преподавание технологии как

образовательной области , наиболее сообразной задачам современного общего

среднего образования.

СПОСОБСТВОВАТЬ консолидации ресурсов и усилий средних

общеобразовательных

школ

и

других

учебных,

в

первую

очередь

профессиональных, заведений, а также предприятий и фирм в осуществлении

региональной кадровой политики.

6

1.3 Принципы профильного обучения

Принципы профильного обучения старших школьников — это принципы

региональности, вариативности, индивидуализации обучения.

Реализация принципа региональности определяется различиями рынков

труда и образовательных услуг, социальных ожиданий выпускников школы.

Принцип вариативности реализуется следующим образом. Вариативная

часть профильного образования условно делится на две -пропедевтическая и

углубленное профессиональное самоопределение. Выбор типа образования

происходит примерно на уровне 8-го класса,то есть тогда, когда школьники(их

родители,учителя)

имеют

ясные

представления

о

возможности ,способностях,первых вариантах жизненных и профессиональных

планов.

Принципы индивидуализации предполагает:

широкую свободу выбора учащимися старших классов типа профильного

обучения;

реальную возможность смены или профиля на любом этапе;

самостоятельное определение целей и задач профильного обучения с

учетом своих(и семьи) возможностей, выявленных способностей, изменений

жизненных и профессиональных планов.

Профессиональное образование как старт на пути к получению высокой

квалификации, открывающее перспективу деловой карьеры, выбор которой

старшие школьники сделали для себя вполне осознанно.

7

Этот путь рассчитан на подростков, имеющих собственные перспективные

планы получить высокую квалификацию с выбранной профессии, Профильное

образование

таких

школьников

тесно

связано

с

политехнической

и

общекультурной подготовкой к поступлению в высшие учебные заведения и

успешному обучению в них.

Модель общеобразовательного учреждения с профильным обучением на

старшей ступени предусматривает возможность разнообразных комбинаций

учебных предметов, что и будет обеспечивать гибкую систему профильного

обучения. Эта система должна включать в себя следующие типы учебных

предметов: базовые общеобразовательные , профильные и элективные.

Базовые общеобразовательные предметы являются обязательными для всех

учащихся

во

всех

профилях

обучения.

Предлагается

следующий

набор

обязательных общеобразовательных предметов: математика, история, русский и

иностранные языки, физическая культура , а также интегрированные курсы

обществоведения, естествознания.

Профильные общеобразовательные предметы — предметы повышенного

уровня , определяющие направленность каждого конкретного профиля обучения.

Например,

физика,

химия,

биология-профильные

предметы

в

естественнонаучном профиле; литература, русский и иностранные языки — в

гуманитарном профиле; история, право, экономика и др. -в социально-

экономическом профиле и т. д. Профильные учебные предметы являются

обязательными для учащихся, выбравших данный профиль обучения.

Содержание указанных двух типов учебных предметов составляет

федеральный компонент государственного стандарта общего образования.

Достижение выпускниками уровня требований государственного

образовательного стандарта по базовым общеобразовательным и профильным

предметам определяется результат единого государственного экзамена.

8

Выводы по 1 главе.

Важна связь профильного обучения на старшей ступени с общей установкой

на

введение

государственного

стандарта

общего

образования.

Если

модернизация

образования

предусматривает

введение

института

единого

государственного экзамена, если речь идет о становлении общенациональной

системы

может

быть

обеспечена

только

введением

соответствующих

образовательных стандартов не только для базовых общеобразовательных, ног и

для профильных общеобразовательных предметов.

В связи с этим профилизация обучения в старшей школе должна быть прямо

соотнесена с единым государственным экзаменом.

Профильное обучение — средство дифференциации и индивидуализации

обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и

организации образовательного процесса более полно учитывать интересы,

склонности

и

способности

учащихся

,создавать

условия

для

обучения

старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и

намерениями в отношении продолжения образования.

Профильное обучение направлено на реализацию личностно-

ориентированного учебного процесса . При этом существенно расширяются

возможности

выстраивания

учеником

индивидуальной

образовательной

траектории .

Переход к профильному обучению преследует следующие основные цели:

9

обеспечить углубленное изучение отдельных предметов программ полного

общего образования;

создать условия для существенной дифференциации содержания обучения

старшеклассников

с

широкими

и

гибкими

возможностями

построения

школьниками индивидуальных образовательных программ;

способствовать

установлению

равного

доступа

к

полноценному

образованию

разными

категориями

обучающихся

в

соответствии

с

их

способностями, индивидуальными склонностями и потребностями;

расширить

возможности

социализации

учащихся,

обеспечить

преемственность между общим и профессиональным образованием, более

эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего

профессионального образования.

Важнейшим вопросом организации профильного обучения является:

1.Определение структуры и направлений профилизации.

2.Модели организации профильного обучения.

При этом следует учитывать, с одной стороны, стремление наиболее полно

учесть

индивидуальные

интересы,

способности,

склонности

старшеклассников(это ведет к созданию большего числа различных профилей), с

другой — ряд факторов, сдерживающих процессы такой во многом стихийной

дифференциации образования:

введение ЕНТ,

утверждение стандарта общего образования,

необходимость стабилизации перечня учебников,

обеспечение профильного обучения соответствующими педагогическими

кадрами и др.

Модель общеобразовательного учреждения с профильным обучением

на старшей ступени предусматривает возможность разнообразных комбинаций

учебных предметов , что и будет обеспечивать гибкую систему профильного

обучения.

10

ГЛАВА II

РОЛЬ И МЕСТО УРОКОВ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В ПРОФИЛЬНОМ

ОБУЧЕНИИ.

2.1 Потенциал предмета «Английский язык» в становлении личности

старшеклассника.

Прогрессивный характер образовательной системы проявляется в ориентации не

столько

на

запросы

современного

общества,

сколько

на

предвидение

потребностей

общества

завтрашнего

дня.

В

подготовке

молодого

поколения,которое будет жить и работать после прохождения всего школьного

курса,

существенное

значение

имеют

становление

духовно-нравственных

ценностей и развитие фундаментальных способностей , востребованных в

широком спектре разнообразных деятельностей , что позволит выпускнику

школы занять достойное место в обществе будущего. Именно такой подход

реализован

в

принятом

Федеральном

государственном

образовательном

стандарте второго поколения (ФГОС), в котором основной акцент сделан на

результаты духовно-нравственного воспитания школьников и на развитие их

способности

и

готовности

самообразовываться

в

течение

всей

своей

последующей жизни, применяя усвоенные способы универсальных учебных

действий (УУД). Практика требует тщательной разработки содержательных и

процессуально-инструментальных аспектов , направленных на достижение

обозначенных

в

ФГОС

интегративных

результатов

(личностных

,

метапредметных и предметных) применительно к каждому учебному предмету.

11

Будучи универсальными по сути , в учебном предмете универсальные действия

конкретизируются в особенном , реализуясь во множестве вариантов ,

наполняясь разнообразным предметным содержанием .Очевидно , что при этом

они могут реализовываться вариативными способами и средствами в условиях

различных предметных деятельностей , обретая определённый личностный

смысл в опыте каждого субъекта. Проектируя содержание зоны потенциального

развития для конкретной ступени образования, целесообразно соотносить зону

актуального развития учащихся с потенциальными возможностями предмета в

плане дальнейшего личностного и субъектного развития обучающихся и на этой

основе выявлять условия, при которых ученики смогут стать успешными

субъектами учебной деятельности в образовательной предметной среде. Для

успешного достижения цели профориентационной работы большую роль играет

обучение иностранным языкам.

Предмет «иностранный язык» (ИЯ) имеет существенные возможности для

совокупного

достижения

интегративных

результатов

,определённых

в

ФГОС ,что в конечном итоге будет содействовать становлению целостной

позитивной

личности

старшеклассника.

Приобщение

к

новой

культуре ,богатство содержания иноязычного общения

,не ограниченного

рамками

учебной

деятельности

,многообразия

способов

,видов

деятельностей ,средств и осваиваемых языковых функций ,актуализация

взаимоотношений , активизация всех психических функций обеспечивают

благоприятные условия и при определённых условиях выступают как источники

и средства становления личности и её культуры во всех основных аспектах :

мотивационно-ценностном

(

эмоции

и

чувства

,мотивы,

отношения,

ценности

,позиции,

убеждения

и

т.п.)

,

познавательно-логическом

( интеллектуальные способности ,мыслительные операции ,совершенствование

механизмов памяти ,восприятия ,воображения и т.п.) ,практико-действенном

( предметные знания ,навыки и умения ,компетенции ) ,что в комплексе

позволяет

личности

подняться

на

творческий

уровень

самореализации.

Расширение осваиваемых функций изучаемого языка соответствует возрастным

12

особенностям

учащихся

старшего

школьного

возраста.

Важными

психологическими тенденциями старшеклассников являются формирование

мировоззрения ( личностных позиций, установок ) и становление самосознания

( Я-образа и личной рефлексии ) ,что влияет на личностное самоопределение и

самоутверждение ; рост интеллектуального потенциала и готовность к сложной

умственной

работе

;

интенсивное

развитие

оценочной

деятельности

;

расширение сфер взаимодействия с окружающим миром и людьми; ведущим

видом деятельности становится проектно-исследовательская.

Соответственно предлагаем определить зону потенциального развития

личности старшеклассника при обучении иностранным языкам как дальнейшее

становление

субъектного

содержательного

сотрудничества

не

только

со

взрослыми ,но в первую очередь со сверстниками ,с продуктами их деятельности

( текстами ) также ,как и внутреннего диалога с самим собой (рефлексия) в

пространстве

проектно-исследовательской

деятельности

относительно

актуальных

морально-нравственных и социальных проблем ,жизненных

ситуаций с целью социального и личностного самоопределения (становления

своей позиции ) на основе «зреющих» нравственных ценностей и позитивных

установок ,используя в этом процессе средства иностранного языка для

понимания других и самовыражения.

Эти

направления

зоны

потенциального

развития

старшеклассников

опираются на достижения в зоне их актуального развития в сфере изучаемого

языка:

владение

достаточным

набором

иноязычных

средств

в

рамках

коммуникативной деятельности (особенно в её прагматической функции в

ситуациях бытового общения); владение способами репродуктивного и частично

логического мышления, осуществляемых иноязычными средствами ; владение

различными аспектами иноязычной коммуникативной компетенции на уровне,

зафиксированном программами для предыдущих ступеней. Отметим, что

большинство

выпускников

школы

достигают

таких

результатов,

что

подтверждается данными ЕГЭ, доступными в любой поисковой системе. Однако

потенциал как предмета «иностранный язык» ,так и самих старшеклассников

13

намного шире и глубже. На уроках ИЯ в старших классах возможно овладение

(дальнейшее совершенствование);

Различными способами общения как формой социального взаимодействия,

установления взаимоотношений ; способами различных речемыслительных

задач в меняющихся ситуациях и сферах общения и относительно определённых

тем и жизненных проблем ,волнующих старшеклассников

Способами осуществления познавательной деятельности (присвоение

общественно-исторического опыта через чтение и аудирование

текстов,

приобретение

знаний

из

различных

областей,

поиск

и

анализ

информации ,овладение стратегиями логического ,критического и дивергентного

мышления при исследовании проблем в дебатах ,способами создания и

отстаивания собственных мнений ,оценок ,образующих личные убеждения в

дискуссиях и в собственных письменных текстах );

Способами

самопознания,

самовыражения,

саморазвития

за

счет

формирования собственной аргументированной позиции на основе личностных

смыслов и ценностей (рефлексия ,внутренний диалог ) ,за счет становления и

реализации

эмоционально-ценностных

отношений

(самоопределения)

относительно

различной

информации ,проблемы ,ситуации ,деятельности ,взаимоотношений ,за счет

обогащения потребностно-смысловой сферы;

Новыми средствами выполнения как речевой деятельности (на изучаемом

языке ), так и тех деятельностей, в которых учащиеся в определённой степени

могут использовать ИЯ как одно из средств.

Всё это в совокупности составит содержание личностного и субъектного

опыта старшеклассника в более широком представлении ,а не только в рамках

иноязычного

общения

,иноязычной

культуры

.Естественно

,что

уровень

реализации этих функций посредством ИЯ будет ограниченным ,но ,как

показало наше экспериментальное исследование ,вполне реальным даже в

общеобразовательных классах средней школы. Особенности приобретаемых

новообразований определяют и свойства личности и субъектности учащегося,

14

проявляющиеся в характере их взаимодействия с другими людьми ,в характере

осуществления

различных

видов

деятельности

которые

включаются

речемыслительные

действия

содержании

созданных

ими

продуктов

(

высказываний

,умозаключений

,отношений)

,выраженных

не

только

средствами изучаемого языка на уроке ,но и за пределами класса.

Для каждой ступени школьного образования при ориентации на общие

результаты ( личностные, метапредметные и предметные) методистам требуется

определить

системные

условия,

в

которых

учащиеся

смогут

осваивать

универсальные действия в совокупности с речевыми действиями на ИЯ;

перечень

и

иерархию

универсальных

действий

в

рамках

всего

курса

школы ,ступеней обучения ИЯ ,учебного года и даже каждой темы; условия

постепенного

усложнения

осваиваемых

универсальных

и

предметных

действий ,их содержательного наполнения ,что неизбежно будет вызывать и

усложнение

используемых

иноязычных

средств

.Программа

овладения

универсальными действиями должна быть органично интегрирована в общую

модель формирования иноязычной коммуникативной компетенции (предметный

результат)

,что

может

быть

осуществлено

на

основе

комплекса

общеметодических и технологических принципов (первые воплощаются в

конкретные действия через вторые ):

Принцип амплификации (обогащения)образовательной среды ,реализация

которого осуществляется через комплекс принципов : «разные ученики – разные

материалы

и

задания»;

содержательное

взаимодействие

учащихся

;

использование ИЯ как средства различных видов деятельностей и в различных

функциях;

комплексный

подход

к

отбору

и

организации

предметного

содержания ( «у нас» - «у них», в динамике ,в различных взаимосвязях ,в

проблемном аспекте ,т.е. при неясности ,противоречивости или недостаточности

исходной информации ,из разных источников);

Принцип принятия учеником позиции субъекта иноязычной деятельности

реализуется через принципы: критических размышлений по поводу личностно

15

значимой проблемы; актуализации личностного опыта во внутреннем диалоге и

в общении;

2.2 Содержание обучения по курсу «Основы знаний по медицине на

английском языке» в 10-11 профильном химико – биологическом классе.

Спецкурс

«Основы

знаний

по

медицине

на

английском

языке»

представляет собой экспериментальную разработку, в которой определяется

содержание образования по английскому языку в 10-11 классах химико –

биологического профиля.

В целях реализации профильной (медицинской ) тематики было выделено

35 часов в 10-м и 34 учебных часа в 11-м классе. Профильный (медицинский)

курс был составлен с использованием учебного пособия по английскому языку

для медицинских колледжей и училищ.

Программа курса ориентирована на достижение следующих целей:

Дальнейшее

развитие

иноязычной

коммуникативной

компетенции

(речевой,

языковой,

социокультурной,

компенсаторной,

учебно

познавательной ) особенно в сфере профессионального общения:

Речевая компетенция - совершенствование коммуникативных умений в

четырёх основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении

и письме); умений планировать своё речевое и неречевое поведение;

Языковая компетенция - овладение новыми языковыми средствами в

соответствии с отобранными темами и сферами общения: увеличение объема

используемых лексических единиц ; развитие навыков оперирования языковыми

единицами в коммуникативных целях;

16

Социокультурная компетенция

-

увеличение объема знаний о

социокультурной

специфике

страны/стран

изучаемого

языка,

совершенствование умений строить свое речевое и неречевое поведение

адекватно этой специфике ;

Компенсаторная компетенция

-

умение использовать языковые и

неязыковые средства с осуществления коммуникации.

Учебно – познавательная компетенция - развитие общих и специальных

учебных умений, позволяющих совершенствовать учебную деятельность по

овладению иностранным языком, удовлетворять с его помощью познавательные

интересы в других областях знания;

Развитие и воспитание способности и готовности к самостоятельному и

непрерывному изучению иностранного языка, дальнейшему самообразованию с

его помощью, использованию иностранного языка в других областях знаний,

личностному самоопределению в отношении будущей профессии.

Освоение профессионально ориентированного курса английского языка

погружает

обучающегося

в

ситуации,

связанные

с

профессиональной

деятельностью,

и

таким

образом

создаёт

условия

для

дополнительной

мотивации, как изучения английского языка, так и изучения выбранной

специальности.

Курс

укрепляет

межпредметные

связи

между

естественнонаучными дисциплинами и английским языком.

Языковое содержание профессионально направленного курса предполагает

изучение

новой,

выходящей

за

границы

общеупотребительной

лексики,

функциональное использование грамматических структур, направленных на

решение профессионально значимых коммуникативных задач.

В программу также включены рекомендации по работе над обязательными

самостоятельными проектами, предусмотренными Федеральным институтом

развития образования.

17

Содержание курса «Медицинский английский» в 10 классе

18

19

Тема

Виды деятельности

1.Вводный урок.

Выбор будущей профессии

Учащиеся

- читают и слушают рассказ молодого врача о

причинах выбора профессии

- оставляют и драматизируют диалоги по теме

- составляют монолог высказывание с обоснованием

своего выбора будущей профессии.

2.Здравоохранение

в

России

Учащиеся

-

читают статью о системе здравоохранения в

России

- обсуждают прочитанное

- знакомятся с видами/отделениями больници

- выполняют письменное задание

3.Развитие

медицины

от

Гиппократа до наших дней

Учащиеся

- смотрят видеофильм о Гиппократе

-

читают текст о развитии медицины в средние

века ,эпоху возрождения ,19 – 20 веках

- выполняют письменное задание

4.Скелет человека.

Учащиеся

- знакомятся с текстом

- смотрят учебный видеофильм

- строят монологи высказывания с опорой на постер

5.Переломы.Первая помощь

при переломах . Посещение

врача травматолога

Учащиеся

- читают и слушают постер с описанием различных

типов переломов и выполняют задания

- смотрят видеофильм

6.Кровь:состав,

элементы,

циркуляция.

Кровотечения

:виды

кровотечений

,первая

помощь.

Учащиеся

- читают текст с полным извлечением информации

- выполняют задания

- строят монологи высказывания

7.На

приеме

у

врача.

Симптоматика заболеваний.

Учащиеся

- читают и слушают инструкцию врача по поводу

сбора информации о пациенте болеющем гриппом,

выполняют задания

Содержание программы курса «Медицинский английский»

11 класс.

1.Медицинское образование в России. Медицинская академия

имени А.Сеченова в Москве (5 часов)

2.Микробиология.Вирусы и бактерии. (4 часа).

3.Дыхательная система человека (5 часов).

4.Респираторные заболевания (2 часа)

5.Пищеварительная система человека (5 часов).

6.Здоровое питание. Витамины. (4 часа).

7.Симптомы заболеваний. Названия заболеваний и методы лечения.

(2 часа)

8.Нервная система человека. Органы чувств.(4часа).

9.Система здравоохранения России.(2часа).

10.Повторение и обобщение изученного материала. (2часа).

Спецкурс «Основы знаний по медицине на английском языке» был

разработан специально для десятого и одиннадцатого профильного химико-

биологического класса. Он является «надстройкой» учебной программы. Таким

образом,

изучение

предмета

«английский

язык»

становится

профильно

углублённым.

При разработке данных курсов я исходила из следующих принципиальных

положений:

1.Наличие социального заказа со стороны родителей и учащихся на

ориентированность образования по данному профилю.

2.Интенсификация учебно-познавательной деятельности учащихся при

подготовке к обучению в ВУЗах данного профиля.

3.Создание условий для рационального сочетания учёбы с осознанным

выбором дальнейшего жизненного пути.

4.Решение задачи успешности и конкурентоспособности выпускников

школы.

20

Основными

методами

и

формами

учебной

деятельности

являются

коллективная,

групповая

и

индивидуальная.

Используются

технологии

личностно-ориентированного и проектного обучения, а также информационно-

коммуникационные технологии.

Выводы по II главе:

1.

Профессиональное

самоопределение

старшеклассников

в

значительной

степени

обусловлено

следующими

возрастными

особенностями:

мотивационной

готовностью

к

самореализации,

достаточной

интегрированностью «ближних» и «дальних» перспектив личностного

самоопределения, способностью к профессиональному выбору.

2.

Профессиональное самоопределение старшеклассников является сложным

психологическим образованием в структуре личности, интегрирующим

принятие ценностей профессионального выбора, наличие специальных

знаний и умений и субъективных оснований для выбора будущей профессии.

3.

Успешному

профессиональному

самоопределению

старшеклассников

способствуют возможности и ресурсы образовательной системы, в которой

21

реализуется

личностно-ориентированное

взаимодействие

и

дифференцированный подход к старшеклассникам через консолидацию

ресурсов

субъектов

образовательного

процесса

с

применением

в

образовательном процессе развивающих и эвристических технологий.

4.

Разработка и внедрение в учебный процесс организационно-методического

обеспечения

профессионального

самоопределения

старшеклассников

позволяет изучать отдельные дисциплины естественно-математического и

гуманитарного

циклов,

элективных

курсов

в

контексте

будущей

профессиональной деятельности, формировать мотивацию старшеклассников

к

осознанному

выбору

профессий

и

соотносить

свои

личностные

характеристики с будущим профессиональным выбором.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Основными результатами проведённого исследования являются следующие

выводы:

1.

Проблема профильной дифференциации была и остаётся актуальной для

российской образовательной системы.

2.

В соответствии с существующей концепцией профильного обучения,

основной целью проводимых в российской школе образовательных

реформ является создание условий для образования старшеклассников

согласно их профессиональным интересам и намерениям в отношении

продолжения

образования,

последующего

успешного

обучения

выпускников школ в вузе за счёт изменений в структуре и содержании

учебного процесса. Интегративный потенциал предмета «Иностранный

22

язык» в сочетании с профильной дифференциацией обучения даёт

возможность

создать

условия

для

овладения

иностранным

языком

выпускниками школы на уровне, достаточном для успешного обучения на

медицинских факультетах вузов.

3.

Анализ теоретических источников позволил нам сформулировать понятие

«готовность учащихся к продолжению образования на медицинских

факультетах вузов» как свойство, являющее собой интегральное единство

практического,

социально-личностного,

профориентационного

компонентов,

сформированность

которых

выражается

в

развитии

иноязычной

коммуникативной

компетенции,

расширении

кругозора,

профессиональном

самоутверждении

и

мотивации,

знакомстве

с

«профессиональными» видами деятельности.

Таким образом, анализ результатов работы позволяет констатировать, что

цель исследования достигнута, задачи решены.

Вместе с тем, проведённое исследование не претендует на полноту

рассматриваемой проблемы и предполагает дальнейшее изучение путей

развития

профильного

обучения

и

интегративных

возможностей

иностранного языка как факторов подготовки школьников к продолжению

образования. В качестве перспективных направлений можно назвать

разработку и апробироавние новых элективных курсов, направленных на

формирование трёх компонентов готовности школьников к продолжению

образования

в

вузе

(практического,

социально-личностного,

профориентационного), создание целостной системы профессиональной и

профильной ориентации учащихся, в том числе средствами иностранного

языка.

23

Список использованных источников

1. Образовательные стандарты общего образования. [электронный ресурс] /

Официальный сайт министерства образования и науки РФ. –URL:

http

://

www

.

mon

.

gov

.

ru

/

dok

/

fgos

/7195

.

2. О

комплектовании

10-х

классов

общеобразовательных

учреждений,

участвующих в эксперименте по профильному обучению: Письмо МО РФ от

06.05.04г. №14-51-123/13// Официальные документы в образовании. – 2004. -

№18.- С.31-34.

3. О подготовке к переходу на профильное образование // Физика: Прил. к газ.

«ПС». – 2003.- №44. – С.2-5.

24

4. О реализации решения коллегии Минобразования России и президиума РАО

от 28 октября 2003 года №15-1/10. «О мероприятиях по введению

профильного обучения»: Приказ Минобразования России и РАО от 5 декабря

2003г. №4509/49// Вестник образования.- 2004. №6. – С.23-24

5. Об организации предпрофильной подготовки учащихся основной школы в

рамках эксперимента по введению профильного обучения учащихся в

общеобразовательных

учреждениях,

реализующих

программы

среднего

(полного)

общего

образования

на

2003/04

учебный

год:

Письмо

Минобразования России от 20.08.03 № 03-157ин/13-03 // Вестник образования.

– 2003. – №20. – С.36-46.

6. Об утверждении Концепции профильного обучения на старшей ступени

общего

образования:

Приказ

Министерства

образования

Российской

Федерации от 18.07.02г. №2783 // Официальные документы в образовании. –

2002. - №27. – С.12-34.

7. Об утверждении плана-графика мероприятий по подготовке и введению

профильного обучения на старшей ступени общего образования и плана-

графика повышения квалификации работников образования в условиях

введения профильного обучения: Приказ Министерства образования РФ от

26.06.2003 №2757 // Официальные документы в образовании. – 2003. – №22. –

С.38-51.

8. Артюхова И.С. Как выбрать профиль обучения: Родительское собрание //

Биология в школе. – 2005. -№6. – С.16-18.

9. Артюхова И.С. Проблема выбора профиля обучения в старшей школе //

Педагогика. – 2004. -№2. –С.28-33.

10.

Борзова

Е.В.

Общая

характеристика

иноязычного

личностно

ориентированного образования на старшей ступени средней школы. Известия

РГПУ им. А.И.Герцена. -9/50. – 2007. – С.163-170.

11.

Борзова Е.В. Иноязычное личностно ориентированное образование на

старшей ступени средней школы. – Диссертация доктора педюнаукю-

СПб.:2007.-360с.

25

12.

Воронкова С.А. Подпрограмма развития школы: проект предпрофильной

подготовки в основной школе// Завуч. -2006. -№6.-С.10-34.

13.

Гафурова Н.В. Разработка и реализация предпрофильного образования в

рамках сетевой модели «Школа-Вуз» // Школьные технологии. -2004. -№5. –

С.94-104.

14.

Дзятковская Е.Н. Учет индивидуальных особенностей школьников при

подготовке к профильному обучению// Профильная школа. -2003. -№2. – С.24-

26.

15.

Дугарова Д.П. Программа «предпрофильная подготовка» // Завуч. -2006. -

№6. – С.63-72.

16.

Ладнушкина Н.М. Предпрофильная подготовка выпускников основной

школы // Школьные технологии. -2005. –№1. –С.110-114.

17.

Методика выявления готовности старшеклассников к выбору профиля

обучения/ Авт.-сост. Л.П. Ашихмина, С.О. Кропивянская, О.В. Кузина и др.;

Под ред. Чистяковой.-М.,2003.-83с.

18.

Немова Н.В. Предпрофильная подготовка и профильная ориентация 9-

классников // Директор школы. -2005.- №5. –С.41-49.

19.

Немова Н.В. Профильная ориентация девятиклассников: элективные курсы

и «Образовательные информационные карты» // Директор школы. -2005. - №6.

–С.57-63.

26



В раздел образования