Напоминание

Функцианальная грамотность на уроках географии


Авторы: Ольга Алексеевна Харехина, Харехина Ольга Алексеевна
Должность: учитель обществознания и географии
Учебное заведение: МБОУ СОШ №1 г. Зубцова
Населённый пункт: г. Зубцов ,Тверской области
Наименование материала: статья
Тема: Функцианальная грамотность на уроках географии
Раздел: среднее образование





Назад




ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ

Функциональная грамотность в современном образовательном

процессе играет ключевую роль в подготовке школьников к жизни в

условиях быстро меняющегося мира. Этот подход предполагает не

просто

усвоение

знаний,

а

развитие

навыков

их

практического

применения в различных жизненных ситуациях. Одной из дисциплин,

в

рамках

которой

возможно

эффективное

формирование

функциональной грамотности, является география.

Что такое функциональная грамотность?

Функциональная

грамотность

это

способность

человека

использовать полученные знания и навыки в повседневной жизни для

решения

различных

задач.

В

широком

смысле

она

включает

несколько аспектов:

Чтение

и

интерпретация

информации:

умение

извлекать

информацию из текста, карт, таблиц и графиков.

Математическая

грамотность:

способность

к

расчетам

и

логическому осмыслению данных.

Естественно-научная

грамотность:

понимание

процессов,

происходящих в окружающей среде, и умение применять научные

знания для их объяснения.

Грамотность

в

области

информационно-коммуникационных

технологий

(ИКТ):

навыки

работы

с

электронными

источниками

информации,

анализ

данных

и

использование

технологий

для

решения задач.

Роль географии в развитии функциональной грамотности

География

как

учебный

предмет

обладает

уникальными

возможностями

для

формирования

функциональной

грамотности,

поскольку

она

интегрирует

знания

из

различных

областей

и

акцентирует внимание на применении этих знаний в реальной жизни.

Рассмотрим несколько аспектов.

1. Чтение и анализ карт

На

уроках

географии

школьники

активно

работают

с

картографическими материалами, что способствует развитию умения

анализировать и интерпретировать информацию, представленную в

визуальной форме. Ученики учатся сопоставлять данные с картами,

анализировать их и делать выводы, что важно для ориентации в

окружающем мире.

2. Работа с данными и статистикой

Многие темы географии включают работу со статистическими

данными, такими как население, экономические показатели, уровень

урбанизации

и

другие.

Это

помогает

развивать

математическую

грамотность

и

навыки

обработки

данных,

что

необходимо

для

решения реальных жизненных задач, например, анализа рынка труда

или понимания демографических процессов.

3. Окружающая среда и природные явления

География

охватывает

широкий

спектр

тем,

связанных

с

природными явлениями: климат, рельеф, водные ресурсы и другие.

Понимание

природных

процессов

и

взаимосвязей

между

ними

способствует

развитию

естественно-научной

грамотности.

Ученики

учатся

оценивать

влияние

деятельности

человека

на

природу

и

делать выводы о возможных последствиях изменений окружающей

среды.

4. Использование технологий

Современные

уроки

географии

невозможно

представить

без

применения

информационных

технологий.

Это

включает

работу

с

геоинформационными

системами

(ГИС),

онлайн-картами,

электронными атласами и другими цифровыми ресурсами. Школьники

осваивают навыки поиска и обработки информации с помощью ИКТ,

что способствует формированию грамотности в области технологий.

Примеры

заданий

для

развития

функциональной

грамотности

Для

того

чтобы

развивать

функциональную

грамотность

на

уроках

географии,

важно

включать

в

учебный

процесс

задания,

приближенные к реальной жизни. Вот несколько примеров:

Анализ

климатических

карт:

сравнение

климатических

зон

и

оценка влияния климата на жизнь людей в разных регионах.

Исследование демографических данных: анализ статистики по

рождаемости и смертности в различных странах с целью понимания

причин и последствий демографических процессов.

Проблемы

урбанизации:

изучение

городских

агломераций

и

обсуждение экологических проблем, связанных с ростом городов.

Создание

собственных

карт:

использование

онлайн-ресурсов

для

создания

карт

местности

с

отмеченными

географическими

объектами, такими как реки, горы, леса.

Заключение

География

как

учебный

предмет

обладает

большим

потенциалом

для

развития

функциональной

грамотности

у

школьников. На уроках географии дети учатся применять знания на

практике,

анализировать

информацию

и

делать

выводы,

что

подготавливает

их

к

самостоятельной

жизни

в

современном

обществе.

Важно,

чтобы

учителя

активно

внедряли

методы,

развивающие

функциональные

навыки,

что

способствует

формированию разносторонне грамотных и компетентных граждан.



В раздел образования