Автор: Якимова Надежда Павловна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад "Волшебная сказка"
Населённый пункт: г. Заинск, Респ. Татарстан
Наименование материала: Проект
Тема: Масленица пришла
Раздел: дошкольное образование
В
ЫПОЛНИЛ
:
ПЕДАГОГ
ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ
ГРУППЫ
ЯКИМОВА Н.П.
Заинск 2025
Проект
«Масленица
пришла!»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение «Детский сад «Волшебная сказка»
общеразвивающего вида».
Тема
«Масленица пришла!»
Вид проекта
Краткосрочный, творческий
Срок
реализации
проекта
Март, 2024г.
Руководители
проекта
Якимова Н.П.
Участники
проекта
Дети старшей, подготовительной групп,
педагоги возрастных групп
Цель проекта
Повышать интерес к традициям русского
народа (праздник Масленица)
Задачи проекта
1.
Возрождать интерес к обрядовым русским
праздникам; обобщить и закрепить знания
детей о празднике;
2.
Вызывать эмоциональное сопереживание
и участие в игре-действии, приобщить всех
участников к традиции проведения
народного праздника Масленицы;
3.
Обогащать чувственный опыт ребенка;
работать над исполнительскими
навыками: выразительное, эмоциональное
пение игровых песен, импровизация
простейших интонаций;
4.
Обогащать духовный мир детей;
воспитывать чувство патриотизма,
основанного на русских традициях.
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Россия богата своими традициями,
обычаями, народными праздниками.
Одним из таких праздников является
большое народное гулянье в конце зимы -
«Масленица». Здесь всегда находятся
желающие силой потягаться, удаль свою
показать, вкусными блинами угоститься
да песни попеть. Глубокое нравственное
начало содержит чин покаяния в день
Прощеного воскресения. Масленица
один из самых радостных и светлых
праздников на Руси. Непосредственное
участие в празднике оставляет более
полное и глубокое представления о нем.
Дает детям возможность понять всю
глубину, широту и глубокий смысл этого
веселого и немножко грустного
праздника. Поэтому и возникла идея в
проведении праздничного гулянья
«Масленица» силами педагогов,
родителей и ребят.
АКТУАЛЬНОСТЬ
Имея богатейшие народные традиции в
проведении календарных праздников, в том
числе праздника Масленицы, в котором
переплелись народные и православные
корни, мы отходим от этих традиций, тем
самым лишаем возможности детей
прикоснуться к духовно-нравственным
основам, к лучшим образцам устного и
музыкального народного творчества.
Материал и оборудование: «Масленица» - наряженная
кукла из соломы. Костюмы для взрослых: 2 костюма
скоморохов, костюмы Зимы и Бабы Яги. Костюмы для
детей: русские сарафаны, короны, кокошники,
косыночки, платочки, фуражки. Музыкальные
инструменты: ложки, веерные ложки, шумелки, бубны,
колокольчики, трещетки, кокошники, рубель,
ксилофон, свистульки. Самодельные музыкальные
инструменты, изготовленные руками родителей (для
шумового оркестра на улице). «Солнце» на палке,
ширма, куклы для кукольного театра, атрибуты и
шапочки для народных игр: лиса, заяц, медведь, еж,
коза, блохи.
ПРОБЛЕМА ПРОЕКТА
Приобщение детей к традиции проведения
народного праздника - Масленицы через
сопереживание и непосредственное участие их в
общем действии.
Создание атмосферы радости приобщения к
традиционному народному празднику.
Повышение познавательного интереса среди
детей к родной истории.
Привлечение родителей к народным праздникам
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ПРОЕКТА
«МАСЛЕНИЦА – БЛИНОЕДКА»
1 половина дня
Прогулка
2 половина
дня
Прогулка
-
Знакомство детей со
значением и обычаями
праздника с помощью
презентации «Широкая
Масленица»;
-
разучивание
масленичных закличек
(старшая группа);
-
Хоровод «Едет
Масленица»
р.н.мелодия
-
Торжественная
встреча
Масленицы;
-
- народные
подвижные игры
«Малечина-
калечина»,
«Карусель»,
«Заря»;
-
конкурс на
лучшую снежную
фигуру снеговика
-
Кукольный театр
«Петрушечные
комедии»;
-
- загадки о весне и
зиме
- Народные
подвижные
игры «Два
Мороза»,
«Лапти»
Понедельник - Встреча
Вторник - Заигрыш
1 половина дня
Прогулка
2 половина
дня
Прогулка
-
Русские народные
игры «Горелки»,
«Почта»;
-
- Разучивание песни
«Вот уж зимушка
проходит» р.н.мелодия
-
Подвижные игры
«ручеек»,
«Перетягивание
каната», «Снежный
тир»;
-
- катание на
санках
-
Конкурс частушек
«Как на масленой
неделе»
- подвижные
игры «Кто
быстрее на
метле?»,
«Прятки»;
- Катание с
ледяной горки
Среда - Лакомка
1 половина дня
Прогулка
2 половина
дня
Прогулка
-
Знакомство со
значением и
символикой блинов;
-
- Разучивание
р.н.песни «Блины»;
-
-Хороводные игры
«Бабка Ежка»,
«Снежная баба»
-
- игры-состязания
-
Народные
подвижные игры
«Гори, гори ясно»,
«Горшки»;
-
- конкурс рисунков
на снегу
-
Выставка
рисунков «Зимний
разгуляй».
-
- подражательные
игры «Ровным
кругом», «Ой, что
за народ за
Морозом идет»
- Народные
подвижные
игры «Салки –
догонялки»,
«Ниточки,
иголочки,
узелок»
Четверг - Разгуляй
1 половина дня
Прогулка
2 половина
дня
Прогулка
-
Беседа «Что мы
узнали о Масленице»;
-
повтор закличек,
частушек, хороводов
-
Народные
подвижные игры
по желанию детей
-
ТСО: мультфильм
«Смешарики.
Масленица»
- игры-эстафеты
по желанию
детей;
Пятница - Тещины вечера
1 половина дня
Прогулка
2 половина
дня
Прогулка
-
Праздничное
мероприятие «Прощай,
Масленица»
-
Народные
подвижные игры
по желанию детей,
игры – забавы.
-
Рассматривание
репродукции
картины
Б.М.Кустодиева
«Масленица»
- игры-эстафеты
по желанию
детей.
«Сидит Дрема…»
«Ой, блины, блины,
блины»
«Гори, гори ясно»
«Мы давно блинов не ели, мы
блиночков захотели»
Подвижная игра «Малечена-калечина
»
Игроки выбирают водящего. Каждый игрок получает небольшую палочку
(примерно 20-30 см длиной), и все хором говорят следующие слова:
Малечена-калечина,
Сколько часов
Осталось до вечера,
До зимнего?
Произнеся «До зимнего?», игроки должны поставить палочку на ладонь
или любой из пальцев руки. Когда все поставили палочки, водящий
начинает считать до десяти. Выигравшим считается тот, кому удалось
дольше всех продержать палочку. Во время игры водящий может
давать игрокам различные указания: повернуться, пройтись, присесть
так, чтобы палочка не упала.
Подвижная игра «Заря-заряница»
Игроки становятся в круг, держа руки за спиной. Один из игроков -
водящий, «заря». Он ходит за спинами игроков с лентой в руках и
приговаривает:
Заря-заряница,
Красная девица,
По полю ходила,
Ключи обронила,
Ключи золотые,
Ленты голубые,
Кольца обвитые -
За водой пошла!
Произнеся последние слова, водящий должен осторожно положить ленту
на плечо одного из игроков. При этом игрокам нельзя поворачиваться,
чтобы посмотреть, кому «заря» собирается положить ленту. Когда
игрок замечает, что «заря» положила ему на плечо ленту, он быстро
берет ее, и игрок с водящим разбегаются в разный стороны и бегут по
кругу навстречу друг другу, стараясь занять пустое место. Пересекать
круг при этом нельзя. Тот игрок, которому не удалось занять место,
становится «зарей», и игра повторяется снова.
МАТЕРИАЛ К ПРОЕКТУ
Снежный тир
В зимнем городке можно установить постоянные мишени для
метания снежков. Лучше всего если это будут деревянные
щиты размером 1*1 м с начерченными на них
концентрическими окружностями диаметром 30,60 и 90 см.
Щиты можно установить на врытых в землю столбах, повесить
на глухую стену или на забор. Наверное, стоит сделать и
особую стенку тира, на которую можно ставить мишени, их
ребята будут сбивать снежками.
Подвижная игра «Звонарь»
Игроки становятся в круг и выбирают водящего (например, при
помощи считалки). Водящий идет по кругу, приговаривая:
Дили-дон, дили-дон,
Отгадай, откуда звон.
Остальные игроки в это время пританцовывают на месте.
Произнеся слово «звон», водящий поворачивается к игроку,
который стоит около него, трижды хлопает в ладоши и
кланяется. Игрок тоже хлопает в ладоши три раза, кланяется и
становится за водящим. Теперь они ходят по кругу вдвоем,
приговаривая все те же слова:
Дили-дон, дили-дон,
Отгадай, откуда звон.
На слове «звон» хлопки и поклон повторяется, и в игру
включается третий участник. Так водящий ходит по кругу до
тех пор, пока за ним не окажется 4-5 человек. После этого те,
кто остался в кругу, начинают хлопать, а водящий и те игроки,
которые шли за ним, танцуют. Когда игроки в кругу перестают
хлопать, водящему и другим игрокам нужно стать с кем-то в
пару. Тот, кто остался без пары, становится водящим.
РИСУНКИ С КОНКУРСА
«ЗИМНЯЯ ЗАВИРУХА»
РИСУНКИ НА СНЕГУ
Внедрение проекта в воспитательно-
образовательный процесс помогло обогатить его
содержание. Обеспечило развитие у детей
любознательности, стремление изучить традиции
родной страны. Дети ближе познакомились с
традициями родной страны. Работа по проекту
помогла развить у них кругозор, эстетическую
восприимчивость. Сделанная нами подборка
различных игр и игр - инсценировок на развитие
двигательных и музыкальных способностей, дали
возможность развивать у детей чёткую
выразительную речь, мимику, движения. Дети
получили возможность почувствовать себя
свободными, раскрепощенными, обрели
уверенность в себе, в своих силах, в умении
мыслить, фантазировать.
Анализируя результаты проекта, мы увидели, что
дети с большим интересом включаются в
различные виды деятельности, проявляют чувство
ответственности за себя и других. Реализуя проект,
мы ставили перед собой цель - сделать жизнь своих
воспитанников интересной и содержательной,
наполнить её яркими впечатлениями,
интересными делами, радостью творчества.
ДОСТИГНУТЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ