Автор: Силецкая Наталья Олеговна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МКУ СРЦ для несовершеннолетних
Населённый пункт: г. Междуреченск, Кемеровская область
Наименование материала: программа
Тема: " Азбука вежливости"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное казённое учреждение
«Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»
Программа
воспитания детей дошкольного возраста
«Азбука вежливости»
Составлена: воспитателем
Силецкой Н.О.
г. Междуреченск
Проблема
Материнская и социальная депривация, безнадзорность, попустительский стиль
воспитания, не всегда корректное, а порой и грубое отношение со стороны родителей
откладывают отпечаток на социально-нравственном развитии детей. Асоциальный об-
раз жизни родителей искажает у несовершеннолетних представление о «нравственной
шкале отношений», культуре общения, об общепринятых нормах поведения людей в
обществе и
приводит к нарушению взаимодействия детей в социальной среде.
Опыт работы с детьми младшего школьного, и дошкольного возраста показы-
вает, что у детей недостаточно развиты навыки культурного поведения и общения с
взрослыми и сверстниками, не умеют справедливо оценивать свои поступки и по-
ступки окружающих, отсутствует понятие о нравственных ценностях тем самым воз-
никла необходимость в создание программы «Азбука вежливости».
Реализация программы нравственного воспитания детей дошкольного возраста
«Азбука вежливости» поможет воспитанникам приобрести навыки вежливого этикета,
сформировать представление о «нравственной шкале общения», с помощью которой
они смогут «измерять» свои и чужие поступки, научаться оценивать и подчинять свое
поведение социально-нравственным нормам, что позволит повысить эффективность
социальной реабилитации несовершеннолетних в целом.
Цель и задачи программы
Цель: Формирование основ социально-нравственных норм поведения у детей до-
школьного возраста.
Задачи:
1.
Познакомить детей с социально-нравственными нормами поведения в обще-
ственных местах и в быту.
2.
Развивать у несовершеннолетних культуру речи, расширяя словарный запас
вежливых слов.
3.
Формировать умение оценивать свои поступки и поступки окружающих людей с
позиции общепринятых норм поведения.
4.
Развивать такие нравственные качества личности как доброта, честность, уваже-
ние к людям, эмпатия.
Стратегия достижения цели
Программа рассчитана для детей среднего и старшего дошкольного возраста и
реализуется в течение трёх месяцев. Занятия проводятся ежедневно по 20 – 25 минут
для детей среднего дошкольного возраста, 30 – 35 минут – старшего дошкольного воз-
раста, тематические прогулки по городу -2 раза в месяц, экскурсии в краеведче-
ский музей-1 раз в месяц, ежедневно проводятся игры-упражнения, словесные игры,
сюжетно-ролевые игры, чтение и анализ сказок, рассказов, заучивание стихов про-
смотр мультфильмов каждую пятницу, участие в акции «Добру откроется сердце»
1раз в квартал.
На протяжении недели с детьми проводится первичная диагностика с целью
определения уровня социально-нравственного развития несовершеннолетних. Для пе-
дагогической диагностики воспитатель использует следующие методы: наблюдения,
опрос, беседы.
1.
Наблюдение проводится за ребенком в процессе игры, совместной трудовой, спор-
тивной и творческой деятельностях.
В ходе наблюдения воспитатель оценивает:
Эмоциональные проявления детей в различных видах деятельности.
Общение и взаимодействие дошкольников со сверстниками и взрослыми.
Культуру поведения в общественных местах и в группе.
Культуру общения - вежливо общаться, вступать в контакт, принимать предложе-
ния сверстников и взрослых.
Развитие нравственных качеств, таких как сочувствие, доброта, честность, отзывчи-
вость, щедрость и др.
2.
Опрос по методике «Сюжетные картинки» с целью определения у дошкольников
понятия о нравственных ценностях.
3.
Беседа по методике «Закончи историю» проводится с целью понимания детьми
старшего дошкольного возраста нравственных норм; определить умение детей соотно-
сить эти нормы с реальными жизненными ситуациями, разрешать проблемные ситуа-
ции на основе нравственных норм, и давать им элементарную нравственную оценку.
Затем по результатам диагностики определяется проблема и направленность за-
нятий и мероприятий по разделам:
1.
Культура общения.
2.
Культура поведения в общественных местах и в быту.
3.
«Шкала нравственных отношений».
4.
Нравственные ценности.
Далее в течение двух с половиной месяцев с детьми проводятся разные виды
деятельности, направленные на формирование основ социально-нравственных норм
поведения посредством следующих средств:
Художественных (художественная литература, изобразительное искусство, кино,
мультфильмы, музыка).
Социально-средовых (события, происходящие в окружении ребёнка, традиции,
поступки и оценка взрослых и детей, развивающая среда)
Деятельностных (разные виды деятельности: трудовая, учебная, художествен-
ная, праздники, развлечения).
В ходе программы используются следующие методы:
Этические беседы: «Зачем говорят «Здравствуй», «Вежливая просьба», «Прави-
ла культуры общения» которые помогут привить ребенку элементарную культу-
ру общения, помогающую ему устанавливать контакт со сверстниками и взрос-
лыми, вежливо обращаться с просьбой, если необходимо, то уступать и ждать.
Театрализованные игры. Например, при проигрывании сказки «Репка» обращаю
внимание детей на культуру взаимоотношений в семье. Вся семья, включая до-
машних животных взялась за одно общее дело все пришли на помощь деду в
вытягивании из земли репки.
Словесные игры «Назови волшебное слово», «Доскажи словечко», «Скажи до-
брое слово, комплимент товарищу», знакомят детей с основными формами
приветствия, прощания, просьбы, благодарности, извинения.
Сюжетно-ролевые игры, в которых ребёнок тренируется в выборе правильных
способов поведения. («Поход в кино», «Поездка в автобусе», «К нам пришли го-
сти»).
Игры-драматизации «Кошкин дом», «Теремок», «Маша и медведь» важнейшее
средство развития способности к сочувствию, сопереживанию, умение распозна-
вать эмоциональное состояние другого человека. Маленькие дети замечательные
актеры, стоит кому-нибудь надеть хотя бы часть какого-либо костюма, как он
входит в образ, вызывая у детей сильные чувства и переживания.
Для детей организован просмотр мультфильмов «Дядя Степа», «Доктор Айбо-
лит», «Мойдодыр» в результате просмотра и обсуждения дети приобретут уме-
ния оценивать свои поступки и поступки окружающих.
Чтение художественных произведений С.Я. Маршак «Ежели вы вежливы?»,
«Дядя Степа», В .Осеева «Волшебное слово» , Е .Пермяк «Как Маша стала
большой»,
В .Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо?» , русских народных ска-
зок «Колобок», «Репка», «Маша и медведь», «Теремок» обращаю внимание на
этические моменты, обсуждаем с ними поступки героев в результате ребенок
учится совершать только хорошие дела и поступки, быть добрыми, воспитывать
уважительное отношение к старшим и друг другу.
Приемы: художественное слово, сюрпризный момент, рассказ воспитателя, обсу-
ждение, приучение, поощрение, награждение.
По окончанию проведённых мероприятий проводится совместно с музыкаль-
ным руководителем праздник «Путешествие в страну Вежливость»
Тематическое планирование
для детей 4-5 лет
№
Темы занятий
Цель
Содержание
Методическое
обеспечение
I.
Культура общения
1.
Вежливые слова
Познакомить с правилами ре-
чевого общения, воспитывать
доброжелательное отношение
к людям.
Беседа по теме занятия,
выполнение поруче-
ний.
Д/игра «Как Кате до-
браться домой».
Сюжетные кар-
тинки по теме за-
нятия, игрушки,
персонажи для
кукольного или
пальчикового те-
атра.
2.
Урок вежливо-
сти в школе иг-
рушек
Расширить словарный запас
вежливых
слов:
прощания,
благодарности,
одобрения,
извинения др.
Чтение стихотворения
Э .Мошковской Жад-
ных нет, инсцениров-
ка по сказке «Петушок
и птичка».
Игрушки на каж-
дого ребенка,
большой игру-
шечный медведь
и книга, спрятан-
ная в коробке,
шапочка петушка
и птички (для
инсценировки)
3.
Общение по
телефону
Познакомить с правилами об-
щения по телефону, воспиты-
вать вежливость, доброжела-
тельность.
Игра «Узнай, кто зво-
нит?»,
Беседа по теме занятия,
д\игра «Звонок по теле-
фону », д\игра «Помо-
гите Зайке».
Игрушечные мо-
бильные телефо-
ны, карандаши,
карточки с изоб-
ражением теле-
фонов без цифр
на передней па-
нели.
4.
Словесные игры
Воспитывать культуру обще-
ния, умение приветливо раз-
говаривать друг с другом,
употребляя волшебные слова.
«Назови волшебное
слово», «Добрые слова
о моей игрушке, «Да-
нет».
Мячик, мягкие
игрушки.
5.
Беседа «Вежли-
вые слова»
Закрепить представления де-
тей о том, что «Волшебные
слова» помогают человеку,
вызывают у него добрые чув-
ства к тем, кто говорит их.
«Зачем говорят «Здрав-
ствуй, «Вежливая
просьба», «Фея учит
вежливости».
Сказочный пер-
сонаж Фея, сю-
жетные картинки
по теме беседы.
6.
Сюжетно-роле-
вая игра
Научить детей нормам обще-
ния со сверстниками, осно-
ванных на уважении и добро-
желательности.
«Моя семья», «Поли-
клиника», «В автобусе,
«Магазин».
Посуда детская,
одежда, мебель:
полки и прила-
вок, атрибуты:
касса, деньги,
чек, продукты,
стульчики, руль.
7.
Чтение и анализ
рассказов, сти-
хов известных
детских писа-
телей Барто А,
Чуковский К.И,
Маяковский В.В.
Расширить словарный запас
вежливых слов.
В гостях волшебная ко-
ролева книжек - малы-
шек.
Рассматривание
иллюстраций.
8.
Разыгрывание
игровых ситуа-
ций
Воспитывать элементарную
культуру общения, учиться
называть взрослых по имени
и отчеству.
«Волшебные слова»,
«Вежливая просьба»,
«К нам пришла медсе-
стра, повар».
Мягкие игрушки.
II.
Культура поведения
1.
Игра-драматиза-
ция
Познакомить детей с хороши-
ми и плохими поступками
людей;
научить
оценивать
свои поступки и поступки
других с позиции общеприня-
тых норм поведения.
Чтение и обсуждение
произведения В,
В. Маяковский «Что та-
кое хорошо и что такое
плохо?»
Серия иллюстра-
ций «Я и моё по-
ведение».
2.
Сюжетно-роле-
вая игра
Формирование
навыков
культуры поведения посред-
ством
ролевого
взаимодей-
ствия с детьми и взрослыми в
общественных местах.
«Поездка в парк ат-
тракционов».
Руль,
вывески,
кошельки, день-
ги, письмо с при-
глашением, ори-
ентиры, конусы,
кольцеброс.
3.
Сюжетно-роле-
вая игра
Воспитание вежливого пове-
дения в общественных ме-
стах: не шуметь, не мешать
окружающим, говорить спо-
койным тоном.
«Магазин», «Поликли-
ника», «У нас в гостях
бабушка».
Продукты пита-
ния, касса, чек,
стол,
скатерть,
чайная
посуда,
халат врача, гра-
дусник,
витами-
ны.
4.
Экскурсия в дет-
скую библиотеку
Закрепить у детей умение ве-
сти себя в соответствии с пра-
вилами поведения в обще-
ственных местах.
В книжном царствеби-
блиотечном государ-
стве.
Рассматривание
книг.
5.
Экскурсия в кра-
еведческий му-
зей
Воспитание навыков культур-
ного поведения в обществен-
ных местах.
Традиции бабушкиного
сундука.
Русские
нацио-
нальные игрушки
(матрешки),
вы-
шитые рушни-
ки, изящные кру-
жева, расписные
передники,
го-
ловные уборы.
6.
Вечер-развлече-
ние
Помочь детям объединится,
испытать
чувство
радости,
проявление доброжелательно-
сти.
Поздравляем именин-
ника.
Игра «Каравай»,
открытки,
сде-
ланные
своими
руками,
чтение
стихов.
7.
Посещение ки-
нотеатра «Куз-
басс»
Воспитание вежливого пове-
дения в общественных ме-
стах.
Просмотр детских
мультфильмов.
Зрительный зал,
кресла.
8.
Прогулка по го-
роду
Воспитание вежливого пове-
дения на улицах города.
Их имена носят назва-
ние наших улиц.
III.
Шкала нравственных отношений
1.
Занятие «Наша
группа»
Формировать
навыки
культурного
поведения
в
группе;
научить
оценивать
свое отношение к позитивно-
му и негативному поведению;
воспитывать доброжелатель-
ное отношение к сверстни-
кам.
Беседа, игра «Поссори-
лись и помирились, иг-
ра «Кулачки».
Игрушки на каж-
дого ребенка.
2.
Сюжетно-роле-
вая игра
Закрепить навыки культуры
поведения в быту. Воспиты-
вать приветливость, формиро-
вать навыки поведения за сто-
лом, общение с гостем.
Кукла Маша у нас в
гостях.
Кукла Маша, иг-
рушечный
стол,
куклы, скатерть,
посуда.
3.
Игры-упражне-
ния
Создание благоприятного
климата в группе, сплочение
детского коллектива.
«Давай познакомим-
ся», « Ты мне нра-
вишься, потому что»…
Стульчики
на
каждого ребенка.
4.
Игры-драматиза-
ции
Вызвать у детей желание ока-
зывать помощь сказочным
персонажам проявлять до-
броту, дружбу, товарищество.
«Кошкин Дом», «Тере-
мок», «Маша и мед-
ведь».
Шапочки-маски
медведя,
волка,
кошки.
5.
Подвижные игры
Формировать положительные
взаимоотношения между
детьми дружелюбие, взаимо-
помощь.
«Кошки – мышки»,
Гуси-лебеди», «Жмур-
ки», «У медведя в бо-
ру».
Шапочки – маски
для водящего.
6.
Встреча с героя-
Формировать представления
Дядя Степа», « При-
Диски, видеомаг-
ми мультфиль-
мов
о нравственных нормах отно-
шений с окружающими: до-
брожелательности, честности,
правдивости.
ключение Кота Лео-
польда», « Маша и
медведь», «Лиса и жу-
равль», «Приключение
Вини Пуха».
нитофон.
7.
Вечерний огонек
Поговорить по душам, обсу-
дить прошедший день, пого-
ворить об отношениях друг с
другом.
Вечерняя свеча.
Настольная лам-
па,
мягкая
иг-
рушка,
стульчи-
ки.
8.
Пальчиковый те-
атр
Показать пример дружбы, от-
зывчивости, находчивости.
Встреча друзей.
Персонажи
для
пальчикового те-
атра.
IV.
Нравственные ценности
1.
Дидактическая
игра
Развитие нравственных ка-
честв (доброта, сочувствие,
отзывчивость).
Кукла Катя заболела.
Кукла, ее кроват-
ка и постельные
принадлежности,
телефон,
набор
атрибутов
для
игры в «Больни-
цу».
2.
Театрализация
Развитие нравственных ка-
честв (щедрость, доброта,
честность).
Два жадных медвежон-
ка.
Маски медвежат,
сыр, декорации
леса.
3.
Дидактическая
игра «Накрыва-
ем на стол»
Закрепить навыки общепри-
нятых
норм
поведения
и
культуры общения со сверст-
никами и взрослыми с ис-
пользованием вежливых слов.
День рождение Маль-
вины.
Рисунки с изоб-
ражением детей в
разной одежде,
чайная посуда.
4.
Игры-инсцени-
ровки
Формировать у детей пред-
ставления
о
нравственных
нормах отношений с окружа-
ющими: доброжелательности,
честности.
«Колобок», «Репка»,
«Теремок».
Шапочки-маски
персонажей
сказки.
5.
Рисование эпизо-
дов из сказок,
раскрашивание.
Учить видеть и различать по-
ложительных и отрицатель-
ных героев сказок.
Рассматривание иллю-
страций.
Краски, каранда-
ши, альбом, рас-
краски.
6.
Чтение и анализ
сказок, обсужде-
ние личных ка-
честв героев.
Формировать умение оцени-
вать поступки героев, не пла-
тить злом за добро, уважать
человека, оказывать помощь в
трудную минуту.
В гостях у сказки.
Выставка ли-
тературы - Рус-
ские народные
сказки.
7.
Рассматривание
сюжетных кар-
тинок
Научить детей управлять со-
бой, своим поведением.
«Я и мое поведение»,
«Хорошо - плохо».
Серия иллюстра-
ций.
8.
Шефская по-
мощь ветеранам
В.О.Войны
Воспитание доброты, мило-
сердия к людям старшего по-
коления.
Акция «Добру откроет-
ся сердце».
Рассказывание
стихов, исполне-
ние песен, вруче-
ние подарков.
Тематическое планирование для детей 6-7 лет.
№
Темы занятий
Цель
Содержание
Методическое
обеспечение
I.
Культура общения
1.
Секрет волшеб-
ных слов
Познакомить с правилами ре-
чевого общения, воспитывать
доброжелательное отношение
к людям.
Игра «Волшебный
клубочек», песня
«Вежливая песенка».
Клубочек ниток,
персонажи ку-
кольного театра.
2.
Поможем
Не-
знайке
стать
вежливым
Научить детей использовать в
речи вежливые слова.
Игра «Пора вставать»,
чтение стихотворения
Н. Красильникова
«Волшебные
слова»,
игра с мячом «Вол-
шебные слова».
Персонаж
Не-
знайка,
макеты
солнышка,
мяг-
кие игрушки.
3.
В плену у коро-
левы Грубости
Закрепить элементарные пра-
вила вежливости, представле-
ния о хороших и плохих по-
ступках.
Стихи про вежливые
слова,
пословицы
и
поговорки.
Телеграмма
от
феи, картинки на
правила поведе-
ния в транспор-
те, магнитофон-
ная запись голо-
са
королевы
Грубости,
кар-
тинки с изобра-
жением хороших
и
плохих
по-
ступков.
4.
Словесные игры
Формировать
навыки
обще-
ния, развитие доброжелатель-
ных отношений друг к другу.
«Назови
волшебное
слово», «Доскажи сло-
вечко»,
«Волшебный
стул», «Добрые слова
о моей игрушке».
Мягкая игрушка,
стул большой.
5.
Беседа «Вежли-
вые слова»
Формирование уважения к
окружающим, доброжелатель-
ности, волевых качеств, сдер-
жанности.
«Зачем
говорят
«Здравствуй»,
«Веж-
ливая просьба», «Фея
учит вежливости».
Иллюстрации по
теме беседы.
6.
Сюжетно-роле-
вая игра
Воспитывать
положительные
чувства и привычки, быть от-
зывчивыми
к
сверстникам,
проявлять внимание, попол-
нять словарный запас слов
вежливыми словами.
«Моя семья», «Поли-
клиника», «В автобу-
се»,
«Библиотека»,
«Магазин».
Стол, чайная по-
суда,
руль,
стульчики, халат
врача,
медика-
менты, продукты
питания.
7.
Чтение и анализ
рассказов,
сти-
хов
известных
детских
писа-
телей Барто А,
Чуковский К.И.,
Осеева.В,
Мая-
ковский В.В.
Выполнение норм и правил
общения
с
взрослыми
и
сверстниками, основанных на
доброжелательности.
В гостях волшебная
Королева
книжек-
малышек.
Рассматривание
иллюстраций,
выставка литера-
туры.
8.
Разыгрывание
игровых
ситуа-
ций
Научить детей первыми здоро-
ваться
с взрослыми, оказы-
вать помощь, услугу.
«Волшебные
слова»,
«Вежливая просьба»,
«К нам пришла медсе-
стра, повар», «как ты
поступишь?».
II.
Культура поведения
1.
Игра-драматиза-
ция
Научить детей отличать хоро-
шие поступки от плохих, оце-
нивать своё поведение и окру-
жающих с позиции общепри-
нятых норм поведения.
Чтение и обсуждение
произведения
В.В.
Маяковского «Что та-
кое хорошо и что та-
кое плохо?»
Серия иллюстра-
ций «Я и моё по-
ведение».
2.
Занятие «В ки-
но»
Познакомить детей с правила-
ми поведения
в обществен-
ных местах.
Вопросы для обсужде-
ния, игра «Идем в ки-
но».
Иммитация ки-
нозала,
стулья,
билеты.
3.
Сюжетно - роле-
вые игры
Закреплять навыки поведения
в общественных местах.
«Мы едем в транспор-
те», «У нас в гостях
бабушка», «Школа»,
«В
поликлинике»,
«Магазин».
Руль, стульчики,
халат врача, гра-
дусник, витами-
ны,
продукты
питания,
касса,
чек.
4.
Экскурсия в дет-
скую библиоте-
ку
Научить детей культурно ве-
сти себя в общественных ме-
стах.
Библиотека-Дом кни-
ги.
Рассматривание
книг
5.
Экскурсия по го-
роду
Закреплять навыки поведения
на улицах города.
Их имена носят назва-
ние наших улиц.
6.
Экскурсия в кра-
еведческий
му-
зей
Научить детей культурно ве-
сти себя в общественных ме-
стах, говорить тихо, не при-
влекая к себе внимания.
Рождество-время
ан-
гелов.
Салфетки-сне-
жинки,
рожде-
ственские
анге-
лочки, игрушки,
елочки.
7.
Вечер развлече-
ние
Создать детям радостное на-
строение, сплочение детского
коллектива.
Праздник имениника.
Игра «Каравай»
стихов, исполне-
ние песен чтение
8.
Посещение
ки-
нотеатра
«Куз-
басс».
Закрепить
с детьми навыки
поведения
в
общественных
местах.
Просмотр мультфиль-
мов.
Зрительный зал,
кресла.
III.
Шкала нравственных отношений
1.
Занятие «Наша
группа»
Формировать
на-
выки культурного
поведения в груп-
пе; научить оцени-
вать свое отноше-
ние к позитивному
и негативному по-
ведению; воспиты-
вать
доброжела-
тельное отношение
к сверстникам.
Загадки, чтение правил поведе-
ния в группе.
Персонаж Бура-
тино,
игрушки
на каждого ре-
бенка.
2.
Сюжетно-роле-
вая игра
Закрепить навыки
культуру поведе-
ния в быту. Воспи-
У нас в гостях.
Игрушечный
стол, куклы, ска-
терть, посуда.
тывать приветли-
вость, формиро-
вать навыки пове-
дения за столом,
общение с гостем.
3.
Игры-упражне-
ния
Создание благо-
приятного климата
в группе, сплоче-
ние детского кол-
лектива.
«Давай познакомимся», «Ты мне
нравишься, потому что…», «Я
поступил хорошо, когда»…
Стульчики
на
каждого
ребен-
ка.
4.
Игры-драматиза-
ции
Закрепить пред-
ставления о таких
качествах как до-
брота, смелость,
показывая их в
сравнении с отри-
цательными каче-
ствами.
«Кошкин Дом», «Теремок», «Ма-
ша и медведь», «Волк и семеро
козлят».
Шапочки-маски
медведя, кошки,
волка, лягушки,
мышки.
5.
Пальчиковый
театр
Показать пример
дружбы, отзывчи-
вости, находчиво-
сти.
«Встреча друзей».
Сказочные
пер-
сонажи.
6.
Подвижные иг-
ры
Формировать по-
ложительные взаи-
моотношения меж-
ду детьми друже-
любие взаимопо-
мощь, честность.
«Кошки-мышки», «Ловишки», «У
медведя в бору», «Жмурки».
Шапочки-маски
для роли водя-
щего.
7.
Встреча с героя-
ми мультфиль-
мов
Сформировать
нравственные
мотивы поведения,
которыми ребенок
мог бы руко-
водствоваться в
своих поступках.
«Дядя Степа», «Приключение ко-
та Леопольда», «Лиса и журавль»,
«Маша и медведь», «Приключе-
ние Вини Пуха»
Зрительный зал,
кресла.
8.
Вечерний огонек
Поговорить по ду-
шам, обсудить
прошедший день,
поговорить об от-
ношениях друг с
другом.
Вечерняя свеча
Настольная лам-
па,
мягкая
иг-
рушка, стульчи-
ки.
IV.
Нравственные ценности
1.
Сюжетно-роле-
вая игра
Развитие нравственных ка-
честв (сочувствие, отзывчи-
вость).
Незнайка заболел.
Сказочный пер-
сонаж Незнайка,
кровать, аптечка,
халат, телефон.
2.
Театрализация
Развитие нравственных ка-
честв (щедрость, доброта,
честность).
Два жадных медве-
жонка.
Маски медвежат,
сыр, декорации
леса.
3.
Праздник «Пу-
тешествие по
стране Вежливо-
Закрепить навыки общеприня-
тых норм поведения и культу-
ры общения со сверстниками
Песня «Веселые дру-
зья», инсценировка
отрывка из сказки
Имитация авто-
буса, фея Вежли-
вости.
сти»
и взрослыми с использовани-
ем вежливых слов.
«Гуси», игра «Вол-
шебные слова».
4.
Игры - инсцени-
ровки
Вызвать у детей желание ока-
зывать помощь сказочным
персонажам, воспитывать до-
броту, дружбу, товарищество.
«Колобок», «Репка»,
«Телефон», «Айбо-
лит».
Шапочки-маски
персонажей
сказки.
5.
Рисование эпи-
зодов из сказок,
раскрашивание.
Формировать основы поведе-
ния и общения, различать по-
ложительных и отрицатель-
ных героев.
Рассматривание ил-
люстраций.
Краски, каранда-
ши, альбом, рас-
краски.
6.
Чтение и анализ
сказок, стихов
обсуждение лич-
ных качеств ге-
роев
Формировать представления о
доброте, честности, дружбе,
справедливости.
В гостях у сказки.
Выставка ли-
тературы.
7.
Рассматривание
сюжетных кар-
тинок
Закреплять умение справедли-
во оценивать свои поступки и
поступки сверстников.
«Я и мое поведение»,
«Урок Доброты».
Серия иллюстра-
ций.
8.
Шефская по-
мощь ветеранам
В.О.Войны
Воспитывать внимательное
отношение к ветеранам, жела-
ние заботится о них.
Акция «Добру
откроется сердце».
Показ театрали-
зованной сказки.
Ожидаемые результаты:
В результате деятельности программы дети 4-5 лет научатся приветливо разговари-
вать друг с другом, взрослыми, вежливо отвечать на вопросы, иметь представления о
доброте, вежливости, оценивать свои поступки и поступки сверстников, правильно
вести себя в общественных местах.
Дети 6-7 лет научатся навыкам общественного поведения: первыми здороваться с
взрослыми, сверстниками, благодарить за оказанную помощь, употреблять в речи веж-
ливые слова, называть взрослых по имени и отчеству, справедливо оценивать свои
поступки и поступки окружающих людей, сформируются представления о доброте,
честности, уважения к людям, правильно вести себя в общественных местах: говорить
тихо, не привлекая к себе внимания, не мешать другим.
Критерии эффективности реализации программы
«Азбука вежливости»
Оценка эффективности реализации программы осуществляется через следую-
щие методы: наблюдения, методика «Сюжетные картинки», «Закончи историю».
Знать:
правила общепринятых норм поведения людей в общественных местах и быту.
выражения прощания и сопутствующие формы благодарности, одобрения, извине-
ния и др.
понятие таких нравственных качеств личности как доброта, честность, отзывчи-
вость, щедрость, сочувствие;
Уметь:
использовать в своей речи вежливые слова;
оценивать свои поступки и поступки окружающих с позиции общепринятых норм
поведения;
соблюдать общепринятые нормы поведения в повседневной жизни.
Ресурсное обеспечение программы
Техническое обеспечение: телевизор, видео-мультфильмы, магнитофон.
Методические материалы: иллюстрации из книги «Уроки доброты», дидактические
игры, загадки, картинки с изображением хороших и плохих поступков, сказочные ге-
рои, книжки-малышки.
Список литературы
1.Агапова И.А., Давыдова М.А. Общество хороших манер Волгоград, Издательство
«Учитель», 2009
2.Алябьева Е.А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками М, 2003.
3.Баранова И.В., Гупта С.Р. Нравственные ценности М, 2004.
4.Бархатова «Воспитание культуры поведения» Д\в №-1989
5.Виноградовой Л.М. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников М,
«Просвещение» 1989.
6.Демидова О.Н. Будьте вежливы всегда.Воронеж 2009.
7.Дорохов А.С. Как себя вести: беседа о вежливости и правилах поведения-М,1976.
8.Курочкина И.Н. Как научить ребенка поступать нравственно М, Издательство
«Флинта» 2002.
9.Лопатина А, Скребцова М. Начала мудрости Издательство М, Амрита, 2011.
10.Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей М, 1957.
11.Одинцова Л.Г. Воспитание навыков культурного поведения детей в коллективе
сверстников Д/в №7-1975.
11.Островская Л.Ф., Буре Р.С. Воспитатель и дети.
12. Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста М.
1986.
13.Сенько Т.В. Изучение межличностного взаимодействия ребенка со сверстниками и
взрослыми. Методические рекомендации Л, 1991
14.Шакуров Р.Х. Человек формируется с детства М, 1972.
15.Щипицина Л.М. , Заширинская О.В. Азбука общения С.П. 2003.
Приложение 1. Диагностический инструментарий.
Методика «Изучение особенностей социально-нравственного развития
детей группы, характера взаимоотношений детей в коллективе сверстников»
методом наблюдения (модификация Т. А. Репиной)
№
Критерии
Ф. И. детей
1.
Самых общительных с взрослыми
:
С
амых необщительных замкнутых детей:
2.
Самых общительных с детьми:
Самых нерешительных, замкнутых детей:
3.
Вожаков, организаторов в группе, выполняющих, в
основном, ведущие роли в играх:
Не проявляющих организаторских способностей де-
тей, склонных к подчинению:
4.
Самых доброжелательных,
спокойных
детей:
Самых недружелюбных, часто ссорящихся, дерущих-
ся:
5.
Самых добрых
(делятся
игрушками,
гостинцами
с детьми, угощают воспитателя):
Неохотно делящихся гостинцами и игрушками с дру-
гими:
6.
Самых отзывчивых (стараются
помочь
другому,
утешить):
Равнодушных к огорчению и неудаче другого:
7.
Самых честных,
правдолюбивых
детей:
Детей, которые часто говорят неправду, поступают
нечестно
Детей, которые могут сказать неправду, не отличают-
ся честностью:
8.
Самых вежливых детей:
Невежливых детей:
Детей редко употребляющих «волшебные слова»:
9.
Самых послушных, покладистых детей:
Непослушных, упрямых детей:
10.
Самых самостоятельных детей:
Несамостоятельных, часто обращающихся за помо-
щью:
11.
Настойчивых, организованных детей:
Детей, не умеющих довести ни одного дела до конца:
12.
Уверенных в себе детей:
Неуверенных, робких детей:
13.
Самых трудолюбивых, охотно
выполняющих
трудовые поручения взрослых:
Ленивых детей, которые не любят трудиться:
14.
Самых веселых, жизнерадостных детей:
Детей грустных, угрюмых, плаксивых:
Анализируя результаты таблицы, педагог может опираться на следую-
щие рекомендации.
Рассмотрите полученные результаты таблицы. Вы видите, что почти у всех де-
тей есть свои достоинства и недостатки. Учитывайте их в своей работе с детьми.
Подчеркните красной ручкой имена и фамилии тех детей, у которых вы выделили
только достоинства.
Очевидно, это ваша опора в группе, дети, которые помогут вам заинтересо-
вать, увлечь, организовать других. Но приглядывайтесь к ним внимательнее – всегда
ли мы объективны в нашей оценке? Каковы задачи социально - эмоционального разви-
тия этих детей?
Подчеркните черной ручкой имена и фамилии тех детей, у которых вы выдели-
ли преимущественно негативные особенности. Это дети, которым в первую очередь
требуется ваше понимание и помощь. Постарайтесь понять, в чем причины таких про-
явлений детей. Определите положительные качества, увлечения, интересы таких де-
тей, опирайтесь на них в ходе работы с ними. Подумайте, какие методы социально-
нравственного воспитания могли бы помочь решить проблемы этих детей.
Возьмите список детей группы и выпишите имена и фамилии тех детей, ко-
торых нет в вашей таблице. Подумайте, почему так получилось – эти дети незамет-
ны, «забыты» взрослыми, они не проявляют себя или у них нет ярких личностных осо-
бенностей. В процессе педагогического взаимодействия вам необходимо узнать этих
детей лучше, помочь им более активно проявлять свою индивидуальность и преодоле-
вать личностные проблемы.
Обобщения результатов наблюдения по данной методике позволит педагогу
увидеть индивидуальные особенности социально-личностного развития детей группы,
их сильные стороны и поведенческие проблемы, а также учесть их в ходе дальнейшего
взаимодействия с каждым ребенком.
Методика «Сюжетные картинки»
(модифицированный вариант Р.М. Калининой)
Стимульный материал:
В картинках для детей 3-4 лет представлены следующие полярные по своим характе-
ристикам нравственные нормы:
I.
доброта-жадность (Содержание картинок: 1) мальчик угощает всех конфетами
из коробки, улыбается, 2) девочка закрывает руками все игрушки от окруживших ее
детей);
II. отзывчивость-равнодушие (Содержание картинок: 1) маленькая девочка плачет,
другая - ее утешает, выражение лица второй девочки сочувствствующее, 2) один маль-
чик плачет над сломанной машинкой, другой показывая на него пальцем смеется);
III. дружелюбие-конфликтность (Содержание картинок: 1) дети вместе дружно иг-
рают на ковре, 2) два ребенка отбирают друг у друга игрушечную лошадку);
IV. аккуратность – неаккуратность (Содержание картинок: 1) девочка причесыва-
ется перед зеркалом, 2) девочка в грязном платье, непричесанная вырывает листы из
книги).
Предъявление задания для детей 3-4 лет:
Инструкция воспитателя: «Я буду показывать тебе разные картинки про детей. Выбе-
ри картинки, на которых дети ведут себя хорошо, и на которых плохо». Картинки
предъявляются детям попарно. После того, как ребенок разложил картинки, воспита-
тель снова раскладывает их все перед ним и просит показать, кто на картинках радует-
ся, а кто грустит.
Стимульный материал для детей 4-5 и с 6-7 лет:
К 4 парам картинок, используемым для диагностики детей 3-4 лет, добавляется пятая
пара - вежливость-невнимание к взрослым (Содержание картинок: 1) ребенок
предлагает женщине стул, она улыбается, 2) бабушка сидит грустная, держится за го-
лову; мальчик играет на барабане, смеется). После предъявления каждой пары карти-
нок детям старшего дошкольного возраста задается вопрос «Почему ты так думаешь?»
После выполнения первого задания пред ребенком поочередно по одной раскладыва-
ют картинки II, III,V пар и предлагают вопросы «Какое настроение у людей на этой
картинке? Как ты думаешь, что они чувствуют? Почему?»
Обработка результатов:
0 баллов - Ребенок неправильно раскладывает картинки (в одной стопке картинки с
изображением как положительных, так и отрицательных поступков), эмоциональные
реакции неадекватны или отсутствуют. В старшем дошкольном возрасте ребенок или
неправильно называет чувства других людей или отказывается от ответа на этот во-
прос.
1балл – Ребенок правильно раскладывает картинки, но не может обосновать свои дей-
ствия, эмоциональные проявления не выражены при оценке поступков. Старший до-
школьник не может соотнести настроение людей на картинках с конкретной ситуаци-
ей, объяснить их.
2 балла – Правильно раскладывая картинки, ребенок обосновывает свои действия,
эмоциональные реакции адекватны, но выражены слабо. Ребенок правильно называет
чувства людей, но не всегда может объяснить их причину.
3 балла – Ребенок правильно отбирает поступки детей, обосновывает свой выбор. В
старшем дошкольном возрасте - называет моральную норму, эмоциональные реакции
на поступки героев ситуации адекватны, ярки.
Бланк результатов «Сюжетные картинки»
0 балла – низкий уровень, 1 балл – ниже среднего уровень, 2 балла – средний уровень, 3 балла – высокий уровень
№ Ф. И. ребёнка
Доброта-
жадность
Отзывчивость-
равнодушие
Дружелюбие-
конфликтность
Аккуратность –
неаккуратность
Вежливость-
невнимание к
взрослым
пер.
итог.
пер.
итог.
пер.
итог.
пер.
итог.
пер.
итог.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Методика «Закончи историю»
Цель: изучить понимание детьми старшего дошкольного возраста нравствен-
ных норм (щедрость - жадность, трудолюбие - лень, правдивость – лживость, внима-
ние к людям - равнодушие); определить умение детей соотносить эти нормы с реаль-
ными жизненными ситуациями, разрешать проблемные ситуации на основе нравствен-
ных норм, и давать элементарную нравственную оценку.
Предъявление задания:
В индивидуальной беседе с ребенком ему предлагается продолжить каждую из
предлагаемых историй, ответить на вопросы ребенку говорят: «Я буду рассказывать
тебе истории, а ты их закончи». После этого ребенку читают по очереди четыре исто-
рии (в произвольном порядке).
История первая. Люба и Саша рисовали. Люба рисовала красным карандашом, а Са-
ша - зеленым. Вдруг Любин карандаш сломался. «Саша, - сказала Люба, - можно мне
дорисовать картинку твоим карандашом?» Саша ответил,…Что ответил Саша? Поче-
му? как поступил Саша? Почему?
История вторая. Кате на день рождения мама подарила красивую куклу. Катя стала с
ней играть. К ней подошла ее младшая сестра Вера и сказала: «Я тоже хочу поиграть с
этой куклой». Тогда Катя ответила... Что ответила Катя? Почему? Как поступила Ка-
тя? Почему?
История третья. Дети строили город. Оля стояла рядом и смотрела, как играют дру-
гие. К детям подошла воспитательница и сказала: «Мы сейчас будем ужинать. Пора
складывать кубики в коробку. Попросите Олю помочь вам». Тогда Оля ответила... Что
ответила Оля? Почему? Как поступила Оля? Почему?
История четвертая. Петя и Вова играли вместе и сломали красивую, дорогую иг-
рушку. Пришел папа и спросил: «Кто сломал игрушку?» Тогда Петя ответил... Что от-
ветил Петя? Почему? Как поступил Петя? Почему?
Все ответы ребенка, по возможности дословно, фиксируются в протоколе.
Обработка результатов:
0 баллов - Ребенок не может продолжить историю, или дает односложный ответ, не
может оценить поступки детей.
1 балл – Ребенок по-разному продолжает истории, оценивает поведение детей как пра-
вильное или неправильное, хорошее или плохое, но оценку не мотивирует и нрав-
ственную нормы не выделяет.
2 балла - Ребенок продолжает истории с позиции нравственных норм, называет нрав-
ственную нормы, правильно оценивает поведение детей, но не мотивирует свою оцен-
ку.
3 балла - Ребенок раскрывает особенности разрешения проблемной ситуации с пози-
ции нравственной нормы, называет нравственную норму, понимает ее значение для
взаимоотношений людей и может обосновать свое мнение, правильно оценивает пове-
дение детей и мотивирует свою оценку.
Бланк результатов «Закончи историю»
0 балла – низкий уровень, 1 балл – ниже среднего уровень, 2 балла – средний уровень, 3 балла – высокий уровень
№ Ф. И. ребёнка
1 история
2 история
3 история
4 история
пер.
итог.
пер.
итог.
пер.
итог.
пер.
итог.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Вежливые слова
Цель: познакомить с правилами речевого общения, воспитывать доброжелательное
отношение к людям.
Оборудование: сюжетные картинки по теме занятия, игрушки, персонажи для куколь-
ного или пальчикового театра.
Ход занятия.
Предложить сесть тем детям, к кому обратятся ласково:
-Сядь, пожалуйста, Машенька.
Беседа по теме занятия с опорой на сюжетные картинки.
- Какое слово я называла, обращаясь к вам?(пожалуйста)
- Когда еще мы слышим слово «пожалуйста»( Когда хотим что-то попросить, что-то
предлагаем. Слово «пожалуйста» мы слышим очень часто от воспитанных людей.
Когда общаешься с воспитанным человеком, ему хочется сделать что-то приятное, до-
ставить радость)
-Посмотрите на картинку( на картинке изображен мальчик, который просит у девочки
яблоко). Как вы думаете, что говорит мальчик?(Дай, пожалуйста , яблоко)
- Даст ли девочка яблоко мальчику? (Она обязательно угостит мальчика яблоком, по-
тому что он обратится к ней вежливо)
- Какие еще вежливые слова вы знаете? ( Спасибо, здравствуйте, простите.)
- Когда мы говорим слово «спасибо»? ( Когда нам что-то дали, когда надо поблагода-
рить)
- Что ответил мальчик девочке? (Он сказал: «Спасибо».)
- Когда мы говорим слово «Здравствуйте?»( Когда обращаемся к людям. Это слово мы
говорим, когда встречаем знакомых, обращаемся к незнакомым людям, когда их при-
ветствуем)
Показать детям картинку, изображающую встречу двух друзей, например, мальчика и
девочки.
- Что дети сказали друг другу при встречи? (Здравствуй)
- Какое слово можно еще сказать при встрече?(Привет. Слово «здравсвуйте» говорят
взрослым людям, а слово «привет» можно говорить детям, друзьям.)
- Когда мы говорим слово «простите?»( Когда мы обидели кого-то, когда испортили
чью-то вещь.)
Показать картинку, изображающую виноватого мальчика, разбившего вазу, перед ма-
мой.
- Посмотрите на картинку. Что случилось?(Мальчик разбил вазу).
- Что нужно сказать маме, чтобы она не сердилась, не расстроилась? (Прости, извини)
- Вы назвали много вежливых слов «спасибо, «пожалуйста», «здравствуйте», «при-
вет», «простите», «извините». Вежливые слова говорят воспитанные люди. Эти слова
помогают нам понимать друг друга, общаться без ссор.
Выполнение поручений.
Предложить детям стать по парам. Одному ребенку из пары дать игрушку, второму
предложить попросить эту игрушку. Ребенок должен вежливо обратиться:
- Дай мне, пожалуйста, зайчика.
Потом поблагодарить.
Дидактическая игра «Как Кате добраться домой?»
Показать пальчиковый или кукольный театр с использованием куколки, зайчика, ежи-
ка.
- Дети, помогите, пожалуйста, кате добраться домой. Катя возвращалась из лесу до-
мой. Шла она по тропинке и встретила зайчонка.
-Заяц, покажи мне дорогу домой.
А зайка стоит и не уходит с тропинки, ничего не отвечает девочке.
- Как вы думаете, почему? (Она не сказала вежливые слова.)
- Как должна была попросить Катя? (Здравствуй, зайка. Покажи, пожалуйста, дорогу.)
Попросила вежливо Катя, показал ей зайка дорогу. Пошла Катя по трапинке дальше,
но сбилась с дороги. Идет и плачет. Вдруг она споткнулась о какой-то комочек. При-
глядитесь, а это ежик.
-Еж, покажи мне дорогу домой.
Рассердился ежик, раскрыл иголки, смотрит сердито на Катю.
- Как вы думаете, почему рассердился ежик? (Катя не сказала вежливые слова.0
-Как должна была сказать Катя? (Здравствуй, ежик. Извини меня. Покажи мне дорогу
домой, пожалуйста.)
Сказала Катя вежливые слова. Улыбнулся ежик:
- Конечно, я отведу тебя домой. Иди за мной.
Покатился ежик по тропинке, а Катя за ним пошла. Вот и дом!
Итог. Прочитать детям четверостишие и предложить выучить его наизусть в вечернее
время.
Запомните, ребята,
Надо вежливыми быть!
Друзья появятся тогда,
Все будут вас любить!
Урок вежливости в школе игрушек
Цель: расширить словарный запас слов: прощания, благодарности, одобрения, извине-
ния.
Материал: Игрушки (на каждого ребенка) посажены или положены на стулья, стоя-
щие вдоль стен зала; большой игрушечный медведь и книга, спрятанная в коробке (за
ширмой); шапочка петушка и птички (для инсценировки).
Ход занятия:
Воспитатель. Подводит детей к закрытым дверям зала.
- Мы уже не раз говорили о вежливости, учились внимательно относиться друг к дру-
гу, к взрослым. И у игрушек тоже бывают уроки вежливости. Приглашаю вас сегодня
на такой урок в Школу игрушек.
Проводит детей в зал; подходя к каждой игрушке, берет ее в руки и от ее имени при-
ветствует детей: «Здравствуйте!», «Доброе утро!», «Проходите, пожалуйста», «Распо-
лагайтесь поудобнее!», «Чувствуйте себя как дома!»
- Утро в Школе начинается с необычной зарядки: ученики вспоминают вежливые сло-
ва
Предлагает детям выбрать понравившуюся игрушку, встать около нее и, представив
себя в роли этого персонажа, ответить на вопросы.
- Зайчик, что нужно сказать, если обращаться к кому-нибудь с просьбой?
- Белочка, какие слова благодарности ты знаешь?
Педагог обращается к каждому ребенку, хвалит за правильный ответ, затем предлагает
детям присесть на стульчики.
- Сейчас я познакомлю вас с медведем, которому учение в Школе игрушек дается не
легко.
Приносит из-за ширмы коробку и достает из нее игрушечного медведя, говорит за не-
го.
Медведь.
Я все могу – могу плясать,
И рисовать, и петь,
Могу стоять на голове,
До Марса долететь,
Могу допрыгнуть до Луны,
Могу найти алмаз,
Могу я даже видеть сны,
Не закрывая глаз…
Могу я целый день не врать.
Могу… но не хочу!
Воспитатель. Вам понравился рассказ медведя? Хотите с ним дружить? Почему? (От-
веты детей.) Правильно, слушать хвастунов неприятно. Скромные люди не будут хва-
литься: «Я сделал лучше всех!»
Но мишка не только хвастун. Послушайте стихотворение:
Мишка злым сегодня был.
Оттолкнул братишку
И сестренке нагрубил,
И уткнулся в книжку.
Мишка «отворачивается», «закрывает» морду книгой.
- Как можно назвать такого мишку? Правильно, грубиян.
Мишка. Ребята! Я не хочу быть грубияном. Подскажите, что нужно делать!
Воспитатель. Давайте поможем медведю, расскажем, что должен делать каждый ребе-
нок и каждый медвежонок, чтобы быть вежливым.
Рассуждения детей.
- Совершенно верно, вежливые дети первыми приветствуют взрослых, не забывают
прощаться, извиняются за беспокойство, благодарят за помощь. Вежливые дети не
разговаривают громко, не дразнят товарищей, умеют договариваться, уступать друг
другу. Вежливый ребенок, если обидел ненароком, просит прощения.
Воспитатель. Сейчас я расскажу, что произошло в одном детском саду, а ты, мишка,
подумаешь и ответишь, как называют людей, которые поступают, как девочка Маша,
и как бы ты поступил на ее месте.
Принесла сегодня Маша
Длинношеего жирафа.
Целый день с жирафом этим
Поиграть хотели дети:
Он бы был подъемным краном,
Угостился бы бананом.
Чтоб жирафчик мог поспать,
Приготовили кровать.
Но взяла в охапку Маша
Длинношеего жирафа,
Утащила в уголок,
Чтоб никто отнять не мог.
Медведь. Вот так Маша! Вот так жадина! Никогда я так делать не буду. Я бы на ее ме-
сте предложил детям поиграть всем вместе, даже поделился бы своими игрушками. А
как бы вы поступили, ребята? (Ответы детей.)
Воспитатель. Теперь проверим, нет ли в нашей группе жадных детей.
Читает стихотворение Э.Мошковской «Жадных нет».
Жадные!
Поднимите руки,
Жадные,
Жадины
И жадюги.
Нету рук…
Вдруг жадных не стало.
Как не бывало.
Ну, хоть бы мало!
Две-три штуки!..
Поднимите руки,
Жадные девочки,
Жадные мальчики…
Поднимите хотя бы пальчики!
Сколько жадных?
Надо же знать!
Пять? Двадцать пять?
Или сто двадцать пять?
Сколько жадных? Смотри тщательно.
Жадных нет?!
Замечательно!
Медведь благодарит детей за интересный и полезный урок в Школе игрушек. Дети же-
лают ему быть вежливым, добрым, скромным.
Воспитатель предлагает отдохнуть и посмотреть инсценировку по сказке «Петушок и
птичка».
Воспитатель. Жили-были Петушок и Птичка, жили они дружно. Но однажды Петушок
и Птичка не стали, как обычно, играть вместе, надулись и отвернулись друг от друга.
(Обращается к детям, исполняющим роли Петушка и Птички.) Что случилось? Отчего
вы такие сердитые? Поссорились? Так надо помириться!
Птичка. Я с Петушком мириться не буду! Он невежливый. Я сказала ему: «Здрав-
ствуй!», а он не ответил.
Петушок. А зачем отвечать, я тебя вчера видел.
Птичка. Но я же сегодня сказала «Здравствуй».
Петушок. Ну и что, у меня еще вчерашнее не кончилось.
Воспитатель. Петушок, ты хочешь, чтобы птичка заболела?
Петушок. Нет, я не хочу, чтобы она болела!
Воспитатель. А что же ты для нее! Здравствуй» пожалел? Ведь «здравствуй» - это зна-
чит будь здоров, не болей!
Петушок. Птичка тоже не очень-то вежлива. Когда она ко мне обращается, то кричит:
«Эй, ты!»
Воспитатель. Значит, вы оба виноваты. Надо друг друга уважать!
Петушок. Прости меня, Птичка! Я всегда буду здороваться!
Птичка. И ты прости меня, Петушок! Я всегда буду вежливой!
Воспитатель. Вы поняли, как надо себя вести? Будьте всегда вежливы и никогда не
ссорьтесь.
По окончании инсценировки, педагог предлагает детям решить проблемные ситуации.
Воспитатель попросил Катю отнести в соседнюю группу книгу. Катя вошла в комнату
и сказала…
Дима принес в детский сад новую настольную игру и положил на стол, чтобы показать
детям. Все окружили Диму. Оля, девочка маленького роста, встала на цыпочки, чтобы
посмотреть на игру? Но ничего не увидела. Огорчившись, хотела отойти, но Олег по-
просил ребят…
Папа попросил Вову сходить к соседу за кассетой. Сосед отдыхал – лежал на диване с
журналом в руках. Прежде чем обратиться к нему с просьбой, Вова сказал…
Миша строит из кубиков мост. К нему подходит Дима и говорит, что он тоже хочет
строить: ломает мост и забирает себе кубики. Как бы вы поступили?
Однажды только Наташа пришла в детский сад с санками. На прогулке дети окружили
девочку, всем очень понравились санки с удобной спинкой и захотелось на них пока-
таться. Как, вы считаете, должна поступить Наташа?
После дневного сна воспитатель сказал детям:»Застилайте побыстрее постели, мы сей-
час пойдем смотреть спектакль в музыкальном зале». Настя аккуратно застилала свою
постель и уже хотела бежать в зал, но тут увидела, что Кирилл не может справиться с
одеялом. Как вы думаете, что сделает Настя?
Общение по телефону
Цель: познакомить с правилами общения по телефону, воспитывать вежливость, до-
брожелательность.
Оборудование:
по три игрушки и игрушечных мобильных телефона, карандаши,
карточки с изображением телефонов без цифр на передней панели.
Предложить детям поиграть в игру «Узнай, кто звонит?»
Взять три игрушки (лисичка, медвежонок и зайка) и три игрушечных мобильных теле-
фона. Сначала детей знакомят со звуком телефона лисички, медвежонка и зайки. За-
тем дети должны по звуку определить, кто звонит.
Беседа по теме занятия.
- Как вы думаете, зачем нужен телефон?(Телефон нужен для того, чтобы люди обща-
лись, когда они находятся далеко друг от друга. Телефон также нужен, когда необхо-
димо вызвать врача, пожарных, полицию.)
- Подумайте, можно ли говорить по телефону долго? (Нельзя, телефон- это средство
связи. По телефону нельзя очень долго разговаривать, нельзя звонить по пустякам.)
- Как нужно разговаривать по телефону?(Вежливо, приветливо.0
- Когда вы набрали номер телефона, дождитесь ответа, нужно поздороваться и пред-
ставиться. Потом надо вежливо спросить, могут ли с вами разговаривать. И только
потом уже можно рассказывать новости. В конце разговора не забудьте попрощаться.
- Как нужно разговаривать , когда звонят вам?(Вежливо, приветливо.)
-В этом случае надо ответить на приветствие, вежливо отвечать на просьбы. Разгова-
ривать надо вежливо даже в том случае, если человек ошибся номером. Прекращает
разговор то человек , который позвонил. А если вы не можете продолжать разговор, то
вежливо сообщите, что вы перезвоните, когда освободитесь.
Дидактическая игра «Звонок по телефону».
Последовательно предлагать детям несколько ситуаций общения по телефону. Напри-
мер:
- мальчик звонит другу, чтобы пригласить его на день рождения;
- девочка звонит подружке, чтобы пригласить ее гулять, трубку берет мама, а девочка
чем-то занята и не может подойти к телефону;
- у вас звонит телефон, а звонивший ошибся номером.
В каждой ситуации участвует двое детей. При затруднении педагог помогает им подо-
брать нужные слова и фразы.
Дидактическая игра «Помогите Зайке».
Рассказать детям историю о том, что Зайке недавно мама и папа подарили мобильный
телефон. Давайте послушаем , как Зайка умеет беседовать по телефону. Если он будет
ошибаться, вы , пожалуйста , помогите ему. «Зазвонил телефон. Зайка берет трубку и
говорит:
- Кто это?
- Кого надо?
-Что вам нужно?
После каждого вопроса обсуждать с детьми , правильно ли Зайка задавал вопросы.
Дети предлагают правильные варианты ответов.
Сюжетно-ролевая игра «Кукла Маша у нас в гостях»
Цель: закрепить навыки культуры поведения в быту, воспитывать приветливость,
формировать навыки поведения за столом, общение с гостем
Методическое обеспечение-кукла Маша, игрушечный стол, скатерть, посуда.
Ход игры:
Игра проводится в игровом уголке. Дети садятся на поставленные полукругом стулья.
Воспитатель сообщает, что кукла Маша обещала сегодня прийти в гости.
Воспитатель: Как мы встретим Машу?
Саша: скажем: «Здравствуй!»
Воспитатель: Да, скажем: «Здравствуй, Маша!» и сделаем поклон головой (показыва-
ет). А как мы предложим Маше стул? Педагог ставит стул и говорит: «Садись, Маша,
пожалуйста».
Раздается стук в дверь. Входит большая кукла Маша. Маша здоровается. Дети отвеча-
ют так, как показывает воспитатель.
Воспитатель: Сашенька, предложи, пожалуйста, Маше стул.
Саша с готовностью несет стул и говорит: «Садись, Маша, пожалуйста!»
Воспитатель: Мы рады, Маша, что ты пришла к нам в гости. Ребята, давайте угостим
Машу чаем!
Саша: Маша, пей чай!
Воспитатель: нужно сказать:
«Садись, Маша, чай пить».
Саша повторяет приглашение, Маша благодарит.
Воспитатель: Катя, а какую посуду надо приготовить для чая? Правильно, чашку,
блюдце, ложечку. Коля, расставь, пожалуйста, посуду на столе. Налей кукле Маше чай
из чайника. (Коля наливает). А чем мы будем угощать куклу? Конфетами и печеньем.
(Катя ставит тарелку с угощением перед куклой.)
Кукла Маша пробует чай, и он ей кажется невкусным.
Воспитатель: Маша, почему тебе не нравится наш чай?
Маша: Он несладкий.
Воспитатель: Дети, а что мы забыли, поставит на стол? Правильно, сахарницу. Коля,
положи кусочек сахара в чашку Маши. (Коля выполняет просьбу воспитателя.) Моло-
дец, Маша, а сейчас вкусный чай?
Воспитатель обращает внимание детей на то, что в чайный сервиз входит и сахарница
– посуда для сахара.
Кукла Маша благодарит детей за угощенье и приглашает тоже попить чай с конфета-
ми и печеньем. Все дети садятся за стол и пьют чай. За столом воспитатель напомина-
ет, какую посуду необходимо приготовить для чая. После чаепития Маша прощается с
детьми и уходит.
Сюжетно-ролевая игра «Поездка в парк аттракционов»
Цель: формирование навыков культуры поведения посредствам ролевого взаимодей-
ствия с детьми и взрослыми в общественных местах.
Игровой материал: руль, вывески, кошельки, деньги, письмо с приглашением, сумка
кондуктора, билеты, дартц, мишени с мячами, урна, модули, пешеходный переход,
ориентиры - конусы, кольцеброс.
Роли: водитель, кондуктор, пассажиры.
Ход игры
(В дверь постучали, воспитатель берёт письмо у почтальона. )
Воспитатель обращается к детям:
- Ребята, нам пришло письмо от Деда Мороза.
«Здравствуйте, ребятишки, девчонки и мальчишки!
Вам осталось меня недолго ждать,
Скоро будем праздник отмечать,
Посылаю вам я приглашение
Чтоб поднять вам настроение
До скорой встречи, Дедушка Мороз!»
- Ребята, хотите отправиться в парк аттракционов?
- На чём можно поехать? (на автобусе)
- Как нужно вести себя в автобусе?
Памятка пассажира:
1. Крепко держись за поручни, чтобы не упасть.
2. Не входи в автобус и не выходи из него, когда двери уже закрываются.
3. Не высовывайся из окна.
4. Заботься об удобствах других пассажиров (уступи место пожилым, с маленькими
детьми, инвалидам).
- Кто управляет автобусом? (водитель)
- Кто продаёт билеты? (кондуктор)
- Билеты нужно сохранять до конца поездки, а куда их потом деть? (выбросить в урну
на остановке)
- Из чего можно построить автобус? (из стульчиков)
Дети строят из стульчиков автобус, при помощи фишек выбирают водителя, кондукто-
ра, занимают места в автобусе, покупают билеты и отправляются в путь, исполняя пес-
ню на слова С. Михалкова «Песенка друзей».
Водитель объявляет остановку «Парк аттракционов».
Ребята выходят из автобуса, билеты выбрасывают в урну, становятся парами.
Воспитатель спрашивает:
- С какой стороны нужно обойти автобус? (сзади)
- В каком месте переходят дорогу? (по пешеходному переходу)
Дети парами переходят дорогу по пешеходному переходу.
Заходят в ворота парка, решают на какой аттракцион отправятся сначала.
1. Аттракцион «Карусель»
Еле, еле, еле завертелись карусели
А потом, потом, потом, всё бегом, бегом, бегом
Тише, тише, не спешите,
Карусель остановите, раз - два, раз - два,
Вот и кончилась игра. (игра повторяется 2 раза)
2. Аттракцион «Русские горки»
Дети садятся на стульчики, пристёгивают ремни безопасности, опускают поручни и
отправляются в путь:
- по кочкам (со словами: «оп - па, оп-па», имитируют езду по кочкам)
- поворот направо (со словами: «у - у – ух», сидя на стульчиках, наклоняются вправо)
- поворот налево (со словами: «а - а – ах», сидя на стульчиках, наклоняются влево)
- вода (задержали дыхание)
- по кочкам (со словами: «оп – па2, имитируют езду по кочкам)
- в туннеле (наклоняются вперёд) и т. д.
3. Аттракцион «ТИР» (дартц, кольцеброс, мишени с мячами на липучке)
При помощи фишек дети делятся на группы и "по кругу" проходят аттракцион, стара-
ясь попасть в цель.
4. Аттракцион «Поезд»
Дети становятся за паровозом и едут не отпуская рук друг за другом объезжая ориен-
тиры.
«Чух - чух, пых - чу, пых - чу, вор - чу
Стоять на месте не хочу
Колёсами верчу, стучу.
Садись скорее прокачу - чу - чу!»
Вместе дружно мы играли, а теперь пора всем нам возвращаться в группу. Дети стано-
вятся парами, переходят по пешеходному переходу через дорогу, садятся в автобус и с
песенкой друзей возвращаются в центр.
Праздник День рождение Мальвины
Цель: закрепить навыки общепринятых норм поведения и культуры общения со
сверстниками и взрослыми с использованием вежливых слов.
Материалы. Подарки, сделанные руками детей, сказочные герои Буратино, Мальви-
на, дидактическая игра «Накрываем на стол»
Ход занятия.
Воспитатель. Ребята, к нам в группу пришло приглашение: «Дорогие ребята, я пригла-
шаю вас к себе на день рождения . Мальвина.»
Воспитатель. Вы любите ходить в гости? Расскажите, как вы готовитесь к походу в го-
сти. Какие правила вы знаете? И так, мы с вами идем в гости на день рождения. О чем
в первую очередь нужно подумать? Как вы думаете, что можно подарить девочке? А
мальчику? Как вы думаете, обязательно ли покупать подарок?
Я предлагаю подарить Мальвине цветы, которые вы недавно делали на ручном труде.
Подарок мы с вами обсудим, и он у нас уже готов. Теперь
Нужно подумать о своем костюме, платье, прическе(показать несколько рисунков с
изображением детей в разной одежде, можно использовать журнал мод для детей)
Обсудить с детьми внешний вид.
1.Нужно быть чистым, нарядным, одежда должна быть выглажена
2.Волосы должны быть причесаны.
3. Ногти подстрижены.
4.Носовой платок выстиран.
5.Обувь почищена.
Воспитатель: Ребята, подумайте, какими словами можно поздравить Мальвину.(обсу-
ждение) В путь. Детей встречает Буратино.
Буратино. Здравствуйте, ребята! Вы пришли на день рождения Мальвины? Она
немного задерживается, а мне поручили накрыть на стол. Вы мне поможете?
Воспитатель. Поможем, ребята? Рассаживайтесь пока кому, где удобно. (воспитатель
достает дидактическую игру «Накрываем на стол», раскладывает и объясняет).
1.Стол нужно накрыть чистой скатертью.
2.По числу гостей ставятся приборы.
3.Подставная тарелка будет стоять до конца обеда, убирают ее только перед чаем.
4.На подставную тарелку ставится закусочная.
5.Рядом положить с левой стороны вилку, а справой – нож.
6. Перед тарелками ставится бокал с напитками, салфетки.
Появляется Мальвина, здоровается с детьми. Дети дарят подарки, поздравляют ее с
днем рождения.
Мальвина: Буратино, какой ты молодец! Как красиво и правильно ты накрыл на стол!
Буратино: Мне помогали ребята!
Мальвина: А знаете ли вы, как надо вести себя за столом? (Мальвина рассказывает и
показывает картинки)
1.Сидеть надо прямо.
2.Не нависать над тарелкой.
3.Не разваливаться на стуле.
4.Не клади локти на стол. Это некрасиво и можешь помешать соседу.
5.Не чавкай, пользуйся салфеткой, не размахивай вилкой.
6.Не кроши
7.Не тянись за блюдом через весь стол-не стесняйся, попроси соседа передать.
8.Не ешь слишком быстро, не бери в рот сразу много еды и не говори с полным ртом.
Мальвина. На день рождения не только угощаются. Давайте и мы с вами поиграем в
ваши любимые игры.
В конце Мальвина и буратино прощаются с детьми.
Воспитатель. Ребята, а давайте мы к себе в гости пригласим Мальвину и Буратино,
устроим для них праздник. Ждите от нас приглашения. Еще раз спасибо за чудесный
праздник. До свидания.
Конспекты занятий для детей 6-7 лет.
В плену у королевы Грубости
Цель: Формировать элементарные правила вежливости, представление о хороших и
плохих поступках, умение правильно оценивать себя и других. Закрепить правила по-
ведения в общественных местах. Учить речевому общению в коллективе.
Материалы: Телеграмма от феи, картинки на правила поведения в транспорте, магни-
тофонная запись голоса королевы Грубости, маски с разным выражением лица, кар-
тинки с изображением хороших и плохих поступков, дерево, цветы, заготовки для цве-
тов вежливости и грубости, кукла, сундук.
Ход занятия:
Воспитатель. Ребята, к нам пришла телеграмма от феи Вежливости. Давайте ее прочи-
таем.
«Дорогие ребята! Меня захватила в плен злая королева Грубости. Помогите мне, выру-
чите, меня из беды. Фея Вежливости».
Воспитатель. Что будем делать?
Значит, решили освободить фею, а трудности вы не боитесь?
Вбегает Шапокляк.
Шапокляк. Ой, куда это вы собрались?
Воспитатель. Во-первых, здравствуйте, а во-вторых, мы не знаем, кто вы.
Шапокляк. Я - злая старуха Шапокляк, люблю вредничать, пакостить, люблю невоспи-
танных детей.
Воспитатель. Ребята, как вы думаете, мы можем взять с собой Шапокляк? Вот ви-
дишь, не хотят ребята с тобой дружить и идти вместе с тобой выручать из беды фею
вежливости.
Шапокляк. Ну и ладно, я все равно отправлюсь за вами и буду вам мешать!
Воспитатель. Ребята, как поступить?. Давайте подумаем.
Воспитатель. Уважаемая Шапокляк, мы посоветовались и решили, что возьмем тебя с
собой, но с условием, что ты будешь воспитанной и вежливой. И так , в путь! Нам
придется добираться на автобусе. Садитесь.
Шапокляк ест конфету и мусорит.
Воспитатель. Уважаемая Шапокляк, вы нарушаете правила поведения в транспорте,
наши ребята хорошо их усвоили. Расскажите, какие правила поведения вы знаете (по-
казывает картинки) Дети называют.
Шапокляк.
Какие воспитанные, как много знают правил! Я тоже не буду их нарушать.
Воспитатель. Ребята, мы с вами приехали во владения королевы Грубости, выходите
из автобуса.
Голос королевы Грубости (звучит магнитофонная запись) Я- королева Грубости, и вы
попали в мое царство! Я захватила в плен фею Вежливости.
Теперь все люди будут грубыми, невежливыми. Но ее можно освободить, выполнив
три моих задания.
Воспитатель. Что же мы будем делать? Вы не испугались? Вам хотелось бы, чтобы все
люди были невежливыми?
Воспитатель. Ребята, посмотрите на эти маски и выберите ту, которая больше всего
подходит к королеве Грубости, мы ее не видели, но голос слышали.
Ребята, а попробуйте определить позу, в которой находится королева Грубости, пока-
жите ее.
Голос королевы Грубости. И так, первое задание, чтобы выручить фею, нужно вы-
брать правильный путь. Ищите этот путь.
Воспитатель. Ребята, смотрите, здесь действительно две дороги (на одной-картинки с
изображением хороших поступков, а на другой-плохих) По какому пути нам нужно
идти?
Шапокляк. А я выбрала и пойду по дороге плохих поступков. Кто со мной?
Воспитатель. Что ты, Шапокляк, послушай, что тебе скажут дети.
Голос королевы Грубости. Вы правильно выбрали дорогу, но вот второе задание. На
вашем пути будет заколдованное дерево, попробуйте его расколдовать.
Воспитатель. Смотрите, ребята, действительно дерево. Я знаю, как его расколдовать,
надо рассказать пословицы и поговорки о вежливости я вам помогу.(дети рассказыва-
ют и украшают дерево цветами)
Шапокляк. Я тоже знаю одну пословицу. «Вежливости открываются все двери».
Голос королевы Грубости. Молодцы! Вот третье задание. Выложите цвета вежливости
на волшебной поляне, и тогда я верну вашу фею.
Воспитатель. Ребята, скорей сюда, мы с вами на волшебной поляне. Выкладывайте
цветы вежливости. Какого цвета будете брать лепестки?(нежные, розовые, яркие, сол-
нечные, радостные0 Объясните, почему?
Шапокляк. Я тоже хочу выложить такой же цветок.(выкладывает цветок темных то-
нов).
Воспитатель. Дети, посмотрите, Шапокляк выложила цветок, но разве он похож на
цветок вежливости? А как бы вы его назвали? (цветок грубости) а почему?
Шапокляк. Да , действительно, ваши цветы красивее.
Голос королевы Грубости. И так , вы выполнили все мои задания, получайте свою фею
вежливости.
Воспитатель (достает из-за ширмы куклу0 а вот и фея Вежливости!
Фея. Здравствуйте, ребята, спасибо, что выручили меня. Вы не испугались трудного
путешествия, выполнили все задания злой королевы. Только воспитанные, вежливые
дети смогли победить грубость.
Ребята, у меня для вас есть волшебный сундучок, в нем лежит сюрприз, но открыть
его можно только с помощью волшебных слов.
Шапокляк.(берет сундучок) Да я его и так открою. Эй, сундучок, откройся!
Воспитатель. Ребята, какие волшебные слова и стихи про волшебные слова вы знаете?
«Здравствуйте»
«Здравствуйте!»
Ты скажешь человеку «Здравствуй»- улыбнется он в ответ
И, наверное, не пойдет в аптеку
И здоровым будет много лет!
«Доброго пути»
Нам желают доброго пути!
Будет легче ехать и идти.
Приведет, конечно, добрый путь
Тоже к доброму чему-нибудь.
«Пожалуйста»
Слово «пожалуйста»
Повторяем мы поминутно.
Но, пожалуй, без «пожалуйста»
Нам становится неуютно.
«Будьте добры»
Будьте добры-
Это я говорю по секрету.
Будьте добры-
И не ждите за это конфету.
Шапокляк. Надо же, сундучок открывается.
Эй, ребята , налетайте
И подарочки хватайте,
По карманам их пихайте!
Воспитатель. Нельзя так говорить, а то сундучок снова закроется. Да и ребята молод-
цы, никто из сундучка ничего не взял.
Шапокляк. Не поверю никогда
Чтобы вежливой была
Вот такая «мелкота»
Фея. Ребята, вам пора возвращаться в центр. Я думаю, что вы многому научились и
научили старуху Шапокляк быть вежливой старушкой.
Фея говорит волшебные слова.
«Раз, два, покружись
В своей группе очутись.
Приложение «Пословицы и поговорки»
Вежливости открываются все двери.
Ласковое слово и кошке приятно.
Слово жжет хуже огня.
Доброе слово лечит, а злое калечит.
Плохое слово, что грязная вода.
Ласковым словом и мед растопишь.
В театре, кино
Цель: Познакомить ребят с правилами посещения театра.
Материалы. Имитация театрального зала (стулья стоят в несколько рядов, по 5-6 каж-
дом ряду), театральные билеты с указанием мест, карточки с заданиями.
Ход занятия.
Кто-нибудь из вас раньше посещал театр?
Для чего придуманы правила поведения в театре?
Какие правила вы знаете?
Разминка.
- Ответьте, пожалуйста, на вопросы:
Нужно ли подумать о своем внешнем виде при посещении театра?
Нужно ли подумать заранее, как и за какое время вы сможете добраться до театра?
За какое время до начала представления желательно приходить в театр?
Игра «Идем в театр»
Играющие разыгрывают различные ситуации. Для этого они получают задание
Вы опоздали , а ваши места заняты…
Представление еще не началось, но все сидят, а ваши места в середине ряда….
Ваши действия во время антракта….
Антракт закончен, а ваша очередь в буфете только что подошла….
Сосед постоянно разговаривает и мешает вам смотреть представление…
Вам нужно пройти на свое место…
Молодой человек пришел в театр со своей девушкой…
Далее проводится обсуждение. Участники отмечают, что было сделано правильно, а
что нет.
Вопросы для обсуждения:
Можно ли получать удовольствие от посещения театра, если никто там не выполняет
правила этикета?
Для кого придуман этикет?
Задание.
Подумайте, какие правила нужно соблюдать, если вы пришли в гости.
Как проще общаться – по телефону или непосредственно при встречи?
Подумайте, какие правила нужно соблюдать при посещении театра.