Автор: Трифонова Ирина Николаевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №57"Маленькая страна"
Населённый пункт: город Псков, Псковская область
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: "Семья-как основа воспитания патриотических чувств у дошкольников"
Раздел: дошкольное образование
Консультация для родителей:
«Семья-как основа воспитания патриотических чувств у дошкольников»
Как у маленького деревца,
поднявшегося над землей,
заботливый садовник укрепляет корень,
от мощности которого зависит жизнь растения
на протяжении нескольких десятилетий,
так учитель должен заботиться о воспитании
у своих детей чувства безграничной любви к Родине.
В.А. Сухомлинский.
Гражданско-патриотическое воспитание сегодня – одно из важнейших звеньев
системы воспитательной работы. Ответ на вопрос «Что такое патриотизм?» в разные
времена пытались дать многие известные люди нашей страны. Так, С.И. Ожегов
определял патриотизм как «...преданность и любовь к своему Отечеству и своему
народу».
Г. Бакланов писал, что это «...не доблесть, не профессия, а естественное
человеческое чувство». В последнее время появился термин «новый патриотизм»,
который включает в себя чувство ответственности перед обществом, чувство
глубокой духовной привязанности к семье, дому, Родине, родной природе,
толерантное отношение к другим людям.
Основы патриотизма начинают закладываться, прежде всего, в ближайшем
окружении ребенка, а точнее в семье.
У
мальчиков
с
детства
необходимо
формировать
представления
о
необходимости всегда становиться на сторону слабых, не давать их в обиду,
оказывать помощь. Мальчик должен понимать, что он мужчина, что настоящие
мужчины берут на себя самую трудную и тяжелую работу, и для этого они должны с
детства готовиться к этому, закаляться, заниматься спортом.
Родители должны формировать у своих детей положительный опыт “решения
конфликтов” (уметь договориться, уступить, прийти к соглашению без “кулаков”.
У
девочек
нужно
формировать
представления
о
том,
что
значит
сохранять мирные, доброжелательные отношения между близкими, утешать и
заботиться о них.
Уже в дошкольном возрасте ребенок должен знать так же, в какой стране он
живет, чем она отличается от других стран. Нужно как можно больше рассказывать
детям о городе, в котором они живут; воспитывать чувство гордости за свой город.
Приучать детей бережно относиться к тому, что создано бабушками, дедушками,
мамами и папами. Поддерживать чистоту и порядок в общественных местах,
участвовать в создании красоты и порядка в своем дворе, подъезде, на улице, в
парках, в детском саду.
Существуют разнообразные формы воспитания у детей патриотических чувств.
Это беседы о Родине, о родном городе, о природе родного края, о хороших людях,
чтение детских книг на патриотические темы и детский фольклор региона, в
котором он живет, соответствующий подбор песен и стихов для разучивания и,
конечно, личный пример родителей.
Через изучение истории и традиций предков, воспитывается гордость и
уважение к родной земле. Важная роль здесь принадлежит сказкам, которые
передаются от
поколения к поколению и учат добру, дружбе, взаимопомощи и трудолюбию.
Самобытный народный фольклор – прекрасный материал, формирующий любовь к
Родине и патриотическое развитие детей. Ребенок должен иметь понятие о
государственных и народных праздниках, активно принимать в них участие. Также
стоит познакомить их с культурой, обычаями и традициями других народов,
сформировать к ним дружелюбное отношение.
Одно из проявлений патриотизма – любовь к природе. Она определяется
бережным отношением к ней, выражается в элементарной заботе о животных, в
доступном труде по выращиванию растений. Большое значение имеют прогулки в
лес, на реку, в поле. Они дают возможность познакомить детей с некоторыми
правилами бережного отношения к природе. При ознакомлении с природой родной
страны акцент делается на ее красоту и разнообразие, на ее особенности. Яркие
впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве,
нередко остаются в памяти человека на всю жизнь и формируют у ребенка такие
черты характера, которые помогут ему стать патриотом и гражданином своей
страны.
Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей
является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи
вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно
относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням.
Быть патриотом своей страны - значит принимать близко к сердцу ее интересы,
заботы, горести и радости, чувствовать себя ответственным за все то, что в ней
происходит. Отношение к родине, ее культуре, истории, языку передается от
родителей к детям.
Что должен знать и уметь ребенок старшего дошкольного возраста
знает и называет свои имя и фамилию, имена и отчества родителей, где
работают, как важен для общества их труд;
знает семейные праздники; имеет постоянные обязанности по дому;
может рассказать о своем родном городе (поселке, селе), назвать улицу, на
которой живет;
знает, что Российская Федерация (Россия) — огромная многонациональная
страна; что Москва — столица нашей Родины. Имеет представление о флаге, гербе,
мелодии гимна;
имеет представления о Российской армии, о годах войны, о Дне Победы.
Рекомендации для родителей.
Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него -
родного дома, улицы, где он живет, детского сада.
Обращайте внимание ребенка на красоту родного города
Во время прогулки расскажите, что находится на вашей улице, поговорите о
значении каждого объекта.
Дайте представление о работе общественных учреждений: почты, магазина,
библиотеки и т. д. Понаблюдайте за работой сотрудников этих учреждений,
отметьте ценность их труда.
Вместе с ребенком принимайте участие в труде по благоустройству и
озеленению своего двора.
Расширяйте собственный кругозор.
Учите ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других
людей.
Читайте ему книги о родине, ее героях, о традициях, культуре своего народа
Поощряйте ребенка за стремление поддерживать порядок, примерное
поведение в общественных местах.
Если вы хотите вырастить ребёнка достойным человеком и гражданином, не
говорите дурно о стране, в которой живёте.
Рассказывайте своему ребёнку об испытаниях, выпавших на долю ваших
предков, из которых они вышли с честью
Знакомьте своего ребёнка с памятными и историческими местами своей
Родины.
Даже если вам не хочется в выходной день отправляться с ребёнком в музей
или на выставку, помните, что чем раньше и регулярней вы будете это делать, пока
ваш ребёнок ещё маленький, тем больше вероятность того, что он будет посещать
культурные заведения в подростковом возрасте и юности.
Помните, что чем больше вы выражаете недовольство каждым прожитым
днём, тем больше пессимизма, недовольства жизнью будет выражать ваш ребёнок.
Когда вы общаетесь со своим ребёнком, обсуждайте не только проблемы,
но и отмечайте положительные моменты.
Поддерживайте у ребёнка стремление показать себя с позитивной стороны,
никогда не говорите ему такие слова и выражения: «Не высовывайся!», «Сиди
тихо!», «Это не твое дело!»
Смотрите с ним передачи, кинофильмы, рассказывающие о людях,
прославивших нашу страну, в которой вы живёте, позитивно оценивайте их вклад в
жизнь общества.
Не взращивайте в своем ребенке равнодушие, оно обернется против вас
самих
Как можно раньше откройте в своем ребенке умение проявлять позитивные
эмоции, они станут вашей надеждой и опорой в старости!