Автор: Трифонова Ирина Николаевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №57"Маленькая страна"
Населённый пункт: город Псков, Псковская область
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: "Режим дня-залог здоровья и успеха в школе"
Раздел: дошкольное образование
Консультация для родителей:
«Режим дня – залог здоровья и успеха в школе»
Наши дети совсем скоро пойдут в школу. Школа предъявляет первокласснику
большие требования. Ребенок включается в систематический учебный труд, у него
появляются новые обязанности и заботы, ему приходится подолгу находиться без
движения.
К сожалению, все чаще специалисты – врачи, психологи, педагоги – выявляют
различные нарушения в состоянии физического и психического здоровья детей,
трудности в процессе усвоения новых знаний.
Дело в том, что в связи с ранним началом обучения и его интенсификацией все
чаще отмечаются:
- Снижение продолжительности ночного сна;
- Недостаточность пребывания на свежем воздухе;
- Низкая двигательная активность;
-
Значительное
увеличение
продолжительности
времени
«общения»
с
телевизором и компьютером.
Организуя режим для ребёнка, родители могут успешно подготовить его к
обучению в школе. Уже в дошкольном возрасте необходимо придерживаться
определенного режима дня и перенести его строгое выполнение в школьные годы.
Для детей правильно организованный режим – условие не только сохранения и
укрепления здоровья, но и успешной учёбы.
Режим – это рациональное и чёткое чередование сна, еды, отдыха, различных
видов деятельности в течение суток.
Рассмотрим подробнее составные части режима. Огромное значение в
поддержании работоспособности первоклассника имеет сон.
Для детей 6-7 лет нормальная продолжительность сна – 10-12 ч. Такую
продолжительность сна рекомендуют специалисты детям до достижения ими 10 лет!
Сокращение продолжительности ночного сна на 2- 4 часа оказывает отрицательное
влияние на функциональное состояние клеток коры головного мозга. Из-за этого у
детей отмечается нарушение механизмов памяти, быстрая утомляемость, нервность,
неспособность усваивать учебный материал в полном объеме.
Но для полноценного отдыха центральной нервной системы и всего организма
важно обеспечить не только необходимую продолжительность, но и достаточную
глубину сна.
Для этого нужно следующее:
- Приучить ребёнка ложится, и вставать в одно и тоже время. Когда ребёнок
ложится спать в определенный час, его нервная система и весь организм заранее
готовится ко сну;
- Время перед сном должно проходить в занятиях, успокаивающих нервную
систему. Это могут быть спокойные игры, чтение;
- Перед сном необходимо проветрить комнату. В момент засыпания ребёнка, а
также во время его сна нужно создать спокойную обстановку (устранить яркий свет,
выключить телевизор или радиоприемник, перестать громко, разговаривать);
- Ребёнок должен спать в просторной, чистой, не слишком мягкой постели.
Кроме того, дети с ослабленным здоровьем, страдающие хроническими
заболеваниями, дерматозами, повышенной нервной возбудимостью, должны спать и
в дневное время – не менее 2-3 часов.
При построении рационального режима занятий следует учитывать биоритмы
функционирования организма ребенка, то есть периоды подъема и спада активности.
У большинства здоровых детей наибольшая возбудимость коры головного мозга и
работоспособность определяются в утренний интервал с 8 до 12 часов. Именно
поэтому в этот период в детском саду проводятся занятия с детьми.
Вечерний «активный» период длится с 16 до 18 часов.
А период с 14 до 16 часов является самым неблагоприятным для любой
деятельности дошкольника. Это – время дневного сна, полдника, игр.
В соответствии с периодами подъема и спада активности у дошкольников
подбирается список занятий на каждый день в ДОУ.
Динамические занятия (физкультура и музыка) уменьшают или снижают
утомление, если признаки таковых появились на предыдущих занятиях.
В подготовительной к школе группе занятия приобретают характер обучения,
поэтому и требования к их продолжительности и содержанию согласно возрасту.
Питание.
Пища
нужна
ребёнку
не
только
для
выработки
энергии
и
восстановления разрушенных в процессе жизнедеятельности веществ и клеток, но и
для построения новых клеток и тканей. В организме ребёнка процессы роста
происходят особенно интенсивно. В пище должны содержаться в правильном
соотношении все вещества, которые входят в состав тканей человеческого организма:
белки, жиры, углеводы, минеральные соли и витамины. Белки, содержащие в молоке,
мясе, рыбе, яйцах, - основной источник материала для построения тканей. Жиры
служат прежде всего для покрытия энергетических затрат, из них образуется жировая
ткань в организме. Но избыточное количество жира в питании ведет к нарушению
обмена
веществ.
В
пище
детей
должны
содержаться
жиры
животного
и
растительного происхождения. Углеводы, имеющиеся в сахаре, крупе, картофеле и
мучных продуктах, в основном обеспечивают организм энергией. Если потребление
углеводов избыточное, то часть их превращается в жиры. Минеральные вещества и
витамины
способствуют
нормальному
росту,
развитию
и
жизнедеятельности
организма,
обмену
веществ.
Полноценное
питание
детей
предусматривает
соотношение белков, жиров и углеводов 1:1:3 (или 1:1:4). Если соотношение
нарушено, то даже высококачественная пища усваивается плохо. Пища должна быть
разнообразной и вкусно приготовленной. Тогда она возбуждает аппетит, съедается с
удовольствием, лучше усваивается и приносит больше пользы. Ребёнка учат, есть не
спеша, хорошо пережёвывая пищу. Он не должен разговаривать во время еды и
заниматься посторонними делами, так как все это неблагоприятно отражается на
выделения желудочного сока и последующем пищеварении. В распорядке дня
старшего дошкольника строго предусматривается режим питания, который не
должен
нарушаться.
В
режиме
дня
должно
находиться
время
и
для
самообслуживания, и для участия в жизни семьи (помощь по дому, уход за
домашними животными, комнатными цветами). Дети-дошкольники в состоянии
выполнять несложные обязанности. Хорошо, если у ребенка есть постоянное
поручение.
Поручения и обязанности со временем могут усложняться, а ответственность за них-
- увеличиваться. Всего полчаса в день – и ребенок чувствует свою нужность и
причастность к общей семейной жизни.
Ребёнок старшего возраста овладевает рядом гигиенических навыков, которые
помогают ему сохранить здоровье и способствуют правильному развитию. Он
должен соблюдать правила личной гигиены и иметь привычку к самообслуживанию.
День будущего школьника начинается с утренней гимнастики, которая благотворно
действует на его общее состояние и самочувствие. Кожа детей нежна, поэтому
требует постоянного ухода. Ребенок должен каждый день утром и вечером мыть
лицо, руки, уши и шею с мылом. Необходимо заботиться и о чистоте ног, приучать
детей мыть их ежедневно, особенно летом. У ребенка должна быть собственная
расческа. К навыкам личной гигиены относится и уход за полостью рта. Чистить зубы
необходимо ежедневно, а после каждой еды – полоскать рот теплой водой.
Соблюдение гигиенических навыков становится привычкой ребенка; но пока эта
привычка
не
сложилась,
следует
ежедневно
напоминать
дошкольнику
о
необходимости соблюдать правила личной гигиены, постепенно предоставляя ему
большую самостоятельность.