Напоминание

"Режим дня-залог здоровья и успеха в школе"


Автор: Трифонова Ирина Николаевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №57"Маленькая страна"
Населённый пункт: город Псков, Псковская область
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: "Режим дня-залог здоровья и успеха в школе"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация для родителей:

«Режим дня – залог здоровья и успеха в школе»

Наши дети совсем скоро пойдут в школу. Школа предъявляет первокласснику

большие требования. Ребенок включается в систематический учебный труд, у него

появляются новые обязанности и заботы, ему приходится подолгу находиться без

движения.

К сожалению, все чаще специалисты – врачи, психологи, педагоги – выявляют

различные нарушения в состоянии физического и психического здоровья детей,

трудности в процессе усвоения новых знаний.

Дело в том, что в связи с ранним началом обучения и его интенсификацией все

чаще отмечаются:

- Снижение продолжительности ночного сна;

- Недостаточность пребывания на свежем воздухе;

- Низкая двигательная активность;

-

Значительное

увеличение

продолжительности

времени

«общения»

с

телевизором и компьютером.

Организуя режим для ребёнка, родители могут успешно подготовить его к

обучению в школе. Уже в дошкольном возрасте необходимо придерживаться

определенного режима дня и перенести его строгое выполнение в школьные годы.

Для детей правильно организованный режим – условие не только сохранения и

укрепления здоровья, но и успешной учёбы.

Режим – это рациональное и чёткое чередование сна, еды, отдыха, различных

видов деятельности в течение суток.

Рассмотрим подробнее составные части режима. Огромное значение в

поддержании работоспособности первоклассника имеет сон.

Для детей 6-7 лет нормальная продолжительность сна – 10-12 ч. Такую

продолжительность сна рекомендуют специалисты детям до достижения ими 10 лет!

Сокращение продолжительности ночного сна на 2- 4 часа оказывает отрицательное

влияние на функциональное состояние клеток коры головного мозга. Из-за этого у

детей отмечается нарушение механизмов памяти, быстрая утомляемость, нервность,

неспособность усваивать учебный материал в полном объеме.

Но для полноценного отдыха центральной нервной системы и всего организма

важно обеспечить не только необходимую продолжительность, но и достаточную

глубину сна.

Для этого нужно следующее:

- Приучить ребёнка ложится, и вставать в одно и тоже время. Когда ребёнок

ложится спать в определенный час, его нервная система и весь организм заранее

готовится ко сну;

- Время перед сном должно проходить в занятиях, успокаивающих нервную

систему. Это могут быть спокойные игры, чтение;

- Перед сном необходимо проветрить комнату. В момент засыпания ребёнка, а

также во время его сна нужно создать спокойную обстановку (устранить яркий свет,

выключить телевизор или радиоприемник, перестать громко, разговаривать);

- Ребёнок должен спать в просторной, чистой, не слишком мягкой постели.

Кроме того, дети с ослабленным здоровьем, страдающие хроническими

заболеваниями, дерматозами, повышенной нервной возбудимостью, должны спать и

в дневное время – не менее 2-3 часов.

При построении рационального режима занятий следует учитывать биоритмы

функционирования организма ребенка, то есть периоды подъема и спада активности.

У большинства здоровых детей наибольшая возбудимость коры головного мозга и

работоспособность определяются в утренний интервал с 8 до 12 часов. Именно

поэтому в этот период в детском саду проводятся занятия с детьми.

Вечерний «активный» период длится с 16 до 18 часов.

А период с 14 до 16 часов является самым неблагоприятным для любой

деятельности дошкольника. Это – время дневного сна, полдника, игр.

В соответствии с периодами подъема и спада активности у дошкольников

подбирается список занятий на каждый день в ДОУ.

Динамические занятия (физкультура и музыка) уменьшают или снижают

утомление, если признаки таковых появились на предыдущих занятиях.

В подготовительной к школе группе занятия приобретают характер обучения,

поэтому и требования к их продолжительности и содержанию согласно возрасту.

Питание.

Пища

нужна

ребёнку

не

только

для

выработки

энергии

и

восстановления разрушенных в процессе жизнедеятельности веществ и клеток, но и

для построения новых клеток и тканей. В организме ребёнка процессы роста

происходят особенно интенсивно. В пище должны содержаться в правильном

соотношении все вещества, которые входят в состав тканей человеческого организма:

белки, жиры, углеводы, минеральные соли и витамины. Белки, содержащие в молоке,

мясе, рыбе, яйцах, - основной источник материала для построения тканей. Жиры

служат прежде всего для покрытия энергетических затрат, из них образуется жировая

ткань в организме. Но избыточное количество жира в питании ведет к нарушению

обмена

веществ.

В

пище

детей

должны

содержаться

жиры

животного

и

растительного происхождения. Углеводы, имеющиеся в сахаре, крупе, картофеле и

мучных продуктах, в основном обеспечивают организм энергией. Если потребление

углеводов избыточное, то часть их превращается в жиры. Минеральные вещества и

витамины

способствуют

нормальному

росту,

развитию

и

жизнедеятельности

организма,

обмену

веществ.

Полноценное

питание

детей

предусматривает

соотношение белков, жиров и углеводов 1:1:3 (или 1:1:4). Если соотношение

нарушено, то даже высококачественная пища усваивается плохо. Пища должна быть

разнообразной и вкусно приготовленной. Тогда она возбуждает аппетит, съедается с

удовольствием, лучше усваивается и приносит больше пользы. Ребёнка учат, есть не

спеша, хорошо пережёвывая пищу. Он не должен разговаривать во время еды и

заниматься посторонними делами, так как все это неблагоприятно отражается на

выделения желудочного сока и последующем пищеварении. В распорядке дня

старшего дошкольника строго предусматривается режим питания, который не

должен

нарушаться.

В

режиме

дня

должно

находиться

время

и

для

самообслуживания, и для участия в жизни семьи (помощь по дому, уход за

домашними животными, комнатными цветами). Дети-дошкольники в состоянии

выполнять несложные обязанности. Хорошо, если у ребенка есть постоянное

поручение.

Поручения и обязанности со временем могут усложняться, а ответственность за них-

- увеличиваться. Всего полчаса в день – и ребенок чувствует свою нужность и

причастность к общей семейной жизни.

Ребёнок старшего возраста овладевает рядом гигиенических навыков, которые

помогают ему сохранить здоровье и способствуют правильному развитию. Он

должен соблюдать правила личной гигиены и иметь привычку к самообслуживанию.

День будущего школьника начинается с утренней гимнастики, которая благотворно

действует на его общее состояние и самочувствие. Кожа детей нежна, поэтому

требует постоянного ухода. Ребенок должен каждый день утром и вечером мыть

лицо, руки, уши и шею с мылом. Необходимо заботиться и о чистоте ног, приучать

детей мыть их ежедневно, особенно летом. У ребенка должна быть собственная

расческа. К навыкам личной гигиены относится и уход за полостью рта. Чистить зубы

необходимо ежедневно, а после каждой еды – полоскать рот теплой водой.

Соблюдение гигиенических навыков становится привычкой ребенка; но пока эта

привычка

не

сложилась,

следует

ежедневно

напоминать

дошкольнику

о

необходимости соблюдать правила личной гигиены, постепенно предоставляя ему

большую самостоятельность.



В раздел образования