Напоминание

Типы предложений по структуре


Автор: Дмитренко Ольга Геннадьевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ №20
Населённый пункт: город Шахты Ростовская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Типы предложений по структуре
Раздел: среднее образование





Назад





Урок русского языка по программе

Львова В.В. и Львовой С.И. в 5 классе

«Типы предложений по структуре»
Разработала учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории МБОУ СОШ №20 г. Шахты Ростовской области Дмитренко Ольга Геннадьевна Тип урока: урок закрепления и обобщения изученного материала. План урока: I . Организационное начало урока. Целеполагание. - Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами закрепим изученный материал по теме: «Типы предложений по структуре». Какие цели и задачи мы должны поставить на этом уроке? - Закрепить умение отличать простые предложения от сложных. - Как и на каждом уроке по данной теме, обратиться к понятиям: «предложение», «синтаксис», «грамматическая основа». - Графически представить разницу между простыми и сложными предложениями. - Совершенно верно, ребята. Но сегодня будет еще одна особенность проведения урока: все предложения будут связаны с темой природы России – этой удивительной и очаровательной страны, в которой мы с вами живем. II. Введение в основную тему. Учитель представляет презентацию на тему «Родная страна глазами поэтов и писателей». На каждый кадр презентации учащиеся составляют таблицу, в колонках которой записываются предложения. Простые Сложные 1 . Снег падал хлопьями и скоро покрыл всю землю. . ( П р о с т о е п р е д л оже н и е с од н о р од н ы м и сказуемыми). 1. Снег падал хлопьями, и скоро он покрыл землю пушистым одеялом. . (Сложное предложение состоит из 2 частей). 2. Солнышко выглянуло из-за туч 2 . Светило выбралось и з- за
и растопило в жарких лучах снег. . ( П р о с т о е п р е д л оже н и е с од н о р од н ы м и сказуемыми). тучки, и снег начал таять в его ж а р к и х л у ч а х . .(Сложное предложение состоит из 2 простых предложений). 3. По веч е ра м на д в од о й нависали г у с т ы е туманы. . (Простое предложение). 3. Вечерами над озером нависали тяжелые туманы и они скрывали от глаз речку. и . (Сложное предложение, состоит из 2 простых предложений. - Почему в этом предложении не нужна запятая? - Есть общий второстепенный ч лен (элемент о п е р е ж а ю щ е го обучения). 4. Зима еще хлопочет и на весну ворчит. (Ф.Тютчев). . ( П р о с т о е п р е д л о ж е н и е с однородными сказуемыми). 4 . Набежали весенние облака, и зима отступила. , и . ( С л ож н о е п р е д л о ж е н и е , состоит из 2 простых предложений). 5. Ночью ветер злится и стучит в о к н о . ( А . Ф е т ) . . ( П р о с т о е п р е д л о ж е н и е с однородными сказуемыми). 5. По ночам ветер усиливался, и с т у к в д е р е в е н с к и е о к н а продолжался. и . (Сложно е п р е д л ож е н и е , состоит из 2 простых предложений). III. Фронтальная беседа. Какие выводы можно сделать из этой таблицы? Вывод 1. - В простом предложении всегда одна грамматическая основа. - Что такое грамматическая основа предложения? - Подлежащее и сказуемое. Вопрос задается от подлежащего к сказуемому. Вывод 2. - В сложном предложении две или более грамматические основы. - Это интересно: В романе Л.Н.Толстого «Война и мир» писатель использует сложные предложения, в которых более 10 грамматических основ. - Какой раздел русского языка изучает предложение? - Этот раздел русского языка называется «синтаксисом». - А что еще изучает «синтаксис»? - Синтаксис изучает еще и словосочетания. - Спасибо.
IV. Закрепление и обобщение изученного. По заданным началам предложений составить простые и сложные предложения. «Листья опадают с деревьев, и …» - Если стоит запятая, значит, какое будет предложение? - Сложное, так как союз «и» связывает в данном случае 2 простых предложения. - Итак, каким же может быть продолжение предложения? Варианты ответов: 1. Листья опадают с деревьев, и начинается осенний вальс. , и (Сложное предложение). 2. Листья опадают с деревьев, и ветер срывает последние весточки лета. (Сложное предложение). «Листья опадают с деревьев и …» - Если нет запятой, то какое это предложение? Что соединяет союз «и»? - Это простое предложение с однородными членами. Варианты ответов: 1 . Листья опадают с деревьев и кружатся в воздухе. . (Простое предложение с однородными сказуемыми). 2 . Листья о п а д а ю т с деревьев и кустарников. . (Простое предложение с однородными обстоятельствами). V. Решение теста по вариантам по теме: «Простые и сложные предложения» 1.Обозначьте простые предложения. Вариант - 1 а) О чем шумит сосновый бор? (А.Кольцов). б) Раскрылось небо голубое меж облаков в июльский день. (И.Бунин). в) Загрустив, всплакнула Вариант - 2 а) Яркий луч сверкнул по снегу. б) Сквозь редкий сад шумит в тумане море. (И. Бунин). в) Красивы сосны в зимнем наряде! (И. Соколов-Микитов).
осень маленьким дождем. (А. Розенбаум). г ) Рдяны краски, воздух чист, вьется в пляске красный лист. (М. Волошин). г) В тени у хат хрустит снежок стеклянный. (И.Бунин). Ответы к тесту а, б, в а, б, в, г 2. Какие предложения сложные? Обозначьте их. Вариант - 1 а) Раннее утро. б) Налетел ветер, сорвал три листа… в) Потянулись журавли в небо плавно, догонял их листопад за селом. (П.Олейник). г) Когда я вышел из дома, дождь еще моросил. (Абрамов). Вариант - 2 а) Сырою землею п а х н е т. (И.Бунин) б) Ветки деревьев зашевелились, и из кустов показалась лосиная голова. в) Ветер усилился и разогнал облака. г) Костер трещал весело, в котле кипела вода, поднимался п а р . (Ю.Никитин). Ответы к тесту в, г б, г VI. Итоги урока. - Ребята, каких поставленных целей урока мы достигли? - Какие моменты урока показались вам особенно интересными? Выставление оценок с комментариями. VII. Домашнее задание. - Напишите лингвистическую сказку на тему: «Простые и сложные предложения». - Спасибо, ребята, до новых встреч на уроках познания удивительного и чувственного русского языка. Давайте сохраним его для будущих поколений!


В раздел образования