Автор: Дмитренко Ольга Геннадьевна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МБОУ СОШ №20 Населённый пункт: город Шахты Ростовская область Наименование материала: методическая разработка Тема: Типы предложений по структуре Раздел: среднее образование
«Типы предложений по структуре»
Разработала учитель русского языка
и литературы
высшей квалификационной категории
МБОУ СОШ №20
г. Шахты Ростовской области
Дмитренко Ольга Геннадьевна
Тип урока: урок закрепления и обобщения изученного материала.
План урока:
I
. Организационное начало урока. Целеполагание.
- Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами закрепим изученный материал
по теме: «Типы предложений по структуре». Какие цели и задачи мы должны
поставить на этом уроке?
- Закрепить умение отличать простые предложения от сложных.
-
Как
и
на
каждом
уроке
по
данной
теме,
обратиться
к
понятиям:
«предложение», «синтаксис», «грамматическая основа».
-
Графически
представить
разницу
между
простыми
и
сложными
предложениями.
- Совершенно верно, ребята. Но сегодня будет еще одна особенность
проведения урока: все предложения будут связаны с темой природы России –
этой удивительной и очаровательной страны, в которой мы с вами живем.
II. Введение в основную тему.
Учитель
представляет
презентацию
на
тему
«Родная
страна
глазами
поэтов и писателей». На каждый кадр презентации учащиеся составляют
таблицу, в колонках которой записываются предложения.
Простые
Сложные
1 . Снег падал хлопьями и скоро
покрыл всю землю.
.
( П р о с т о е
п р е д л оже н и е
с
од н о р од н ы м и
сказуемыми).
1. Снег падал хлопьями, и скоро
он покрыл землю пушистым одеялом.
.
(Сложное
предложение состоит из 2 частей).
2. Солнышко выглянуло из-за туч
2
. Светило
выбралось
и з- за
и растопило в
жарких
лучах
снег.
.
( П р о с т о е
п р е д л оже н и е
с
од н о р од н ы м и
сказуемыми).
тучки,
и снег
начал
таять
в
его
ж а р к и х
л у ч а х .
.(Сложное
предложение
состоит из 2 простых предложений).
3.
По
веч е ра м
на д
в од о й
нависали
г у с т ы е туманы.
. (Простое предложение).
3. Вечерами над озером нависали
тяжелые туманы и они скрывали от
глаз речку.
и
.
(Сложное предложение, состоит из 2
простых предложений.
- Почему в этом предложении не
нужна запятая?
-
Есть
общий
второстепенный
ч лен
(элемент
о п е р е ж а ю щ е го
обучения).
4. Зима еще хлопочет и на весну
ворчит. (Ф.Тютчев).
.
( П р о с т о е
п р е д л о ж е н и е
с
однородными сказуемыми).
4 . Набежали
весенние облака, и
зима отступила.
,
и
.
( С л ож н о е
п р е д л о ж е н и е ,
состоит из 2 простых предложений).
5. Ночью ветер злится и стучит в
о к н о .
( А . Ф е т ) .
.
( П р о с т о е
п р е д л о ж е н и е
с
однородными сказуемыми).
5. По ночам ветер усиливался, и
с
т
у
к в
д е р е в е н с к и е
о к н а
продолжался.
и
.
(Сложно е
п р е д л ож е н и е ,
состоит из 2 простых предложений).
III. Фронтальная беседа.
Какие выводы можно сделать из этой таблицы?
Вывод 1.
- В простом предложении всегда одна грамматическая основа.
- Что такое грамматическая основа предложения?
-
Подлежащее
и
сказуемое.
Вопрос
задается
от
подлежащего
к
сказуемому.
Вывод 2.
- В сложном предложении две или более грамматические основы.
-
Это
интересно:
В
романе
Л.Н.Толстого
«Война
и
мир»
писатель
использует сложные предложения, в которых более 10 грамматических основ.
- Какой раздел русского языка изучает предложение?
- Этот раздел русского языка называется «синтаксисом».
- А что еще изучает «синтаксис»?
- Синтаксис изучает еще и словосочетания.
- Спасибо.
IV. Закрепление и обобщение изученного.
По
заданным
началам
предложений
составить
простые
и
сложные
предложения.
«Листья опадают с деревьев, и …»
-
Если стоит запятая, значит, какое
будет предложение?
- Сложное, так как союз «и» связывает в данном случае 2 простых
предложения.
- Итак, каким же может быть продолжение предложения?
Варианты ответов:
1. Листья опадают с деревьев, и начинается осенний вальс.
, и
(Сложное предложение).
2. Листья опадают с деревьев, и ветер срывает последние весточки лета.
(Сложное предложение).
«Листья опадают с деревьев и …»
-
Если
нет
запятой,
то
какое
это
предложение? Что соединяет союз «и»?
- Это простое предложение с однородными членами.
Варианты ответов:
1 . Листья опадают с деревьев и кружатся в воздухе.
.
(Простое предложение с однородными сказуемыми).
2
. Листья
о п а д а ю т с
деревьев
и кустарников.
. (Простое предложение с однородными обстоятельствами).
V.
Решение
теста
по
вариантам
по
теме:
«Простые
и
сложные
предложения»
1.Обозначьте простые предложения.
Вариант - 1
а)
О
чем
шумит
сосновый
бор? (А.Кольцов).
б)
Раскрылось
небо
голубое
меж
облаков
в
июльский
день.
(И.Бунин).
в)
Загрустив,
всплакнула
Вариант - 2
а)
Яркий
луч
сверкнул
по
снегу.
б) Сквозь редкий сад шумит в
тумане море. (И. Бунин).
в) Красивы сосны в зимнем
наряде! (И. Соколов-Микитов).
осень
маленьким
дождем.
(А.
Розенбаум).
г ) Рдяны краски, воздух чист,
вьется в пляске красный лист. (М.
Волошин).
г)
В
тени
у
хат
хрустит
снежок стеклянный. (И.Бунин).
Ответы к тесту
а, б, в
а, б, в, г
2. Какие предложения сложные? Обозначьте их.
Вариант - 1
а) Раннее утро.
б)
Налетел
ветер,
сорвал
три
листа…
в)
Потянулись
журавли
в
небо
плавно,
догонял
их
листопад
за
селом. (П.Олейник).
г) Когда я вышел из дома, дождь
еще моросил. (Абрамов).
Вариант - 2
а)
Сырою
землею
п а х н е т.
(И.Бунин)
б) Ветки деревьев зашевелились,
и
из
кустов
показалась
лосиная
голова.
в)
Ветер
усилился
и
разогнал
облака.
г) Костер трещал весело, в котле
кипела
вода,
поднимался
п а р .
(Ю.Никитин).
Ответы к тесту
в, г
б, г
VI. Итоги урока.
- Ребята, каких поставленных целей урока мы достигли?
- Какие моменты урока показались вам особенно интересными?
Выставление оценок с комментариями.
VII. Домашнее задание.
-
Напишите
лингвистическую
сказку
на
тему:
«Простые
и
сложные
предложения».
- Спасибо, ребята, до новых встреч на уроках познания удивительного и
чувственного русского языка. Давайте сохраним его для будущих поколений!