Напоминание

Адаптация ребенка к условиям дошкольного образовательного учреждения


Автор: Боровкова Ульяна Анатольевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБУ "Психолого-медико-педагогическая комиссия"
Населённый пункт: Рязанская обл., г. Рязань
Наименование материала: Статья
Тема: Адаптация ребенка к условиям дошкольного образовательного учреждения
Раздел: дошкольное образование





Назад




АДАПТАЦИЯ РЕБЕНКА

К УСЛОВИЯМ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО

УЧРЕЖДЕНИЯ

В данной статье речь пойдет об адаптации ребенка к условиям

дошкольного учреждения. Что же такое адаптация? Адаптация (от лат. -

приспособлять) - в широком смысле - приспособление к изменяющимся

внешним и внутренним условиям.

Адаптация к условиям дошкольного учреждения - процесс

вхождения ребенка в новую для него среду и болезненное привыкание к ее

условиям.

Поступление ребенка в дошкольное образовательное учреждение

сопровождается изменением окружающей его среды, режима дня, характера

питания, системы поведенческих реакций.

Основные

критерии

адаптации

ребенка

к

условиям

ДОУ:

поведенческие

реакции;

уровень

нервно

психического

развития;

заболеваемость и течение болезни; главные показатели физического развития

(рост, вес).

Основные

критерии

успешной

адаптации:

внутренний

комфорт

(эмоциональная

удовлетворенность),

внешняя

адекватность

поведения

(способность легко и точно выполнять требования среды)

Существуют три фазы адаптационного процесса:

1) острая фаза характеризуется разнообразными колебаниями в

соматическом состоянии и психическом статусе ребенка, что приводит к

снижению веса, частым респираторным заболеваниям, нарушению сна,

снижению аппетита, регрессу в речевом развитии (длится в среднем один

месяц);

2)подострая фаза характеризуется адекватным поведением ребенка, то

есть все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным

параметрам на фоне замедленного темпа развития, особенно психического,

по сравнению со средними возрастными нормами (длится 3-5 месяцев);

3)фаза компенсации характеризуется убыстрением темпа развития, в

результате дети к концу учебного года преодолевают указанную выше

задержку темпов развития.

Степени тяжести прохождения адаптации к детскому саду:

Легкая адаптация: нарушение сна (нормализуется в течение 7-10 дней);

аппетита (нормализуется в течение 10 дней); неадекватные эмоциональные

реакции (капризы, замкнутость, агрессия, угнетенное состояние и т.д.),

изменения в речевой, ориентировочной и игровой активности (нормализуется

в течение 10 дней); характер взаимоотношений со взрослыми и двигательная

активность

практически

не

изменяются;

функциональные

нарушения

практически не выражены, заболеваний не возникает.

Средняя адаптация - все нарушения выражены более и длительно: сон,

аппетит восстанавливаются в течение 20-40 дней,

ориентировочная

деятельность (20 дней), речевая активность (30-40 дней), эмоциональное

состояние

(30

дней),

двигательная

активность,

претерпевающая

значительные изменения, приходит в норму за 30-35 дней, взаимодействие

со взрослыми и сверстниками не нарушается, функциональные изменения

отчетливо

выражены,

фиксируются

заболевания

(например,

острая

респираторная инфекция).

Тяжелая адаптация (от 2 до 6 месяцев)

сопровождается грубым

нарушением всех проявлений и реакций ребенка: снижение аппетита (иногда

возникает рвота при кормлении), резкое нарушение сна, ребенок нередко

избегает контактов со сверстниками, пытается уединиться, отмечается

проявление агрессии, подавленное состояние в течение долгого времени

(ребенок

плачет,

пассивен,

иногда

происходит

волнообразная

смена

настроения),

обычно видимые изменения происходят в речевой и

двигательной активности, возможна временная задержка в психическом

развитии, как правило, дети заболевают в течение первых 10 дней и

продолжают повторно болеть в течение всего времени привыкания к

коллективу сверстников.

Существует 3 этапа адаптационного периода.

I этап – подготовительный

Его следует начинать за 1-2 месяца до приема ребенка в детский сад.

Задача этого этапа – сформировать такие стереотипы в поведении ребенка,

которые помогут ему безболезненно приобщиться к новым для него

условиям. Коррекцию необходимо провести в домашних условиях, и делать

это следует постепенно, не торопясь, оберегая нервную систему ребенка от

переутомления.

II этап – основной

Главная задача данного этапа - создание положительного образа

воспитателя. Родители должны понимать важность этого этапа и стараться

установить с воспитателем доброжелательные отношения. Воспитатель,

узнавая ребенка, со слов родителей, сможет найти подход к ребенку

значительно быстрее и точнее, а ребенок в свое время начнет доверять

воспитателю, испытывая при этом чувство физической и психической

защиты.

III этап – заключительный

Ребенок начинает посещать детский сад по 2-3 часа в день. Затем

ребенка оставляют на сон. Следует помнить, что в процессе привыкания в

первую очередь нормализуются настроение, самочувствие ребенка, аппетит,

в последнюю очередь – сон.

Адаптационный период считается законченным, если: ребенок ест с

аппетитом; быстро засыпает, вовремя просыпается; эмоционально общается с

окружающими; играет.

На

процесс

адаптации

ребенка

влияют:

достигнутый

уровень

психического

и

физического

развития,

состояние

здоровья,

степень

закаленности,

сформированность

навыков

самообслуживания,

коммуникативного общения со взрослыми и сверстниками,

личностные

особенности

самого

малыша,

уровень

тревожности

и

личностные

особенности родителей

Дети, имеющие отклонения в этих сферах, труднее адаптируются к

новым микросоциальным условиям. У них может развиваться эмоционально-

стрессовая реакция, приводящая к нарушению здоровья.

Памятка для родителей

Режим дня.

В

преддверии

детского

сада

целесообразно

домашний

режим

"подвести" к распорядку ДОУ. Это нужно сделать заблаговременно, за 2-3

месяца.

Интерес.

В этот же период (можно раньше) полезно начать рассказывать

малышу о детском саде. Родителям стоит делать акценты на совместные

игры с ребятами, разнообразие игрушек, интересные книжки, велёлые игры,

праздники. Задача - создать у ребенка положительный образ ДОУ и

пробудить интерес к нему.

Чтение сказок

Одно из направлений детской литературы - психотерапевтические

сказки.

Ребенок

на

чужом

примере

узнаёт

разные

(психологически

грамотные) модели поведения, учится распознавать свои эмоции и так далее.

Целесообразно за несколько месяцев до поступления в ДОУ посетить

педиатра.

Сдать

общий

анализ

крови.

Получить

рекомендации

по

витаминотерапии, включая витамин Д. Сделать прививки, если какие-то

были пропущены. Полезно получить консультацию ортопеда, а при

необходимости - лечение. Подобрать правильную удобную обувь, ведь

ребёнок в саду находится целый день. При наличии в анамнезе заболеваний

ЖКТ - обратиться к гастроэнтерологу. Смена питания может спровоцировать

ухудшение состояния. Детям с

любой соматической патологией также

необходима консультации своего лечащего врача и рекомендации по

адаптации с учётом состояния.



В раздел образования