Автор: Боровкова Ульяна Анатольевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБУ "Психолого-медико-педагогическая комиссия"
Населённый пункт: Рязанская обл., г. Рязань
Наименование материала: Статья
Тема: Адаптация ребенка к условиям дошкольного образовательного учреждения
Раздел: дошкольное образование
АДАПТАЦИЯ РЕБЕНКА
К УСЛОВИЯМ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
УЧРЕЖДЕНИЯ
В данной статье речь пойдет об адаптации ребенка к условиям
дошкольного учреждения. Что же такое адаптация? Адаптация (от лат. -
приспособлять) - в широком смысле - приспособление к изменяющимся
внешним и внутренним условиям.
Адаптация к условиям дошкольного учреждения - процесс
вхождения ребенка в новую для него среду и болезненное привыкание к ее
условиям.
Поступление ребенка в дошкольное образовательное учреждение
сопровождается изменением окружающей его среды, режима дня, характера
питания, системы поведенческих реакций.
Основные
критерии
адаптации
ребенка
к
условиям
ДОУ:
поведенческие
реакции;
уровень
нервно
–
психического
развития;
заболеваемость и течение болезни; главные показатели физического развития
(рост, вес).
Основные
критерии
успешной
адаптации:
внутренний
комфорт
(эмоциональная
удовлетворенность),
внешняя
адекватность
поведения
(способность легко и точно выполнять требования среды)
Существуют три фазы адаптационного процесса:
1) острая фаза характеризуется разнообразными колебаниями в
соматическом состоянии и психическом статусе ребенка, что приводит к
снижению веса, частым респираторным заболеваниям, нарушению сна,
снижению аппетита, регрессу в речевом развитии (длится в среднем один
месяц);
2)подострая фаза характеризуется адекватным поведением ребенка, то
есть все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным
параметрам на фоне замедленного темпа развития, особенно психического,
по сравнению со средними возрастными нормами (длится 3-5 месяцев);
3)фаза компенсации характеризуется убыстрением темпа развития, в
результате дети к концу учебного года преодолевают указанную выше
задержку темпов развития.
Степени тяжести прохождения адаптации к детскому саду:
Легкая адаптация: нарушение сна (нормализуется в течение 7-10 дней);
аппетита (нормализуется в течение 10 дней); неадекватные эмоциональные
реакции (капризы, замкнутость, агрессия, угнетенное состояние и т.д.),
изменения в речевой, ориентировочной и игровой активности (нормализуется
в течение 10 дней); характер взаимоотношений со взрослыми и двигательная
активность
практически
не
изменяются;
функциональные
нарушения
практически не выражены, заболеваний не возникает.
Средняя адаптация - все нарушения выражены более и длительно: сон,
аппетит восстанавливаются в течение 20-40 дней,
ориентировочная
деятельность (20 дней), речевая активность (30-40 дней), эмоциональное
состояние
(30
дней),
двигательная
активность,
претерпевающая
значительные изменения, приходит в норму за 30-35 дней, взаимодействие
со взрослыми и сверстниками не нарушается, функциональные изменения
отчетливо
выражены,
фиксируются
заболевания
(например,
острая
респираторная инфекция).
Тяжелая адаптация (от 2 до 6 месяцев)
сопровождается грубым
нарушением всех проявлений и реакций ребенка: снижение аппетита (иногда
возникает рвота при кормлении), резкое нарушение сна, ребенок нередко
избегает контактов со сверстниками, пытается уединиться, отмечается
проявление агрессии, подавленное состояние в течение долгого времени
(ребенок
плачет,
пассивен,
иногда
происходит
волнообразная
смена
настроения),
обычно видимые изменения происходят в речевой и
двигательной активности, возможна временная задержка в психическом
развитии, как правило, дети заболевают в течение первых 10 дней и
продолжают повторно болеть в течение всего времени привыкания к
коллективу сверстников.
Существует 3 этапа адаптационного периода.
I этап – подготовительный
Его следует начинать за 1-2 месяца до приема ребенка в детский сад.
Задача этого этапа – сформировать такие стереотипы в поведении ребенка,
которые помогут ему безболезненно приобщиться к новым для него
условиям. Коррекцию необходимо провести в домашних условиях, и делать
это следует постепенно, не торопясь, оберегая нервную систему ребенка от
переутомления.
II этап – основной
Главная задача данного этапа - создание положительного образа
воспитателя. Родители должны понимать важность этого этапа и стараться
установить с воспитателем доброжелательные отношения. Воспитатель,
узнавая ребенка, со слов родителей, сможет найти подход к ребенку
значительно быстрее и точнее, а ребенок в свое время начнет доверять
воспитателю, испытывая при этом чувство физической и психической
защиты.
III этап – заключительный
Ребенок начинает посещать детский сад по 2-3 часа в день. Затем
ребенка оставляют на сон. Следует помнить, что в процессе привыкания в
первую очередь нормализуются настроение, самочувствие ребенка, аппетит,
в последнюю очередь – сон.
Адаптационный период считается законченным, если: ребенок ест с
аппетитом; быстро засыпает, вовремя просыпается; эмоционально общается с
окружающими; играет.
На
процесс
адаптации
ребенка
влияют:
достигнутый
уровень
психического
и
физического
развития,
состояние
здоровья,
степень
закаленности,
сформированность
навыков
самообслуживания,
коммуникативного общения со взрослыми и сверстниками,
личностные
особенности
самого
малыша,
уровень
тревожности
и
личностные
особенности родителей
Дети, имеющие отклонения в этих сферах, труднее адаптируются к
новым микросоциальным условиям. У них может развиваться эмоционально-
стрессовая реакция, приводящая к нарушению здоровья.
Памятка для родителей
Режим дня.
В
преддверии
детского
сада
целесообразно
домашний
режим
"подвести" к распорядку ДОУ. Это нужно сделать заблаговременно, за 2-3
месяца.
Интерес.
В этот же период (можно раньше) полезно начать рассказывать
малышу о детском саде. Родителям стоит делать акценты на совместные
игры с ребятами, разнообразие игрушек, интересные книжки, велёлые игры,
праздники. Задача - создать у ребенка положительный образ ДОУ и
пробудить интерес к нему.
Чтение сказок
Одно из направлений детской литературы - психотерапевтические
сказки.
Ребенок
на
чужом
примере
узнаёт
разные
(психологически
грамотные) модели поведения, учится распознавать свои эмоции и так далее.
Целесообразно за несколько месяцев до поступления в ДОУ посетить
педиатра.
Сдать
общий
анализ
крови.
Получить
рекомендации
по
витаминотерапии, включая витамин Д. Сделать прививки, если какие-то
были пропущены. Полезно получить консультацию ортопеда, а при
необходимости - лечение. Подобрать правильную удобную обувь, ведь
ребёнок в саду находится целый день. При наличии в анамнезе заболеваний
ЖКТ - обратиться к гастроэнтерологу. Смена питания может спровоцировать
ухудшение состояния. Детям с
любой соматической патологией также
необходима консультации своего лечащего врача и рекомендации по
адаптации с учётом состояния.