Автор: Цагараева Маргарита Георгиевна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МБОУ СОМШ №44 им.В.Кудзоева
Населённый пункт: г.Владикавказа
Наименование материала: Технологическая карта открытого урока по биологии 5 класс
Тема: "Бактерии и вирусы как форма жизни"
Раздел: среднее образование
Технологическая карта урока.
Тема урока: «Бактерии и вирусы как форма жизни».
Класс: 5
Учитель:
Цагараева Маргарита Георгиевна
Тип урока: изучение нового материала
Цели по содержанию:
обучающие: ознакомление учащихся с информацией о бактериях и вирусах, с выделением их основных признаков.
развивающие: развитие у учащихся умения планировать свою деятельность, умение действовать по образцу.
воспитывающие: формирование у учащихся мотивации к обучению и познавательной деятельности.
Планируемые результаты учебного занятия:
Предметные:
Знать: характеристики бактерий и вирусов. Строение бактериальной клетки. Строение вирусов. Размножение, распространение,
разнообразие бактерий. Разнообразие вирусов. Болезнетворные бактерии и вирусы, меры профилактики заболеваний, вызываемых
бактериями и вирусами, значение бактерий в природе и жизни человека, значение вирусов в природе и жизни человека. Определения:
прокариоты, бактериология, болезнетворные бактерии, симбиоз, цианобактерии, спора, неклеточные организмы, пандемия, вирусология.
Уметь: отличать по внешнему виду (изображениям) бактерии и вирусы от других организмов, проводить описание бактерий по указанному
плану,проводить описание вирусов по предложенному плану, выделять существенные признаки их строения, выделять экологические
взаимоотношения – паразитизм, симбиоз.
Метапредметные:
- умение ставить цели урока, планировать ход своей деятельности для достижения результата, самоконтроль, самооценка;
- умение работать в группе, задавать правильные вопросы;
- умение извлекать и структурировать информацию, работать по алгоритму, проводить сравнение.
Личностные: формирование мотивации к обучению и целенаправленной деятельности по усвоению информации.
Используемая технология: ИКТ, проблемное обучение, смысловое чтение, технология обучения в сотрудничестве.
Информационно-технологические ресурсы: учебник, компьютер, проектор, презентация к уроку «Бактерии и вирусы как форма жизни»,
изображения бактерий и вирусов.
Структура урока:
1) Информация о домашнем задании (комментирование).
2) Организационный этап, план урока, мотивация к учебной деятельности.
3) Постановка учебной задачи.
4) Усвоение новых знаний и первичное закрепление.
5) Закрепление изученного материала.
6)Выставление оценок за урок.
7)Подведение итогов занятия.
Этапы
урока
Задачи этапа
Деятельность учителя
Деятельность
учащихся
УУД
1. Информация о
домашнем
задании
(комментирова-
ние) (1 минута).
Обеспечение
понимания детьми
цели, содержания и
способов
выполнения
домашнего задания.
Учитель приветствует учащихся.
Учитель комментирует домашнее задание:
1. Ответить на вопросы в конце параграфа 14.
2. Письменно в тетради ответить на вопрос
«Почему бактерии называют «санитарами»
нашей планеты?
Приветствуют
учителя.
Записывают
домашнее задание в
дневники.
Личностные: умение
соблюдать
дисциплину на уроке,
уважительно
относиться к учителю
и одноклассникам,
умение
работать
индивидуально.
2. Организацион-
ный этап, план
урока, мотивация
к учебной
деятельности (2
минуты).
Создать
благоприятный
психологический
настрой на работу.
Дети сидят за своими партами. На доске
размещены изображения бактерий и вирусов,
план урока.
Рассматривают
фотографии грибов и
знакомятся с планом
урока.
Личностные:
настрой на урок.
3. Постановка
учебной задачи (3
минуты).
Установление
тематических рамок
урока.
Учитель задаёт вопросы учащимся: О чём
сегодня на уроке пойдёт речь? Что особенного в
этих организмах? Похожи ли вирусы на другие
организмы? Чем? Можно ли выделить вирусы в
отдельное царство? Похожи ли бактерии на
другие организмы? Чем? Можно ли выделить
бактерии в отдельное царство?
Предлагает спланировать работу на уроке.
- Откройте тетради, запишите число, тему
урока (учитель записывает тему урока на
доске).
- Мы продолжаем знакомиться с основными
царствами живой природы.
- Исходя из темы урока, сформулируйте его
Воспроизводят
имеющиеся знания о
животных,
растениях,
применяют их для
характеристики
грибов.
Познавательные:
умение использовать
ранее
полученные
знания
Коммуникатиные:
умение оформлять
свои мысли в устной
форме.
главную цель. Что сегодня предстоит нам
выяснить?
- Правильно, в конце этого урока мы должны
уметь находить и различать такие формы жизни
как бактерии и вирусы, знать особенности их
строения, получить знание о роли бактерий и
вирусов в природе и жизни человека.
4. Усвоение
новых знаний и
первичное
закрепление (20
минут).
Обеспечение
восприятия,
осмысления и
первичного
запоминания
учащимися
изучаемой темы.
Организует деятельность учащихся:
- Итак, мы начинаем наше путешествие в
царство бактерий и вирсуов.
Вопросы учителя:
Какая наука изучает строение бактерий?
Как называется наука изучающая вирусы?
Записываем названия наук изучающих бактерии
и вирусы в тетрадь.
Зарисовываем в тетрадь строение
бактериальной клетки и вводим понятие
прокариоты.
Зарисовываем схематично строение вируса.
Вводим понятие — неклеточная форма жизни.
Знакомимся с разнообразием форм бактерий и
вирусов.
Делимся по рядам (три ряда)
Работа с текстом учебника в парах.
1 ряд . Находим в учебниках информацию о
роли бактерий в природе и жизни человека.
2 ряд. Находим в учебниках информацию о
роли вирусов в природе и жизни человека.
- А теперь, работая с текстом учебника, нам
необходимо на доске записать «Значение
бактерий» и «значение вирсув».
По истечении
времени подводим
итоги работы по
заданию.
Один ученик
выходит к доске,
остальные учащиеся
помогают ему
записываем
«Значение
бактерий». Затем
другой ученик
выходит к доске
записываем
«Значение вирусов».
Познавательные:
умение
работать
с
информацией,
смысловое
чтение.
Выполнение
учебно-
практической задачи.
Работа по алгоритму.
Коммуникативные:
уметь оформлять свои
мысли в устной
форме после
выполнения
письменной работы,
высказывать и
аргументировать свое
мнение.
5. Закрепление
Выявление качества
Фронтальный опрос.
В устной форме
Личностные: умение
изученного
материала (15
минут).
и уровня усвоения
знаний и способов
действий, а также
выявление
недостатков в
знаниях и способах
действий.
- Далее, ребята, нам необходимо ответить на
вопросы: (3 минуты)
1. Почему Бактерии выделяют в отдельное
царство?
2. Почему Вирусы выделяют в отдельное
царство?
3. Какие бактерии способны образовывать
органические вещества из неорганических?
4. Какое приспособление имеют некоторые
бактериальные клетки для передвижения?
5. Какие меры профилактики распространения
болезнетворных бактерий и вирусов вы знаете?
Итак, ребята, мы завершаем наше путешествие
по царствам бактрий и вирусов. Чтобы это
путешествие
принесло
нам
пользу,
сформулируйте и запишите в тетради основные
меры
профилактики
предотвращения
бактериальных и вирусных заболеваний. (7
минут)
учащиеся отвечают
на вопросы.
Учащиеся в
формулируют и в
произвольной форме,
записывают в
тетради основные
меры профилактики
предотвращения
бактериальных и
вирусных
заболеваний, а затем
озвучивают их:
1)Соблюдение
правил
личной
гигиены (мытье рук
и т.д.)
2)
Употребление
в
пищу
свежих
продуктов .
3) Кипячение воды
4)
Закаливание
организма
соблюдать
дисциплину на уроке,
уважительно
относиться к учителю
и одноклассникам.
Регулятивные:
умение организовать
выполнение заданий
учителя, делать
выводы по
результатам работы
Коммуникативные:
умение воспринимать
информацию на слух,
отвечать на вопросы
учителя.
Познавательные:
умение
структурировать
учебный материал,
выделять в нем
главное.
6. Выставление
оценок за урок (2
минуты).
Подвести итоги
урока в оценочной
форме.
Учитель выставляет оценки за урок.
Внимательно
слушают поощрения
за правильные
ответы и замечания
учителя.
Личностные: умение
соблюдать
дисциплину на уроке,
уважительно
относиться к учителю
и одноклассникам.
Регулятивные:
умение оценивать
правильность
выполнения действия
на уровне адекватной
оценки.
7.
Рефлексия
учебной
деятельности.
(2
минуты).
Проанализировать,
дать оценку
успешности
достижения целей и
наметить
перспективу на
будущее.
Подводит итоги урока, соотносит полученные
результаты с целевыми установками, намечает
дальнейшие цели.
Участвуют в
подведении итогов
урока.
Осуществляют
самооценку
собственной учебной
деятельности,
соотносят цель и
результаты.
Личностные:
готовность к
личностному
самоопределению,
самооценке на основе
критерия успешной
учебной
деятельности.
Коммуникативное
УУД. Уметь
оформлять свои
мысли в устной
форме, задать вопрос.
Регулятивные:
контроль, коррекция,
выделение и
осознание того, что
уже усвоено и что
еще подлежит
усвоению, осознание
качества и уровня
усвоения.