Напоминание

"Бактерии и вирусы как форма жизни"


Автор: Цагараева Маргарита Георгиевна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МБОУ СОМШ №44 им.В.Кудзоева
Населённый пункт: г.Владикавказа
Наименование материала: Технологическая карта открытого урока по биологии 5 класс
Тема: "Бактерии и вирусы как форма жизни"
Раздел: среднее образование





Назад




Технологическая карта урока.

Тема урока: «Бактерии и вирусы как форма жизни».

Класс: 5

Учитель:

Цагараева Маргарита Георгиевна

Тип урока: изучение нового материала

Цели по содержанию:

обучающие: ознакомление учащихся с информацией о бактериях и вирусах, с выделением их основных признаков.

развивающие: развитие у учащихся умения планировать свою деятельность, умение действовать по образцу.

воспитывающие: формирование у учащихся мотивации к обучению и познавательной деятельности.

Планируемые результаты учебного занятия:

Предметные:

Знать: характеристики бактерий и вирусов. Строение бактериальной клетки. Строение вирусов. Размножение, распространение,

разнообразие бактерий. Разнообразие вирусов. Болезнетворные бактерии и вирусы, меры профилактики заболеваний, вызываемых

бактериями и вирусами, значение бактерий в природе и жизни человека, значение вирусов в природе и жизни человека. Определения:

прокариоты, бактериология, болезнетворные бактерии, симбиоз, цианобактерии, спора, неклеточные организмы, пандемия, вирусология.

Уметь: отличать по внешнему виду (изображениям) бактерии и вирусы от других организмов, проводить описание бактерий по указанному

плану,проводить описание вирусов по предложенному плану, выделять существенные признаки их строения, выделять экологические

взаимоотношения – паразитизм, симбиоз.

Метапредметные:

- умение ставить цели урока, планировать ход своей деятельности для достижения результата, самоконтроль, самооценка;

- умение работать в группе, задавать правильные вопросы;

- умение извлекать и структурировать информацию, работать по алгоритму, проводить сравнение.

Личностные: формирование мотивации к обучению и целенаправленной деятельности по усвоению информации.

Используемая технология: ИКТ, проблемное обучение, смысловое чтение, технология обучения в сотрудничестве.

Информационно-технологические ресурсы: учебник, компьютер, проектор, презентация к уроку «Бактерии и вирусы как форма жизни»,

изображения бактерий и вирусов.

Структура урока:

1) Информация о домашнем задании (комментирование).

2) Организационный этап, план урока, мотивация к учебной деятельности.

3) Постановка учебной задачи.

4) Усвоение новых знаний и первичное закрепление.

5) Закрепление изученного материала.

6)Выставление оценок за урок.

7)Подведение итогов занятия.

Этапы

урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

УУД

1. Информация о

домашнем

задании

(комментирова-

ние) (1 минута).

Обеспечение

понимания детьми

цели, содержания и

способов

выполнения

домашнего задания.

Учитель приветствует учащихся.

Учитель комментирует домашнее задание:

1. Ответить на вопросы в конце параграфа 14.

2. Письменно в тетради ответить на вопрос

«Почему бактерии называют «санитарами»

нашей планеты?

Приветствуют

учителя.

Записывают

домашнее задание в

дневники.

Личностные: умение

соблюдать

дисциплину на уроке,

уважительно

относиться к учителю

и одноклассникам,

умение

работать

индивидуально.

2. Организацион-

ный этап, план

урока, мотивация

к учебной

деятельности (2

минуты).

Создать

благоприятный

психологический

настрой на работу.

Дети сидят за своими партами. На доске

размещены изображения бактерий и вирусов,

план урока.

Рассматривают

фотографии грибов и

знакомятся с планом

урока.

Личностные:

настрой на урок.

3. Постановка

учебной задачи (3

минуты).

Установление

тематических рамок

урока.

Учитель задаёт вопросы учащимся: О чём

сегодня на уроке пойдёт речь? Что особенного в

этих организмах? Похожи ли вирусы на другие

организмы? Чем? Можно ли выделить вирусы в

отдельное царство? Похожи ли бактерии на

другие организмы? Чем? Можно ли выделить

бактерии в отдельное царство?

Предлагает спланировать работу на уроке.

- Откройте тетради, запишите число, тему

урока (учитель записывает тему урока на

доске).

- Мы продолжаем знакомиться с основными

царствами живой природы.

- Исходя из темы урока, сформулируйте его

Воспроизводят

имеющиеся знания о

животных,

растениях,

применяют их для

характеристики

грибов.

Познавательные:

умение использовать

ранее

полученные

знания

Коммуникатиные:

умение оформлять

свои мысли в устной

форме.

главную цель. Что сегодня предстоит нам

выяснить?

- Правильно, в конце этого урока мы должны

уметь находить и различать такие формы жизни

как бактерии и вирусы, знать особенности их

строения, получить знание о роли бактерий и

вирусов в природе и жизни человека.

4. Усвоение

новых знаний и

первичное

закрепление (20

минут).

Обеспечение

восприятия,

осмысления и

первичного

запоминания

учащимися

изучаемой темы.

Организует деятельность учащихся:

- Итак, мы начинаем наше путешествие в

царство бактерий и вирсуов.

Вопросы учителя:

Какая наука изучает строение бактерий?

Как называется наука изучающая вирусы?

Записываем названия наук изучающих бактерии

и вирусы в тетрадь.

Зарисовываем в тетрадь строение

бактериальной клетки и вводим понятие

прокариоты.

Зарисовываем схематично строение вируса.

Вводим понятие — неклеточная форма жизни.

Знакомимся с разнообразием форм бактерий и

вирусов.

Делимся по рядам (три ряда)

Работа с текстом учебника в парах.

1 ряд . Находим в учебниках информацию о

роли бактерий в природе и жизни человека.

2 ряд. Находим в учебниках информацию о

роли вирусов в природе и жизни человека.

- А теперь, работая с текстом учебника, нам

необходимо на доске записать «Значение

бактерий» и «значение вирсув».

По истечении

времени подводим

итоги работы по

заданию.

Один ученик

выходит к доске,

остальные учащиеся

помогают ему

записываем

«Значение

бактерий». Затем

другой ученик

выходит к доске

записываем

«Значение вирусов».

Познавательные:

умение

работать

с

информацией,

смысловое

чтение.

Выполнение

учебно-

практической задачи.

Работа по алгоритму.

Коммуникативные:

уметь оформлять свои

мысли в устной

форме после

выполнения

письменной работы,

высказывать и

аргументировать свое

мнение.

5. Закрепление

Выявление качества

Фронтальный опрос.

В устной форме

Личностные: умение

изученного

материала (15

минут).

и уровня усвоения

знаний и способов

действий, а также

выявление

недостатков в

знаниях и способах

действий.

- Далее, ребята, нам необходимо ответить на

вопросы: (3 минуты)

1. Почему Бактерии выделяют в отдельное

царство?

2. Почему Вирусы выделяют в отдельное

царство?

3. Какие бактерии способны образовывать

органические вещества из неорганических?

4. Какое приспособление имеют некоторые

бактериальные клетки для передвижения?

5. Какие меры профилактики распространения

болезнетворных бактерий и вирусов вы знаете?

Итак, ребята, мы завершаем наше путешествие

по царствам бактрий и вирусов. Чтобы это

путешествие

принесло

нам

пользу,

сформулируйте и запишите в тетради основные

меры

профилактики

предотвращения

бактериальных и вирусных заболеваний. (7

минут)

учащиеся отвечают

на вопросы.

Учащиеся в

формулируют и в

произвольной форме,

записывают в

тетради основные

меры профилактики

предотвращения

бактериальных и

вирусных

заболеваний, а затем

озвучивают их:

1)Соблюдение

правил

личной

гигиены (мытье рук

и т.д.)

2)

Употребление

в

пищу

свежих

продуктов .

3) Кипячение воды

4)

Закаливание

организма

соблюдать

дисциплину на уроке,

уважительно

относиться к учителю

и одноклассникам.

Регулятивные:

умение организовать

выполнение заданий

учителя, делать

выводы по

результатам работы

Коммуникативные:

умение воспринимать

информацию на слух,

отвечать на вопросы

учителя.

Познавательные:

умение

структурировать

учебный материал,

выделять в нем

главное.

6. Выставление

оценок за урок (2

минуты).

Подвести итоги

урока в оценочной

форме.

Учитель выставляет оценки за урок.

Внимательно

слушают поощрения

за правильные

ответы и замечания

учителя.

Личностные: умение

соблюдать

дисциплину на уроке,

уважительно

относиться к учителю

и одноклассникам.

Регулятивные:

умение оценивать

правильность

выполнения действия

на уровне адекватной

оценки.

7.

Рефлексия

учебной

деятельности.

(2

минуты).

Проанализировать,

дать оценку

успешности

достижения целей и

наметить

перспективу на

будущее.

Подводит итоги урока, соотносит полученные

результаты с целевыми установками, намечает

дальнейшие цели.

Участвуют в

подведении итогов

урока.

Осуществляют

самооценку

собственной учебной

деятельности,

соотносят цель и

результаты.

Личностные:

готовность к

личностному

самоопределению,

самооценке на основе

критерия успешной

учебной

деятельности.

Коммуникативное

УУД. Уметь

оформлять свои

мысли в устной

форме, задать вопрос.

Регулятивные:

контроль, коррекция,

выделение и

осознание того, что

уже усвоено и что

еще подлежит

усвоению, осознание

качества и уровня

усвоения.



В раздел образования