Автор: Якушева Тамара Александровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Д/С №27 О. В."
Населённый пункт: г. Магнитогорск, Челябинская область
Наименование материала: Статья
Тема: «Физкультурно-оздоровительная работа в режимных моментах»
Раздел: дошкольное образование
«Физкультурно-оздоровительная
работа в режимных моментах»
Воспитатель МДОУ «Д/С№27 о.в.»
г. Магнитогорска
Якушева Т. А.
Одной из основных задач, стоящих перед воспитателем, является воспитание здоровых
детей. В последнее время наблюдается ухудшение состояния здоровья детей. Это
обусловлено многими факторами: плохая экологическая обстановка, компьютерные игры,
длительное пребывание перед телевизором и многое другое. Поэтому нужно уделять
большое внимание физкультурно-оздоровительным работам, направленным на
сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей,
совершенствование их физического развития.
Цель физкультурно-оздоровительной работы в детском саду - сохранение и укрепление
здоровья детей, формирование у родителей, педагогов, воспитанников ответственности в
деле сохранения собственного здоровья.
Задачи физкультурно-оздоровительной работы:
Создать в детском саду условия для обеспечения психического и физического
благополучия каждого ребенка
Обеспечить оптимальное освоение детьми комплекса движений и физических
упражнений, необходимых для нормального физического развития
Воспитывать интерес и желание участвовать в подвижных и спортивных играх и
физических упражнениях, учить пользоваться физкультурным оборудованием вне
занятий
Воспитывать у детей осмысленное отношение к здоровью как важной жизненной
ценности
Организовать систематическую неспецифическую профилактику проблем здоровья
детей, начиная с момента их поступления в детский сад
Осуществлять комплекс закаливающих процедур
Реализовать индивидуально-дифференцированный подход к детям в системе
физкультурно-оздоровительной работы
Оптимизировать работу с семьей по проблеме физического развития и
оздоровления детей
Система физкультурно-оздоровительной работы включает лечебно-профилактические и
физкультурно-оздоровительные мероприятия:
1.
Утренняя гимнастика /ежедневно в течении года/
2.
Гимнастика после сна /ежедневно в течении года/
3.
Дыхательная гимнастика
4.
Точечный массаж, самомассаж
5.
Воздушные ванны /перед сном, после сна/
6.
Физкультурные занятия
7.
Пальчиковая гимнастика
8.
Полоскание горла травами
9.
Витаминизация: соки, напитки, сиропы, витамины
10. Профилактические прививки
11. Закаливание солнцем, водой /в летний период/
12. Профилактика плоскостопия /ежедневно/
13. Профилактика осанки детей /ежедневно/
14. Физкультминутки /ежедневно/
15. Подвижные игры /ежедневно/
16. Прогулки
17. Проводить работу с родителя по профилактике оздоровительных мероприятий в
течении года
Особое внимание нужно уделять закаливающим процедурам в повседневной жизни, так
как они составляют основу здорового образа жизни, для этого обязательно:
строгое соблюдение санитарно - гигиенических норм - чистота помещений,
воздуха;
соблюдение правил гигиены;
соблюдение температуры режима в помещении;
достаточное пребывание на воздухе;
рациональный двигательный режим.
Основными средствами сохранения здоровья детей является: соблюдение режима дня,
правильное питание, закаливание, прогулка, спортивные развлечения. Оздоровительная
работа с детьми проходит в виде:
- физ.минуток и динамических пауз, они проводятся как необходимый кратковременный
отдых, который снимает застойные явления, вызываемые продолжительным сидением за
столом. Перерыв в работе необходим для отдыха мышц туловища (особенно спины) и
мелких мышц кистей, для профилактики нарушения осанки;
-упражнений для глаз - они дают отдых органам зрения, слуха, предупреждают зрительное
утомление. Такие упражнения следует обязательно выполнять с целью профилактики
близорукости.
- утренняя гимнастика – направлена на то, чтобы перевести ребенка в бодрое состояние,
активизировать и содействовать переходу к более интенсивной деятельности. Благодаря
утренней гимнастики усиливаются все физиологические процессы – дыхание,
кровообращение, обмен веществ, улучшается питание всех органов и систем.
- мытье рук и лица холодной водой – улучшает кровообращение, кожа становиться более
здоровой.
Одной из самых действенных закаливающих процедур в повседневной жизни является
прогулка. Для того чтобы она действительно давала эффект, необходимо менять
последовательность видов деятельности детей на прогулке в зависимости от характера
предыдущего занятия и погодных условий. Так, в холодное время года и после занятий, на
котором дети сидели, прогулка должна начинаться с пробежки, подвижной игры; в теплое
время или после физкультурных и музыкальных занятий – с наблюдения, спокойных игр и
т.д.
Во время прогулки особое внимание уделяется одежде детей – это одно из важнейших
условий результативности прогулки для здоровья.
Прогулка перед сном улучшает кислородный баланс организма, необходимый для
качества сна.
Дневной сон – это одна из важнейших функций организма. Это не просто отдых, а особое
состояние, когда организм дает разрядку подсознанию. Спать дети должны при открытых
фрамугах или в проветриваемом помещении.
После пробуждения проводятся закаливающие процедуры , они направлены на поднятие
настроения, мышечного тонуса у ребенка, а так же способствует профилактике
нарушения осанки и плоскостопия, благоприятно влияет на эмоциональное состояние
детей.
Питание является важным компонентом развития ребенка и оно возможно лишь при
обеспечении его рациональным питанием начиная с раннего возраста. В детском саду
дети получают необходимые продукты содержащие все ценные пищевые компоненты,
витамины, микроэлементы в соответствии с возрастом. В настоящее время дети получают
4-х разовое питание. Пищу дети должны принимать за правильно и красиво
сервированным столом, что улучшает аппетит детей.
В режимных моментах так же воспитываются культурно –гигиенические навыки у детей,
формируются начальные представления о здоровом образе жизни. Дети должны
самостоятельно без напоминания полоскать полость рта после приема пищи, мыть руки
после посещения туалета, перед едой.
Таким образом, создание здорового образа жизни для ребёнка в детском саду является
первоосновой его полноценного воспитания и развития. В дошкольном возрасте
происходит бурное развитие организма ребенка. У него активно формируется нервная,
костно-мышечная системы, совершенствуется дыхательный аппарат. В этот период
закладываются основы хорошего здоровья и полноценного физического развития.
Здоровый образ жизни предполагает приобщение детей к двигательной культуре через
целенаправленное физическое воспитание. Двигаясь, дети познают окружающий мир,
учатся любить и целенаправленно действовать в нём. Движения - первые истоки
смелости, выносливости, решительности маленького человека.
Поэтому очень важно рационально организовать режим в детском саду для того, чтобы
дети как можно больше находились в движении.