Напоминание

«Развитие речи детей старшего дошкольного возраста на основе метода наглядного моделирования»


Автор: Дунаева Надежда Викторовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №4"
Населённый пункт: г.Сыктывкар
Наименование материала: Проект
Тема: «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста на основе метода наглядного моделирования»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №4 общеразвивающего вида» г. Сыктывкар

Педагогический проект

«Развитие речи детей старшего дошкольного возраста на основе метода

наглядного моделирования»

(старшая группа)

Разработчик:

Дунаева Н.В.

2023- 2024г

Цель проекта: Формирование связной речи детей дошкольного возраста на

основе метода наглядного моделирования.

Задачи проекта:

- Учить связно и последовательно пересказывать небольшие сказки и

рассказы на основе наглядного моделирования, придумывать свои концовки.

- Учить рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины, составлять

рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием на

основе наглядного моделирования.

- Формировать умение составлять небольшие рассказы творческого

характера на тему, предложенную воспитателем, используя наглядное

моделирование.

- Помогать выразительно, с естественными интонациями читать стихи,

выученные по моделям.

- Повышать психолого-педагогическую компетентность родителей (законных

представителей) по речевому развитию детей.

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели группы, родители.

Тип проекта: творческий.

Сроки проекта: долгосрочный (октябрь-май).

Ожидаемый результат:

- Умение связно и последовательно пересказывать небольшие сказки и

рассказы на основе наглядного моделирования, придумывать свои концовки.

- Умение рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины,

составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся

действием на основе наглядного моделирования.

- Умение составлять небольшие рассказы творческого характера на тему,

предложенную воспитателем, используя наглядное моделирование.

- Умение выразительно, с естественными интонациями читать стихи,

выученные по моделям.

Актуальность: Связная речь занимает важное место в общении ребенка со

сверстниками и взрослыми, отражает логику мышления ребенка, его умение

осмысливать воспринимаемую информацию и правильно выражать ее. Она

является показателем того, насколько ребенок владеет лексикой родного

языка, отражает уровень эстетического и эмоционального развития ребенка.

Таким образом, связная речь – это развернутое изложение определенного

содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно,

грамматически правильно и образно.

Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств

изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.

Метод

наглядного

моделирования

помогает

ребенку

зрительно

представить

абстрактные

понятия

(звук,

слово,

предложение,

текст),

научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников,

поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью

внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.

Дошкольник лишен возможности, записать, сделать таблицу, отметить

что-либо. В детском саду в основном задействован только один вид памяти –

вербальный. Опорные схемы – это попытка задействовать для решения

познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память.

Научные

исследования

и

практика

подтверждают,

что

именно

наглядные

модели

являются

той

формой

выделения

и

обозначения

отношений, которая доступна детям дошкольного возраста. Ученые также

отмечают, что использование заместителей и наглядных моделей развивает

умственные способности дошкольников.

Следовательно,

актуальность

использования

метода

наглядного

моделирования в работе с дошкольниками состоит в том, что:

- во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для

детей характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию.

Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает

решить эту проблему;

- во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет

процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с

памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: “Когда учишь –

записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики”; в-третьих, применяя

графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать

полученные знания;

в-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное,

систематизировать полученные знания. Многочисленные исследования

отечественных педагогов и психологов показывают, что использование

моделирования, как средства формирования разнообразных знаний и

навыков, оказывает положительное влияние на интеллектуальное развитие

детей, что с помощью пространственных и графических моделей

относительно легко и быстро совершенствуется ориентировочная

деятельность, формируются интеллектуальные и практические действия.

Использование наглядного моделирования в раннем детстве способствует

развитию мышления ребенка. Схематические изображения знакомых

предметов, животных, людей; введение элементарных символов,

заменяющих реальных персонажей произведений по какому-либо

характерному признаку, приучают детей мыслить, запоминать и соотносить

форму, величину, цвет. В конечном счёте развивается речь ребенка:

обогащается словарь, создаются предпосылки для развития связной речи.

Многочисленные исследования отечественных педагогов и психологов

показывают, что использование моделирования, как средства формирования

разнообразных знаний и навыков, оказывает положительное влияние на

интеллектуальное развитие детей, что с помощью пространственных и

графических моделей относительно легко и быстро совершенствуется

ориентировочная

деятельность,

формируются

интеллектуальные

и

практические действия. Использование наглядного моделирования в раннем

детстве

способствует

развитию

мышления

ребенка.

Схематические

изображения

знакомых

предметов,

животных,

людей;

введение

элементарных символов, заменяющих реальных персонажей произведений

по

какому-либо

характерному

признаку,

приучают

детей

мыслить,

запоминать и соотносить форму, величину, цвет. В конечном счёте

развивается речь ребенка: обогащается словарь, создаются предпосылки для

развития связной речи.

Технология проектной деятельности.

1 этап. Постановка проблемы

2 этап. Разработка проекта

- Составление перспективного планирования мероприятий проекта

- Подбор методического и иллюстрационного материала

- Изготовление мнемотаблиц

3 этап. Работа над проектом

- выполнение проекта в режимных моментах

4 этап. Продукт проекта

- Викторина-эстафета «Сказки водят хоровод»

- Обработка и оформление материалов проекта в виде альбома

План реализации проекта:

Октябрь

1

неделя

Чтение сказки

«Крылатый, мохнатый да

масляный».

Знакомство с

мнемотаблицей

Заучивание

стихотворения: П.Образцов

«Желтеют листья на осине» по

мнемотаблице

2

неделя

Пересказ сказки

«Крылатый, мохнатый да

масляный» по

мнемотаблице

Д/и «Придумай загадку» (фрукты)

по мнемотаблице

3

неделя

Знакомство с

мнемотаблицей «Осень»

Д/и «Истории в картинках»

(«Домик для гусеницы»

составление рассказа по серии

сюжетных картин)

4

неделя

Составление описательного

рассказа по мнемотаблице

на тему «Осень»

Повторение стихотворения

П.Образцова «Желтеют листья на

осине»

Ноябрь

1

неделя

Чтение сказки «Заяц-

хвастун».

Знакомство с

мнемотаблицей

Заучивание стихотворения

В.Приходько «Улетали лебеди с

севера на юг» по мнемотаблице

2

неделя

Пересказ сказки «Заяц-

хвастун» по мнемотаблице

Д/и «Придумай загадку» (овощи)

по мнемотаблице

3

неделя

Д/и «Герои русских сказок»

Д/и «Составь предложение» по

мнемодорожке

4

неделя

Д/и «Истории в картинках»

(«Воздушный шарик»

составление рассказа по

серии сюжетных картин)

Повторение

стихотворения В.Приходько

«Улетали лебеди с севера на юг»

Декабрь

1

неделя

Чтение эскимосской сказки

«Как лисичка бычка

обидела».

Знакомство с

мнемотаблицей.

Заучивание стихотворения:

П. Образцов «Зима идет» по

мнемотаблице

2

неделя

Пересказ эскимосской

сказки «Как лисичка бычка

обидела» по мнемотаблице

Составление описательного

рассказа «Игрушки» по

мнемотаблице

3

неделя

Знакомство с

мнемотаблицей «Зима"

Д/и «Истории в картинках»

(«Зимняя прогулка» составление

рассказа по серии сюжетных

картин)

4

неделя

Составление описательного

рассказа по мнемотаблице

«Зима»

Повторение

стихотворения П. Образцова

«Зима идет»

Январь

1

неделя

Чтение рассказа

Н.Калининой «Про снежный

колобок».

Знакомство с

мнемотаблицей

Заучивание стихотворения:

П.Образцов «В лесу» по

мнемотаблице

2

неделя

Пересказ рассказа

Н.Калининой «Про снежный

колобок» по мнемотаблице

Д/и «Назови русскую народную

сказку»

3

неделя

Д/и «Истории в картинках»

(«Новогодние превращения»

составление рассказа по

серии сюжетных картин)

Составление описательного

рассказа «Птицы» по

мнемотаблице

4

неделя

Д/и «Чей это домик»

Повторение стихотворения

П.Образцова «В лесу»

Февраль

1

неделя

Чтение рассказа А.Н.

Толстого «Ёж».

Знакомство с

мнемотаблицей.

Заучивание стихотворения:

П. Образцов «Север мой» по

мнемотаблице

2

неделя

Пересказ рассказа

А.Н.Толстого «Ёж» по

мнемотаблице

Составление описательного

рассказа «Дикие животные» по

мнемотаблице

3

неделя

Д/и «Истории в картинках»

(«Неудачная прогулка»

составление рассказа по

серии сюжетных картин)

Д/и «Расскажи сказку» по

мнемотаблице.

4

неделя

Составление рассказа на

тему: «Зимние развлечения»

с использованием

мнемотаблицы

Повторение стихотворения

П.Образцова «Север мой»

Март

1

неделя

Чтение русской народной

сказки «Лиса и рак».

Знакомство с

мнемотаблицей.

Заучивание стихотворения:

П.Образцов «Март» по

мнемотаблице

2

неделя

Пересказ русской народной

сказки «Лиса и рак» по

мнемотаблице

Д/и «Составь предложение»

3

неделя

Д/и «Расскажи сказку» по

мнемотаблице

Творческое рассказывание «Моя

любимая мама»

4

неделя

Знакомство с

мнемотаблицей «Весна»

Повторение стихотворения

П.Образцова «Март»

Апрель

1

неделя

Составление описательного

рассказа по мнемотаблице

«Весна»

Заучивание стихотворения:

И.Белоусов «Весенняя гостья» по

мнемотаблице

2

неделя

Чтение рассказа В. Бианки

«Купание медвежат».

Знакомство с

мнемотаблицей

Составление описательного

рассказа «Домашние животные»

по мнемотаблице

3

неделя

Рассказывание рассказа В.

Бианки «Купание медвежат»

по мнемотаблице

Д/и «Истории в картинках» («Как

мышонок забор покрасил»

составление рассказа по серии

сюжетных картин)

4

неделя

Творческое рассказывание

«Моя любимая игрушка»

Повторение стиховтворения

И.Белоусова «Весенняя гостья»

Май

1

неделя

Чтение русской народно

сказки «Лиса и журавль».

Знакомство с

мнемотаблицей.

Заучивание стихотворения

В.Орлова «Ты скажи мне,

реченька лесная…» по

мнемотаблице

2

неделя

Пересказ русской народной

сказки «Лиса и журавль» по

Составление описательного

рассказа «Цветы» по

мнемотаблице.

мнемотаблице

3

неделя

Д/и «Истории в картинках»

(«Находчивый мышонок»

составление рассказа по

серии сюжетных картин)

Д/и «Отгадай загадку»

(составление описательных

рассказов по мнемотаблицам)

4

неделя

Викторина-эстафета

«Сказки водят хоровод»

Повторение стихотворений по

мнемотаблицам

Работа с родителями

-

Повышать

психолого-

педагогическую

компетентность

родителей

(законных представителей) по речевому развитию

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Феврал

ь

Март

Апрель

Май

Консульт

ация

«Использ

ование

мнемотех

ники в

развитии

речи

детей»

Семинар

«Наглядн

ое

моделиро

вание как

эффектив

ное

средство

развития

речи

детей».

Практиче

ская

деятельн

ость с

родителя

ми по

изготовле

нию

мнемотаб

лиц.

Размещени

е на

информац

ионном

стенде:

Буклет «

Что такое

мнемотабл

ица»

Консульта

ция для

родителей

в форме

индивидуа

льной

беседы:

«Для чего

нужна

артикуляц

ионная

гимнастик

а»

Памятка

для

родителе

й «Речь

малыша

формиру

ется в

общении

с

окружаю

щими

его

взрослы

ми»

Консуль

тация

«Как

научить

ребенка

пересказ

у»

Папка-

передви

жка

«Учим

ребенка

составля

ть

описател

ьный

рассказ»

Беседа

«Использ

ование

метода

наглядног

о

моделиро

вания при

заучивани

и

стихотвор

ения»

НОД

«Совме

стное

творчес

кое

составл

ение

сказки

по

моделя

м»



В раздел образования