Автор: Дунаева Надежда Викторовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №4"
Населённый пункт: г.Сыктывкар
Наименование материала: Проект
Тема: «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста на основе метода наглядного моделирования»
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №4 общеразвивающего вида» г. Сыктывкар
Педагогический проект
«Развитие речи детей старшего дошкольного возраста на основе метода
наглядного моделирования»
(старшая группа)
Разработчик:
Дунаева Н.В.
2023- 2024г
Цель проекта: Формирование связной речи детей дошкольного возраста на
основе метода наглядного моделирования.
Задачи проекта:
- Учить связно и последовательно пересказывать небольшие сказки и
рассказы на основе наглядного моделирования, придумывать свои концовки.
- Учить рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины, составлять
рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием на
основе наглядного моделирования.
- Формировать умение составлять небольшие рассказы творческого
характера на тему, предложенную воспитателем, используя наглядное
моделирование.
- Помогать выразительно, с естественными интонациями читать стихи,
выученные по моделям.
- Повышать психолого-педагогическую компетентность родителей (законных
представителей) по речевому развитию детей.
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели группы, родители.
Тип проекта: творческий.
Сроки проекта: долгосрочный (октябрь-май).
Ожидаемый результат:
- Умение связно и последовательно пересказывать небольшие сказки и
рассказы на основе наглядного моделирования, придумывать свои концовки.
- Умение рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины,
составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся
действием на основе наглядного моделирования.
- Умение составлять небольшие рассказы творческого характера на тему,
предложенную воспитателем, используя наглядное моделирование.
- Умение выразительно, с естественными интонациями читать стихи,
выученные по моделям.
Актуальность: Связная речь занимает важное место в общении ребенка со
сверстниками и взрослыми, отражает логику мышления ребенка, его умение
осмысливать воспринимаемую информацию и правильно выражать ее. Она
является показателем того, насколько ребенок владеет лексикой родного
языка, отражает уровень эстетического и эмоционального развития ребенка.
Таким образом, связная речь – это развернутое изложение определенного
содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно,
грамматически правильно и образно.
Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств
изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.
Метод
наглядного
моделирования
помогает
ребенку
зрительно
представить
абстрактные
понятия
(звук,
слово,
предложение,
текст),
научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников,
поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью
внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.
Дошкольник лишен возможности, записать, сделать таблицу, отметить
что-либо. В детском саду в основном задействован только один вид памяти –
вербальный. Опорные схемы – это попытка задействовать для решения
познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память.
Научные
исследования
и
практика
подтверждают,
что
именно
наглядные
модели
являются
той
формой
выделения
и
обозначения
отношений, которая доступна детям дошкольного возраста. Ученые также
отмечают, что использование заместителей и наглядных моделей развивает
умственные способности дошкольников.
Следовательно,
актуальность
использования
метода
наглядного
моделирования в работе с дошкольниками состоит в том, что:
- во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для
детей характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию.
Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает
решить эту проблему;
- во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет
процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с
памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: “Когда учишь –
записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики”; в-третьих, применяя
графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать
полученные знания;
в-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное,
систематизировать полученные знания. Многочисленные исследования
отечественных педагогов и психологов показывают, что использование
моделирования, как средства формирования разнообразных знаний и
навыков, оказывает положительное влияние на интеллектуальное развитие
детей, что с помощью пространственных и графических моделей
относительно легко и быстро совершенствуется ориентировочная
деятельность, формируются интеллектуальные и практические действия.
Использование наглядного моделирования в раннем детстве способствует
развитию мышления ребенка. Схематические изображения знакомых
предметов, животных, людей; введение элементарных символов,
заменяющих реальных персонажей произведений по какому-либо
характерному признаку, приучают детей мыслить, запоминать и соотносить
форму, величину, цвет. В конечном счёте развивается речь ребенка:
обогащается словарь, создаются предпосылки для развития связной речи.
Многочисленные исследования отечественных педагогов и психологов
показывают, что использование моделирования, как средства формирования
разнообразных знаний и навыков, оказывает положительное влияние на
интеллектуальное развитие детей, что с помощью пространственных и
графических моделей относительно легко и быстро совершенствуется
ориентировочная
деятельность,
формируются
интеллектуальные
и
практические действия. Использование наглядного моделирования в раннем
детстве
способствует
развитию
мышления
ребенка.
Схематические
изображения
знакомых
предметов,
животных,
людей;
введение
элементарных символов, заменяющих реальных персонажей произведений
по
какому-либо
характерному
признаку,
приучают
детей
мыслить,
запоминать и соотносить форму, величину, цвет. В конечном счёте
развивается речь ребенка: обогащается словарь, создаются предпосылки для
развития связной речи.
Технология проектной деятельности.
1 этап. Постановка проблемы
2 этап. Разработка проекта
- Составление перспективного планирования мероприятий проекта
- Подбор методического и иллюстрационного материала
- Изготовление мнемотаблиц
3 этап. Работа над проектом
- выполнение проекта в режимных моментах
4 этап. Продукт проекта
- Викторина-эстафета «Сказки водят хоровод»
- Обработка и оформление материалов проекта в виде альбома
План реализации проекта:
Октябрь
1
неделя
Чтение сказки
«Крылатый, мохнатый да
масляный».
Знакомство с
мнемотаблицей
Заучивание
стихотворения: П.Образцов
«Желтеют листья на осине» по
мнемотаблице
2
неделя
Пересказ сказки
«Крылатый, мохнатый да
масляный» по
мнемотаблице
Д/и «Придумай загадку» (фрукты)
по мнемотаблице
3
неделя
Знакомство с
мнемотаблицей «Осень»
Д/и «Истории в картинках»
(«Домик для гусеницы»
составление рассказа по серии
сюжетных картин)
4
неделя
Составление описательного
рассказа по мнемотаблице
на тему «Осень»
Повторение стихотворения
П.Образцова «Желтеют листья на
осине»
Ноябрь
1
неделя
Чтение сказки «Заяц-
хвастун».
Знакомство с
мнемотаблицей
Заучивание стихотворения
В.Приходько «Улетали лебеди с
севера на юг» по мнемотаблице
2
неделя
Пересказ сказки «Заяц-
хвастун» по мнемотаблице
Д/и «Придумай загадку» (овощи)
по мнемотаблице
3
неделя
Д/и «Герои русских сказок»
Д/и «Составь предложение» по
мнемодорожке
4
неделя
Д/и «Истории в картинках»
(«Воздушный шарик»
составление рассказа по
серии сюжетных картин)
Повторение
стихотворения В.Приходько
«Улетали лебеди с севера на юг»
Декабрь
1
неделя
Чтение эскимосской сказки
«Как лисичка бычка
обидела».
Знакомство с
мнемотаблицей.
Заучивание стихотворения:
П. Образцов «Зима идет» по
мнемотаблице
2
неделя
Пересказ эскимосской
сказки «Как лисичка бычка
обидела» по мнемотаблице
Составление описательного
рассказа «Игрушки» по
мнемотаблице
3
неделя
Знакомство с
мнемотаблицей «Зима"
Д/и «Истории в картинках»
(«Зимняя прогулка» составление
рассказа по серии сюжетных
картин)
4
неделя
Составление описательного
рассказа по мнемотаблице
«Зима»
Повторение
стихотворения П. Образцова
«Зима идет»
Январь
1
неделя
Чтение рассказа
Н.Калининой «Про снежный
колобок».
Знакомство с
мнемотаблицей
Заучивание стихотворения:
П.Образцов «В лесу» по
мнемотаблице
2
неделя
Пересказ рассказа
Н.Калининой «Про снежный
колобок» по мнемотаблице
Д/и «Назови русскую народную
сказку»
3
неделя
Д/и «Истории в картинках»
(«Новогодние превращения»
составление рассказа по
серии сюжетных картин)
Составление описательного
рассказа «Птицы» по
мнемотаблице
4
неделя
Д/и «Чей это домик»
Повторение стихотворения
П.Образцова «В лесу»
Февраль
1
неделя
Чтение рассказа А.Н.
Толстого «Ёж».
Знакомство с
мнемотаблицей.
Заучивание стихотворения:
П. Образцов «Север мой» по
мнемотаблице
2
неделя
Пересказ рассказа
А.Н.Толстого «Ёж» по
мнемотаблице
Составление описательного
рассказа «Дикие животные» по
мнемотаблице
3
неделя
Д/и «Истории в картинках»
(«Неудачная прогулка»
составление рассказа по
серии сюжетных картин)
Д/и «Расскажи сказку» по
мнемотаблице.
4
неделя
Составление рассказа на
тему: «Зимние развлечения»
с использованием
мнемотаблицы
Повторение стихотворения
П.Образцова «Север мой»
Март
1
неделя
Чтение русской народной
сказки «Лиса и рак».
Знакомство с
мнемотаблицей.
Заучивание стихотворения:
П.Образцов «Март» по
мнемотаблице
2
неделя
Пересказ русской народной
сказки «Лиса и рак» по
мнемотаблице
Д/и «Составь предложение»
3
неделя
Д/и «Расскажи сказку» по
мнемотаблице
Творческое рассказывание «Моя
любимая мама»
4
неделя
Знакомство с
мнемотаблицей «Весна»
Повторение стихотворения
П.Образцова «Март»
Апрель
1
неделя
Составление описательного
рассказа по мнемотаблице
«Весна»
Заучивание стихотворения:
И.Белоусов «Весенняя гостья» по
мнемотаблице
2
неделя
Чтение рассказа В. Бианки
«Купание медвежат».
Знакомство с
мнемотаблицей
Составление описательного
рассказа «Домашние животные»
по мнемотаблице
3
неделя
Рассказывание рассказа В.
Бианки «Купание медвежат»
по мнемотаблице
Д/и «Истории в картинках» («Как
мышонок забор покрасил»
составление рассказа по серии
сюжетных картин)
4
неделя
Творческое рассказывание
«Моя любимая игрушка»
Повторение стиховтворения
И.Белоусова «Весенняя гостья»
Май
1
неделя
Чтение русской народно
сказки «Лиса и журавль».
Знакомство с
мнемотаблицей.
Заучивание стихотворения
В.Орлова «Ты скажи мне,
реченька лесная…» по
мнемотаблице
2
неделя
Пересказ русской народной
сказки «Лиса и журавль» по
Составление описательного
рассказа «Цветы» по
мнемотаблице.
мнемотаблице
3
неделя
Д/и «Истории в картинках»
(«Находчивый мышонок»
составление рассказа по
серии сюжетных картин)
Д/и «Отгадай загадку»
(составление описательных
рассказов по мнемотаблицам)
4
неделя
Викторина-эстафета
«Сказки водят хоровод»
Повторение стихотворений по
мнемотаблицам
Работа с родителями
-
Повышать
психолого-
педагогическую
компетентность
родителей
(законных представителей) по речевому развитию
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Феврал
ь
Март
Апрель
Май
Консульт
ация
«Использ
ование
мнемотех
ники в
развитии
речи
детей»
Семинар
«Наглядн
ое
моделиро
вание как
эффектив
ное
средство
развития
речи
детей».
Практиче
ская
деятельн
ость с
родителя
ми по
изготовле
нию
мнемотаб
лиц.
Размещени
е на
информац
ионном
стенде:
Буклет «
Что такое
мнемотабл
ица»
Консульта
ция для
родителей
в форме
индивидуа
льной
беседы:
«Для чего
нужна
артикуляц
ионная
гимнастик
а»
Памятка
для
родителе
й «Речь
малыша
формиру
ется в
общении
с
окружаю
щими
его
взрослы
ми»
Консуль
тация
«Как
научить
ребенка
пересказ
у»
Папка-
передви
жка
«Учим
ребенка
составля
ть
описател
ьный
рассказ»
Беседа
«Использ
ование
метода
наглядног
о
моделиро
вания при
заучивани
и
стихотвор
ения»
НОД
«Совме
стное
творчес
кое
составл
ение
сказки
по
моделя
м»