Автор: Денисова Наталья Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 10"
Населённый пункт: Город Шадринск, Курганская область
Наименование материала: конспект
Тема: Знакомство с картиной художника
Раздел: дошкольное образование
Тема «Знакомство с картиной «Утро в сосновом бору»
Цель:
Познакомить
с
картиной
И.
Шишкина
«Утро
в
сосновом
бору».
Задачи:
1. Формировать интерес к живописи, развивать эстетический вкус через
восприятие картины.
2.Учить детей отвечать на вопросы по содержанию картины полным
предложением используя в речи сравнение и эпитеты для характеристики
состояния природы.
3.
Развивать умение подбирать прилагательные, употреблять трудные
формы родительного падежа множественного числа (медведей, сосен).
4.Знакомить детей с многообразием родной природы,
с растениями и
животными леса. Учить устанавливать причинно-следственные связи между
природными явлениями.
5. Развивать стремление детей передавать своё отношение к картине, через
эмоции и различные речевые средства.
6.Развивать умение выполнять движения в соответствии с текстом «
Весёлые мишки».
Предварительная
работа: рассматривание
картин
о
природе,
Наблюдение
за
деревьями,
беседы
о
разных
жанрах
живописи,
дидактические игры «Маленькие художники», «Дикие животные». Чтение
художественной литературы (К.Г. Паустовский, В. Бианки, М. М. Пришвин).
Словарная работа: дремучий, непроходимый, мохнатые, нетронутый, бор,
глухой, забавные, медвежата, сосны.
Материалы: репродукция
картины
«Утро
в
сосновом
бору»,
И.И.
Шишкина, «Звуки леса», проектор.
Ход НОД:
1.
Вступительная беседа
(Звучит музыка – звуки леса)
- Ребята,
сегодня будет необычный день. Полный волшебства и превращений. Да, да,
вы
не
ослышались.
Сегодня
каждый
из
вас
получит
возможность
переместиться в пространстве и времени, оказавшись далеко- далеко отсюда.
Сегодня я буду волшебницей, а помогать мне в этом будет моя волшебная
палочка. Однако, для того, чтобы узнать, куда мы сегодня с вами отправимся
в путешествие, нужно сначала отгадать загадки, с помощью которых вы
узнаете название волшебной картины. Внимательно слушайте и отгадывайте
первое слово:
Вот проснулось в небе солнце,
Заглянуло к нам в оконце.
Петушок горланит мудро,
Возвещая: «Это…»
Дети: Утро!
-Правильно дети! Первая подсказка — это слово утро.
Продолжаем отгадывать. Следующая загадка - подсказка.
На мне иголки,
Но я не пихта и не ёлка.
Стройна, прекрасна, зелена
Весь год красавица…
Дети: Сосна!
-Правильно дети! Вторая подсказка — это слово сосна. Продолжаем
отгадывать последнюю подсказку.
Возле леса на опушке,
Украшая темный…..,
Вырос пестрый, как Петрушка,
Ядовитый мухомор.
Какое слово было пропущено?
Дети: Бор.
-
Да, правильно.
Теперь у вас есть три слова подсказки (утро, сосна, бор). Кто из вас уже
догадался, о какой картине идет речь?
Я
вам
еще
дам
небольшую
подсказку
–
фамилия
художника
Шишкин.
Дети: Художник назвал картину «Утро в сосновом бору».
- А какое название для картины дали бы вы? (ответы детей).
- Я вас поздравляю, вы справились с заданием, поэтому приготовьтесь к
волшебству.
(На проекторе картина И.И. Шишкина « Утро в сосновом бору»).
-
Перед
нами
картина
Ивана
Шишкина
«Утро
в
сосновом
бору».
- Давайте сначала эту картину рассмотрим издалека. (Дети рассматривают
картину и отвечают на вопросы).
- Кто хочет поделиться впечатлениями? Что вы видите на картине? Какое
настроение вызывает эта картина у вас, что вам хочется делать, глядя на неё?
Дети: Когда смотришь на эту картину, так и хочется попасть в сосновый бор
и
вдохнуть
запах
хвои,
ступить
босой
ногой
на
влажный
мягкий
мох.
А теперь, как я и обещала вам, мы перенесемся далеко- далеко с помощью
нашей волшебной палочки, и, окажемся на картине в том самом лесу.
Ребята, давайте закроем глаза и представим, что мы оказались в этом
сосновом лесу. Заглянем за эти могучие и сказочные сосны. Что же там?
(Воспитатель взмахивает волшебной палочкой и говорит слова заклинания.
Далее отдельно каждому ребенку предлагается описать какой- то элемент
картины, передав ощущение, что ребенок находится в лесу).
Слова заклинания
Если мы глаза закроем.
И подсматривать не будем
Мы волшебный мир откроем.
О котором не забудем.
- Откройте глаза, и осмотритесь кругом. Вы сейчас перенеслись на эту
картину, скажите какое время суток изображено на картине? (ответы детей:
утро). Какое? (раннее, солнечное). Почему вы так решили? (ответы детей :
потому что видны облака) Какие облака? (ответы детей: нежные, розовые).
Лес
какой?
(ответы
детей:
густой
и
непроходимый).
- Кто изображен в центре картины? (ответы детей: мама медведица и
трое медвежат). Какие медвежата? (ответы детей: шаловливые, маленькие,
мохнатые, а один любопытный).
Художник Иван Иванович Шишкин никогда не рисовал животных,
поэтому изобразить мишек ему помог художник Константин Савицкий — его
друг. Играющие медвежата получились очень забавными.
Посмотрите
внимательно:
Какие
деревья
нарисовал
художник?
(сосны).
Правильно, это сосны.
Посмотрите, какие они высокие, могучие. А как называется лес, в
котором растут сосны? (сосновый лес).
Стихотворение, по картине И.И. Шишкина.
Чтение
стихотворения:
«Сосны до небо хотят дорасти,
Ветвями небо хотят
подмести,
Чтобы в течение года
Ясной стояла погода».
- Каким изображает художник сосновый бор? (ответы детей: таинственный,
сказочный).
- Что изобразил художник на дальнем плане? (ответы детей: сосны), какие?
(ответы детей: высокие, могучие, вековые).
Какие чувства испытываешь, глядя на эту картину? (ответы детей: чувства
радости и бодрости).
- А давайте мы с вами сейчас поиграем и представим что мы весёлые
мишки.
Физминутка: «Веселые мишки»
Утром в сосновом бору (подпрыгивают)
Затеяли мишки игру:
Забравшись на дерево, мишки (взмахи руками)
Кидали сосновые шишки…
А мама - медведица сердится:
(качают головой)
-Слезайте! – кричит им медведица.
Вы что ж опять натворили?
Такую сосну повалили!
Но маму не слушают дети.
(легко
бегут
по
кругу) Довольны
собою
медведи:
-
Пусть
с
виду
мы
косолапые, (показывают,
как
ходит
медведь)
Зато мы ребята не слабые!
Мы не видим художника, не слышим его голоса, но как он рассказал нам о
красоте леса? Верно, ребята, кистью и красками.
Ребята, наше путешествие подходит к концу. Нам нужно возвращаться
обратно. Для этого я вновь взмахну своей волшебной палочкой, и мы с вами
вернемся назад.
Возвращение ( слова заклинания)
Снова мы глаза закроем
И подсматривать не будем
В детский садик мы вернемся
Мир волшебный не забудем
-Ребята, давайте вспомним имя художника, чью картину мы с вами сегодня
рассматривали?
В
каком
жанре
написана
картина?
Как
она
называется? \
-Художник хотел показать не только прелесть летнего солнечного утра, он
отобразил кусочек жизни соснового леса, жизни во всем её многообразии и
красоте. Ничего нельзя нарушать в этом мире, пусть он будет таким же
прекрасным и полным тайн.
Рефлексивный момент
- Когда вы придете, сегодня домой, что вы расскажете маме, папе? Где мы
были? Понравилось ли вам наше с вами путешествие? Что вам больше всего
запомнилось? А как называется эта картина?