Автор: Александрина Виктория Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №3 им.Адмирала Нахимова
Населённый пункт: город Геленджик, Краснодарский край
Наименование материала: статья
Тема: "Использование продуктивных способов организации деятельности учащихся на уроках литературного чтения при работе с рассказом"
Раздел: начальное образование
Слайд №1
Я хочу поделиться собственным опытом работы по использованию
продуктивных способов организации деятельности учащихся на
уроках литературного чтения при работе над рассказом.
Слайд №2
Ориентиром для меня служат требования программы. Слайд перед
вами.
Использовать и решать эти задачи эффективно можно при изучении
такого литературного жанра как рассказ.
Слайд №3
Входе работы над анализом первых коротких рассказов, мы,
вместе с детьми, формулируем определение рассказа.
Путём сравнения и анализа ученики сами делают вывод об
особенностях литературного произведения: небольшой объёмом и
единство событий. После знакомства с текстом ребята сами
убеждаются, что рассказ повествует не обо всей жизни человека, а
о каком-то конкретном её моменте, повлиявшем на судьбу героя.
То есть не в прошедшем или в будущем времени, а в настоящем.
Слайд №4
Далее, путём совместного анализа текста мы определяем, что в
рассказе выделяют 3 части: завязка, кульминация и третья
составляющая заключительное действие – развязка. Без знания
теории и умения на практике первоначально видеть в тексте, а в
последствии, в ходе работы над собственным текстом сочинять эти
части, невозможно решить программные задачи.
Слайд №5
Перед вами особенности рассказа, которые дети применяют или
когда определяют жанр произведения или когда работают над
созданием своего рассказа. Ведь именно эти знания позволяют
детям начать работу по созданию собственных сочинений. Имея
представления об особенностях написания рассказа, о
последовательности частей, ребята правильно выстраивают свои
мысли в своих работах.
Слайд №6
Приём «Лента времени» используется мною в двух направлениях:
для формирования верного представления об авторе рассказа
(период жизни автора) и для определения описываемой в рассказе
эпохи. Это позволяет ориентироваться
в содержании текста и
понимать его целостный смысл; находить в тексте требуемую
информацию.
Слайд №7
Знакомясь с биографией и творчеством писателей на ленте времени
ребята с большим интересом определяют не только даты жизни
писателя, но и, размещая портреты других авторов, делают вывод о
соратниках по перу и сравнивают их произведения по различным
параметрам.
Слайд №8
При знакомстве ребят с биографией писателя я использую
необычный приём «Биография +». Сама или с помощью детей
представляем интересные факты из жизни писателя, которые
понятны детям. Эти знания позволяют делать выводы, строить
предположения, преобразовывать текст, используя новые формы
представления
информации
и
доказывают
неординарность
личности автора, вызывая живой интерес у детей. Например. Во
время работы над рассказом А.И. Куприна «Барбос и Жулька», я
задала вопрос: «Как можно было помочь Жульке?» Дети отвечали
по-разному и прозвучал один ответ: «Мог бы помочь Мамин-
Сибиряк». Казалось бы, что общего между трагедией собаки
Жульки из рассказа Куприна и Маминым-Сибиряком?! Но ребёнок
применил имеющиеся знания для ответа на вопрос. При изучении
рассказов Д.Н. Мамина-Сибиряка, ребята узнали, что одна из
приобретённых им профессий была ветеринар вот он то смог бы
вылечить Жульку.
Слайд № 9
Приём «Место на карте» позволяет решать учебно-познавательные
и учебно-практические задачи, требующие полного понимания
текста рассказа. Ребята на карте и глобусе определяют место
происходящего события. Например, изучая рассказ «Приёмыш»
Д.Н. Мамина - Сибиряка, учащихся заинтересовал вопрос, куда
улетел Приёмыш. Ребята определили путь перелётных птиц с
помощью глобуса.
Слайд №10
На
этапе
работы
с
текстом
рассказа
я
использую
приём
«Подтвердить или опровергнуть». Учащиеся учатся подтверждать
или опровергать утверждения. Утверждения автора или героев
рассказа,
учителя
или
ученика.
Благодаря
этому
приёму
формируется навык выдвигать гипотезу,
подтверждать или
опровергать её используя цитаты из текста или собственные
выводы после прочтения рассказа. Этот приём способствует
выполнению программной задачи -
умение ориентироваться в
содержании текста и понимать его целостный смысл.
Слайд №11
Работая над рассказом, я использую концептуальную таблицу.
Концептуальная таблица – это педагогический метод, который
направлен на создание сравнительной таблицы.
Он учит учащихся рассматривать тему с разных сторон,
анализировать и обобщать информацию.
Это один из способов обучения учеников критическому
осознанному
мышлению,
который
формирует
сравнительную
систему суждений, способствует умению находить и анализировать
отличительные признаки объектов.
Считаю, что приём «Концептуальная таблица» особенно полезен,
когда предполагается сравнение трёх или более объектов, или
вопросов.
Таблица строится так: по горизонтали располагается то, что
подлежит сравнению, а по вертикали — черты и свойства, по
которым это сравнение проходит.
В общем виде концептуальная таблица может выглядеть
следующим образом ( на слайде)
Приём «Концептуальная таблица» является приёмом технологии
развития критического мышления.
Слайд №12
Работая над образами главных героев, при вторичном чтении,
опираясь на текст рассказа, учащиеся составляют две таблицы.
Первая описание внешности. Вторая описание черт характера.
В ходе данной работы формируются и развиваются такие
умения:
- вести поиск и отбор информации;
· обобщать пройденный материал;
· сравнивать и анализировать;
· умение выделять главное и проводить аналогии;
Слайд №13
Продуктивным при изучении рассказов считаю приём «Проба
пера». Здесь учащиеся выступают в роли творца, опираясь на
теоретические знания о рассказе: определение, составляющие части
и жанровые особенности. Ученики получают авторский опыт и
опыт слушателя и критика, что полностью соответствует
требованиям ФГОС
Слайд №14
Исходя из этого, ребята могут самостоятельно написать:
рекламную брошюру понравившейся части рассказа, дать совет
герою, написать эссе. Весь материал собирается. Результаты
приёма «Пробы пера» оформляются в «Литературной газете».
Слайд №15
Выполняя раздел программы: творческая деятельность (на основе
текстов рассказов) Письмо (культура письменной речи) Говорение
(культура речевого общения). Я использую такую форму
организации деятельности учащихся, как – работа над проектом.
Создание проекта начинается с первого урока изучения темы
раздела.
Слайд №16
Ребята собирают информацию о творчестве писателей, рисуют
иллюстрации к прочитанным рассказам, сочиняют продолжения,
пишут отзывы, аннотации, составляют кластеры. Весь материал
оформляем в «Литературной газете». Защищаем проект на итоговом
занятии по разделу.
Слайд №17
В своей работе я применяю и другие эффективные приёмы работы
над рассказом (слайд перед вами). Я убеждена, что литературное
чтение — это не точная наука, а наука, позволяющая ошибаться,
менять своё мнение, переживать, любить, радоваться, гордиться,
творить.